Напоминание

Пути достижения планируемых результатов в рамках реализации ФГОС НОО (из опыта работы)


Автор: Лукьянова Тамара Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа»
Населённый пункт: Новокузнецкий район, п. Кузедеево
Наименование материала: Статья
Тема: Пути достижения планируемых результатов в рамках реализации ФГОС НОО (из опыта работы)
Раздел: начальное образование





Назад




Пути достижения планируемых результатов

в рамках реализации ФГОС НОО (из опыта работы)

Аннотация В статье поднимается проблема, связанная с достижением

образовательных результатов у младших школьников, которая выявилась

благодаря диагностике. Показана значимость правильной организации

деятельности учащихся начальных классов для достижения эффективных

результатов обучения.

Одним из важнейших аспектов педагогической деятельности является

оценка полученных результатов, в ходе которой можно установить успешность

и результативность образовательного процесса.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит

чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.

Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания, а

продуктивные по применению знаний и умений, предполагающие создание

учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и

т.п.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо

проводить

метапредметные

диагностические

работы,

составленные

из

компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных,

но и регулятивных и коммуникативных действий.

Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное –

комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по

отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником

– его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это

получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые

таблицы образовательных результатов. Самое главное, что все помещаемые в

таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной

отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке

каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.

Проблем, возникающих в процессе обучения в начальной школе,

насчитывают достаточно много. Благодаря диагностике выявились проблемы в

моем третьем классе.

В своей статье я остановлюсь только на одной - дети хотят смотреть, а не

слушать.

Три года назад в интернете кто-то загадал загадку: «Есть глаза - не видят,

есть уши - не слышат, есть рот - не говорит» 234 человека ответили, что это

ученик. Вот уже несколько лет в школу приходят поколения, которые больше

привыкли смотреть, чем слушать. Это дети, которые основные истории

услышали не из прочитанных родителями книг и не от родных, а посмотрели, и

для них визуальная форма подачи информации стала основной. Это гораздо

более простая форма, и нужно приложить гораздо меньше сил, чтобы что-то

усвоить из видео. Эти дети в школе не могут слушать, они две минуты слушают

и отключаются, у них плывет внимание. У них нет органических нарушений –

они просто не приучены к принятой в школе форме подачи информации.

Это формируется родителями – часто ребенка удобно «выключить»,

поставив ему мультики, и таким образом формируется не слушатель, не

деятель, а зритель, пассивно потребляющий визуальную информацию.

Например, учитель говорит: «Ребята, закрасьте второй кружок

красным». После этого задается масса вопросов: «А я не понял, что делать

надо? А здесь? А этим карандашом? А можно вот так? А у меня

правильно?» И это касается не только первого класса, но и второго, и

третьего, и, даже, четвертого.

Учитель объясняет задание еще несколько раз, иногда показывает

образец. Собрав тетради, он обнаруживает, что несколько ребят все-таки

выполнили это простое задание неверно: кто-то использовал другой цвет, а

кто-то нужным цветом закрасил другую фигуру.

Можно попытаться мотивировать их на правильное выполнение

инструкции запугиванием снизить оценку на балл, а за правильное

оформление работы обещание поставить дополнительный балл. И все

равно, после объяснения в третий и четвертый раз, среди сданных работ

будет одна, выполненная неправильно.

В чем причина:

1. Ребенок не может понять, чего от него хотят, потому что ему плохо

объясняют.

2. Ребенок не понимает инструкцию из-за проблем со вниманием или

поведением.

3. Ребенок не хочет понимать и делает все неправильно нарочно.

Необходимо различать детей с нарушениями внимания и тех, кто

именно в этот раз не смог сосредоточиться. Он мог не выспаться, плохо

себя чувствовать, его занимали какие-то другие проблемы — поссорился с

другом, папа сказал, что не купит ему велосипед...

На внимание и собранность детей младшего школьного возраста

больше влияют семейные проблемы, а на старшеклассников — проблемы в

общении со сверстниками.

Другое дело — постоянная рассеянность внимания, неумение

сосредоточиться на чем-то одном, подолгу заниматься определенным

видом деятельности. Это может быть результатом, как психологической

незрелости личности, так и серьезных проблем с произвольностью,

вниманием и самоконтролем.

Многие проблемы со вниманием можно было бы снять с помощью

правильной организации деятельности учащихся начальных классов.

1.

Постоянная последовательность действий из урока в урок (открыли

учебники, достали тетради, все убрали и т.д.).

2.

Смена деятельности каждые 10–15 минут (устный опрос, письменное

задание, чтение вслух и т.д.).

3.

Физкультминутки, особенно если видите, что внимание детей

рассеивается.

4.

Избежать непонимания на уроке помогут:

— задания, состоящие из коротких предложений, содержащие примеры;

— планы и алгоритмы действия;

— поэтапное приучение учащихся к соблюдению правил: сначала

закрепляем одно требование, затем другое и т.д.

5.

Использование развивающих игр и упражнений

Упражнение "Следи за своей речью".

Упражнение "Запрещенная буква".

Упражнение "Скрытая подсказка".

Упражнение "Спрятанное слово" и др.

Вся работа должна строиться на принципах:

1.

деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо

деятельности;

2.

психологической комфортности - ребёнок не должен чувствовать свои

неудачи;

3.

сотрудничества педагога со школьной психологической службой и

родителями;

4.

индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуально-

типологические особенности каждого ребёнка;

5.

последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых

простых, постепенно усложняя их по мере овладения;

6.

поэтапности - необходимо сначала включать в учебную деятельность

упражнения для развития объёма и концентрированности внимания,

затем устойчивости и распределения и, наконец, переключаемости и

интенсивности (варианты распределения упражнений для тренировки

различных свойств внимания могут быть различными, т. к.

психологическая диагностика детей поможет выявить те свойства

внимания, развивать которые необходимо в первую очередь);

7.

цикличности - включать развивающие упражнения в уроки необходимо

определёнными циклами, продолжительность которых составляет в

среднем примерно два месяца. Повторять эти циклы в течение учебного

года целесообразно 2-3 раза.

Такая работа позволяет выстраивать индивидуальные траектории

движения школьников с учётом зоны ближайшего развития и формировать их

положительную учебную и социальную мотивацию,

определять пути и способы

достижения социально желаемого уровня (результата) развития обучающихся:

духовно-нравственного, личностного роста, формирования метапредметных и

предметных действий.

Таким образом, чем более разнообразна будет структура уроков, чем

неожиданнее и удивительнее будет его начало, тем эффективнее дети будут

включаться в учебную деятельность и тем она будет результативнее.

Литература:

1.

Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в

начальной школе: От действия к мысли: Пособие для учителя. – 2 – е изд.

— М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)

2.

Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред.

Н.В. Бордовской и др. – М.: КНОРУС, 2010.



В раздел образования