Напоминание

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Халюкова Ия Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ г.Нижневартовска ДС № 49 "Родничок"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Методщическая разработка
Тема: ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

ДЕТСКИЙ САД №49 «РОДНИЧОК»

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ

ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

Составитель:

музыкальный руководитель

высшей квалификационной

категории

Халюкова И.Ю.

0

О

ГЛАВЛЕНИЕ

№ п\п

Название раздела

Страница

Паспорт программы

3

1.

Пояснительная записка

6

1.1.

Цели и задачи Программы

8

1.2.

Планируемые результаты

8

1.3.

Объем образовательной нагрузки

9

2.

Направления образовательной работы

9

2.1.

Укрепление здоровья детей, развитие

двигательных качеств и умений

9

2.2.

Развитие нравственно-коммуникативных

качеств личности

10

2.3.

Развитие музыкальности, творческих

способностей

10

2.4.

Развитие и тренировка психических процессов

11

2.5.

Развитие умений ориентироваться в

пространстве

11

3.

Содержание программы

12

3.1.

Календарно-тематическое планирование для

детей групп старшего дошкольного возраста

(5-6 лет)

12

3.2.

Календарно-тематическое планирование для

детей групп старшего дошкольного возраста

(5-6 лет)

32

4.

Организационно-педагогические условия

46

4.1.

Учебный план

46

4.2.

Расписание занятий

46

4.3.

Календарный учебный график

46

4.4.

Программно-методическое обеспечение

47

4.5.

Материально-техническое обеспечение

48

5.

Мониторинг

49

Список литературы

63

1

Паспорт программы

Наименование

дополнительной

образовательной

программы

Программа дополнительной образовательной

услуги проведения занятий по развитию

танцевальных способностей у детей

Основание для

разработки

Программы

- ФГОС ДО (утвержден приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от

17.10.2013 № 1155);

-Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об

образовании в РФ»;

-

Постановление

Главного

государственного

санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 « Об

утверждении

«Санитарно

-

эпидемиологические

требования к устройству, содержанию и организации

режима работы в дошкольных организациях» от

15.05.2013г.;

- Программа воспитания и обучения в детском саду/

под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.

Комаровой. -3-е изд., испр и доп. - М.: Мозаика-

Синтез, 2005;

- Адаптированная образовательная программа

дошкольного образования.

-Программа «Камертон» Костиной Э.

-

Технология

«Ритмическая

мозаика»

А.И.

Бурениной.

Заказчик программы МАДОУ ДС №49 «Родничок», родители (законные

представители) воспитанников

Разработчик

Программы

Халюкова И.Ю., музыкальный руководитель высшей

квалификационной категории

Целевая группа

Дети старшего дошкольного возраста (5-8 лет)

Цель программы

Раскрытие индивидуальных способностей детей, их

творческого потенциала средствами танцевального

искусства.

Задачи программы

1.Обучать детей элементам народных плясок и

детского

танца,

доступные

по

координации,

танцевальные упражнения.

2.Способствовать

становлению

чувства

ритма,

темпа, исполнительских навыков в танце.

2

3.Развивать

координацию

движений,

гибкость,

пластичность, музыкальный слух, художественный

вкус.

4.Воспитывать умение вести себя в группе во время

движения.

Координация и

контроль

реализации

Программы

Осуществляется администрацией МАДОУ ДС №49 и

родительской общественностью.

Отслеживание результативности предусмотрено

в различных формах:

-концерты;

-праздники;

-развлечения;

-ежегодный

мониторинг

в

соответствии

с

мониторингом МАДОУ, аналитическая справка.

Механизм

реализации

Программы

Администрация ДОУ:

- анализирует ход выполнения мероприятий по

реализации программы,

- вносит предложения по ее корректировке,

- осуществляет организационное, информационное и

методическое обеспечение реализации программы.

Краткая

характеристика

программы

Отличительной

особенностью

программы

«Движение

и

фантазия»

является

развитие

чувственно-эмоциональной

сферы

ребенка

в

движении

и

танце

во

взаимосвязи

со

сферой

нравственной и интеллектуальной.

Основные разделы программы взаимодействуют

между собой и дополняют друг друга. При слушании

музыки и пения, дети передают свое отношение к

музыке и чувства через движения своего тела. На

музыкально-ритмических занятиях учатся слушать и

понимать

музыкальное

произведение

и

одновременно ритмично двигаться и выполнять

определенные

движения,

согласовывая

их

с

музыкой.

В соответствии с образовательными задачами

ДОУ, в программу включены задачи и физического

воспитания. При совместном и организованном

воздействии на детей они дают эффективную и

практическую значимость.

3

Предложенная программа является

вариативной, комплексной, т.е. при возникновении

необходимости

допускается

корректировка

содержания, форм занятий и времени прохождения

материала.

4

1.Пояснительная записка

Музыкальное движение – это целостный эмоционально-осмысленный,

внутренне - внешний психофизический процесс, в котором участвует все

существо двигающегося ребенка. Современные программы дошкольного

воспитания

предполагают

развитие

разных

способностей

у

детей

дошкольного возраста, в частности развитие музыкально-ритмических

способностей определяется примерной общеобразовательной программой

дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,

Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

С каждым годом все больше детей приходит в сад с пониженной

эмоциональностью, частичной дискоординацией, напряжением мышечного

аппарата, скованный ребенок не уверен в себе. Вследствие этого появляется

зажатость, и ребенок не всегда может выразить себя в танце. Уровень знаний,

умений и навыков детей, оставляет желать лучшего, поэтому процесс

развития творческих способностей у ребенка замедляется.

В Федеральном государственном образовательном

стандарте к

структуре

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования, вступившем в силу в январе 2014 г., обозначены целевые

ориентиры,

включающие в себя базовые характеристики, которые в

дальнейшем будут определять становление личности, и обусловливают

степень яркости ее индивидуальности.

Одной из перечисленных характеристик является развитие творческих

способностей дошкольника.

Творческие способности являются довольно сложным процессом

доступным только человеку. Это понятие очень тесно связано с понятием

«творчество» или «творческая деятельность». Если понимать творчество в

его истинном психологическом смысле, то это создание нового, легко прийти

к выводу, что творчество является нормальным и постоянным спутником

детского развития.

В своей практике мы сталкиваемся с такими возникающими у детей

затруднениями, когда ребёнок владеет набором основных танцевальных

движений, но не может самостоятельно подобрать и скомбинировать их;

затрудняется в создании нового варианта танца; не умеет самостоятельно

находить

выразительные

движения

для

передачи

музыкально-

художественного

образа.

Часто

это

ограничивается

одним-двумя

движениями. Поэтому перед музыкальным руководителем детского сада

стоит задача в создании условий, подборе эффективных форм, методов и

5

приёмов,

в

рамках

воспитательно-образовательной

работы

ДОУ,

способствующих развитию танцевального творчества дошкольников.

Педагогическая

система

МАДОУ

ДС

49

включает

в

себя

коррекционно-образовательную

работу,

которая

представляет

собой

целостный комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных

на всестороннее развитие психических и физических возможностей ребенка с

ограниченными возможностями здоровья.

Анализируя «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.

Комаровой, М.А. Васильевой вид деятельности музыкально-ритмическое

движение

и

проведя

педагогические

наблюдения,

выяснилось,

что

сложившаяся система музыкально-ритмического воспитания не обеспечивает

в должной мере развития творческих способностей двигательной сферы. На

основе анализа и его результатов появилась актуальная необходимость в

разработке авторской программы, которая поможет в работе с детьми в

развитии творческих способностей.

Новизной и отличительной особенностью в программе «Движение и

фантазия» является развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка в

движении

и

танце

во

взаимосвязи

со

сферой

нравственной

и

интеллектуальной.

Дополнительная

образовательная услуга проведения занятий по

развитию танцевальных способностей у детей реализуется по программе

«Движение и фантазия», разработанной на основе Программы «Камертон»

Костиной Э. и технологии «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной.

