Напоминание

Важные детали технического развития первоклассников в классе домры, гитары


Автор: Осуховская Нелля Викторовна
Должность: Преподаватель класса домры, гитары
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" г. Мирного
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) г. Мирный
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Важные детали технического развития первоклассников в классе домры, гитары
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Детская школа искусств» г. Мирного РС(Я)

Методическая разработка на тему:

«Важные детали технического развития

первоклассников

в классе домры, гитары»

Работу выполнила

преподаватель высшей категории

по классу домры, гитары

Осуховская Нелля Викторовна

г. Мирный

Введение

Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих

с учащимися по классу домры, гитары и содержит те сведения, которые

необходимо дать ученику на начальном этапе. Материал, представленный в

методическом пособии, может быть интересен и познавателен родителям

учащихся, которые занимаются в классе домры и гитары.

На начальном этапе обучения перед преподавателем стоит целый ряд задач:

заинтересовать ребенка, сформировать основные навыки постановки рук,

обучить азам музыкальной грамоты. Поскольку при самостоятельных

занятиях у учащихся могут закрепиться неправильные игровые навыки,

основной акцент падает на работу в классе.

Первые уроки должны охватывать теоретические и практические виды

работ: знакомство с устройством инструмента, понимание грифа, основы

звукоизвлечения, игры и упражнения, подготавливающие игровой аппарат к

исполнению пьес, знакомство с основными ладами музыки, чтение нотного

текста, слушание музыки.

Данное методическое пособие написано автором на основе большого

педагогического опыта.

Понятие «техники»

В первый год обучения ребенок погружается в сферу музыки, происходит

его знакомство с музыкальной грамотой, закладываются основы посадки и

постановки рук. У него формируются первоначальные игровые навыки.

Главная задача педагога на данном этапе – вызвать у ребенка большое

желание учиться музыке. Учащийся должен полюбить свой инструмент и

понять, что занятия музыкой приносят радость, но необходим и труд.

Цель обучения игре на любом музыкальном инструменте – получать

удовольствие от музицирования, привив детям комплекс практических

знаний, умений и навыков для этого. К таким навыкам относятся: умение

читать с листа, самостоятельно разучивать и исполнять произведения, подбор

по слуху, игра в ансамбле.

Что же такое «техника»? В широком смысле слова «техника» - сумма

умений, навыков, приемов игры, при помощи которых музыкант добивается

необходимого звучания. Это помощница художественного замысла, идеи,

заложенной в музыкальном произведении. Техника в узком смысле – это

скорость и точность пальцев, их беглость и ловкость. В домровой и гитарной

методике существенное влияние на формирование техники оказывает

координация движений.

Привлечь в класс домры и гитары можно с помощью демонстрации

наиболее впечатляющих качеств инструмента – звуковая яркость, броскость

аккордов, мягкость и красота звучания тремоло и беглость пассажей. С этих

позиций следует подходить к развитию техники домристов и гитаристов.

Следует не забывать, что наличие пальцевой беглости без качества

воспроизводимого звука (недожатие струн, неровность штриха т.д.) не несет

в себе ничего привлекательного.

Каждый музыкант должен овладеть необходимыми техническими

навыками игры, без которых невозможно ни сольное исполнение, ни участие

в

оркестре.

Прежде

всего,

необходимо

отработать

правильное

взаимодействие исполнительского аппарата в процессе игры, сюда входит -

посадка, расположение инструмента, способность извлекать звук, постановка

рук при игре.

Посадка. Организация игрового аппарата домриста.

Посадка домриста и постановка инструмента является одним из самых

важных моментов в процессе обучения игре на домре. Правильная посадка

должна отвечать двум основным требованиям: устойчивости инструмента и

свободы движения исполнительского аппарата во время игры.

На домре играют сидя, положив правую ногу на левую или сейчас (более

удобно) используют подставку для правой ноги. Сидеть следует на половине

стула с прямой спиной и небольшим наклоном корпуса вперед для

удержания инструмента. Высота головки грифа будет зависеть от положения

левой руки, согнутой в локте примерно под прямым углом. Плоскость деки

домры не должна быть вертикальной, а несколько наклонена с таким

расчетом, чтобы учащийся, глядя на гриф, видел все три струны.

Правильная посадка обеспечивает устойчивость домры во время игры,

создает хороший контакт исполнителя с инструментом.

