Автор: Халюкова Ия Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ г.Нижневартовска ДС № 49 "Родничок"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Методщическая разработка
Тема: ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
ДЕТСКИЙ САД №49 «РОДНИЧОК»
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ
ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
Составитель:
музыкальный руководитель
высшей квалификационной
категории
Халюкова И.Ю.
0
О
ГЛАВЛЕНИЕ
№ п\п
Название раздела
Страница
Паспорт программы
3
1.
Пояснительная записка
6
1.1.
Цели и задачи Программы
8
1.2.
Планируемые результаты
8
1.3.
Объем образовательной нагрузки
9
2.
Направления образовательной работы
9
2.1.
Укрепление здоровья детей, развитие
двигательных качеств и умений
9
2.2.
Развитие нравственно-коммуникативных
качеств личности
10
2.3.
Развитие музыкальности, творческих
способностей
10
2.4.
Развитие и тренировка психических процессов
11
2.5.
Развитие умений ориентироваться в
пространстве
11
3.
Содержание программы
12
3.1.
Календарно-тематическое планирование для
детей групп старшего дошкольного возраста
(5-6 лет)
12
3.2.
Календарно-тематическое планирование для
детей групп старшего дошкольного возраста
(5-6 лет)
32
4.
Организационно-педагогические условия
46
4.1.
Учебный план
46
4.2.
Расписание занятий
46
4.3.
Календарный учебный график
46
4.4.
Программно-методическое обеспечение
47
4.5.
Материально-техническое обеспечение
48
5.
Мониторинг
49
Список литературы
63
1
Паспорт программы
Наименование
дополнительной
образовательной
программы
Программа дополнительной образовательной
услуги проведения занятий по развитию
танцевальных способностей у детей
Основание для
разработки
Программы
- ФГОС ДО (утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 № 1155);
-Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в РФ»;
-
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 « Об
утверждении
«Санитарно
-
эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации
режима работы в дошкольных организациях» от
15.05.2013г.;
- Программа воспитания и обучения в детском саду/
под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.
Комаровой. -3-е изд., испр и доп. - М.: Мозаика-
Синтез, 2005;
- Адаптированная образовательная программа
дошкольного образования.
-Программа «Камертон» Костиной Э.
-
Технология
«Ритмическая
мозаика»
А.И.
Бурениной.
Заказчик программы МАДОУ ДС №49 «Родничок», родители (законные
представители) воспитанников
Разработчик
Программы
Халюкова И.Ю., музыкальный руководитель высшей
квалификационной категории
Целевая группа
Дети старшего дошкольного возраста (5-8 лет)
Цель программы
Раскрытие индивидуальных способностей детей, их
творческого потенциала средствами танцевального
искусства.
Задачи программы
1.Обучать детей элементам народных плясок и
детского
танца,
доступные
по
координации,
танцевальные упражнения.
2.Способствовать
становлению
чувства
ритма,
темпа, исполнительских навыков в танце.
2
3.Развивать
координацию
движений,
гибкость,
пластичность, музыкальный слух, художественный
вкус.
4.Воспитывать умение вести себя в группе во время
движения.
Координация и
контроль
реализации
Программы
Осуществляется администрацией МАДОУ ДС №49 и
родительской общественностью.
Отслеживание результативности предусмотрено
в различных формах:
-концерты;
-праздники;
-развлечения;
-ежегодный
мониторинг
в
соответствии
с
мониторингом МАДОУ, аналитическая справка.
Механизм
реализации
Программы
Администрация ДОУ:
- анализирует ход выполнения мероприятий по
реализации программы,
- вносит предложения по ее корректировке,
- осуществляет организационное, информационное и
методическое обеспечение реализации программы.
Краткая
характеристика
программы
Отличительной
особенностью
программы
«Движение
и
фантазия»
является
развитие
чувственно-эмоциональной
сферы
ребенка
в
движении
и
танце
во
взаимосвязи
со
сферой
нравственной и интеллектуальной.
Основные разделы программы взаимодействуют
между собой и дополняют друг друга. При слушании
музыки и пения, дети передают свое отношение к
музыке и чувства через движения своего тела. На
музыкально-ритмических занятиях учатся слушать и
понимать
музыкальное
произведение
и
одновременно ритмично двигаться и выполнять
определенные
движения,
согласовывая
их
с
музыкой.
В соответствии с образовательными задачами
ДОУ, в программу включены задачи и физического
воспитания. При совместном и организованном
воздействии на детей они дают эффективную и
практическую значимость.
3
Предложенная программа является
вариативной, комплексной, т.е. при возникновении
необходимости
допускается
корректировка
содержания, форм занятий и времени прохождения
материала.
4
1.Пояснительная записка
Музыкальное движение – это целостный эмоционально-осмысленный,
внутренне - внешний психофизический процесс, в котором участвует все
существо двигающегося ребенка. Современные программы дошкольного
воспитания
предполагают
развитие
разных
способностей
у
детей
дошкольного возраста, в частности развитие музыкально-ритмических
способностей определяется примерной общеобразовательной программой
дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
С каждым годом все больше детей приходит в сад с пониженной
эмоциональностью, частичной дискоординацией, напряжением мышечного
аппарата, скованный ребенок не уверен в себе. Вследствие этого появляется
зажатость, и ребенок не всегда может выразить себя в танце. Уровень знаний,
умений и навыков детей, оставляет желать лучшего, поэтому процесс
развития творческих способностей у ребенка замедляется.
В Федеральном государственном образовательном
стандарте к
структуре
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования, вступившем в силу в январе 2014 г., обозначены целевые
ориентиры,
включающие в себя базовые характеристики, которые в
дальнейшем будут определять становление личности, и обусловливают
степень яркости ее индивидуальности.
Одной из перечисленных характеристик является развитие творческих
способностей дошкольника.