Основные разделы Программы взаимодействуют между собой и дополняют

друг друга. При слушании музыки и пения, дети передают свое отношение к

музыке и чувства через движения своего тела. На музыкально-ритмических

занятиях

учатся

слушать

и

понимать

музыкальное

произведение

и

одновременно ритмично двигаться и выполнять определенные движения,

согласовывая их с музыкой.

В соответствии с образовательными

задачами образовательного

учреждения в программу включены задачи и физического воспитания. При

совместном и организованном воздействии на детей они дают эффективную

и практическую значимость.

Предложенная программа является вариативной, комплексной, т.е. при

возникновении необходимости допускается корректировка содержания, форм

занятий и времени прохождения материала.

1.1. Цели и задачи Программы

6

Целью

данной

программы

является

раскрытие

индивидуальных

способностей детей, их творческого потенциала средствами танцевального

искусства.

Задачи программы:

1.Обучать детей элементам народных плясок и детского танца, доступные по

координации, танцевальные упражнения.

2.Способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских

навыков в танце.

3.Развивать координацию движений, гибкость, пластичность, музыкальный

слух, художественный вкус.

4.Воспитывать умение вести себя в группе во время движения.

Для успешной реализации Программа предполагает:

беседы о музыке, танце различного содержания;

слушание музыки танцевального характера;

посещение концертов;

просмотр видеозаписей детских праздников и концертов;

рассматривание иллюстраций, фотоальбомов.

1.2. Планируемые результаты

Реализация

программных

задач

позволит

добиться

следующих

результатов:

- дети обучатся элементам народных плясок и детского бального танца;

у детей

- будут сформированы исполнительские навыки в танце;

- будут развиты музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная

память, художественный вкус;

- будут сформированы социальные навыки, умение действовать в

коллективе.

Программы предусмотрены в различных формах:

концерты;

праздники;

развлечения;

ежегодный мониторинг в соответствии с мониторингом МАДОУ;

аналитическая справка.

Сроки реализации Программы – 2 года.

1.3. Объем образовательной нагрузки

7

Программа рассчитана на 2 года обучения (с сентября по май месяц)

детей старшего дошкольного возраста.

Услуга предоставляется в музыкальном зале дошкольного учреждения

музыкальным руководителем первой квалификационной категории.

Занятия проводятся с детьми в возрасте от 5 до 8 лет 2 раза в неделю,

продолжительностью 30 минут.

Состав группы – 7 человек.

Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.

2. Направления образовательной работы

2.1.Укрепление здоровья детей,

развитие двигательных качеств и умений

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ,

используя перечисленные ниже виды движений.

Основные:

ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках,

пружинящим, топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с

высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках,

"гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;

бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также

высокий, широкий, острый, пружинящий бег;

прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с

различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа

(прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.

Общеразвивающие упражнения —

на различные группы мышц и различный характер, способ движения

(упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на

развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений,

координации рук и ног.

Имитационные движения —

различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям

образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения

тяжести или легкости, разной среды — "в воде", "в воздухе" и т.д.).

Плясовые движения —

элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по

координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из

современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для

рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный

8

шаг, шаг с притопом и др.

2.2.Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности

воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая

музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая

их в пластике;

формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в

помещении, если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то

упал или что-то уронил во время движения);

воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и

взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно:

пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на

танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное

столкновение и т.д.

2.3.Развитие музыкальности, творческих способностей

воспитание интереса и любви к. музыке, потребности слушать знакомые и

новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это

за произведения и кто их написал;

обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру

музыкальными сочинениями;

развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение,

передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;

развитие умения передавать основные средства музыкальной

выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления;

динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических

оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в

том числе и синкопы); различать 2 -3-частную форму произведения (с

малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;

развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс,

полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и

др.),марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих

движениях

развитие

умений

сочинять

несложные

плясовые

движения

и

их

комбинации;

формирование умений исполнять знакомые движения в игровых

ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации,

9

самостоятельно создавая пластический образ;

развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные

движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои

творческие проявления и давать оценку другим детям;

2.4.Развитие и тренировка психических процессов

тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение

изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой

музыкального произведения — по фразам;

развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе

усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности

звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);

развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике:

радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру

настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде», «Кукла не

хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной» и.т.д.

2.5.Развитие умений ориентироваться в пространстве

самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в

круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги,

колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных

композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).

10

3. Содержание Программы

3.1.Календарно-тематическое планирование

для детей групп старшего дошкольного возраста (5-6 лет

)

Виды

музыкально

й

деятельност

и

Тема

Месяц

Примерный репертуар

Программное содержание

Методы и

приемы

Упражнения

«Веселые

танцы»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

«Поскоки», «Поскачем»

муз. Т.Ломовой

«Буратино и Мальвина»

Упражнение «Гусеница»

муз. Агафонникова

Упражнение:

«Топотушки» р.н.м.

«Не опоздай»

Обр. М.Раухвергера

«Марш» муз. Ф.

Надененко

«Марш» муз. В.

Золотарева

Марш муз. Робера

Учить реагировать на начало и

окончание звучания музыки.

Передавать в движении

различный характер музыки.

Учить ориентироваться в

пространстве, реагировать на

смену частей музыки.

Развивать гибкость и пластику

руки отмечать акцент в музыке.

Учить детей четко

останавливаться с окончанием

музыки

Начинать и заканчивать

движения в соответствии с

началом и окончанием музыки

Наглядно-

зрительный

Наглядно-

слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

Упражнение для рук

п.н.м.

«Попрыгунчики»

Шуберт прил. №8.

«Великаны и гномы»

Самостоятельно менять

движение в соответствии с 2-х

частной формой произведения.

Передавать в движении

характер музыки. Упражнять в

Многократное

повторение

Двигательный

Индивидуальные

указания

муз. Львова -

Компанейца

«Пошепчемся»

Латв. Нар. Мел.

Пальчиковая гимнастика

выполнении танц. движений.

Виды

музыкально

й

деятельност

и

Тема

Месяц

Примерный репертуар

Программное содержание

Методы и

приемы

Танцы

Пляски

Танцевальное

творчество

«Веселые

танцы»

«Осенняя

пора»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

«Приглашение»

Укр.н.м. обр

Т.Метлицкого

«Дружные пары»

Полька муз. И.Штрауса

«Полька»

Абелян

По выбору :

«Танец с зонтиками

«Шербургские зонтики»

Игровые танцы

«Танец с листочками»

Самостоятельно

начинать

и

заканчивать

движение

с

началом и окончанием музыки.

Реагировать на смену частей

музыкальной формы.

Упражнять детей в несложных

плясовых

движениях,

учить

передавать их выразительно и

эмоционально.

Развивать ориентировку в зале,

выполнять

несложные

перестроения, соотносить свои

движения с движениями других

детей.

Импровизировать и передавать

игровой образ (лошадки жуки)

Выполнять

танцевальные

Наглядно-

зрительный

Наглядно-

слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

Многократное

повторение

7

Парный танец «Чик и

Брик»

Тема: «Танец – это

радость»

Тема: «Осенние

хороводы».

Танцы тематические

движения с предметами

Побуждать детей к поискам

выразительных движений для

передачи

характерных

особенностей

персонажа,

выраженных в музыке.

Расширять

знания

о

возникновении танца в жизни

людей,

расширять

знания

о

классическом,

народном

и

эстрадном танце.

Развитие

восприятия

и

музыкально-ритмического

чувства,

ритмичности

движений.

