Автор: Иванова Сильвия Николаевна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МКОУ СОШ-ЭКЦ №10
Населённый пункт: село Сюльдюкар, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ К ФИЗИКЕ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Раздел: полное образование
Иванова С.Н.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ
К ФИЗИКЕ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
1.1 Познавательный интерес как психолого-педагогическая проблема
Познавательный интерес - это важнейший фактор развития, обучения и
формирования личности ученика.
Главное назначение деятельности учителя состоит в том, чтобы всячески
способствовать активности и самостоятельности ученика, становлению его как
субъекта деятельности, отвечающего как за решение поставленных перед ним
учебных задач, так и за благоприятное протекание общей учебной работы.
Уровни развития познавательного интереса
В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию или
познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе
которой
происходит
овладение
содержанием
учебных
предметов
и
необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых
ученик получает образование.
Всем известно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто
проявляет интерес к знаниям. И наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не
испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на
тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя,
каждому, даже разумному воздействию со стороны.
Известный педагог и автор многих работ по педагогике Щукина Галина
Ивановна выделяет уровни развития познавательного интереса и утверждает, что
«у школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь
разный
уровень
своего
развития
и
различный
характер
проявлений,
обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития».
Элементарный
уровень
познавательного
интереса
-
это
открытый,
непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые
фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.
Следующим уровнем его является интерес к познанию существенных
свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто
невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки,
активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами.
На этом уровне познавательный интерес часто связан с решением задач
прикладного характера, в которых школьника интересует не столько принцип
действия, сколько механизм, при помощи которого оно происходит. На этом
уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но еще не
проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности. Этот
уровень можно назвать стадией описательства, в которой фиксация внешних
признаков и существенных свойств изучаемого находится на равных началах. Эта
стадия характерна для младших подростков, которые еще не имеют достаточного
теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть и глубь вещей, но уже
оторвались от элементарных конкретных действий и становятся способными к
самостоятельному дедуктивному подходу в изучении.
Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес
школьника к причинно-следственным связям, к выявлению общих принципов,
явлений, действующих в различных условиях. На этом уровне в учебном процессе
особенно ощутимо движение ученика, который обнаруживает не только
схватывание общего смысла, но и глубокое опосредованное осознание самых
важных, существенных сторон изучаемого, который способен видеть диалектику
явлений, обнаруживать глубокий интерес к познанию закономерностей» [28,
с.97].
Любая познавательная деятельность человека (и не только познавательная)
складывается из отдельных действий, а сами действия можно разложить на
отдельные операции.
2
Учащийся в процессе познавательной деятельности совершает отдельные
действия: слушает объяснения учителя, читает учебник и дополнительную
литературу, решает задачи, выполняет экспериментальные задачи и т.д. Каждое
из указанных действий можно разложить на отдельные операции, в качестве
которых выступают основные психические процессы: ощущение, восприятие,
представление, мышление, память, воображение.
Среди всех познавательных психических процессов ведущим является
мышление. Очевидна связь между мышлением и памятью. Память тем полнее и
лучше удерживает существенные свойства предметов и связи между ними, чем
глубже они осмысленны в процессе изучения. Но мышление влияет и на все
другие
познавательные
процессы.
Следовательно,
активизировать
познавательную деятельность учащихся в процессе обучения – это значит, прежде
всего, активизировать их мышление. А также, развивать познавательные
способности учащихся – это значит формировать у них мотивы учения. Учащиеся
должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить
желание решать эти задачи. Под познавательным интересом к предмету
понимается избирательная направленность психических процессов человека на
объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление
личности заниматься именно данной областью. Интерес – мощный побудитель
активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают
особенно интенсивно и напряжённо, а деятельность становится увлекательной и
продуктивной.
3
1.2 Сущность и содержание познавательного интереса
Познавательный интерес – важнейшая среда общего феномена интереса.
Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать
окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в
действительности, но в самом существенном отношении человека – в стремлении
проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны,
причинно
–
следственные
связи,
закономерности,
противоречивость.
В
познавательном интересе, направленном на отражение сущностных сторон
действительности, заключены возможности проникать в научные истины,
добытые человечеством, раздвигать рамки познания, отыскивать новые пути и
возможности более полного освоения человеком избранной деятельности,
области познания.
Более
того,
познавательный
интерес,
активизируя
все
психические
процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к
постоянному поиску преобразования действительности (изменения, усложнения
её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для
их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них
творческого начала) [27, с.16].