Творческие способности являются довольно сложным процессом
доступным только человеку. Это понятие очень тесно связано с понятием
«творчество» или «творческая деятельность». Если понимать творчество в
его истинном психологическом смысле, то это создание нового, легко прийти
к выводу, что творчество является нормальным и постоянным спутником
детского развития.
В своей практике мы сталкиваемся с такими возникающими у детей
затруднениями, когда ребёнок владеет набором основных танцевальных
движений, но не может самостоятельно подобрать и скомбинировать их;
затрудняется в создании нового варианта танца; не умеет самостоятельно
находить
выразительные
движения
для
передачи
музыкально-
художественного
образа.
Часто
это
ограничивается
одним-двумя
движениями. Поэтому перед музыкальным руководителем детского сада
стоит задача в создании условий, подборе эффективных форм, методов и
5
приёмов,
в
рамках
воспитательно-образовательной
работы
ДОУ,
способствующих развитию танцевального творчества дошкольников.
Педагогическая
система
МАДОУ
ДС
№
49
включает
в
себя
коррекционно-образовательную
работу,
которая
представляет
собой
целостный комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных
на всестороннее развитие психических и физических возможностей ребенка с
ограниченными возможностями здоровья.
Анализируя «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой вид деятельности музыкально-ритмическое
движение
и
проведя
педагогические
наблюдения,
выяснилось,
что
сложившаяся система музыкально-ритмического воспитания не обеспечивает
в должной мере развития творческих способностей двигательной сферы. На
основе анализа и его результатов появилась актуальная необходимость в
разработке авторской программы, которая поможет в работе с детьми в
развитии творческих способностей.
Новизной и отличительной особенностью в программе «Движение и
фантазия» является развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка в
движении
и
танце
во
взаимосвязи
со
сферой
нравственной
и
интеллектуальной.
Дополнительная
образовательная услуга проведения занятий по
развитию танцевальных способностей у детей реализуется по программе
«Движение и фантазия», разработанной на основе Программы «Камертон»
Костиной Э. и технологии «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной.
Основные разделы Программы взаимодействуют между собой и дополняют
друг друга. При слушании музыки и пения, дети передают свое отношение к
музыке и чувства через движения своего тела. На музыкально-ритмических
занятиях
учатся
слушать
и
понимать
музыкальное
произведение
и
одновременно ритмично двигаться и выполнять определенные движения,
согласовывая их с музыкой.
В соответствии с образовательными
задачами образовательного
учреждения в программу включены задачи и физического воспитания. При
совместном и организованном воздействии на детей они дают эффективную
и практическую значимость.
Предложенная программа является вариативной, комплексной, т.е. при
возникновении необходимости допускается корректировка содержания, форм
занятий и времени прохождения материала.
1.1. Цели и задачи Программы
6
Целью
данной
программы
является
раскрытие
индивидуальных
способностей детей, их творческого потенциала средствами танцевального
искусства.
Задачи программы:
1.Обучать детей элементам народных плясок и детского танца, доступные по
координации, танцевальные упражнения.
2.Способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских
навыков в танце.
3.Развивать координацию движений, гибкость, пластичность, музыкальный
слух, художественный вкус.
4.Воспитывать умение вести себя в группе во время движения.
Для успешной реализации Программа предполагает:
беседы о музыке, танце различного содержания;
слушание музыки танцевального характера;
посещение концертов;
просмотр видеозаписей детских праздников и концертов;
рассматривание иллюстраций, фотоальбомов.
1.2. Планируемые результаты
Реализация
программных
задач
позволит
добиться
следующих
результатов:
- дети обучатся элементам народных плясок и детского бального танца;
у детей
- будут сформированы исполнительские навыки в танце;
- будут развиты музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная
память, художественный вкус;
- будут сформированы социальные навыки, умение действовать в
коллективе.
Программы предусмотрены в различных формах:
концерты;
праздники;
развлечения;
ежегодный мониторинг в соответствии с мониторингом МАДОУ;
аналитическая справка.
Сроки реализации Программы – 2 года.
1.3. Объем образовательной нагрузки
7
Программа рассчитана на 2 года обучения (с сентября по май месяц)
детей старшего дошкольного возраста.
Услуга предоставляется в музыкальном зале дошкольного учреждения
музыкальным руководителем первой квалификационной категории.
Занятия проводятся с детьми в возрасте от 5 до 8 лет 2 раза в неделю,
продолжительностью 30 минут.
Состав группы – 7 человек.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.
2. Направления образовательной работы
2.1.Укрепление здоровья детей,
развитие двигательных качеств и умений
•
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ,
используя перечисленные ниже виды движений.
•
Основные:
•
ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках,
пружинящим, топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с
высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках,
"гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;
•
бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также
высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
•
прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с
различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа
(прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.
•
Общеразвивающие упражнения —
•
на различные группы мышц и различный характер, способ движения
(упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на
развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений,
координации рук и ног.
•
Имитационные движения —
•
различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям
образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения
тяжести или легкости, разной среды — "в воде", "в воздухе" и т.д.).
•
Плясовые движения —
•
элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по
координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из
современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для
рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный
8
шаг, шаг с притопом и др.
2.2.Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности
•
воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая
музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая
их в пластике;
•
формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в
помещении, если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то
упал или что-то уронил во время движения);
•
воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и
взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно:
пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на
танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное
столкновение и т.д.
