Автор: Никитина Елена Николаевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №2
Населённый пункт: г. Тверь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические аспекты работы концертмейстера над инструментальным музыкальным произведением.
Раздел: дополнительное образование
1
Методическая работа концертмейстера МБУ ДО ДШИ №2 г. Тверь
Никитиной Елены Николаевны. 5 марта 2022 г.
Методические аспекты работы концертмейстера над инструменталь-
ным музыкальным произведением.
Работа над музыкальным произведением – сложный процесс, требующий
профессионализма, внимательности, чуткости от концертмейстера. Всю работу
можно разделить на несколько этапов.
Этапы:
1. Ознакомление с произведением.
2. Индивидуальная работа над партией концертмейстера.
3. Работа с солистом.
4. Исполнение произведения перед публикой.
1.
Ознакомление с произведением – ознакомление с нотным текстом,
с темповыми обозначениями, объемом и формой произведения, ремарками компо-
зитора и редакторскими указаниями; прослушивание произведения в записи или
проигрывание на инструменте (чтение с листа); получение информации о компози-
торском стиле, времени написания произведении. Главной задачей этого этапа яв-
ляется создание музыкально – слуховых представлений при зрительном прочтении
нотного текста произведения.
2.
Индивидуальная работа над партией концертмейстера – разучива-
ние фортепианной партии, отработку трудностей, применение различных пиани-
стических приемов, правильное исполнение мелизмов, соблюдение люфтов (мо-
менты взятия дыхания исполнителем инструменталистом), подбор удобной аппли-
катуры, умение пользоваться педалью, умение держать темп, выразительность ди-
намики, штриховая точность, точная фразировка, профессиональное туше; тща-
тельный разбор партии партнера (изучение мелодической линии; осмысление логи-
ки ее развития.
3.
Работа с солистом – предполагает владение фортепианной партией,
знание партии партнера, наличие интуиции, «отход» концертмейстера на второй
2
план по отношению к солисту и умение концертмейстера контролировать баланс
звучности.
4.
Исполнение произведения перед публикой – итог и кульминацион-
ный момент всей проделанной работы концертмейстера и солиста над музыкаль-
ным произведением. Яркое, эмоционально наполненное, продуманное исполнение,
завершает работу над музыкальным произведением. Для учащегося, это важный
момент в его творческом обучении, подведение каждодневной и упорной работы
над музыкальным произведением.
Методы и приемы: чтение с листа, краткий музыкально-теоретический
анализ произведения, показ педагога; дробление на звенья; счет вслух; простукива-
ние ритмического рисунка отдельных голосов до игры на инструменте; прочтение
вслух всех нот; проигрывание голосов одним пальцем вне ритма; « осторожное»
проигрывание; сольфеджирование; вычленение простого из сложного. Для актива-
ции самостоятельности исполнительских решений полезен метод наводящих во-
просов, например: « Что сложного в этом произведении?», «Хорошо ли это звуча-
ло?».
Сроки – работы над музыкальным произведением весьма индивидуальны,
так работая в ДМШ и ДШИ с юными музыкантами, у которых разные музыкаль-
ные данные, нет достаточного опыта концертных выступлений, небольшой багаж
знаний, умений и навыков, таким образом срок от стадии знакомства с произведе-
нием до исполнения на публике будет у каждого учащегося разным.
Также сроки зависят от годового плана работы учебного заведения допол-
нительного образования, с положениями о конкурсах и фестивалях, школьных и
городских мероприятий, от сложности выбранного произведения, от частоты, каче-
ства и количества уроков с педагогом. В процессе обучения, нередко случается,
что нужно выучить произведение за несколько уроков, а иногда это занимает и
несколько месяцев.
Возможные трудности: динамический, ритмический, артикуляционный ан-
самбль с учащимся; плохая посещаемость уроков учащимся; неопределенность
темповой выразительности.
3
Работа концертмейстера над произведением для флейты с фортепиано «О,
небо, голубое небо…» - инструментальная обработка христианской песни Макси-
ма Парафейника 1-го десятилетия XXI века на слова Николая Храпова (1914-1982
гг. жизни), известного евангельского проповедника, пастора, многолетнего узника
за веру, христианского поэта.
Небо было желаемой целью и утешением от Господа в течении долгого вре-
мени пребывания в неволе, размышления о котором у Николая Петровича сложи-
лись в возвышенные стихотворные строки.