В процессе воспитания юного домриста вопросам исполнительской

техники и ее последовательному развитию необходимо уделять постоянно

большое внимание. Определенный уровень технического развития, владение

инструментом – необходимое условие для успешной работы над любым

музыкальным произведением. Отсутствие прочной технической базы влечет

за собой невозможность раскрытия даже ярких музыкальных способностей.

Наиболее сложным элементом исполнительского аппарата является

постановка рук в процессе игры на домре. При этом особую трудность

вызывает сочетание разнообразных движений кисти, предплечья правой руки

и пальцев левой кисти руки.

Движения рук при игре на домре часто бывают очень сложными и при

недостаточной технической подготовке ребенка приводят к чрезмерному

физическому напряжению. Тогда-то и утрачивается самое главное – свобода,

легкость игры, без которых невозможно донести до слушателей характер и

содержание музыкального произведения.

Работа над техникой игры на домре должна быть подчинена определенной

цели, в соответствии с которой учащийся отрабатывает именно те движения,

которые необходимы для ее достижения.

Посадка. Организация игрового аппарата гитариста.

Игровой аппарат гитариста представляет собой единую кинематическую

цепь и является частью опорно-двигательной системы человека, состоящей

из пассивной части (костных звеньев) и активной (мускулатуры со всем ее

оснащением).

Двигательная система управляется, регулируется и координируется нервной

системой и находится в тесном взаимодействии с другими системами

организма – кровообращением, дыханием, обменом веществ и т. д.

В движениях гитариста участвуют плечевой пояс, плечо, предплечье, кисть и

пальцы. В известной степени принимает участие весть корпус (наклоны,

покачивания и изменения той или иной позы во время игры), также нельзя

забывать про ноги гитариста, так как они являются опорой и всегда

находятся в определенном положении (специфика посадки).

Основная функция игрового аппарата – наиболее точно реализовать

слуховое представление музыканта.

Очень

часто

можно

встретить

объяснение

свободы

как

полной

расслабленности, и многие педагоги делают огромную ошибку, идя по этому

пути. Да, действительно, когда ученики впервые приходят в класс, они

бывают ужасно зажаты физически, а главное психологически. И педагог

любыми способами пытается избавиться от скованности ученика. Начиная с

доигрового периода (всевозможные упражнения на расслабление мышц

разных частей тела) появляется расслабленность – полный покой, то есть

нулевое напряжение. И это правильно. Даже с инструментом в руках это

состояние можно и нужно ощущать. Но руководствоваться одним этим

состоянием при игре ни в коем случае нельзя. Вот что говорит на этот счет

современный американский методист Ли Райан: «Распространенная идея, что

игра должна быть полностью расслабленной, совершенно не состоятельна. И

посадка, и игра требуют определенного напряжения.

Слишком большое расслабление может привести к неверной посадке и

неточным движениям». Нужно четко разделять эти два понятия: «свободу»

следует понимать как готовность к действию, а расслабленность как

«мертвый покой» (ноль напряжения). Часто педагоги упускают этот момент,

что приводит к вялой, безвольной, бесхарактерной игре ученика.

Постановка правой руки является одним из важнейших компонентов,

определяющих качество гитарного звучания. Это та основа, на которой

строятся все движения пальцев. Наиболее важные, ключевые правила данной

постановки таковы:

1. «Руку надо чувствовать всю от плеча, держа ее как бы навесу, хотя

предплечье и касается корпуса гитары»; нельзя опираться на корпус гитары

всем весом руки.

2. Кисть, являясь как бы продолжением предплечья, «не висит свободно, а…

держится в нужном положении»; для ее удержания требуется необходимое и

достаточное напряжение.

3. Запястье должно быть слегка выпуклым, оно может находиться чуть выше

пястных суставов относительно деки гитары, но ни в коем случае не ниже.

Пясть обычно располагается параллельно деке.

Соблюдение

данных

правил

постановки

обеспечивает

достаточную

неподвижность кисти, способствует четкой работе пальцев, облегчает

контроль над их местонахождением, освобождает пальцевые мышцы от

лишнего напряжения и создает условия для правильного звукоизвлечения. От

правильной постановки и технического развития пальцев правой руки

зависит

и

исполнительская

свобода

игрового

аппарата

в

целом,

и

качественное звукоизвлечение и координация обеих рук, и исполнение

сложных

полифонических

фактур

и

многое

другое.