Особенность познавательного процесса - это также его особенность
обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой
деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждом из
них.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое
складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных
условиях его существования и никоим образом не является имманентно
присущим человеку от рождения.
Интерес формируется и развивается в действительности, и влияние на него
оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно –
субъективная сущность (характер, процесс, результат). Психические процессы,
4
включённые в интерес, – это особые связи, своеобразные взаимоотношения:
мысль-участие, мысль-действие, мысль-переживание. [27, с.18].
В формировании познавательного интереса школьников можно выделить
несколько этапов: любопытство, любознательность, познавательный интерес,
теоретический интерес, которые в известной мере помогают более или менее
точно определить состояние избирательного интереса ученика к предмету и
степень влияния его на личность.
Первоначально познавательный интерес проявляется в виде любопытства
естественной реакции человека на всё интригующее и неожиданное.
Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным
фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного урока, но не
переносится на другие уроки. Это неустойчивый ситуативный интерес [13, с.14].
Любопытство –
элементарная
стадия избирательного
отношения,
которая
обусловлена
чисто
внешними,
часто
неожиданными
обстоятельствами,
привлекающими
внимание
человека.
Учащийся
довольствуется
лишь
ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или
иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к
познанию.
И
тем
не
менее
занимательность
как
фактор
выявления
познавательного интереса может служить его начальным толчком [27, с.19].
Следующей
стадией
интереса
является
любознательность
–
ценное
состояние личности, которая характеризуется стремлением человека проникнуть
за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживается достаточно
сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворения
деятельностью. Учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять
изучаемое явление. В этом случае ученик очень активен на уроке, задает много
вопросов, участвует в обслуживании результатов демонстраций, приводит свои
примеры, читает дополнительную литературу и т.д.
Однако любознательность ребенка обычно не распространяется на изучение
всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него
скучным, и интерес к предмету падает [13, с.14].
5
Познавательный интерес на этапе своего развития обычно характеризуется
познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных
предметов,
ценной
мотивацией,
в
которой
главное
место
занимают
познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению
личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта
стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности
школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник
посвящает свободное время предмету познавательного интереса и имеет
достаточно высокие показатели в учении [27, с. 20].
Поэтому
задача
педагога
состоит
в
том,
чтобы
поддерживать
любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к
предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в
нём методы поиска и доказательства новых знаний, в учёбе его захватывает сам
процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем,
нестандартных задач доставляет удовольствие.
Поскольку познавательный интерес выражается в стремлении глубоко
изучить данный предмет, вникнуть в сущность познанного, то развитие и
становление интереса наблюдается в условиях развивающего обучения. Опыт
самостоятельной деятельности содействует тому, чтобы любопытство и начальная
любознательность переросли в устойчивую черту личности – познавательный
интерес [13, с.13].
Мотивация деятельности
Стремление учащихся к познанию нового – необходимое условие активации
их познавательной деятельности и развития их творческих способностей. В связи
с этим перед нами встаёт педагогическая задача воспитания положительных
мотивов учения.
Научная классификация мотивов учения полностью ещё не сложилась,
однако практически принято различать их следующие группы.
6
Социальные мотивы – широкие, отдалённые, перспективные. Словесные
обозначения их у школьников появляются рано, уже в начальных классах («хочу
быть самым умным»).
Мотивы, побуждающие ученика к учению, могут быть различны. Ими
являются, прежде всего, широкие социальные мотивы: необходимо хорошо
учиться, принести больше пользы Родине, чувство долга, ответственность перед
коллективом и т.д. Однако среди всех мотивов обучения самым действенным
мотивом является интерес к предмету. Интерес к предмету осознаётся учащимися
раньше, чем другие мотивы обучения, им они чаще руководствуются в своей
деятельности, он для них более значим (имеет личную ценность). Если
социальные мотивы чаще всего мотивы лишь знаемые, то интерес является
действенным, реальным мотивом учения [6, с.16].
Познавательные мотивы составляют другую группу мотивации учения. Это
наиболее характерная группа, поскольку она выражает прямое отношение к
познанию – предмету учения. Наиболее значимыми мотивами в ней являются
познавательные интересы и потребности. Ученику «интересно узнавать новое»,
«видеть своё продвижение в учебе», «проникать в науку», в теоретические основы
того предмета, который его наиболее привлекает. Переоценить реальное значение
этих мотивов в учении невозможно, именно они делают самого ученика
«открытым» для учения.