2.3.Развитие музыкальности, творческих способностей
•
воспитание интереса и любви к. музыке, потребности слушать знакомые и
новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это
за произведения и кто их написал;
•
обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру
музыкальными сочинениями;
•
развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение,
передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
•
развитие умения передавать основные средства музыкальной
выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления;
динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических
оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в
том числе и синкопы); различать 2 -3-частную форму произведения (с
малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
•
развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс,
полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и
др.),марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих
движениях
•
развитие
умений
сочинять
несложные
плясовые
движения
и
их
комбинации;
•
формирование умений исполнять знакомые движения в игровых
ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации,
9
самостоятельно создавая пластический образ;
•
развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные
движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои
творческие проявления и давать оценку другим детям;
2.4.Развитие и тренировка психических процессов
•
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение
изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой
музыкального произведения — по фразам;
•
развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе
усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности
звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
•
развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике:
радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру
настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде», «Кукла не
хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной» и.т.д.
2.5.Развитие умений ориентироваться в пространстве
•
самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в
круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги,
колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных
композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).
10
3. Содержание Программы
3.1.Календарно-тематическое планирование
для детей групп старшего дошкольного возраста (5-6 лет
)
Виды
музыкально
й
деятельност
и
Тема
Месяц
Примерный репертуар
Программное содержание
Методы и
приемы
Упражнения
«Веселые
танцы»
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
«Поскоки», «Поскачем»
муз. Т.Ломовой
«Буратино и Мальвина»
Упражнение «Гусеница»
муз. Агафонникова
Упражнение:
«Топотушки» р.н.м.
«Не опоздай»
Обр. М.Раухвергера
«Марш» муз. Ф.
Надененко
«Марш» муз. В.
Золотарева
Марш муз. Робера
Учить реагировать на начало и
окончание звучания музыки.
Передавать в движении
различный характер музыки.
Учить ориентироваться в
пространстве, реагировать на
смену частей музыки.
Развивать гибкость и пластику
руки отмечать акцент в музыке.
Учить детей четко
останавливаться с окончанием
музыки
Начинать и заканчивать
движения в соответствии с
началом и окончанием музыки
Наглядно-
зрительный
Наглядно-
слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
Упражнение для рук
п.н.м.
«Попрыгунчики»
Шуберт прил. №8.
«Великаны и гномы»
Самостоятельно менять
движение в соответствии с 2-х
частной формой произведения.
Передавать в движении
характер музыки. Упражнять в
Многократное
повторение
Двигательный
Индивидуальные
указания
муз. Львова -
Компанейца
«Пошепчемся»
Латв. Нар. Мел.
Пальчиковая гимнастика
выполнении танц. движений.
Виды
музыкально
й
деятельност
и
Тема
Месяц
Примерный репертуар
Программное содержание
Методы и
приемы
Танцы
Пляски
Танцевальное
творчество
«Веселые
танцы»
«Осенняя
пора»
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
«Приглашение»
Укр.н.м. обр
Т.Метлицкого
«Дружные пары»
Полька муз. И.Штрауса
«Полька»
Абелян
По выбору :
«Танец с зонтиками
«Шербургские зонтики»
Игровые танцы
«Танец с листочками»
Самостоятельно
начинать
и
заканчивать
движение
с
началом и окончанием музыки.
Реагировать на смену частей
музыкальной формы.
Упражнять детей в несложных
плясовых
движениях,
учить
передавать их выразительно и
эмоционально.
Развивать ориентировку в зале,
выполнять
несложные
перестроения, соотносить свои
движения с движениями других
детей.
Импровизировать и передавать
игровой образ (лошадки жуки)
Выполнять
танцевальные
Наглядно-
зрительный
Наглядно-
слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
Многократное
повторение
7
Парный танец «Чик и
Брик»
Тема: «Танец – это
радость»
Тема: «Осенние
хороводы».
Танцы тематические
движения с предметами
Побуждать детей к поискам
выразительных движений для
передачи
характерных
особенностей
персонажа,
выраженных в музыке.
Расширять
знания
о
возникновении танца в жизни
людей,
расширять
знания
о
классическом,
народном
и
эстрадном танце.
Развитие
восприятия
и
музыкально-ритмического
чувства,
ритмичности
движений.
Двигательный
Индивидуальные
указания
Виды
музыкально
й
деятельност
и
Тема
Месяц
Примерный репертуар
Программное содержание
Методы и
приемы
Игры
Игровое
творчество
«Веселые
танцы»
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Игра «Не опоздай»
Р.н.п. . обр
М.Раухвергера
Игра «Светофор»
Муз.Чичкова - машины
Муз.Н.Богославского -
марш
Учить менять характер
движений в соответствии с
изменением характера музыки
Выполнять движения в
соответствии со словами
Выполнять движения под текст
игровой песни, согласовывать
их с музыкой
Учить выполнять действия под
Наглядно-
зрительный
Наглядно-
слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
Многократное
повторение
8
Игра «Ворон»
Р.н.п. обр. Е.Тиличеевой
«Скок – скок – поскок»
Материал подбирается
самостоятельно
текст потешки.
Развивать творчество,
фантазию и воображение.
Побуждать выразительно
передавать характерные
особенности персонажей:
птицы, зайчики, мишки и т.д.
Двигательный
Индивидуальные
указания
Виды
музыкально
й
деятельност
и
Тема
Месяц
Примерный репертуар
Программное содержание
методы и
приемы
Упражнения
«Зимние
забавы»
Декабрь
Январь
Февраль
«Пружинки»
Р.н.м. «Ах ты береза»
«Приставной шаг» н.н.м.
«Попрыгаем-
побегаем»муз. Соснина
«Притопы» ф.н.м.
«Марш» муз. И.Кишко
Включать танцевальные
движения , пальчиковую
гимнастику.
Упр-ие «Мячики» муз.
Чайковского 54
Шаг поскок муз.
Ломовой
«Веселые ножки»
лат.н.м.
«Ковырялочка, итд.