Двигательный

Индивидуальные

указания

Виды

музыкально

й

деятельност

и

Тема

Месяц

Примерный репертуар

Программное содержание

Методы и

приемы

Игры

Игровое

творчество

«Веселые

танцы»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Игра «Не опоздай»

Р.н.п. . обр

М.Раухвергера

Игра «Светофор»

Муз.Чичкова - машины

Муз.Н.Богославского -

марш

Учить менять характер

движений в соответствии с

изменением характера музыки

Выполнять движения в

соответствии со словами

Выполнять движения под текст

игровой песни, согласовывать

их с музыкой

Учить выполнять действия под

Наглядно-

зрительный

Наглядно-

слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

Многократное

повторение

8

Игра «Ворон»

Р.н.п. обр. Е.Тиличеевой

«Скок – скок – поскок»

Материал подбирается

самостоятельно

текст потешки.

Развивать творчество,

фантазию и воображение.

Побуждать выразительно

передавать характерные

особенности персонажей:

птицы, зайчики, мишки и т.д.

Двигательный

Индивидуальные

указания

Виды

музыкально

й

деятельност

и

Тема

Месяц

Примерный репертуар

Программное содержание

методы и

приемы

Упражнения

«Зимние

забавы»

Декабрь

Январь

Февраль

«Пружинки»

Р.н.м. «Ах ты береза»

«Приставной шаг» н.н.м.

«Попрыгаем-

побегаем»муз. Соснина

«Притопы» ф.н.м.

«Марш» муз. И.Кишко

Включать танцевальные

движения , пальчиковую

гимнастику.

Упр-ие «Мячики» муз.

Чайковского 54

Шаг поскок муз.

Ломовой

«Веселые ножки»

лат.н.м.

«Ковырялочка, итд.

Чувствовать и передавать в

движении изменения характера

и форм музыкального

произведения (2-х частная

форма)

Самостоятельно

ориентироваться в

пространстве.

Начинать и заканчивать

движение с началом и

окончанием музыки.

Упражнять в выполнении

танцевальных движений.

Свободно ориентироваться в

пространстве, перестраиваться

из различных положений (круг,

в рассыпную и т.д.)

Наглядно-

зрительный

Наглядно-

слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

Многократное

повторение

Двигательный

Индивидуальные

указания

Показ

9

Менять движения в

соответствии с изменением

вариации музыки

Развивать координацию

движений

Виды

музыкально

й

деятельност

и

Тема

Месяц

Примерный репертуар

Программное содержание

методы и

приемы

Танцы

Пляски

Танцевальное

творчество

«Зимние

забавы»

Декабрь

Январь

Февраль

«Пляска парами»

«Настоящий друг»

Сл. .Пляцковского

муз.Б.Савельева

Индивидуальные танцы

персонажей, героев

сказок, снежинок и т.д.

«Веселые дети»

Лит.нар.мел.

«Круговая пляска»

обр С.Разоренова

Парный танец

Муз.Е. Тиличеевой

Тема: «Балет

невылупившихся

Запоминать и соблюдать

последовательность плясовых

движений.

Двигаться в парах

Развивать воображение и

фантазию

Начинать и заканчивать танцы

в соответствии с началом и

окончанием музыки

Менять движения в связи со

сменой частей музыкального

произведения.

Выразительно танцевать с

Наглядно-

зрительный

Наглядно-

слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

Многократное

повторение

Двигательный

Индивидуальные

указания

10

птенцов».

Тема: «На детской

эстрадной танцевальной

волне»

платочками, цветами и т.д.

Виды

музыкально

й

деятельност

и

Тема

Месяц

Примерный репертуар

Программное содержание

Методы и

приемы

Игры

Игровое

творчество

«Зимние

забавы»

«Мы-

солдаты»

Декабрь

Январь

Февраль

«Мы военные»

«Трубач» муз.

Л.Сидельникова

«Пехотинцы»

«Кавалеристы»

Игра с бубном

Обр. В.Агафонникова

Игры с потешками

Воспитывать умение

самостоятельно действовать в

игре; различать и передавать в

движении контрастный

характер произведений

Различать контрастные части и

соответственно выполнять

движения

Действовать под слова потешки

Передавать игровой образ,

согласовывать движения с

музыкой

Развивать воображение,

фантазию

Наглядно-

зрительный

Наглядно-

слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

Многократное

повторение

Двигательный

Индивидуальные

указания

Виды

музыкально

Тема

Месяц

Примерный репертуар

Программное содержание

методы и

приемы

11

й

деятельност

и

Упражнения

«Настроени

е в музыке»

«Скоро

весна»

Март

Апрель

Май

Пружинящий шаг и бег

муз. Е.Тиличеевой

Передача платочка муз.

Т.Ломовой

Упражнение для

рук.шв.н.м.

Разрешите пригласить «

Ах ты береза» рнм.

«Отойди и подойди»

Ч.н.м

Марш муз.

Богословского

Кто лучше скачет муз.Т.

Ломовой

Побегаем муз .Вебера

Спокойный шаг

муз.Ломовой

Развивать четкость,

координацию движений рук и

ног. Различать двухчастную

форму

Учить детей переходить от

одного вида движений к

другому в соответствии с

музыкой. Воспринимать

легкую, подвижную музыку,

ритмично хлопать в ладоши

Уметь начинать движение

после вступления.

Согласовывать движения с

музыкой

Развивать движения кисти,

упражнять в выполнении

танцевальных движений.

Развивать ладовое чувство,

слышать части пьесы,

самостоятельно менять

движения

Наглядно-

зрительный

Наглядно-

слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

Многократное

повторение

Двигательный

Индивидуальные

указания

12

Виды

музыкально

й

деятельност

и

Тема

Месяц

Примерный репертуар

Программное содержание

Методы и приемы

Танцы

Пляски

Танцевальное

творчество

«Настроени

е в музыке»

«Скоро

весна»

Март

Апрель

Май

«Веселый слоненок»

Задорный танец

Муз. В.Зубарева

«Солнца лучик золотой»

(парный)

Темы: «Танцы

привычные и

необычные»

Танец и я – веселые

друзья»

«Петушиная семейка»

Танцы

Совершенствовать плясовые

движения

Согласовывать движения с

музыкой

Отмечать в движении 2-х

частную форму музыкального

произведения

Развивать воображение,

фантазию, передавать игровой

образ.

Составлять характерные

движения танцев. Определять

характер и настроение музыки

и рассказывать о нем танцем.

Совершенствовать и закреплять

навыки танцевальных

движений.

Развитие мотивации личности

ребенка к познанию и

творчеству.

Наглядно-зрительный

Наглядно-слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

Многократное

повторение

Двигательный

Индивидуальные

указания

13

Виды

музыкально

й

деятельност

и

Тема

Месяц

Примерный репертуар

Программное содержание

Методы и приемы

Игры

Игровое

творчество

«Настроени

е в музыке»

«Скоро

весна»

Март

Апрель

Май

Игры с потешками

(Игры со словом)

«Зайцы и лиса»

«В садике»

Муз А.Агафонникова

Согласовывать движения с

музыкой, менять движения со

сменой слов в песне

Передавать в движении

игривый, веселый, задорный

характер музыки.

Действовать по словам потешек

Развивать воображение,

фантазию, передавать игровой

образ.

Наглядно-зрительный

Наглядно-слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

Многократное

повторение

Двигательный

Индивид.указания.

Виды

музыкальной

деятельности

Тема

Месяц

Репертуар

Программное содержание

Методы и приемы

Упражнения

«Веселые

танцы»

Сентябрь

Октябрь

«А я по лугу» обр.

В. Агафонниковаа

«Танец» из балета

Учить выполнять движения

ходьбы различного характера в

соответствии с содержанием

Наглядно-зрительный

14

Ноябрь

П.И.Чайковского

«Лебединое озеро»

«Передача

платочка»

Муз. Т. Ломовой

«Ах вы сени, мои

сени»

Обр. Иорданского

«Топочущий шаг»

Р.н.м. «Подгорка»

«Каблучки и

носочки»

Р.н.м. «Полянка»

обр. Метлова

«Ковырялочка»

Р.н.м. обр Е.