Моральные мотивы – иная и очень важная группа. В них выражены
существенные стороны формирования личности – её нравственные и толерантные
отношения, прежде всего к людям, к деятельности, к своему месту в обществе и в
коллективе. Когда школьник побуждается в учении чувством долга перед
родителями, обществом, перед коллективом, он готов преодолевать и трудности и
выполнять неинтересное задание. Ответственность, долг, честь коллектива, – если
всё это есть в составе мотивации учения, его социальное назначение в
значительной мере осмысливается школьником.
Мотивы обучения – ещё одна группа, которая реально побуждает
школьников к учению, лежит в основе и благополучного отношения к школе в
7
целом. «Когда болею, скучаю по школе, без ребят, «Люблю занятия, на которых
можно спорить с ребятами, доказывать свою точку зрения», «Наш класс самый
лучший, в нём весело учиться» – именно эта группа мотивов раскрывает перед
нами переплетение и сложность самых различных побуждений. Очень хорошо,
что атмосфера учения притягивает ребёнка к школе, состояние комфортности в
коллективе товарищей обеспечивает и продуктивность учения. Однако если этот
мотив перекрывает все остальные, то главным побуждением может быть и
желание пообщаться с товарищами, вместо того, чтобы основательно поработать,
и ждать дружеской подсказки по не выученным урокам, а может быть, и
прогулять вместе уроки. Всё дело в том, как реально проявляются мотивы
общения.
Важную группу мотивов учения, особенно у старшеклассников, составляют
мотивы
самовоспитания.
Они
позволяют
постоянно
следить
за
своим
продвижением
и
обогащением.
«Учение
развивает
мысль,
волю»,
«Обществознание повернуло меня к таким проблемам, о которых я раньше и не
задумывался», «Очень много дают для развития уроки литературы, с каждым
уроком я как будто поднимаюсь на ступень выше», «Ничто так не тренирует ум,
как уроки математики, я их жду с большим нетерпением» – в эти высказывания
старшеклассников можно верить, они очень ясно выражают отношение к учителю
[22, с.51].
2.
Возможности физики как учебного предмета для формирования
познавательных интересов учащихся
2.1 Оценка внутренних возможностей содержания школьного курса
физики с целью формирования познавательных интересов школьников
Опыт работы в школе показал (не только для детей, но и для меня как
учителя физики), что не любое содержание указанных в программе разделов
привлекает интерес учащихся.
8
Кропотливое
изучение
и
методический
анализ
различных
разделов
школьного курса физики позволило прийти к выводу: все темы курса физики
содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов
учащихся. Нужна только соответствующая методика преподавания.
Рассмотрим
возможность
использования
приведенных
методических
рекомендаций при изучении темы «Равновесие тел», которая, по мнению
учащихся VII класса, является «одной из самых неинтересных тем».
При изучении данной темы не только педагог, но и учащиеся могут
привести много различных практических примеров равновесия тел и явлений,
связанных с изменением этого равновесия. Ребятам нужно постоянно на примере
показывать, что только в итоге точных расчетов сооружаются здания, тоннели,
мосты, трамплины, прочность и устойчивость которых сочетаются с красотой
внешней формы. Дети поражаются способности гимнастов сохранять равновесие
в самых рискованных положениях. Вспоминают эквилибристов на качающемся
тросе. А также в конструкциях каждого из объектов современного транспорта
прежде всего уделяют внимание способности машины к сохранению устойчивого
положения. Все эти и подобные им примеры заинтересовывают школьников
изучаемым материалом.
Содержание темы «Равновесие тел» позволяет учащимся раскрыть, казалось
бы, у знакомых явлений и предметов (рычаг, сложение сил, равновесие, центр
тяжести) новые стороны. Для этого нужно обратить внимание учащихся на
«новые» объяснения встречающихся в жизни явлений с точки зрения законов
статики и на те новые понятия (момент силы, правило моментов), которые для
этого необходимы. Подобный подход к изучению темы всегда вызывает интерес
учащихся 7 класса.
Планируя тему «Равновесие тел» в 7 классе, я стараюсь использовать
свойственное учащимся стремление к активной деятельности на уроке: увеличила
число экспериментальных задач, фронтальных опытов и лабораторных работ.