Чувствовать и передавать в
движении изменения характера
и форм музыкального
произведения (2-х частная
форма)
Самостоятельно
ориентироваться в
пространстве.
Начинать и заканчивать
движение с началом и
окончанием музыки.
Упражнять в выполнении
танцевальных движений.
Свободно ориентироваться в
пространстве, перестраиваться
из различных положений (круг,
в рассыпную и т.д.)
Наглядно-
зрительный
Наглядно-
слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
Многократное
повторение
Двигательный
Индивидуальные
указания
Показ
9
Менять движения в
соответствии с изменением
вариации музыки
Развивать координацию
движений
Виды
музыкально
й
деятельност
и
Тема
Месяц
Примерный репертуар
Программное содержание
методы и
приемы
Танцы
Пляски
Танцевальное
творчество
«Зимние
забавы»
Декабрь
Январь
Февраль
«Пляска парами»
«Настоящий друг»
Сл. .Пляцковского
муз.Б.Савельева
Индивидуальные танцы
персонажей, героев
сказок, снежинок и т.д.
«Веселые дети»
Лит.нар.мел.
«Круговая пляска»
обр С.Разоренова
Парный танец
Муз.Е. Тиличеевой
Тема: «Балет
невылупившихся
Запоминать и соблюдать
последовательность плясовых
движений.
Двигаться в парах
Развивать воображение и
фантазию
Начинать и заканчивать танцы
в соответствии с началом и
окончанием музыки
Менять движения в связи со
сменой частей музыкального
произведения.
Выразительно танцевать с
Наглядно-
зрительный
Наглядно-
слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
Многократное
повторение
Двигательный
Индивидуальные
указания
10
птенцов».
Тема: «На детской
эстрадной танцевальной
волне»
платочками, цветами и т.д.
Виды
музыкально
й
деятельност
и
Тема
Месяц
Примерный репертуар
Программное содержание
Методы и
приемы
Игры
Игровое
творчество
«Зимние
забавы»
«Мы-
солдаты»
Декабрь
Январь
Февраль
«Мы военные»
«Трубач» муз.
Л.Сидельникова
«Пехотинцы»
«Кавалеристы»
Игра с бубном
Обр. В.Агафонникова
Игры с потешками
Воспитывать умение
самостоятельно действовать в
игре; различать и передавать в
движении контрастный
характер произведений
Различать контрастные части и
соответственно выполнять
движения
Действовать под слова потешки
Передавать игровой образ,
согласовывать движения с
музыкой
Развивать воображение,
фантазию
Наглядно-
зрительный
Наглядно-
слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
Многократное
повторение
Двигательный
Индивидуальные
указания
Виды
музыкально
Тема
Месяц
Примерный репертуар
Программное содержание
методы и
приемы
11
й
деятельност
и
Упражнения
«Настроени
е в музыке»
«Скоро
весна»
Март
Апрель
Май
Пружинящий шаг и бег
муз. Е.Тиличеевой
Передача платочка муз.
Т.Ломовой
Упражнение для
рук.шв.н.м.
Разрешите пригласить «
Ах ты береза» рнм.
«Отойди и подойди»
Ч.н.м
Марш муз.
Богословского
Кто лучше скачет муз.Т.
Ломовой
Побегаем муз .Вебера
Спокойный шаг
муз.Ломовой
Развивать четкость,
координацию движений рук и
ног. Различать двухчастную
форму
Учить детей переходить от
одного вида движений к
другому в соответствии с
музыкой. Воспринимать
легкую, подвижную музыку,
ритмично хлопать в ладоши
Уметь начинать движение
после вступления.
Согласовывать движения с
музыкой
Развивать движения кисти,
упражнять в выполнении
танцевальных движений.
Развивать ладовое чувство,
слышать части пьесы,
самостоятельно менять
движения
Наглядно-
зрительный
Наглядно-
слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
Многократное
повторение
Двигательный
Индивидуальные
указания
12
Виды
музыкально
й
деятельност
и
Тема
Месяц
Примерный репертуар
Программное содержание
Методы и приемы
Танцы
Пляски
Танцевальное
творчество
«Настроени
е в музыке»
«Скоро
весна»
Март
Апрель
Май
«Веселый слоненок»
Задорный танец
Муз. В.Зубарева
«Солнца лучик золотой»
(парный)
Темы: «Танцы
привычные и
необычные»
Танец и я – веселые
друзья»
«Петушиная семейка»
Танцы
Совершенствовать плясовые
движения
Согласовывать движения с
музыкой
Отмечать в движении 2-х
частную форму музыкального
произведения
Развивать воображение,
фантазию, передавать игровой
образ.
Составлять характерные
движения танцев. Определять
характер и настроение музыки
и рассказывать о нем танцем.
Совершенствовать и закреплять
навыки танцевальных
движений.
Развитие мотивации личности
ребенка к познанию и
творчеству.
Наглядно-зрительный
Наглядно-слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
Многократное
повторение
Двигательный
Индивидуальные
указания
13
Виды
музыкально
й
деятельност
и
Тема
Месяц
Примерный репертуар
Программное содержание
Методы и приемы
Игры
Игровое
творчество
«Настроени
е в музыке»
«Скоро
весна»
Март
Апрель
Май
Игры с потешками
(Игры со словом)
«Зайцы и лиса»
«В садике»
Муз А.Агафонникова
Согласовывать движения с
музыкой, менять движения со
сменой слов в песне
Передавать в движении
игривый, веселый, задорный
характер музыки.
Действовать по словам потешек
Развивать воображение,
фантазию, передавать игровой
образ.
Наглядно-зрительный
Наглядно-слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
Многократное
повторение
Двигательный
Индивид.указания.