Тиличеевой

музыки. Передавать подвижный

характер музыки

Самостоятельно менять

движения в соответствии со

сменой частей музыки.

Упражнять в танцевальных

движениях.

Учить передавать в движении

характер музыки.

Менять движения в

соответствии с музыкальными

фразами и отмечать их

окончание.

Совершенствовать различные

виды прыжков.

Наглядно-слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

Многократное

повторение

Двигательный

Индивидуальные

указания

Виды

музыкальной

деятельности

Тема

Месяц

Репертуар

Программное содержание

Методы и приемы

Танцы

Пляски

Танцевальное

творчество

«Веселые

танцы»

«Осенняя

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

«Ритмический

танец»

Муз. Армстронг

«Ква- ква»

Продолжать знакомить детей с

русской народной музыкой

плясового характера.

Развивать образность и

Наглядно-зрительный

Наглядно-слуховой

Слуховой

15

пора»

фонограмма

Танец: «Яблочки»

рнм. Ах, утушка

Рок-н-ролл

фонограмма

Тема: «Танец – это

радость»

«Осенние

хороводы»

«Балет

невылупившихся

птенцов»

Танцы

выразительность движений.

Двигаться парами по кругу,

соблюдать интервалы.

Воспитывать музыкальный вкус,

самостоятельность в передаче

игровых и танцевальных

образов.

Способствовать накоплению

музыкальных впечатлений.

Точно менять движения под

музыку. Заканчивать движения с

концом музыки.

Совершенствовать координацию

движений, Основные движения,

учит определять характер и

настроение музыки и

рассказывать о нем танцем.

Образный

Упражнения

Многократное

повторение

Двигательный

Индивидуальные

указания

Виды

музыкальной

деятельности

Тема

Месяц

Репертуар

Программное содержание

Методы и приемы

Игры

Игровое

творчество

«Веселые

танцы»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Игра «Плетень»

Р.н.п.. обр Лядова

«Я на горку шла»

Р.н.м. обр. Туманян

«На горе-то калина»

Выделять различные части

музыки.

Двигаться в соответствии с

характером каждой части.

Ритмично хлопать в ладошки,

Наглядно-зрительный

Наглядно-слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

16

Игра «Ищи»

Муз. Т.Ломовой

«Из-за леса…»

«Мукомол»

«Мостик»

«Обезьяна и тигр»

постоянно меняя положение рук.

Действовать под слова потешки.

Развивать образность и

выразительность движений

Самостоятельно выполнять

движения в соответствии с

характером музыки

Выполнять движения в ритме в

зависимости от формы

музыкального произведения

(куплетная, фразировка)

Действовать под слова потешки,

реагировать на 3-х частную

форму.

Многократное

повторение

Двигательный

Индивидуальные

указания

Виды

музыкальной

деятельности

Тема»

Месяц

Репертуар

Программное содержание

Методы и приемы

Упражнения

«Зимние

забавы»

Декабрь

Январь

Февраль

«Гармошка»

Р.н.м.

обр.Е.Тиличеевой

«Ах ты, береза»

Р.н.м. обр.

М.Раухвергера

Учить менять движения в

соответствии с изменениями

динамических оттенков и

формой музыкального

произведения.

Воспринимать и передавать в

движении характер музыки.

Учить чувствовать расслабление

Наглядно-зрительный

Наглядно-слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

Многократное

повторение

17

«Веселые скачки»

Муз.Б.Можжевелова

«Гопак»

Укр.н.п. обр.Абелян

и напряжение мышц корпуса.

Правильно и ритмично двигаться

под музыку разного

характера.Начинать движение

после вступления

Совершенствовать различные

виды ходьбы: (бодрая,

торжественная, парадная), бега и

прыжков.

Двигательный

Индивидуальные

указания

Виды

музыкальной

деятельности

Тема

Месяц

Репертуар

Программное содержание

Методы и приемы

Танцы

Пляски

Танцевальное

творчество

«Зимние

забавы»

«На

детской

эстрадной

танцеваль

ной

волне»»

Декабрь

Январь

Февраль

Цыганский танец

Танец:

«Балалаечка» муз и

слова Т.Морозовой

«Облака из

пластилина»

«Кадриль» муз.

Костенко

Современные

ритмы диск

Танец: «Подсолнух»

диск.

Двигаться в ритме музыки.

Менять движения в соответствии

со сменой музыкальных фраз.

Согласовывать все движения с

музыкой.

Начинать движение сразу после

музыкального вступления.

Выполнять несложные

музыкальные композиции.

Быстро перестраиваться « на

круг»

Реагировать на изменение

Наглядно-зрительный

Наглядно-слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

Многократное

повторение

Двигательный

Индивидуальные

указания

18

Танец «Яблочко»

муз Глиэра.

Театральная весна -

в зависимости от

сказки

Танцы

музыкальных фраз; следить за

четкостью, ритмичностью,

выразительностью исполнения

движений.

Развивать творчество, фантазию

детей.

Исполнять танец, передавая

легкий ритм музыки.

Виды

музыкальной

деятельности

Тема

Месяц

Репертуар

Программное содержание

Методы и приемы

Игры

Игровое

творчество

«Зимние

забавы»

Декабрь

Январь

Февраль

«Кто скорее?»

Муз.Л.Шварца

«Шалтай – болтай»

«Зимушка»

«Гоп – гоп»

(«Конь и ездок»)

Выразительно передавать

движениями характер музыки:

легко и ритмично бегать, звенеть

колокольчиком, точно

реагировать на окончание

музыки.

Соблюдать правила игры

Ритмично выполнять движения,

согласовывая их с музыкой.

Действовать под слова потешки

Развивать творчество, фантазию,

эмоциональность детей.

Наглядно-зрительный

Наглядно-слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

19

Виды

музыкальной

деятельности

Тема

Месяц

Репертуар

Программное содержание

Методы и приемы

Упражнения

«Настроен

ие в

музыке»

«Скоро

весна»

Март

Апрель

Май

«Андрей – воробей»

Р.н.м.

обр.Е.Тиличеевой

«Громко –

шепотом»

Муз.А.Чернякова

Притопывающий

шаг

Р.н.п.

обр.Тиличеевой

Шаг с пятки и носка

Р.н.м обр Е.Туманян

«Ковырялочка»

Р.н.п. обр.

Е.Тиличеевой

Учить самостоятельно, изменять

движения в соответствии со

сменой частей музыки.

Совершенствовать основные

движения. Четко, ритмично

выполнять движения.

Менять движения в связи с

изменением динамики

Начинать и заканчивать

движение в соответствии с

началом и окончанием звучания

музыки.

Начинать движение сразу после

вступления. Осваивать

танцевальные движения четко

под музыку.

Добиваться свободного

эмоционального выполнения

движений

Наглядно-зрительный

Наглядно-слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

Многократное

повторение

Двигательный

Индивидуальные

указания

Виды

Тема

Месяц

Репертуар

Программное содержание

Методы и приемы

20

музыкальной

деятельности

Танцы

Пляски

Танцевальное

творчество

«Настроен

ие в

музыке»

«Скоро

весна»

Март

Апрель

Май

Цыганский танец

Восточный танец

« Прощальный

вальс» муз

Флярковского.

Музыкальный

материал берется в

зависимости от

сценария праздника

Кадриль иуз.

Костенко

Хендс ап.

(фонограмма)

«Крылатые качели»

Е.Крылатого

Прощальный вальс

муз. Флярковского

Темы: «Танец и я –

веселые друзья»

«Петушиная

семейка»

Выполнять и запоминать

последовательность

танцевальных движений,

композиций.