Следовательно,

необходимо уделить особое внимание упражнениям для правой руки и

доведения их до автоматизма.

Гимнастика для пальцев.

Для развития техники и укрепления пальцев левой руки помимо гамм и

арпеджио

необходимо

предусмотреть

в

своих

занятиях

работу

над

специальными упражнениями, гимнастикой для рук.

1.Сжимание-разжимание пальцев рук. Это упражнение способствует

приливу крови к кистям и пальцам рук. Руки становятся более послушными.

Сжимать и разжимать пальцы рук нужно в быстром темпе 20 раз в два-три

подхода .

2.Упражнение «Замок» растягивает сухожилия и связки пальцев. Пальцы

рук сомкнуть в замок. Руки вытянуть плавно вперед ладонями от себя.

Технический комплекс для начинающих.

На каком же материале следует воспитывать технику учащегося?

Последовательная,

методичная работа

над упражнениями

и

гаммами

необходима для становления прочной, надежной, профессиональной базы

юного исполнителя.

В этом поможет технический комплекс:

- упражнения;

- гаммы разными приемами игры, штрихами, нюансами;

- гаммы различными ритмическими фигурами;

- арпеджио.

Работа над техникой не может происходить отдельно от работы над звуком,

ритмом. При исполнении любого упражнения или гаммы важно обращать

внимание на качество звука, ровность, озвученность исполняемых нот,

ритмическую точность, динамику и даже характер исполняемого материала.

Гаммы и упражнения – это своего рода строительные кирпичики, из

которых складывается «конструкция» любой пьесы.

Рекомендации для работы над упражнениями:

Приступая к тренировочным занятиям над упражнениями очень важно в

самом начале избрать правильную методику работы над ними:

- во время игры держать левую руку в позиции,

- не снимать пальцы со струн раньше, чем это будет необходимо,

- контролировать силу и качество звука от удара вверх и добиваться, чтобы

он не был слабее и качественно хуже звука получаемого от удара вниз,

- работать над протяженностью звука, над короткими незаметными

переходами, над соединением звуков,

-играть

нужно

в

таком

темпе,

при

котором

бы

все

моменты

контролировались.

В работе над техническими навыками игры важно правильное

распределение мышечных усилий правой и левой рук. Наибольший эффект

получится лишь в том случае, если мышцы рук будут достаточно хорошо

натренированы, чтобы исполнитель мог без усилий прижимать пальцами

струны к ладам. Тогда большую часть энергии учащийся сможет вкладывать

в правую руку и таким образом добиваться выразительности звучания

инструмента.

Одним из существенных недостатков в музыкальном развитии учащихся

является ритмическая неустойчивость. Гаммы – это тот материал, который

удобно использовать для выявления и борьбы с этой проблемой.

Рекомендации для работы над гаммами:

- Не допускать механической игры, должен присутствовать постоянный

слуховой контроль. Необходимо вслушиваться в мелодический характер

гаммы, учиться на гаммах певучести и выразительности.

- Исполнение гамм в едином темпе.

- Не допускать неритмичности. Можно играть с акцентами и в разных

ритмах.

- Основная задача – не стремление к быстрому темпу, а постепенное

улучшение качества звучания. Нужно выбрать сначала рабочий темп,

постепенно его ускоряя.

- Играть гаммы различными штрихами, выбранный штрих должен быть ярко

выраженным.

- Играть гаммы в разных динамических нюансах.

- Добиваться тембровой ровности звучания.

Игра гамм различными ритмическими фигурами

Ритмические варианты исполнения гамм позволяют усвоить длительности,

различные ритмические рисунки. Это воспитывает метроритмическую

стабильность ученика, способствует развитию беглости. На начальном этапе,

усвоение ритмических сложностей облегчает метод словесной под текстовки.

Сначала нужно выбрать за основу метрическую единицу (пульс), в которой

будете играть. Удобно играть гамму в размере две четверти выбрав за пульс

четвертную длительность. Простучать его в ладоши. Затем в выбранном

пульсе проговорить слово или словосочетание, соответствующее количеству

слогов. Проговаривать столько раз, пока ученик не будет внутренне

спокойно и естественно проговаривать слова в соответствии с ритмичным

отстукиванием долей. Для триоли подходят слова «ве-се-ло», для квартоли

«па-ро-во-зик», для квинтоли – «мо-ре си-не-е» и т.д. После этого приступать

к игре на домре.