Виды
музыкальной
деятельности
Тема
Месяц
Репертуар
Программное содержание
Методы и приемы
Упражнения
«Веселые
танцы»
Сентябрь
Октябрь
«А я по лугу» обр.
В. Агафонниковаа
«Танец» из балета
Учить выполнять движения
ходьбы различного характера в
соответствии с содержанием
Наглядно-зрительный
14
Ноябрь
П.И.Чайковского
«Лебединое озеро»
«Передача
платочка»
Муз. Т. Ломовой
«Ах вы сени, мои
сени»
Обр. Иорданского
«Топочущий шаг»
Р.н.м. «Подгорка»
«Каблучки и
носочки»
Р.н.м. «Полянка»
обр. Метлова
«Ковырялочка»
Р.н.м. обр Е.
Тиличеевой
музыки. Передавать подвижный
характер музыки
Самостоятельно менять
движения в соответствии со
сменой частей музыки.
Упражнять в танцевальных
движениях.
Учить передавать в движении
характер музыки.
Менять движения в
соответствии с музыкальными
фразами и отмечать их
окончание.
Совершенствовать различные
виды прыжков.
Наглядно-слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
Многократное
повторение
Двигательный
Индивидуальные
указания
Виды
музыкальной
деятельности
Тема
Месяц
Репертуар
Программное содержание
Методы и приемы
Танцы
Пляски
Танцевальное
творчество
«Веселые
танцы»
«Осенняя
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
«Ритмический
танец»
Муз. Армстронг
«Ква- ква»
Продолжать знакомить детей с
русской народной музыкой
плясового характера.
Развивать образность и
Наглядно-зрительный
Наглядно-слуховой
Слуховой
15
пора»
фонограмма
Танец: «Яблочки»
рнм. Ах, утушка
Рок-н-ролл
фонограмма
Тема: «Танец – это
радость»
«Осенние
хороводы»
«Балет
невылупившихся
птенцов»
Танцы
выразительность движений.
Двигаться парами по кругу,
соблюдать интервалы.
Воспитывать музыкальный вкус,
самостоятельность в передаче
игровых и танцевальных
образов.
Способствовать накоплению
музыкальных впечатлений.
Точно менять движения под
музыку. Заканчивать движения с
концом музыки.
Совершенствовать координацию
движений, Основные движения,
учит определять характер и
настроение музыки и
рассказывать о нем танцем.
Образный
Упражнения
Многократное
повторение
Двигательный
Индивидуальные
указания
Виды
музыкальной
деятельности
Тема
Месяц
Репертуар
Программное содержание
Методы и приемы
Игры
Игровое
творчество
«Веселые
танцы»
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Игра «Плетень»
Р.н.п.. обр Лядова
«Я на горку шла»
Р.н.м. обр. Туманян
«На горе-то калина»
Выделять различные части
музыки.
Двигаться в соответствии с
характером каждой части.
Ритмично хлопать в ладошки,
Наглядно-зрительный
Наглядно-слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
16
Игра «Ищи»
Муз. Т.Ломовой
«Из-за леса…»
«Мукомол»
«Мостик»
«Обезьяна и тигр»
постоянно меняя положение рук.
Действовать под слова потешки.
Развивать образность и
выразительность движений
Самостоятельно выполнять
движения в соответствии с
характером музыки
Выполнять движения в ритме в
зависимости от формы
музыкального произведения
(куплетная, фразировка)
Действовать под слова потешки,
реагировать на 3-х частную
форму.
Многократное
повторение
Двигательный
Индивидуальные
указания
Виды
музыкальной
деятельности
Тема»
Месяц
Репертуар
Программное содержание
Методы и приемы
Упражнения
«Зимние
забавы»
Декабрь
Январь
Февраль
«Гармошка»
Р.н.м.
обр.Е.Тиличеевой
«Ах ты, береза»
Р.н.м. обр.
М.Раухвергера
Учить менять движения в
соответствии с изменениями
динамических оттенков и
формой музыкального
произведения.
Воспринимать и передавать в
движении характер музыки.
Учить чувствовать расслабление
Наглядно-зрительный
Наглядно-слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
Многократное
повторение
17
«Веселые скачки»
Муз.Б.Можжевелова
«Гопак»
Укр.н.п. обр.Абелян
и напряжение мышц корпуса.
Правильно и ритмично двигаться
под музыку разного
характера.Начинать движение
после вступления
Совершенствовать различные
виды ходьбы: (бодрая,
торжественная, парадная), бега и
прыжков.
Двигательный
Индивидуальные
указания
Виды
музыкальной
деятельности
Тема
Месяц
Репертуар
Программное содержание
Методы и приемы
Танцы
Пляски
Танцевальное
творчество
«Зимние
забавы»
«На
детской
эстрадной
танцеваль
ной
волне»»
Декабрь
Январь
Февраль
Цыганский танец
Танец:
«Балалаечка» муз и
слова Т.Морозовой
«Облака из
пластилина»
«Кадриль» муз.
Костенко
Современные
ритмы диск
Танец: «Подсолнух»
диск.
Двигаться в ритме музыки.
Менять движения в соответствии
со сменой музыкальных фраз.
Согласовывать все движения с
музыкой.
Начинать движение сразу после
музыкального вступления.
Выполнять несложные
музыкальные композиции.
Быстро перестраиваться « на
круг»
Реагировать на изменение
Наглядно-зрительный
Наглядно-слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
Многократное
повторение
Двигательный
Индивидуальные
указания
18
Танец «Яблочко»
муз Глиэра.
Театральная весна -
в зависимости от
сказки
Танцы
музыкальных фраз; следить за
четкостью, ритмичностью,
выразительностью исполнения
движений.
Развивать творчество, фантазию
детей.
Исполнять танец, передавая
легкий ритм музыки.