Мнения учащихся: «Было интересно самостоятельно ставить опыты, делать из
9
них выводы, находить правильное решение задачи, самостоятельно обосновывать
формулы»;
«Люблю решать задачи, люблю мыслить». Подобными возможностями
располагает любая тема, однако мы не всегда обращаем внимание на возможность
усиления на уроке самостоятельной работы учащихся.
Тема «Равновесие тел» дает возможность привлечь большой и интересный
материал о работах Аристотеля, Архимеда, Стевина, Галилея, Бернулли и других
ученых и изобретателей.
Содержание рассматриваемой темы располагает интересным материалом
для разнообразия форм деятельности учащихся: проведение урока-семинара по
решению творческих задач, составление и проведение дидактических игр,
например тематической викторины, урока-конференции, групповой работы по
решению задач. Все это позволяет повысить познавательные интересы учащихся
к теме.
2.2 Содержание школьного курса физики – один из источников
формирования познавательных интересов
Рассмотрим три критерия интересности содержания учебного материала в
педагогике и место каждого из них на уроках физики:
1. Новизна учебного материала, неожиданность многих выводов и законов.
К физиологической основе познавательного интереса новизна, как стимул
интереса учащихся, стоит ближе всего. Физика включает в себе большие
возможности показать ученикам то новое, что может поразить и удивить их.
Необходимо отметить, что сама по себе новизна темы урока не вызовет у
учащихся интереса к ее изучению. «Потенциальная и кинетическая энергии» (VII
класс), «Удельная теплоемкость вещества» (VIII класс), «Закон Бойля–Мариотта»
(X класс), «Интерференция волн» (XI класс) – все эти темы несмотря на их
полную новизну при простом объявлении об их изучении на уроке не вызывают
10
познавательной активности учащихся. В этом случае им полностью непонятен
учебный материал и они, естественно, не представляют себе, как он интересен.
Здесь особенно необходимо создание на уроке проблемной ситуации. Для того
чтобы заинтересовать учащихся учебным материалом, следует преподносить
новую информацию так, чтобы вызвать эмоциональное восприятие темы. Для
этого можно сопоставлять неожиданные факты, обнаруживать противоречия,
вызвать у учащихся удивление, недоумение, вопрос, который побуждает к поиску
истины.
Можно
привести
несколько
примеров.
Например,
при
изучении
интерференции волн учащихся, безусловно, поразит тот факт, что в результате
наложения двух волн с одинаковой частотой и амплитудой в точке шнура, куда
придут обе волны, обнаружится покой.
Поиск научного объяснения нового факта рождает не просто удивление, а
живейший интерес к уроку. Необходимо указать, что этот ситуативный интерес
станет настоящим познавательным интересом только в том случае, когда новым
удивительным фактам будет дано научное объяснение. Причем это объяснение
должно быть четким и доступным для учащихся.
Вовлекая учащихся в поиск, мы учим их размышлять, делать выводы из
фактов, т. е. воспитывает их познавательную активность, что является одним из
важнейших условий развития познавательного интереса. Поэтому такие уроки
целесообразно проводить как уроки-исследования с соблюдением всего цикла
процесса научного творчества. Отдельные звенья этого процесса: наблюдение
фактов,
выдвижение
гипотезы,
получение
практических
следствий,
экспериментальная проверка гипотезы – должны стать известны учащимся.
2. Изучение известного материала под углом зрения. содержания учебного
невозможно использовать единственный и стимул развития интереса. Поток
поступающий к с помощью телевидения, газет, научно-популярных книг, очень
велик. донаучные представления у ученика мнение о что это уже известно
открыто, приводят угасанию ориентировочного к исчезновению
11
Однако содержание материала почти дает возможность его под углом
зрения отстранения). Здесь всего необходимо что «новое» это не совершенно
незнакомый,
встречающийся предмет
явление. «Новое»
узнать и
давно
известных Важно постоянно этот факт.
Долг учителя научить ученика обычным (знакомым)
Эмоциональное возбуждение,
удивления, возникающее
рассмотрении
примеров, «старые» и знания, не привлекают внимание к изучаемому но и
более осознанному знаниями.
Чтобы учащиеся новое в и известном, научить их наблюдательными. В IX
классе изучении законов движения следует способность учащихся в «старом»
новые закономерности, внимание на выводы, на красоту формулировок.
Стимул обновления
усвоенных знаний
большее значение
старших
классах. XI классов интересом участвуют решении вопросов эволюции теории
атома.
