Авторы: Соколова Ольга Викторовна, Ромодина Любовь Анатольевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАОУ детский сад №210 "Ладушки"
Населённый пункт: город Тольятти Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие самостоятельной деятельности у детей младшего возраста через конструирование"
Раздел: дошкольное образование
МАОУ детский сад № 210 «Ладушки»
Тема:
«
Развитие самостоятельной деятельности у детей младшего возраста
через конструирование»
Воспитатели: СоколовО.В.
Ромодина Л.А.
Маленький ребенок — инженер по
своей природе. ему нравится создавать
новое, изобретать необычные конструкции.
Развитию усидчивости, внимательности, творческих способностей у детей
способствуют игры с конструктором. Очень важно проводить такие занятия в
младшей группе детского сада с целью улучшения мелкой и крупной моторики у
детей.
Именно
начиная
с
раннего
возраста,
занятия
по
конструированию
способствуют легкому усвоению и совершенствованию этих навыков.
На занятиях с детьми необходимо проследить, чтобы все строительные
материалы были в свободном для них доступе и в достаточном количестве. Именно
строительный
конструктор
является
основным
материалом
для
занятий
конструированием в младшем дошкольном возрасте. Детали строительного набора,
предназначенного для малышей, обычно делают крупными и с ярко выраженными
формами. Количество форм невелико: кубики, кирпичики, пластины, треугольные
призмы, цилиндры.
Дети третьего года жизни могут не знать всех названий, но хорошо различают
детали по форме и по размеру. На этом этапе задания по конструированию
включают в себя самые элементарные действия. Малышу предлагается поставить на
кубик «крышу» - получится домик. На следующем занятии можно построить
двухэтажный домик, поставив один кубик на другой и украсив всю конструкцию
крышей. Из нескольких пластин можно построить дорожку, а из двух-трех кубиков
— кукольную мебель. Каждая постройка обязательно обыгрывается. На диванчике
может посидеть кукла, а по дорожке проедет машина. Игровая цель ребенку этого
возраста понятнее, чем какая-либо другая.
Дети младшего возраста учатся использовать детали по-разному.
На начальном
этапе желательно показать несколько примеров конструкций, чтобы каждый
ребенок мог на основе этого соорудить что-нибудь свое. Таким примером может
быть строительство домика
.
Внутрь домика можно «поселить» жителей, пусть это
будут матрешки.
Если поставить кирпичики не горизонтально, а вертикально,
получится не дорожка, а забор. Задача воспитателя на этом этапе — подсказывать
детям разные способы действия с деталями. Обыграть постройку необходимо, но
сделать это уже можно более сложным способом. Например, «посадить» вдоль
дорожки деревья. Около дверей домика можно посадить собачку, а для машины
сделать гараж с открывающимися дверями. Расширяется и возможность выбора.
Воспитатель готовит не только обязательные для использования детали, но и
дополнительные,
причем
нескольких
видов.
Ребенок
должен
получить
определенные навыки, но дополнить постройку он может по своему усмотрению.
Положительные стороны использования крупного строительного материала:
- крупный материал более соответствует развитию детей;
- Конструирование по средством крупного строительного материала в дошкольном
возрасте, менее утомителен, так как вовлекает в двигательный процесс весь
организм ребенка;
- крупным строительным материалом ребенок действует на полу, на земле, все
время разнообразно двигаясь;
- в играх с этим материалом ребенок является активным действующим лицом.
Конструируя из этого материала, дети объединяют их, ставя их не только рядом
друг с другом, но и друг на друга. Благодаря этому они обнаруживают эффект
устойчивости и неустойчивости вертикальных сооружений. Причем в конструиро-
вании из крупных модулей в отличие от конструирования из мелких деталей,
ребенок чувствует объем, вес, устойчивость. При практических действиях с
модулями у ребёнка задействованы мелкие и крупные мышцы всего тела, что
способствует развитию его сенсомоторной сферы и координации движений.