Виды
музыкальной
деятельности
Тема
Месяц
Репертуар
Программное содержание
Методы и приемы
Игры
Игровое
творчество
«Зимние
забавы»
Декабрь
Январь
Февраль
«Кто скорее?»
Муз.Л.Шварца
«Шалтай – болтай»
«Зимушка»
«Гоп – гоп»
(«Конь и ездок»)
Выразительно передавать
движениями характер музыки:
легко и ритмично бегать, звенеть
колокольчиком, точно
реагировать на окончание
музыки.
Соблюдать правила игры
Ритмично выполнять движения,
согласовывая их с музыкой.
Действовать под слова потешки
Развивать творчество, фантазию,
эмоциональность детей.
Наглядно-зрительный
Наглядно-слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
19
Виды
музыкальной
деятельности
Тема
Месяц
Репертуар
Программное содержание
Методы и приемы
Упражнения
«Настроен
ие в
музыке»
«Скоро
весна»
Март
Апрель
Май
«Андрей – воробей»
Р.н.м.
обр.Е.Тиличеевой
«Громко –
шепотом»
Муз.А.Чернякова
Притопывающий
шаг
Р.н.п.
обр.Тиличеевой
Шаг с пятки и носка
Р.н.м обр Е.Туманян
«Ковырялочка»
Р.н.п. обр.
Е.Тиличеевой
Учить самостоятельно, изменять
движения в соответствии со
сменой частей музыки.
Совершенствовать основные
движения. Четко, ритмично
выполнять движения.
Менять движения в связи с
изменением динамики
Начинать и заканчивать
движение в соответствии с
началом и окончанием звучания
музыки.
Начинать движение сразу после
вступления. Осваивать
танцевальные движения четко
под музыку.
Добиваться свободного
эмоционального выполнения
движений
Наглядно-зрительный
Наглядно-слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
Многократное
повторение
Двигательный
Индивидуальные
указания
Виды
Тема
Месяц
Репертуар
Программное содержание
Методы и приемы
20
музыкальной
деятельности
Танцы
Пляски
Танцевальное
творчество
«Настроен
ие в
музыке»
«Скоро
весна»
Март
Апрель
Май
Цыганский танец
Восточный танец
« Прощальный
вальс» муз
Флярковского.
Музыкальный
материал берется в
зависимости от
сценария праздника
Кадриль иуз.
Костенко
Хендс ап.
(фонограмма)
«Крылатые качели»
Е.Крылатого
Прощальный вальс
муз. Флярковского
Темы: «Танец и я –
веселые друзья»
«Петушиная
семейка»
Выполнять и запоминать
последовательность
танцевальных движений,
композиций.
Согласовывать движения с
музыкой
Начинать движение после
вступления, точно заканчивать
их в конце музыкальной
фразы.Передавать в движении
характер произведения
Менять движения в
соответствии с музыкальными
фразами и куплетной формой
музыкального произведения
Развивать творческое
воображение, передавать в
движении музыкально –
двигательный образ Красной
Шапочки, Серого Волка и т.д.
Совершенствовать и закреплять
навыки танцевальных движений.
Обеспечение эмоционального
Наглядно-зрительный
Наглядно-слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
Многократное
повторение
Двигательный
Индивидуальные
указания
21
благополучия детей. Развитие
мотивации личности ребенка к
познанию и творчеству.
Виды
музыкальной
деятельности
Тема
Месяц
Репертуар
Программное содержание
Методы и приемы
Игры
Игровое
творчество
«Настроен
ие в
музыке»
«Скоро
весна»
Март
Апрель
Май
«Барашеньки»
р.н.м.
«Ваня –
простота»р.н.м.
«Дразнилка»р.н.м.
«Плетень и клубок
ниток»
«Звездочет»
Выполнять движения под текст
песен, менять их в соответствии
со сменой частей музыки.
Действовать под слова потешек
Вырабатывать у детей
выдержку.
Передавать ритмический
рисунок словами, хлопками.
Развивать творческое
воображение, наблюдательность,
эмоциональность.
Наглядно-зрительный
Наглядно-слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
Многократное
повторение
Двигательный
Индивидуальные
указания
3.2 Календарно-тематическое планирование
для детей групп старшего дошкольного возраста (6-8 лет)
Виды
музыкальной
деятельности
Тема
Месяц
Репертуар
Программное содержание
Методы и приемы
Упражнения
«Веселые
танцы»
Сентябрь
Октябрь
«А я по лугу» обр. В.
Агафонниковаа
«Танец» из балета
Учить выполнять движения ходьбы
различного характера в соответствии
с содержанием музыки. Передавать
Наглядно-
зрительный
22
Ноябрь
П.И.Чайковского
«Лебединое озеро»
«Передача платочка»
Муз. Т. Ломовой
«Ах вы сени, мои
сени»
Обр. Иорданского
«Топочущий шаг»
Р.н.м. «Подгорка»
«Каблучки и
носочки»
Р.н.м. «Полянка»
обр. Метлова
«Ковырялочка»
Р.н.м. обр Е.
Тиличеевой
подвижный характер музыки
Самостоятельно менять движения в
соответствии со сменой частей
музыки.
Упражнять в танцевальных
движениях.
Учить передавать в движении
характер музыки.
Менять движения в соответствии с
музыкальными фразами и отмечать
их окончание.
Совершенствовать различные виды
прыжков.
Наглядно-слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
Многократное
повторение
Двигательный
Индивидуальные
указания
Виды
музыкальной
деятельности
Тема
Месяц
Репертуар
Программное
содержание
Методы и
приемы
Танцы
Пляски
Танцевальное
творчество
«Веселые
танцы»
«Осенняя
пора»
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
«Ритмический танец»
Муз. Армстронг
«Ква- ква» фонограмма
Танец: «Яблочки»
Продолжать знакомить
детей с русской народной
музыкой плясового
характера.
