Авторы: Галичева Любовь Алексеевна, Сироткина Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Сколковский"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: «Социальная адаптация детей-сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития».
Раздел: дополнительное образование
Сироткина Татьяна Алексеевна
Галичева Любовь Алексеевна
«Социальная адаптация детей-сирот с тяжелыми множественными
нарушениями развития».
Дети-сироты с тяжелыми множественными нарушениями развития -
особая категория детей, которая требует дополнительного ухода. Дети
указанной категории, чаще всего полностью зависят от обслуживания
персонала. У таких детей затруднён эмоциональный контакт с внешним
миром. В ГКУ ЦССВ «Сколковский» проживают 95 детей-сирот с
патологиями развития. Основные направления работы: устройство детей в
семью, социальная адаптация детей в условиях центра.
Задача воспитателей групп создать эмоционально-развивающую среду,
при
которой
ребёнок
с
особенностями
развития
имел
возможность
раскрыться
в
рамках
своих
потенциальных
возможностей.
Но
как
указывалось ранее, контакт с внешним миром у таких детей крайне беден,
часто он обусловлен бытовыми представлениями о среде.
Если разделить глобальную цель на задачи, то направления работы
можно представить сферами развития:
1.
Социализация – умение ребёнка создавать коммуникации, в доступной
форме со взрослыми и детьми.
2.
Социально-бытовая ориентировка – навыки ребенка отражающие
уровень
развития в обслуживании себя самого: гигиена, навыки
приёма пищи, навык самостоятельного одевания.
3.
Предметно-практическая
деятельность:
навыки
познавательной
деятельности представлены как представления ребенка об окружающей
среде, так и понимание природных явлений, назначение предметов в
быту.
4.
Двигательная сфера : развитие ребёнка физически, навыки и умения
ходьбы, бега, прыжков и других двигательных активностей, с учетом
особенностей развития.
5.
Речевое развитие: сфера с наибольшими трудностями в развитии. Дети
с тяжелыми множественными нарушениями чаще всего страдают от
отсутствия возможности донести свои мысли, боли, радости. Чаще
всего эмоции выливаются в непонятные реакции ( крик, плач и др.) В
развитии
речи
помимо
всего
используют
альтернативную
коммуникацию.
Социальная
адаптация
детей-сирот
является
приоритетной
задачей воспитания. Достижение этой цели позволит детям в жизни
свободно выражать свои эмоции, мысли, формирует позитивную среду
общения и диалога.