Согласовывать движения с

музыкой

Начинать движение после

вступления, точно заканчивать

их в конце музыкальной

фразы.Передавать в движении

характер произведения

Менять движения в

соответствии с музыкальными

фразами и куплетной формой

музыкального произведения

Развивать творческое

воображение, передавать в

движении музыкально –

двигательный образ Красной

Шапочки, Серого Волка и т.д.

Совершенствовать и закреплять

навыки танцевальных движений.

Обеспечение эмоционального

Наглядно-зрительный

Наглядно-слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

Многократное

повторение

Двигательный

Индивидуальные

указания

21

благополучия детей. Развитие

мотивации личности ребенка к

познанию и творчеству.

Виды

музыкальной

деятельности

Тема

Месяц

Репертуар

Программное содержание

Методы и приемы

Игры

Игровое

творчество

«Настроен

ие в

музыке»

«Скоро

весна»

Март

Апрель

Май

«Барашеньки»

р.н.м.

«Ваня –

простота»р.н.м.

«Дразнилка»р.н.м.

«Плетень и клубок

ниток»

«Звездочет»

Выполнять движения под текст

песен, менять их в соответствии

со сменой частей музыки.

Действовать под слова потешек

Вырабатывать у детей

выдержку.

Передавать ритмический

рисунок словами, хлопками.

Развивать творческое

воображение, наблюдательность,

эмоциональность.

Наглядно-зрительный

Наглядно-слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

Многократное

повторение

Двигательный

Индивидуальные

указания

3.2 Календарно-тематическое планирование

для детей групп старшего дошкольного возраста (6-8 лет)

Виды

музыкальной

деятельности

Тема

Месяц

Репертуар

Программное содержание

Методы и приемы

Упражнения

«Веселые

танцы»

Сентябрь

Октябрь

«А я по лугу» обр. В.

Агафонниковаа

«Танец» из балета

Учить выполнять движения ходьбы

различного характера в соответствии

с содержанием музыки. Передавать

Наглядно-

зрительный

22

Ноябрь

П.И.Чайковского

«Лебединое озеро»

«Передача платочка»

Муз. Т. Ломовой

«Ах вы сени, мои

сени»

Обр. Иорданского

«Топочущий шаг»

Р.н.м. «Подгорка»

«Каблучки и

носочки»

Р.н.м. «Полянка»

обр. Метлова

«Ковырялочка»

Р.н.м. обр Е.

Тиличеевой

подвижный характер музыки

Самостоятельно менять движения в

соответствии со сменой частей

музыки.

Упражнять в танцевальных

движениях.

Учить передавать в движении

характер музыки.

Менять движения в соответствии с

музыкальными фразами и отмечать

их окончание.

Совершенствовать различные виды

прыжков.

Наглядно-слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

Многократное

повторение

Двигательный

Индивидуальные

указания

Виды

музыкальной

деятельности

Тема

Месяц

Репертуар

Программное

содержание

Методы и

приемы

Танцы

Пляски

Танцевальное

творчество

«Веселые

танцы»

«Осенняя

пора»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

«Ритмический танец»

Муз. Армстронг

«Ква- ква» фонограмма

Танец: «Яблочки»

Продолжать знакомить

детей с русской народной

музыкой плясового

характера.

Наглядно-

зрительный

Наглядно-

23

рнм. Ах, утушка

Рок-н-ролл фонограмма

Тема: «Танец – это радость»

«Осенние хороводы»

«Балет невылупившихся

птенцов»

Танцы

Развивать образность и

выразительность

движений. Двигаться

парами по кругу,

соблюдать интервалы.

Воспитывать

музыкальный вкус,

самостоятельность в

передаче игровых и

танцевальных образов.

Способствовать

накоплению

музыкальных

впечатлений. Точно

менять движения под

музыку. Заканчивать

движения с концом

музыки.

Совершенствовать

координацию движений,

Основные движения,

учит определять характер

и настроение музыки и

рассказывать о нем

танцем.

слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

Многократное

повторение

Двигательный

Индивидуальные

указания

24

Виды

музыкальной

деятельности

Тема

Месяц

Репертуар

Программное

содержание

Методы и

приемы

Игры

Игровое

творчество

«Веселые

танцы»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Игра «Плетень»

Р.н.п.. обр Лядова

«Я на горку шла»

Р.н.м. обр. Туманян

«На горе-то калина»

Игра «Ищи»

Муз. Т.Ломовой

«Из-за леса…»

«Мукомол»

«Мостик»

«Обезьяна и тигр»

Выделять различные

части музыки.

Двигаться в соответствии

с характером каждой

части.

Ритмично хлопать в

ладошки, постоянно меняя

положение рук.

Действовать под слова

потешки.

Развивать образность и

выразительность

движений

Самостоятельно

выполнять движения в

соответствии с

характером музыки

Выполнять движения в

ритме в зависимости от

формы музыкального

Наглядно-

зрительный

Наглядно-

слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

Многократное

повторение

Двигательный

Индивидуальные

указания

25

произведения (куплетная,

фразировка)

Действовать под слова

потешки, реагировать на

3-х частную форму.

Виды

музыкальной

деятельности

Тема

Месяц

Репертуар

Программное содержание

Методы и приемы

Танцы

Пляски

Танцевальное

творчество

«Зимние

забавы»

Декабрь

Январь

Февраль

Цыганский танец

Танец: «Балалаечка» муз и

слова Т.Морозовой

«Облака из пластилина»

«Кадриль» муз. Костенко

Современные ритмы диск

Танец: «Подсолнух» диск.

Танец «Яблочко» муз

Глиэра.

Театральная весна - в

зависимости от сказки

Темы: На детской

эстрадной танцевальной

волне»

Танцы

Двигаться в ритме музыки.

Менять движения в

соответствии со сменой

музыкальных фраз.

Согласовывать все движения с

музыкой.

Начинать движение сразу после

музыкального вступления.

Выполнять несложные

музыкальные композиции.

Быстро перестраиваться « на

круг»

Реагировать на изменение

музыкальных фраз; следить за

четкостью, ритмичностью,

выразительностью исполнения

Наглядно-

зрительный

Наглядно-слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

Многократное

повторение

Двигательный

Индивидуальные

указания

26

движений.

Развивать творчество,

фантазию детей.

Исполнять танец, передавая

легкий ритм музыки.

Виды

музыкальной

деятельности

Тема

Месяц

Репертуар

Программное содержание

Методы и приемы

Игры

Игровое

творчество

«Зимние

забавы»

Декабрь

Январь

Февраль

«Кто скорее?»

Муз.Л.Шварца

«Шалтай – болтай»

«Зимушка»

«Гоп – гоп»

(«Конь и ездок»)

Выразительно передавать

движениями характер музыки:

легко и ритмично бегать,

звенеть колокольчиком, точно

реагировать на окончание

музыки.

Соблюдать правила игры

Ритмично выполнять движения,

согласовывая их с музыкой.

Действовать под слова потешки

Развивать творчество,

фантазию, эмоциональность

детей.

Наглядно-

зрительный

Наглядно-слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

27

Виды

музыкальной

деятельности

Тема

Месяц

Репертуар

Программное

содержание

Методы и приемы

Упражнения

«Настроение в

музыке»

«Скоро весна»

Март

Апрель

Май

«Андрей –

воробей»

Р.н.м.

обр.Е.Тиличеевой

«Громко –

шепотом»

Муз.А.Чернякова

Притопывающий

шаг

Р.н.п.

обр.Тиличеевой

Шаг с пятки и

носка

Р.н.м обр

Учить

самостоятельно,

изменять движения

в соответствии со

сменой частей

музыки.

Совершенствовать

основные

движения. Четко,

ритмично

выполнять

движения.

Менять движения

в связи с

изменением

динамики

Наглядно-

зрительный

Наглядно-слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

Многократное

повторение

Двигательный

Индивидуальные

указания

28

Е.Туманян

«Ковырялочка»

Р.н.п. обр.

Е.Тиличеевой

Начинать и

заканчивать

движение в

соответствии с

началом и

окончанием

звучания музыки.

