Автор: Лукьянова Тамара Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа»
Населённый пункт: Новокузнецкий район, п. Кузедеево
Наименование материала: Статья
Тема: Пути достижения планируемых результатов в рамках реализации ФГОС НОО (из опыта работы)
Раздел: начальное образование
Пути достижения планируемых результатов
в рамках реализации ФГОС НОО (из опыта работы)
Аннотация В статье поднимается проблема, связанная с достижением
образовательных результатов у младших школьников, которая выявилась
благодаря диагностике. Показана значимость правильной организации
деятельности учащихся начальных классов для достижения эффективных
результатов обучения.
Одним из важнейших аспектов педагогической деятельности является
оценка полученных результатов, в ходе которой можно установить успешность
и результативность образовательного процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит
чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания, а
продуктивные по применению знаний и умений, предполагающие создание
учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и
т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо
проводить
метапредметные
диагностические
работы,
составленные
из
компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных,
но и регулятивных и коммуникативных действий.
Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное –
комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по
отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником
– его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это
получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые
таблицы образовательных результатов. Самое главное, что все помещаемые в
таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной
отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке
каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
Проблем, возникающих в процессе обучения в начальной школе,
насчитывают достаточно много. Благодаря диагностике выявились проблемы в
моем третьем классе.
В своей статье я остановлюсь только на одной - дети хотят смотреть, а не
слушать.
Три года назад в интернете кто-то загадал загадку: «Есть глаза - не видят,
есть уши - не слышат, есть рот - не говорит» 234 человека ответили, что это
ученик. Вот уже несколько лет в школу приходят поколения, которые больше
привыкли смотреть, чем слушать. Это дети, которые основные истории
услышали не из прочитанных родителями книг и не от родных, а посмотрели, и
для них визуальная форма подачи информации стала основной. Это гораздо
более простая форма, и нужно приложить гораздо меньше сил, чтобы что-то
усвоить из видео. Эти дети в школе не могут слушать, они две минуты слушают
и отключаются, у них плывет внимание. У них нет органических нарушений –
они просто не приучены к принятой в школе форме подачи информации.
Это формируется родителями – часто ребенка удобно «выключить»,
поставив ему мультики, и таким образом формируется не слушатель, не
деятель, а зритель, пассивно потребляющий визуальную информацию.
Например, учитель говорит: «Ребята, закрасьте второй кружок
красным». После этого задается масса вопросов: «А я не понял, что делать
надо? А здесь? А этим карандашом? А можно вот так? А у меня
правильно?» И это касается не только первого класса, но и второго, и
третьего, и, даже, четвертого.
Учитель объясняет задание еще несколько раз, иногда показывает
образец. Собрав тетради, он обнаруживает, что несколько ребят все-таки
выполнили это простое задание неверно: кто-то использовал другой цвет, а
кто-то нужным цветом закрасил другую фигуру.
Можно попытаться мотивировать их на правильное выполнение
инструкции запугиванием снизить оценку на балл, а за правильное
оформление работы обещание поставить дополнительный балл. И все
равно, после объяснения в третий и четвертый раз, среди сданных работ
будет одна, выполненная неправильно.
В чем причина:
1. Ребенок не может понять, чего от него хотят, потому что ему плохо
объясняют.
2. Ребенок не понимает инструкцию из-за проблем со вниманием или
поведением.
3. Ребенок не хочет понимать и делает все неправильно нарочно.
Необходимо различать детей с нарушениями внимания и тех, кто
именно в этот раз не смог сосредоточиться. Он мог не выспаться, плохо
себя чувствовать, его занимали какие-то другие проблемы — поссорился с
другом, папа сказал, что не купит ему велосипед...
На внимание и собранность детей младшего школьного возраста
больше влияют семейные проблемы, а на старшеклассников — проблемы в
общении со сверстниками.
Другое дело — постоянная рассеянность внимания, неумение
сосредоточиться на чем-то одном, подолгу заниматься определенным
видом деятельности. Это может быть результатом, как психологической
незрелости личности, так и серьезных проблем с произвольностью,
вниманием и самоконтролем.
Многие проблемы со вниманием можно было бы снять с помощью
правильной организации деятельности учащихся начальных классов.
1.
Постоянная последовательность действий из урока в урок (открыли
учебники, достали тетради, все убрали и т.д.).
2.
Смена деятельности каждые 10–15 минут (устный опрос, письменное
задание, чтение вслух и т.д.).
3.
Физкультминутки, особенно если видите, что внимание детей
рассеивается.
4.
Избежать непонимания на уроке помогут:
— задания, состоящие из коротких предложений, содержащие примеры;
— планы и алгоритмы действия;
— поэтапное приучение учащихся к соблюдению правил: сначала
закрепляем одно требование, затем другое и т.д.
5.
Использование развивающих игр и упражнений
Упражнение "Следи за своей речью".
Упражнение "Запрещенная буква".
Упражнение "Скрытая подсказка".
Упражнение "Спрятанное слово" и др.
Вся работа должна строиться на принципах:
1.
деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо
деятельности;
2.
психологической комфортности - ребёнок не должен чувствовать свои
неудачи;
3.
сотрудничества педагога со школьной психологической службой и
родителями;
4.
индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуально-
типологические особенности каждого ребёнка;
5.
последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых
простых, постепенно усложняя их по мере овладения;
6.
поэтапности - необходимо сначала включать в учебную деятельность
упражнения для развития объёма и концентрированности внимания,
затем устойчивости и распределения и, наконец, переключаемости и
интенсивности (варианты распределения упражнений для тренировки
различных свойств внимания могут быть различными, т. к.
психологическая диагностика детей поможет выявить те свойства
внимания, развивать которые необходимо в первую очередь);
7.
цикличности - включать развивающие упражнения в уроки необходимо
определёнными циклами, продолжительность которых составляет в
среднем примерно два месяца. Повторять эти циклы в течение учебного
года целесообразно 2-3 раза.
Такая работа позволяет выстраивать индивидуальные траектории
движения школьников с учётом зоны ближайшего развития и формировать их
положительную учебную и социальную мотивацию,
определять пути и способы
достижения социально желаемого уровня (результата) развития обучающихся:
духовно-нравственного, личностного роста, формирования метапредметных и
предметных действий.
Таким образом, чем более разнообразна будет структура уроков, чем
неожиданнее и удивительнее будет его начало, тем эффективнее дети будут
включаться в учебную деятельность и тем она будет результативнее.
Литература:
1.
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе: От действия к мысли: Пособие для учителя. – 2 – е изд.
— М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
2.
Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред.
Н.В. Бордовской и др. – М.: КНОРУС, 2010.