Мелодия, сочинённая Татьяной Спесивцевой, восходящим движением в ма-
жоре передаёт ощущение простора. Мерное чередование ровных длительностей со-
четается с характером внутреннего мира и сердечного покоя.
Ав-
тор
об-
ра-
4
ботки для сольного инструмента и фортепиано нашёл в лёгком хрустальном тем-
бре флейты соответствие образу небесной высоте и чистоте.
Фортепианное вступление является тональной настройкой для темы, ко-
торое проходит по полному гармоническому обороту параллельного минора с мо-
дуляцией и утверждением соль мажора. Затактовые восходящие мотивы взяты из
второго периода, которые рассыпаются нисходящими ломанными пассажами и со-
здают образный настрой для созерцания голубого чистого бескрайнего неба, даю-
щего размышления о его Творце и ценности человеческой души, как венца всего
творения… при полной темповой свободе, обозначенной терминами Ad libitum
meditamente (по желанию, по усмотрению; созерцательно, размышляя). Педаль це-
лесообразно брать/менять на сильных и относительно сильных долях при смене
гармонии.
Уже в первых тактах вступления содержатся немалые сложности для пиани-
ста.
5
Как сыграть эти нисходящие ломаные пассажи внятно, с чувством, не про-
сто как секвенцию из технического упражнения? Если в затактовых восьмых сде-
лать некоторую оттяжку и сильную долю (вершину нисходящего пассажа) взять с
опорой, то сам пассаж можно сыграть на accelerando со стремлением к басу с неко-
торым подчёркиванием первой нотки в каждой группе шестнадцатых. Каждую из
трёх «волн» нисходящих пассажей следует исполнять по нарастающей силе звуко-
вого напора на крещендо. Определённый темп задаёт пианист перед вступлением
солиста в такте, обозначенном Moderato.
Аккомпанемент первого периода изложен гомофонным складом, статичен.
В сопровождении видна линия баса, который проводится выдержанными звуками и
ритмическими (с пульсацией восьмых длительностей) фигурациями гармонии
(средний слой фактуры), которые возникают поочерёдно в правой и левой руках,
создавая эффект спокойствия и созерцания. Тема у флейты звучит в среднем, не яр-
ком регистре на mP cantabile (певуче). Соответственно фортепиано должно сопро-
вождать мелодию, находясь на втором плане по силе звука.
6
Во втором периоде экспозиции четырёхдольный метр меняется на трёх-
дольный, который предаёт некоторую взволнованность мелодии соответственно
содержанию поэтического текста:
« О. небо, голубое небо,
Влечёшь ты многих красотой твоей.
Моя же цель и лучший жребий - …»
Здесь ещё и темповый сдвиг обозначен пометкой poco a poco acceсl. (по-
немногу ускоряя)
Аккомпанемент в этом отрезке имеет гомофонно – гармонический склад с
пульсирующими аккордами в среднем слое фактуры. В седьмом такте второго пе-
риода мелодическое развитие достигает своей кульминации, что отмечается ферма-
той. И в восьмом такте на словах «Отчизна, где любимый Царь царей» наступает
умиротворение, которое отображается в аккомпанементе сменой пульсирующих
аккордов на ровное движение контрапунктного мотива составными интервалами с
темповым замедлением (rit.)
7
Разработка (начинается от обозначения a tempo) занимает небольшой
восьмитактовый отрезок. По изложению музыкального материала мы видим, что
здесь от созерцания музыка нас переводит к осознанию реалий жизни и заставляет
размышлять, что достичь такой безмятежности мы сможем только преодолев с по-
мощью Божией многие сумраки будней нашей земной жизни, о которых говорится
в словах второго куплета этой песни:
«Не раз сплошными облаками
Ты скрыто было от моих очей,
Но не угасло веры пламя,
И тьма не скрыла солнечных лучей…»
8
Развитие проводится секвентными (звенья секвенции – D-T) отклонениями
тяжёлыми половинными долями плотными аккордами в нижнем и среднем реги-
страх ( G-e-C-a-e-G). Задача аккомпаниатора в этом отрезке заключается в том, что-
бы из цепочки аккордов, чередующихся половинными длительностями составить
линию, движущуюся на протяжении пяти тактов к шестому , единой нарастающей
звуковой массой, поддерживающий солирующий инструмент в высоком регистре в
достижении напряжённой концентрации кульминационной вершины всего произ-
ведения. Для извлечения такого глубокого звука из инструмента нужно вложить
вес не только рук, но и всего корпуса исполнителя, сохраняя незажатость всех
мышц пианистического аппарата.