Начинать

движение сразу

после вступления.

Осваивать

танцевальные

движения четко

под музыку.

Добиваться

свободного

эмоционального

выполнения

движений

Виды

музыкальной

деятельности

Тема

Месяц

Репертуар

Программное

содержание

Методы и приемы

29

Танцы

Пляски

Танцевальное

творчество

«Настроение в

музыке»

«Скоро весна»

Март

Апрель

Май

Цыганский танец

Восточный танец

« Прощальный

вальс» муз

Флярковского.

Музыкальный

материал берется в

зависимости от

сценария

праздника

Кадриль иуз.

Костенко

Хендс ап.

(фонограмма)

«Крылатые

качели»

Е.Крылатого

Прощальный вальс

муз. Флярковского

Темы: «Танец и я –

веселые друзья»

«Петушиная

семейка»

Выполнять и

запоминать

последовательность

танцевальных

движений,

композиций.

Согласовывать

движения с

музыкой

Начинать движение

после вступления,

точно заканчивать

их в конце

музыкальной

фразы.Передавать в

движении характер

произведения

Менять движения в

соответствии с

музыкальными

фразами и

куплетной формой

музыкального

произведения

Развивать

Наглядно-

зрительный

Наглядно-

слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

Многократное

повторение

Двигательный

Индивидуальные

указания

30

творческое

воображение,

передавать в

движении

музыкально –

двигательный образ

Красной Шапочки,

Серого Волка и т.д.

Совершенствовать

и закреплять

навыки

танцевальных

движений.

Обеспечение

эмоционального

благополучия

детей. Развитие

мотивации

личности ребенка к

познанию и

творчеству.

Виды

музыкальной

Тема

Месяц

Репертуар

Программное

содержание

Методы и приемы

31

деятельности

Игры

Игровое

творчество

«Настроение в

музыке»

«Скоро весна»

Март

Апрель

Май

«Барашеньки»

р.н.м.

«Ваня –

простота»р.н.м.

«Дразнилка»р.н.м.

«Плетень и клубок

ниток»

«Звездочет»

Выполнять

движения под

текст песен,

менять их в

соответствии со

сменой частей

музыки.

Действовать под

слова потешек

Вырабатывать у

детей выдержку.

Передавать

ритмический

рисунок словами,

хлопками.

Развивать

творческое

воображение,

наблюдательность,

эмоциональность.

Наглядно-

зрительный

Наглядно-слуховой

Слуховой

Образный

Упражнения

Многократное

повторение

Двигательный

Индивидуальные

указания

32

33

4.Организационно-педагогические условия

4.1.Учебный план

п/п

Наименование услуги

Кол-во занятий

в неделю/месяц

Кол-во часов в

неделю/ месяц

Форма

проведения

1.

Программа

дополнительной платной

услуги проведения занятий

по развитию танцевальных

способностей у детей

2/8

60/240

фронтальная

Итого в год

72

2160

4.2. Расписание занятий

Дни недели

Время

Музыкальный

руководитель

Вторник

Четверг

17.00 - 17.30

Халюкова И.Ю.

4

.3.Календарный учебный график

Вид

деятельност

и

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Упражнения

1

1

2

1

1

2

1

1

2

Танцы

1

1

2

1

1

2

1

1

2

Пляски

1

1

2

1

1

2

1

1

2

Танцевальное

творчество

1

1

2

1

1

2

1

1

2

Игры 1

1

2

1

1

2

1

1

2

Игровое

творчество

1

1

2

1

1

2

1

1

2

Итого

6

6

12

6

6

12

6

6

12

4.4.Программно-методическое обеспечение

Наименование услуги

Название

программы

На основании какой

программы разработана

1

Программа дополнительной

образовательной услуги

проведения занятий по

развитию танцевальных

способностей у детей

«Движение и

фантазия»

- Программа воспитания и

обучения в детском саду/под

редакцией М.А. Васильевой,

В.В. Гербовой, Т.С.

Комаровой. -3-е изд., испр и

доп. - М.: Мозаика-Синтез,

2005;

- Адаптированная

образовательная программа

дошкольного образования.

-Программа

«Камертон»

Костиной Э.

-

Технология

«Ритмическая

мозаика» А.И. Бурениной.

26

4.5.Материально-техническое обеспечение

Организация занятий осуществляется в музыкальном зале

дошкольного

учреждения, расположенном на втором этаже здания, музыкальными руководителями

первой

квалификационной

категории,

имеющим

специальную

подготовку

и

соответствующее образование.

Кабинет музыкальных руководителей оснащен необходимым оборудованием,

наглядными

пособиями,

дидактическим

пособиями,

аудио,

видеоматериалами,

необходимыми для осуществления музыкального воспитания.

5.Мониторинг

27

Разработка

заданий

и

таблиц

для

определения

уровня

музыкальных

способностей детей основана на методике диагностики О.П. Радыновой с учетом

требований «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.

Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Начало года

Ладовое чувство

Задание № 1: Прослушать произведение Л.В. Бетховен «Финал концерта № 5

(фрагмент), определить характер произведения,

выражая свои мысли полными

фразами.

Оценка выполнения:

«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние

впечатления, эмоциональная отзывчивость, ясное выражение мысли;

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер;

«1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.

Задание № 2: Прослушать песню «Мы бандито», определить характер и

содержание песни.

Оценка выполнения:

«3» - внимательно слушает песню, понимает текст и может сказать, о чем она,

определить характер музыки;

«2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать содержание

песни и определить характер;

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.

Задание № 3: С помощью дидактической игры «Птичий концерт» определить

регистры в смешанном и чистом звучании.

Оценка выполнения:

«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, понимает регистр, правильно

выкладывает карточки;

«2»

- слушает невнимательно, отвлекается, но может определить регистр

верхний, средний и нижний;

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Задание № 4: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (марш,

пляска,

колыбельная),

с

помощью

дидактической

игры

выложить

карточки

соответственно жанру исполняемого произведения.

Оценка выполнения:

«3» - внимательно слушает музыкальные фрагменты, определяет жанр и

выполняет задание без подсказки;

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить жанр

музыкального произведения, выложить карточки;

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Конец года

28

Ладовое чувство

Задание № 1: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (марш,

плясовая мелодия, колыбельная), показать соответствующее движение.

Оценивается знание жанров в музыке и самостоятельность в смене движения в

соответствии с трехчастной формой музыкальных фраз.

Оценка выполнения:

«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние

впечатления, может назвать жанры, правильно выполняет задание;

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но задание выполняет правильно;

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет не верно.

Задание № 2: Прослушать произведение «В пещере горного короля» Григ,

определить какие инструменты исполняют, характер и содержание.

Оценивается умение детей слышать звучание различных инструментов, умение

высказать свои мысли развернуто.

Оценка выполнения:

«3» - внимательно слушает произведение, понимает содержание, определяет

инструменты, может сказать, о чем она, определить характер музыки;

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и

содержание произведения, назвать инструменты, пусть и не все;

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.

Задание № 3:

С помощью дидактической игры «Птичка и птенчики»

определить высокий и низкий звуки в пределах квинты.

Оценка выполнения:

«3» - внимательно слушает музыкальные

фрагменты, определяет высокие,

средние и низкие звуки, правильно выкладывает карточки;

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить верхний и

низкий звуки;

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Задание № 4:

Предложить детям сочинить историю или сказку, после

прослушивания произведения Моцарта «Маленькая флейта», обогатить свой рассказ

движениями под музыку.

Оценка выполнения:

«3»

-

внимательно

слушает

произведение,

может

придумать

историю,

изобразить движениями характерные черты главного героя;

«2» - слушает внимательно, но придумывает историю с помощью взрослого,

изображает движениями по подсказке;

«1» - нет заинтересованности, задание выполнять не хочет.

Начало года

Музыкально-слуховое представление

Задание № 1:

Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее

точно после вступления под музыкальное сопровождение.