Каждый
факт
из
заинтересовывает
их
постановки
вопроса,
несостоятельности «старой»
появления «новой»
соотношением между
и
практическим знаний. В случае обновление стимулирует учащихся овладению
диалектическим к изучению
Таким образом, важным стимулом познавательных интересов является
обновление
3. Использование на сведений из физики. Обращение истории науки
ученику, как и длителен ученого к которая сегодня в виде уравнения или
«Профессии» ученого обучить ни школе, ни институте. Можно на уроке
лабораторные работы фронтальные опыты, их методам с приборами, нельзя
сделать них первооткрывателей, не воспитать них любви творчеству, желание
попытку (пусть всегда удачную) за рамки представлений. Этот интерес к
может привить сама наука своим прежним своей волнующей своим будущим.
3. Пути побуждения развития познавательных по физике школьников
Организация соревнования уроках физики
12
Соревнования учащихся быть организованы на внеклассных так и уроках.
Не отставать от и подвести коллектив, ученики больше читать предмету,
тренироваться
решении задач,
бесспорно способствует
их успеваемости.
коллективных и
форм соревнования
процесс обучения,
его более
дает
возможность интересы школьников, у них ответственности за дело своей –
учение.
Соревнование лучше проводить между группами учащихся. подведение
итогов и награждение
При оценке группы следует не только оценки, но массовость в заданий,
проявление инициативы. Приведу примера уроков-соревнований.
1.
Организация соревнования решении задач.
В соответствии целями это быть урок, котором обучают задач, или на
котором умения и этой работы. целью активизации учащихся на закрепления
можно организовать соревнование по группам. определения победителя жюри
(по человеку от группы). Между жюри заранее обязанности.
Учителю необходимо что занимательная урока не заслонять серьезного
учащихся к
содержанию. Поэтому
структуру урока
включить обычные
элементы (решение количественных и задач; самостоятельную учащихся и
выполнение заданий).
Цели уроков-соревнований:
Обучающая: закрепление учащихся навыков расчетных, качественных
экспериментальных задач;
Воспитательная: формирование коллективной и работы учащихся.
Развивающая: повысить к предмету, учащихся применять в новой развить
умение окружающие явления.
Примерная структура
2.
Разминка – качественных задач их экспериментальная Способ
проверки учащихся – опрос.
3.
Конкурс капитанов решение экспериментальных Способ проверки –
ответы у доски.
13
4.
Конкурс команд самостоятельная работа по решению задач. Способ
знаний – собранных у тетрадей (листков) жюри.
5.
Конкурс команд задания, определяющие учащихся (составление по
рисунку, задач и д.).
2. Одним интересных способов материала является «Защита пройденной
Например, в VIII классах такого типа провести по «Первоначальные сведения
строении вещества». защищаются четыре «Суть теории вещества», «Наличие
между молекулами», взаимодействия молекул», молекул».
Одну из тем по учителя или жребию за до урока каждая группа 2
человек. группы распределяют собой обязанности:
1.
Библиографы подбирают по теме.
2.
Докладчики выделяют полученной теме вопросы и доклады на мин.
3.
Экспериментаторы обеспечивают наглядными опытами.
4.
Оформители
подготавливают
рисунки,
схемы
докладов,
презентации.
5.
Оппоненты данной готовят вопросы команды противника.
При таком обязанностей в темы участвуют члены команды. уроке нет
слушателей. Каждый вложить частицу труда в группы, но с тем урок является
проверкой знаний по пройденному
Всей работой
уроке может
учитель или
а учет
и подведение
соревнования проводит из учащихся классов.
Проведение урока виде соревнования не только но и значение: на уроках
учащиеся не просто своего имени, от имени группы. Это их более относиться
к к уроку. того, школьники внимательно слушать товарища, критически его
ответ. таких уроках возможность широкой вопросов, связанных историей
физики.
Уроки-конференции
14
Повышенный интерес учащихся вызывают уроки, в они принимают
участие. В таких занятий предложить уроки-конференции. таком уроке делают
небольшие по теме демонстрируют опыты.
Большая самостоятельность непосредственное участие объяснении нового
разнообразие применяемых – все делает урок для всех Уроки-конференции
чаще
можно проводить
закреплении учебного
и являются
работы
старшеклассников изучению большой курса физики. уроки учат мышления,
вырабатывают выступать перед аудиторией, дают самостоятельно готовить
проводить эксперимент,
ответственность перед
позволяют за
короткий
промежуток повторить большой
Требования для конференции:
1.