Наглядно-
зрительный
Наглядно-
23
рнм. Ах, утушка
Рок-н-ролл фонограмма
Тема: «Танец – это радость»
«Осенние хороводы»
«Балет невылупившихся
птенцов»
Танцы
Развивать образность и
выразительность
движений. Двигаться
парами по кругу,
соблюдать интервалы.
Воспитывать
музыкальный вкус,
самостоятельность в
передаче игровых и
танцевальных образов.
Способствовать
накоплению
музыкальных
впечатлений. Точно
менять движения под
музыку. Заканчивать
движения с концом
музыки.
Совершенствовать
координацию движений,
Основные движения,
учит определять характер
и настроение музыки и
рассказывать о нем
танцем.
слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
Многократное
повторение
Двигательный
Индивидуальные
указания
24
Виды
музыкальной
деятельности
Тема
Месяц
Репертуар
Программное
содержание
Методы и
приемы
Игры
Игровое
творчество
«Веселые
танцы»
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Игра «Плетень»
Р.н.п.. обр Лядова
«Я на горку шла»
Р.н.м. обр. Туманян
«На горе-то калина»
Игра «Ищи»
Муз. Т.Ломовой
«Из-за леса…»
«Мукомол»
«Мостик»
«Обезьяна и тигр»
Выделять различные
части музыки.
Двигаться в соответствии
с характером каждой
части.
Ритмично хлопать в
ладошки, постоянно меняя
положение рук.
Действовать под слова
потешки.
Развивать образность и
выразительность
движений
Самостоятельно
выполнять движения в
соответствии с
характером музыки
Выполнять движения в
ритме в зависимости от
формы музыкального
Наглядно-
зрительный
Наглядно-
слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
Многократное
повторение
Двигательный
Индивидуальные
указания
25
произведения (куплетная,
фразировка)
Действовать под слова
потешки, реагировать на
3-х частную форму.
Виды
музыкальной
деятельности
Тема
Месяц
Репертуар
Программное содержание
Методы и приемы
Танцы
Пляски
Танцевальное
творчество
«Зимние
забавы»
Декабрь
Январь
Февраль
Цыганский танец
Танец: «Балалаечка» муз и
слова Т.Морозовой
«Облака из пластилина»
«Кадриль» муз. Костенко
Современные ритмы диск
Танец: «Подсолнух» диск.
Танец «Яблочко» муз
Глиэра.
Театральная весна - в
зависимости от сказки
Темы: На детской
эстрадной танцевальной
волне»
Танцы
Двигаться в ритме музыки.
Менять движения в
соответствии со сменой
музыкальных фраз.
Согласовывать все движения с
музыкой.
Начинать движение сразу после
музыкального вступления.
Выполнять несложные
музыкальные композиции.
Быстро перестраиваться « на
круг»
Реагировать на изменение
музыкальных фраз; следить за
четкостью, ритмичностью,
выразительностью исполнения
Наглядно-
зрительный
Наглядно-слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
Многократное
повторение
Двигательный
Индивидуальные
указания
26
движений.
Развивать творчество,
фантазию детей.
Исполнять танец, передавая
легкий ритм музыки.
Виды
музыкальной
деятельности
Тема
Месяц
Репертуар
Программное содержание
Методы и приемы
Игры
Игровое
творчество
«Зимние
забавы»
Декабрь
Январь
Февраль
«Кто скорее?»
Муз.Л.Шварца
«Шалтай – болтай»
«Зимушка»
«Гоп – гоп»
(«Конь и ездок»)
Выразительно передавать
движениями характер музыки:
легко и ритмично бегать,
звенеть колокольчиком, точно
реагировать на окончание
музыки.
Соблюдать правила игры
Ритмично выполнять движения,
согласовывая их с музыкой.
Действовать под слова потешки
Развивать творчество,
фантазию, эмоциональность
детей.
Наглядно-
зрительный
Наглядно-слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
27
Виды
музыкальной
деятельности
Тема
Месяц
Репертуар
Программное
содержание
Методы и приемы
Упражнения
«Настроение в
музыке»
«Скоро весна»
Март
Апрель
Май
«Андрей –
воробей»
Р.н.м.
обр.Е.Тиличеевой
«Громко –
шепотом»
Муз.А.Чернякова
Притопывающий
шаг
Р.н.п.
обр.Тиличеевой
Шаг с пятки и
носка
Р.н.м обр
Учить
самостоятельно,
изменять движения
в соответствии со
сменой частей
музыки.
Совершенствовать
основные
движения. Четко,
ритмично
выполнять
движения.
Менять движения
в связи с
изменением
динамики
Наглядно-
зрительный
Наглядно-слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
Многократное
повторение
Двигательный
Индивидуальные
указания
28
Е.Туманян
«Ковырялочка»
Р.н.п. обр.
Е.Тиличеевой
Начинать и
заканчивать
движение в
соответствии с
началом и
окончанием
звучания музыки.
Начинать
движение сразу
после вступления.
Осваивать
танцевальные
движения четко
под музыку.
Добиваться
свободного
эмоционального
выполнения
движений
Виды
музыкальной
деятельности
Тема
Месяц
Репертуар
Программное
содержание
Методы и приемы
29
Танцы
Пляски
Танцевальное
творчество
«Настроение в
музыке»
«Скоро весна»
Март
Апрель
Май
Цыганский танец
Восточный танец
« Прощальный
вальс» муз
Флярковского.
Музыкальный
материал берется в
зависимости от
сценария
праздника
Кадриль иуз.
Костенко
Хендс ап.
(фонограмма)
«Крылатые
качели»
Е.Крылатого
Прощальный вальс
муз. Флярковского
Темы: «Танец и я –
веселые друзья»
«Петушиная
семейка»
Выполнять и
запоминать
последовательность
танцевальных
движений,
композиций.