Оценка выполнения:

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.

29

Задание № 2: Исполнять небольшую песню без сопровождения, в удобном

диапазоне.

Оценка выполнения:

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько

нас поет?» За ширмой играют сразу на двух инструментах и исполняют голосом

знакомую попевку.

Оценка выполнения:

«3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто

интонируя движение мелодии.

«2» - называет правильно, но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,

беспорядочно.

Задание № 4:

Назвать

предложенные инструменты (металлофон, бубен,

барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку

«Небо синее» небольшими группами и по одному.

Оценка выполнения:

«3» - называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с

пением; поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не

получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,

беспорядочно.

Конец года

Музыкально-слуховое представление

Задание № 1:

Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее

точно после вступления под музыкальное сопровождение.

Оценка выполнения:

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.

Задание № 2: Повторить отдельные звуки небольшой знакомой песни с голоса

педагога, придумать ей новое окончание.

Оценка выполнения:

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с

удовольствием.

«2» - поет, не точно, без помощи взрослого придумать окончание не

может.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько

нас поет?» За ширмой играют сразу на двух инструментах и исполняют голосом

знакомую попевку.

Оценка выполнения:

30

«3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто

интонируя движение мелодии.

«2» - называет правильно, но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,

беспорядочно.

Задание № 4:

Назвать

предложенные инструменты (металлофон, бубен,

барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, предложить

самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку.

Оценка выполнения:

«3» - называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с

поддержкой взрослого.

«2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не

получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,

беспорядочно.

Начало года

Чувство ритма

Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7

звуков (русская народная попевка «Гори, гори ясно»).

Оценка выполнения:

«3» - точное выполнение ритмического рисунка.

«2» - не совсем точное.

«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.

Задание № 2:

Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с

трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка

вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы.

Оценка выполнения:

«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет

смены движений под музыку.

«1» - мала двигательная реакция на музыку.

Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Про меня и муравья».

Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу,

смена движений в соответствии с текстом песни.

Оценка выполнения:

«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку,

выполняет разнообразные элементы.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных

элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять

задание.

Задание

4:

Выполнение

танцевальных

движений

(поочередное

выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку,

шаг на месте, с продвижением вперед и в кружении).

Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных

движений, импровизация по музыку.

31

Оценка выполнения:

«3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы,

может придумывать свои.

«2»

- есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется

правильно, не может придумать свои.

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять

задание.

Конец года

Чувство ритма

Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7

звуков. Р.н.попевка «Гори, гори ясно»

«3» - точное выполнение ритмического рисунка.

«2» - не совсем точное.

«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.

Задание № 2:

Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с

трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка

вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигать правильно выполняя

движение, эмоционально, четко.

«3» - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть

чувство пульса.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет

смены движений под музыку.

«1» - мала двигательная реакция на музыку.

Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Про меня и муравья»

Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу, смена

движений в соответствии с текстом песни.

«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движение

под музыку, выполняет разнообразные элементы.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных

элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять

задание.

Задание № 4: Предложить ребенку потанцевать под русскую плясовую,

выполняя знакомые танцевальные движения (поочередное выбрасывание

ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг на месте, с

продвижением вперед и в кружении). Оценивается правильное выполнение всех

элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.

«3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы,

может придумывать свои.

«2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется

правильно, не может придумать свои.

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять

задание.

Критерии определения уровня:

32

Ф.И. ребенка

Ладовое

чувство

Муз.-

слуховое

представлени

е

Чувство

ритма

Всег

о

Общий

уровен

ь

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Высокий уровень 34-36 баллов

Средний уровень

23-33 балла

Низкий уровень 22 балла и ниже

Качественная характеристика:

Высокий уровень

Ладовое чувство:

-внимательно слушает произведение от начала до конца, высказывает яркие

внешние впечатления;

- эмоционально отзывчив;

- понимает текст песни и может сказать, о чем она ,может определить характер

музыки;

-определяет жанр музыкальных фрагментов, высокие и низкие звуки, правильно

выкладывает ритмический рисунок;

- может придумать историю, изобразить движениями характерные черты

главного героя.

Музыкально-слуховое представление:

-поет, чисто интонируя движение мелодии;

-называет правильно, определяет по звучанию инструменты, исполняет попевку

вместе с пением;

-поет, чисто интонируя движение мелодии;

- выполняет задание, с поддержкой взрослого.

Чувство ритма:

-точно выполняет ритмический рисунок;

-выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку;

-выполняет разнообразные элементы, может придумывать свои.

Средний уровень

Ладовое чувство:

33

-слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер, рассказать

содержание песни;

-различает регистр верхний, средний и нижний;

-определяет жанр музыкального произведения, может выложить карточки;

-

может рассказать о характере и содержание произведения, назвать

инструменты, пусть и не все;

- придумывает историю с помощью взрослого, изображает движениями по

подсказке.

Музыкально-слуховое представление:

-называет правильно звучащие за ширмой музыкальные инструменты,

но

сыграть песенку не получается.

-поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления;

-без помощи взрослого придумать окончание к песенке не может.

Чувство ритма:

-не совсем точное выполнение ритмического рисунка;

-есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены

движений под музыку в соответствии с текстом песни;

- не может придумать свои движения.

Низкий уровень

Ладовое чувство:

- задание выполнять не хочет;

-почти не реагирует на песню;

- задание выполняет неверно;

-нет заинтересованности, с заданием не справляется.

Музыкально-слуховое представление:

-интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз;

-не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Чувство ритма:

-мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание, нет

заинтересованности.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Начало года.

Ладовое чувство

Задание № 1: Прослушать гимн Российской Федерации, определить общее

настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности:

темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение.

«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие

внешние впечатления, ясно излагает свои мысли, может определить средства

выразительности и слышит инструменты сопровождения;

34

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер,

выделить средства выразительности;

«1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.

Задание № 2:

Прослушать пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И.

Чайковского,

предложить

ребенку

выбрать

картинку

из

предложенных,

наиболее подходящих к звучанию пьес, мотивировать свой выбор. Оценивается

умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к

наглядному образу.

«3» - внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и

наиболее точно подбирает картинку;

«2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о

характере и верно подбирает картинку;

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на пьесы.

Задание № 3:

С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики»

определить части музыкального произведения.

«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно

выкладывает карточки;

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части

пьесы;

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Задание № 4:

Прослушать и определить к какому жанру принадлежит

прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и

на каком инструменте оно исполняется.

«3» - внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений, определяет

жанр и определяет инструменты;

«2»

- слушает невнимательно,

но может определить жанр музыкального

произведения, назвать выборочно инструменты;

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Конец года

Ладовое чувство

Задание № 1:

Узнавать по вступлению

гимн Российской Федерации,

определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные

средства

выразительности:

темп,

динамику,

тембр,

определить

инструментальное сопровождение.

«3» - узнал гимн по вступлению, внимательно слушает произведение от

начала до конца, яркие внешние впечатления, ясно излагает свои мысли, может

определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения;

35

«2»

- слушает невнимательно, узнал по подсказке, но может определить

характер, выделить средства выразительности;

«1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.

Задание № 2: Прослушать «Лето» А. Вивальди, предложить ребенку выбрать

картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию произведения и

придумать сказку, опираясь на наглядный образ и музыкальный. Оценивается

умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к

наглядному образу.

«3» - внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные

средства и наиболее точно подбирает картинку, легко придумывает сюжет сказки;

«2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о

характере и верно подбирает картинку, сказку придумывает при помощи взрослого;

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на произведение.

Задание № 3:

С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики»

определить части музыкального произведения..

«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно,

правильно выкладывает карточки;

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части

пьесы;

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Задание № 4:

Прослушать и определить к какому жанру принадлежит

прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и

на каком инструменте оно исполняется.