С целью
интереса слушателей
привлечения их
необходимо все
сопровождать демонстрацией презентаций и
2.
Доклады и ведущего должны образными и
Залог успеха одного из трудных видов работы, заключается правильном
выборе
(с учётом
актуальности для
и их
в чётком
обязанностей в
добровольности в
работы самими
с обязательностью
выполнения, в
постоянного контроля учёта работы.
Методика
подготовки
проведения
конференции
быть
различна
зависимости от и целей
3.3 Физические
Физические викторины занимательной форме учащихся с природы, с
применениями законов в технике интересными опытами. викторины углубляют
расширяют знания способствуют развитию мышления, прививают к предмету.
Всех учащихся делим на равные группы, вопросы задаем обеим группам.
ответа одной вторая исправляет дополняет этот затем вторая отвечает и К
участию викторине привлекаем класса.
Вопросы можно по-разному:
1.
Объясняем устройство приборов, затем опыт, и, учащиеся его
15
2.
Учащихся знакомим с внешним приборов, далее опыт, а учащиеся
должны «секрет» внутреннего прибора, который иногда совершенно результат
опыта.
3.
После объяснения приборов предложим предсказать и результат опыта,
чего правильность проверяют опытом.
4.
Учащиеся объясняют действия какого-либо по схеме.
5.
Предложим учащимся принципиальную ошибку проекте или какой-
либо установки.
Существует и других форм работы по физический «огонёк», выставки,
экскурсии, физики и
Внеклассная работа физике полезна только для но и нас: она нам лучше
своих учеников, организаторские заставляет быть курсе последних науки и
творчески работать собой.
Коллективная деятельность на уроках
Организация на
коллективной учебной
имеет психологическое,
и
дидактическое
1. В коллективного учебного на уроке быть созданы благоприятные
возможности иптериоризации знаний для наиболее психического развития
школьника. Кроме
работа учащихся
группах учит
деловому общению.
начинается с перцепции, т. с восприятия людей, далее оценка и того, что а это
к пониманию и мотивов вначале других а затем собственных действий. это
неизменно к активизации учащихся и их личности.
2. Социальное
коллективной деятельности
народная мудрость
в
пословице: – хорошо, два – Мысль человека своему существу Она рождается
развивается в взаимного сотрудничества коллектива. Поэтому на отдельных
урока предоставлять возможность общаться с другом: мнениями, вступать
спор, дополнять, оценивать друг
16
Совместная работа
коллективе способствует
учащихся, улучшению
взаимоотношений. Создаются предпосылки для как всего коллектива, так
личности каждого
3. Дидактические
коллективной работы
на уроке
прежде всего
активизации их
деятельности. Причиной
является выступление
качестве
субъекта деятельности не отдельного ученика, и ученического в целом.
приводит к мотива деятельности коллектива, главным которых становится
моральной ответственности своим коллективом.
У учащихся, слабоуспевающих и интересующихся физикой, успехи в так
как результате взаимопомощи пробелы в развивается упорство настойчивость в
Коллектив учащихся, и руководимый выступая в субъекта познавательной
предоставляет всем членам право обязанность быть участниками достижения
цели урока.
В процессе работы мы на уроке узнать, как учеников, которые физикой,
способных ней, так тех, у этот предмет особые затруднения, тех, кто хорошо,
но физикой без
Среди коллективных
работы наиболее
групповая работа
уроке.
Групповую характеризует непосредственное между учащимися, совместно
согласованная Подобное общение интерес учащихся самому процессу
При фронтальной работы на каждый ученик под непосредственный
контроль всего 2-3 минуты. редко тренируется связном рассказе поэтому
скучает
уроке или
посторонними делами.
работа на
способствует
интенсификации
деятельности учеников.
группах создается
обстановка,
повышается активность каждого Наиболее сильные формулировать вопросы,
новыми
умственными
а
слабые
дают
осмысленные
на
вопросы.
интеллектуальное наполнение
Успех таких во многом от правильно групп (2-3 в каждой). чтобы группы
равносильны по
подготовки, чтобы
каждой группе
ученик, обладающий
организаторскими способностями мог бы роль консультанта), члены группы
связаны отношениями уважения, симпатии,
17
Лучше всего в классе группы учащихся течение всего года. Формируя
выделяя консультантов,
должны стремиться
актив, усилить
взаимной
ответственности взаимопомощи. Групповую можно использовать различных
звеньях процесса: при нового материала, его закреплении повторении и
проверке знаний.