Исполнительские рекомендации:

- Следить за тем, чтобы неиграющие пальцы высоко не поднимались и не

западали под гриф.

- Пальцы не должны «вязнуть» в струнах. Взятие и снятие с лада должно

быть точным. Кончики пальцев нужно нацеливать на нужный лад, но не

поднимать их высоко.

- Запястье не прогибается, а наоборот, чтобы создать опору для пальцев, чуть

выставить его вперед.

- Участие предплечья помогает при смене позиции.

- Смену позиции не следует выделять акцентом. Добиваться ровности

звучания. Подчеркивать можно лишь в группировках, когда ставится задача

метрической ровности.

Слуховые задачи:

- Дожать и дослушать все ноты, не брать следующего звука, пока не дозвучит

предыдущий.

- Слушать, чтобы все звуки гаммы были одинаково громкими в выбранном

нюансе.

- Следить за ровностью метра: восьмые и четверти исполнять в одной

пульсации, не допуская ускорений и замедлений.

С первых шагов обучения важно приучить ребенка воспроизводить на

домре и гитаре красивый, чистый звук, научить слышать и оценивать его.

Гаммы и упражнения дают такую возможность.

Заключение:

Музыкальное воспитание – является одной из центральных составляющих

эстетического воспитания, оно играет особую роль во всестороннем развитии

личности ребенка. Эта роль определяется спецификой музыки, как вида

искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

Трудность той или иной исполнительской задачи предполагает поэтапность

ее разрешения. Важнейшая задача педагога точно понять, какая именно

трудность, задача стоит перед учеником в данный момент, на что в первую

очередь необходимо обратить внимание. В соответствии с выделенными

целями можно подобрать соответствующие упражнения и пьесы, что

поможет

ученику

быстрее

справиться

с

возникшими

проблемами

и

трудностями. Важен индивидуальный, творческий подход к каждому

обучающемуся.

Итак, работа над техникой – это целенаправленное формирование

отдельных способностей, игровых навыков, беглости, а также владение

средствами выразительности и артикуляции.

Список литературы:

1.

Александров А. Гаммы и арпеджио для трехструнной домры. М.,

1970.

2.

Белов Р. Гаммы, арпеджио, упражнения. М., 1996.

3.

Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. М., 1984.

4.

Чунин В. Школа игры на трехструнной домре. М., 1985.

5.

Потапова Л. Организация работы над техническим комплексом в

классе трехструнной домры. Казань 2013.

6.

Лукин С. Школа игры на трехструнной домре. М., 2008.

7.

Е. Климов «Совершенствование игры на домре».

8.

Н. Любомудрова «Методика обучения игре на фортепиано».

9.

Л. Гинзбург «О работе над музыкальными произведениями».

10.Блинов Ю. Упражнения – Л.: Музыка, 1993

11.Ставицкий . Начальное обучение игры на домре – Л.: Музыка, 1984

12. Свиридов Н. Основы методики игры на домре – Л.: Музыка, 1968

13. Фоченко И. Об организации двигательного аппарата домриста –

Л.: Музыка, 1985

14. Гитман А. Начальное обучение шестиструнной гитаре.

15. Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре.

Изд. 4. – Р-н-Д.: Феникс, 2004.

16.Как научиться играть на гитаре. / Сост. В. Кузнецов. – М.:

Классика-XXI, 2006.

17. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М.

Григоренко. – М.: Кифара, 2002.

18. Катанский А. В., Катанский В. М. Школа игры на шестиструнной

гитаре. Ансамбль. Таблицы аккордов. Аккомпанемент песен:

Учебно-методическое пособие. – И.: Катанский, 2008.

19. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М.

Григоренко. – М.: Кифара, 2002.

20. Сор Ф. Школа игры на гитаре. / Ф. Сор; исправлена и дополнена

по степени сложности Н. Костом; общ. Ред. Н. А. Ивановой-

Крамской; пер. с франц. А. Д. Высоцкого. – Р-н-Д: 2007.

21.Шумидуб А. Школа игры на гитаре. - М.: Шумидуб, 2002.



В раздел образования