«3» - внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений,

определяет жанр и определяет инструменты;

«2» - слушает невнимательно, но может определить жанр музыкального

произведения, назвать выборочно инструменты;

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Начало года

Музыкально-слуховое представление

Задание № 1:

Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее

точно после вступления под музыкальное сопровождение. Определить части песни

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет

задание;

«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, части

не определяет;

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.

Задание № 2: Исполнять небольшую песню без сопровождения, в удобном

диапазоне.

36

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии;

«2» - поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого;

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько

нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом

знакомую попевку.

«3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто

интонируя движение мелодии;

«2» - называет правильно, но песенки не получается;

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,

беспорядочно.

Задание № 4:

Назвать

предложенные инструменты (металлофон, бубен,

барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, играть

попевку «Небо синее» небольшими группами и по одному.

«3» - называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку

вместе с пением. поет, чисто интонируя движение мелодии;

«2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не

получается;

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,

беспорядочно.

Конец года

Музыкально-слуховое представление

Задание № 1:

Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее

точно после вступления под музыкальное сопровождение, с помощью пособия

выложить схему песни.

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет

задание;

«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, задание

выполнить не может;

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.

Задание № 2: Повторить отдельные звуки небольшой знакомой песни с голоса

педагога, придумать ей новое окончание.

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с

удовольствием;

«2» - поет, не точно, без помощи взрослого придумать окончание не

может;

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

37

Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько

нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом

знакомую попевку.

«3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто

интонируя движение мелодии;

«2» - называет правильно, но песенки не получается;

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,

беспорядочно.

Задание № 4:

Назвать

предложенные инструменты (металлофон, бубен,

барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, предложить

самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку. Исполнять сольно

и в ансамбле на детских музыкальных инструментах простые песенки.

«3» - называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с

поддержкой взрослого;

«2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не

получается;

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,

беспорядочно.

Начало года

Чувство ритма

Задание № 1: Проиграть на барабане простейший ритмический рисунок,

мелодии из 5-7 звуков. Русская народная попевка «Гори, гори ясно»

«3» - точное выполнение ритмического рисунка;

«2» - не совсем точное;

«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.

Задание № 2:

Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с

трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность

ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, выразительное

исполнение всех движений.

«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса;

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет

смены движений под музыку;

«1» - мала двигательная реакция на музыку.

Задание № 3:

Самостоятельно инсценировать

песню «Чик и Чикибрик»

Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу,

смена движений в соответствии с текстом песни.

«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку,

выполняет разнообразные элементы;

38

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных

элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни;

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять

задание.

Задание № 4: Выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной

шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг). Оценивается

правильное выполнение всех элементов, разнообразие

выбранных движений,

импровизация по музыку.

«3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы,

может придумывать свои;

«2»

- есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется

правильно, не может придумать свои;

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять

задание.

Конец года

Чувство ритма

Задание № 1: Проиграть на металлофоне простейший ритмический рисунок,

мелодии из 5-7 звуков. Русская народная попевка «Гори, гори ясно»

«3» - точное выполнение ритмического рисунка;

«2» - не совсем точное;

«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.

Задание № 2:

Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с

трехчастной формой музыкального произведения.Оценивается способность

ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигаться

правильно выполняя движение, эмоционально, четко.

«3» - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть

чувство пульса;

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет

смены движений под музыку;

«1» - мала двигательная реакция на музыку.

Задание № 3: Предложить ребенку с помощью дидактической игры определить

сильные и слабые доли. Оценивается правильное выполнение правил игры.

«3» -внимательно слушает пьесу, правильно выполняет задание;

«2» - не внимательно слушает пьесу, сильные доли выделяет не всегда;

«1» - задание выполняет без желания, не проявляет интереса.

Задание № 4: Импровизировать под заданную мелодию «Танец медведя и

медвежат».

Оценивается

разнообразие

выбранных

движений,

выразительность

движений, способность передать через движение образ героя.

«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку,

выполняет разнообразные элементы;

39

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных

элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни;

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять

задание.

Ф.И. ребенка

Ладовое

чувство

Муз.-слуховое

представление

.

Чувство

ритма

Всег

о

Общий

уровен

ь

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Критерии оценки уровня:

Высокий уровень 34-36 баллов

Средний уровень

23-33 балла

Низкий уровень 22 балла и ниже

Качественная характеристика

Высокий уровень:

Ладовое чувство:

- внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние

впечатления,

ясно

излагает свои мысли, может

определить средства

выразительности и слышит инструменты сопровождения;

- внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и

наиболее точно подбирает картинку;

- внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно

выкладывает карточки;

- внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений, определяет

жанр и определяет инструменты;

- узнает Гимн по вступлению;

- внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и

наиболее точно подбирает картинку, легко придумывает сюжет сказки;

Музыкально-слуховое представление:

- поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет

задание;

-определяет по звучанию инструменты;

- называет правильно музыкальные инструменты, владеет приемами игры,

исполняет попевку вместе с пением;

Чувство ритма:

- точное выполнение ритмического рисунка;

40

- выполняет смену движений под музыку, движения головы, рук;

- выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку,

выполняет разнообразные элементы;

- может придумывать свои элементы танцевального рисунка;

-внимательно слушает пьесу, правильно выполняет задание;

Средний уровень

Ладовое чувство:

- слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер,

выделить средства выразительности;

может рассказать о характере и верно

подбирает картинку;

- слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части

пьесы;

- слушает невнимательно,

но может определить жанр музыкального

произведения, назвать выборочно инструменты;

- слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно

подбирает картинку, сказку придумывает при помощи взрослого;

Музыкально-слуховое представление:

- поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, части не

определяет;

- называет правильно музыкальные инструменты, владеет приемами игры, но

песенки не получается;

-без помощи взрослого придумать окончание не

может;

Чувство ритма:

- не совсем точное исполнение ритмического рисунка;

- есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены

движений под музыку в соответствии с текстом песни;

- невнимательно слушает пьесу, сильные доли выделяет не всегда;

Низкий уровень

Ладовое чувство:

- нет заинтересованности, с заданием не справляется; почти не реагирует на

пьесы.

Музыкально-слуховое представление:

- нет заинтересованности, с заданием не справляется;

- почти не реагируют на пьесы;

- интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз;

- не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,

беспорядочно.

Чувство ритма:

- невыполнение задания, нет заинтересованности.

41

- мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять

- не проявляет интереса.

Список литературы

1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения. - СПб., 2003.

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение, 1985.

3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.:

Просвещение, 1989.

4. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального воспитания в детском саду. - М., 2003.

5. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально - ритмическом развитии

детей 4-8 лет. Практикум для педагогов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

6. Кузнецова Е. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми

нарушениями речи. - М.: Издательство Гном и Д, 2002.

7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.- М.: Творческий центр,

2004.

8. Кольцова М.М. Роль двигательного анализатора в развитии речи ребенка. - Сборник

Трудов, вып. №7, 1970.

9. Лопухина И. Ритм, речь, движение. – СПб.: Дельта, 1997.

10. Луговская А.Е. Ритмические упражнения, игры, пляски для детей дошкольного и

младшего школьного возраста. - М.: Советский композитор, 1991.

11. Макшанцева Е. Скворушка ( сборник музыкально - речевых игр для детей

дошкольного возраста).- М.: Арти - Илекса, 1998.

12. Метлов Н.А. Музыка-детям. – М.: Просвещение, 1985.

13. Музыкальные игры, пляски и упражнения в детском саду. - М.: Учпедгиз, 1958.

14. Музыка и движение. Методические рекомендации для музыкальных руководителей,

руководителей ритмики и хореографии. Сост. Власов В. А. - Сыктывкар, 1994.

42

43



В раздел образования