Групповая работа при изучении материала. Такая может проводиться
трех направлениях:
1.
Организация самостоятельной
учащихся на
с учебником
другой
литературой.
2.
Подготовка и уроков-семинаров и
3.
Самостоятельная постановка с последующим обсуждением его
Групповая работа решении задач.
Групповая работа уроке начинается проверки домашнего внутри группы.
учитель выдает список номеров для решения классе.
1. После первой задачи членами группы из учеников свой результат.
результат у одинаковый, сразу к решению задачи. Если получил иной чем
другие, должен объяснить как решал, по возможности ошибку. В если кто-то
членов группы справляется с задачи, ему товарищи. При разных ответов члены
группы раз анализируют ход решения, затем консультант по его любой ученик
общий анализ Хорошо, если слабым учащимся заданы вопросы ходу решения.
группа приступает решению следующей
2. Учащиеся решают разные из предложенного списка, а обсуждают и
все предложенные
Во время
групп учитель
за деятельностью
и в
необходимости включается работу той иной группы. образом учитель больше
внимания слабым ученикам.
В конце выделяется время мин), когда работа переходит фронтальную.
Учитель представителей разных либо для наиболее интересных которые
решали все группы, с целью умения решать задачи. Последний урока можно и
как проверочную работу.
18
Уроки-исследования
Предмет ученического - это уже открытого науке. Вместе тем для
выполнение исследовательского
является познанием
непознанного. Можно
следующие структурные исследовательской деятельности накопление фактов,
гипотеза постановка создание теории.
Выделение именно
основных моментов
организации исследований
связано с творческого процесса. научного творчества циклическим, состоящим
звеньев: исходные
гипотеза→ следствия→
→ исходные
В современных
обучения представляется осуществить изучение тем, используя только логику
язык науки, и ее момент. Именно учащихся с исследования природы одной из
задач учителя
Задания исследовательского вызывают усиленный у учащихся, к приводит
глубокому и усвоению материала. традиционной системе практическая работа
проводится, как
с целью
теоретического материала
выполняется в
с
предложенной инструкцией.
Необходимость активизировать
деятельность учащихся
развить их
привела к практических работ качестве источника знаний. В случае создается
возможность говорить субъективном присвоении так как самостоятельная
работа
носит не
а исследовательский
Итогом работы
уроке становятся
самостоятельно полученные
как ответы
проблемный вопрос
Активность
учащихся внутренними побудительными Причем умственную сопровождает
эмоциональный что приводит развитию интереса знаниям.
Список используемой
1. Анцулевич, В.И. занятия. Физика классы/ В.И. В.В. Дорофейчик, изд.
— Аверсэв, 2012. 286 с.
2. Браверман, Э.М. по физике средней школе Браверман – Просвещение,
1969
19
3. Бушок, Г.Ф. преподавания общей в высшей Г.Ф. Бушок, Венгер –
Наукова думка, – 415
4. Бугаев, А.И. преподавания физики средней школе А.И. Бугаев. М.:
Просвещение, г.
5. Боброва, С.В. VII-X классы: уроки/ С.В. – В: 2003. – с.
6. Василенко, К.Н. самостоятельной работы на уроках К.Н. Василенко.
Брянск: БИПКРО, — 30
7. Горбушин, С.А. можно учить Методика обучения С.А. Горбушин. М.:
НИЦ 2016. — с.
8. Данюшенков, В.С.
подход к
формирования познавательной
при
обучении В.С. Данюшенков Киров: Радуга-Пресс, — 154
9. Иванова, Л.
Активизация познавательной
учащихся при
физики:
Пособие учителей /A. – М.: 1983 г.
10.
Исаченкова Л.А. занятия. Физика класс/ Л.А. Г.В. Пальчик — Мн.:
2012. — с.
11.
Каменецкий С.Е. и методика физики в Общие вопросы/ Каменецкий
- Изд. центр 2000. — с.
12.
Камин А.Л. Развивающее обучение. класс/ А.Л. — Ростов Феникс,
2003. 352 с.
13.
Ланина, И.Я. уроком единым Ланина – Просвещение, 1991
14. Ланина, И.Я. познавательных интересов на уроках /И.Я. Ланина М.:
Просвещение, г.
20