Связка с репризой звучит на кадансовом обороте соль мажора с нагнета-
нием напряжения субдоминантовой гармонии на тремолирующем доминантовом
басу в конце такта которого накладывается затакт темы репризы, звучащий на
октаву выше с пометкой espressivo (выразительно).
Тема репризы (её первый период) звучит у флейты в высоком регистре в
вариационной обработке при помощи арпеджированных пассажей и усиления ча-
сти мелодии приёмом скрытого двухголосия. Она как бы вырвалась на свободу из
тисков земной обусловленности. Эмоциональный подъём репризы вдохновляется
смысловой наполненностью строками третьего куплета:
« Недолог путь мой в мире грешном,
Я с радостью о вечности пою,
И скоро мне велит Воскресший
Войти к Нему сквозь синеву твою.»
Это кульминация всей пьесы. Здесь громкость носит эмоциональный харак-
тер. И в этом эпизоде солисту нужно избегать форсированного звучания. Следова-
тельно должно быть стремление сыграть его на одном дыхании, чтобы «нарисо-
вать» цельность и полноту фрагмента. Но технически на духовом инструменте
восьмитактовый кульминационный отрезок исполнить невозможно, разве что толь-
ко цепным дыханием, которым владеют очень немногие. Поэтому смену дыхания
9
нужно производить быстро, максимально додерживая по длительности предыду-
щий звук, не снижая эмоционального накала и не задерживая движение музыки са-
мим вдохом, который должен быть смешанным – грудобрюшным.
Аккомпанемент здесь звучит крупной аккордовой фактурой, заполняя
длительности аккордов насыщенными арфоподобными восходящими и нисходя-
щими пассажами, в которых не требуется их точное ритмическое высчитывание, а
только контроль в стремлении звукового каскада по определённой гармонии с опо-
рой на нижние и верхние ноты по долям.
10
Тема второго периода репризы звучит у фортепиано по динамике, как отго-
лосок после кульминационного триумфа, на mP, на легком темповом подъёме –
poco a poco accel. У флейты в это время звучит «неземное, невесомое» обыгрыва-
ние темы приёмом скрытого двухголосия, в котором использованы широкие интер-
вальные соединения, что усиливает повышенную взволнованность и даже трепет-
ность самой теме. Хотя тематически фортепиано в этом отрезке играет ведущую
11
роль, но движение на poco a poco accel. инициирует флейта, и концертмейстер в
данном случае вынужден занять ведомую позицию. Этот второй период репризы
заканчивается каденцией солиста – «созерцательным осмыслением пройденного
пути».
И наконец, «всё пережитое заканчивается успокоением» ( meno mosso –
медленнее ) на каденционном обороте аккомпанемента прозрачными арпеджио в
среднем регистре на фоне выдержанных звуков флейты низкого регистра.
Что касается этих последних тактов произведения, то мы видим, что под за-
вершающие звуки флейтовой каденции накладываются фоном на фортепианные
«разливы», где первый звук ЛЯ флейты «ловит» концертмейстер своим басом РЕ в
малой октаве, а второй звук ДО флейтист берёт только тогда, когда услышит в кон-
це нисходящего фортепианного пассажа начало ранее слышанного басового РЕ.
Надо обратить внимание, что ферматный звук ДО флейтист и ферматный арпеджи-
рованный аккорд с педалью пианист должны снять одновременно. Звук как бы от-
рывается и улетает, fermato повисает в воздухе. Затакт у флейты и последний звук
тоники филируется, растворяясь вместе с арпеджированным фортепианным аккор-
дом, который наступает после равномерного замедленного движения шестнадца-
тых аккомпанемента.
Каждая интонация произведения захватывает внимание слушателя, направ-
ляя его размышления о вечном, неземном смысле нашего бытия, что требует к себе
трепетного, бережного и достоверного исполнения, как со стороны солиста, так и
концертмейстера.
12
Список литературы
1. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: Учебное пособие/Е. И. Ку-
банцева. — М.: «Академия», 2002
2. Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические
основы/А. П. Люблинский.—Л.: Музыка, 1972
3. Л.Гинсбург «Работа над музыкальным произведением. Методические
очерки».-М.1961г.
4. Шендерович Е. М. В концертмейстерском класс: Размышления
педагога. - М., 1996.