Автор: Бажина Надежда Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 25
Населённый пункт: Северск Томской области
Наименование материала: статья
Тема: Этно-культура как метод воспитания патриотизма
Раздел: дошкольное образование
На сегодняшний день все большой интерес у нашего общества вызывают
этнические вопросы - происхождение языка и культуры и национальная
история. Особую роль в воспитании подрастающего поколения играет
региональный фактор - место рождения, традиции и культура родного края,
так как именно с прививания ребенку культуры и исторических особенностей
места рождения начинается сбережение и поддержка национального
наследия.
В становлении личности ребёнка немалую роль играет включение в процесс
воспитания элементов народной культуры, особенно эти методы
положительно влияют на развитие ребёнка в общеобразовательных
дошкольных учреждениях, являясь неотъемлемым элементом комплекса мер
по развитию личности. В каждом отдельно взятом регионе существуют свои
традиции и особенности культуры и именно они закладывают фундамент в
развитие и воспитание подрастающего поколения. В самом раннем детстве
происходит формирование осознания принадлежности себя к той или иной
этнической группе, прививание национальных ценностей. Необходимо
понимать, что именно в первые годы жизни происходит становление
личности и характера, накладывается влияние окружающего мира, эти
факторы и становятся определяющими в дальнейшей жизни ребёнка,
определяют нормы поведения в социуме, формируют образ и качество его
жизни.
Однако, не только лишь окружающий мир и этнические особенности края
влияет на формирование личности ребёнка, но и необходимость
актуализации комплекса национальных образовательных мер, а также целой
системы образования. Закон РФ «Об образовании» и дополнения к этому
закону постоянно усовершенствуются и реформируются с учетом
региональных особенностей разных областей. Главными, и, безусловно,
самыми ценными принципами этого закона являются: приоритет
национально-этнических ценностей, свободное развитие личности,
всесторонняя защита обучаемого, доступность и многообразие методов
обучения.
По мнению многих специалистов в области развития культуры, таких, как
А.И. Арнольдов, Н.П. Денисюк, Л.А. Ибрагимов, А.И. Лазарев, Р.М.
Римбург, В.М. Семенов, каждый отдельный этнос стремится не только
сохранить и приумножить памятники своей истории, традиции и
особенности национальности, но и передать их подрастающему поколению,
прививают любовь к истории своего народа, поручают передавать традиции
младшим поколениям, что в свою очередь становится все более актуальным
вспомогательным методом в современной педагогике.
Исторически сложилось так, что старшее поколение всегда передавало
младшему свои традиции, касающиеся не только национальных праздников,
религии или веры. Очень многие житейские мудрости, методы воспитания
детей, культурные и духовные ценности, жизненный и повседневный опыт
так же передавались и направляли подрастающее поколение во взрослую
жизнь, с напутствием сохранить и укрепить этнические традиции. Почему же
так сильна ценность национального наследия и почему передаётся оно
веками от поколения к поколению? Очевидно, что причина в самых добрых
намерениях старшего поколения привить гуманное отношение ко всему
живому, поднять духовное над материальным, облагородить порывы
человеческой души, воспитать в ребёнке благородство и великодушие.
Именно эти вечные ценности ставит во главу угла народная педагогика.
Этническая принадлежность к определённой национальной группе
становится для ребёнка первоочередным моментом в познании истории
своей родины и культуры, особенностей этноса, культивировании
человеческих ценностей, становлении его как личности, приобретении
личностных сильных качеств характера. При этом, следует помнить, что
важнейшие годы для закладывания национальных ценностей своего народа -
дошкольные. Ведь ребёнок - это будущий взрослый, который, по мнению
педагогических теоретиков В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С.
Лихачева, при грамотном воспитании его в своей национальной среде
непременно будет помнить, сохранит и передаст национальные обычаи
своего народа, включая и методы воспитания, традиции и опыт накопленный
народом, дальше по поколению уже своим детям.