Согласовывать
движения с
музыкой
Начинать движение
после вступления,
точно заканчивать
их в конце
музыкальной
фразы.Передавать в
движении характер
произведения
Менять движения в
соответствии с
музыкальными
фразами и
куплетной формой
музыкального
произведения
Развивать
Наглядно-
зрительный
Наглядно-
слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
Многократное
повторение
Двигательный
Индивидуальные
указания
30
творческое
воображение,
передавать в
движении
музыкально –
двигательный образ
Красной Шапочки,
Серого Волка и т.д.
Совершенствовать
и закреплять
навыки
танцевальных
движений.
Обеспечение
эмоционального
благополучия
детей. Развитие
мотивации
личности ребенка к
познанию и
творчеству.
Виды
музыкальной
Тема
Месяц
Репертуар
Программное
содержание
Методы и приемы
31
деятельности
Игры
Игровое
творчество
«Настроение в
музыке»
«Скоро весна»
Март
Апрель
Май
«Барашеньки»
р.н.м.
«Ваня –
простота»р.н.м.
«Дразнилка»р.н.м.
«Плетень и клубок
ниток»
«Звездочет»
Выполнять
движения под
текст песен,
менять их в
соответствии со
сменой частей
музыки.
Действовать под
слова потешек
Вырабатывать у
детей выдержку.
Передавать
ритмический
рисунок словами,
хлопками.
Развивать
творческое
воображение,
наблюдательность,
эмоциональность.
Наглядно-
зрительный
Наглядно-слуховой
Слуховой
Образный
Упражнения
Многократное
повторение
Двигательный
Индивидуальные
указания
32
33
4.Организационно-педагогические условия
4.1.Учебный план
№
п/п
Наименование услуги
Кол-во занятий
в неделю/месяц
Кол-во часов в
неделю/ месяц
Форма
проведения
1.
Программа
дополнительной платной
услуги проведения занятий
по развитию танцевальных
способностей у детей
2/8
60/240
фронтальная
Итого в год
72
2160
4.2. Расписание занятий
Дни недели
Время
Музыкальный
руководитель
Вторник
Четверг
17.00 - 17.30
Халюкова И.Ю.
4
.3.Календарный учебный график
Вид
деятельност
и
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Упражнения
1
1
2
1
1
2
1
1
2
Танцы
1
1
2
1
1
2
1
1
2
Пляски
1
1
2
1
1
2
1
1
2
Танцевальное
творчество
1
1
2
1
1
2
1
1
2
Игры 1
1
2
1
1
2
1
1
2
Игровое
творчество
1
1
2
1
1
2
1
1
2
Итого
6
6
12
6
6
12
6
6
12
4.4.Программно-методическое обеспечение
№
Наименование услуги
Название
программы
На основании какой
программы разработана
1
Программа дополнительной
образовательной услуги
проведения занятий по
развитию танцевальных
способностей у детей
«Движение и
фантазия»
- Программа воспитания и
обучения в детском саду/под
редакцией М.А. Васильевой,
В.В. Гербовой, Т.С.
Комаровой. -3-е изд., испр и
доп. - М.: Мозаика-Синтез,
2005;
- Адаптированная
образовательная программа
дошкольного образования.
-Программа
«Камертон»
Костиной Э.
-
Технология
«Ритмическая
мозаика» А.И. Бурениной.
26
4.5.Материально-техническое обеспечение
Организация занятий осуществляется в музыкальном зале
дошкольного
учреждения, расположенном на втором этаже здания, музыкальными руководителями
первой
квалификационной
категории,
имеющим
специальную
подготовку
и
соответствующее образование.
Кабинет музыкальных руководителей оснащен необходимым оборудованием,
наглядными
пособиями,
дидактическим
пособиями,
аудио,
видеоматериалами,
необходимыми для осуществления музыкального воспитания.
5.Мониторинг
27
Разработка
заданий
и
таблиц
для
определения
уровня
музыкальных
способностей детей основана на методике диагностики О.П. Радыновой с учетом
требований «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.
Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Начало года
Ладовое чувство
Задание № 1: Прослушать произведение Л.В. Бетховен «Финал концерта № 5
(фрагмент), определить характер произведения,
выражая свои мысли полными
фразами.
Оценка выполнения:
«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние
впечатления, эмоциональная отзывчивость, ясное выражение мысли;
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер;
«1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.
Задание № 2: Прослушать песню «Мы бандито», определить характер и
содержание песни.
Оценка выполнения:
«3» - внимательно слушает песню, понимает текст и может сказать, о чем она,
определить характер музыки;
«2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать содержание
песни и определить характер;
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.
Задание № 3: С помощью дидактической игры «Птичий концерт» определить
регистры в смешанном и чистом звучании.
Оценка выполнения:
«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, понимает регистр, правильно
выкладывает карточки;
«2»
- слушает невнимательно, отвлекается, но может определить регистр
верхний, средний и нижний;
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Задание № 4: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (марш,
пляска,
колыбельная),
с
помощью
дидактической
игры
выложить
карточки
соответственно жанру исполняемого произведения.
Оценка выполнения:
«3» - внимательно слушает музыкальные фрагменты, определяет жанр и
выполняет задание без подсказки;
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить жанр
музыкального произведения, выложить карточки;
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Конец года
28
Ладовое чувство
Задание № 1: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (марш,
плясовая мелодия, колыбельная), показать соответствующее движение.
Оценивается знание жанров в музыке и самостоятельность в смене движения в
соответствии с трехчастной формой музыкальных фраз.
Оценка выполнения:
«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние
впечатления, может назвать жанры, правильно выполняет задание;
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но задание выполняет правильно;
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет не верно.
Задание № 2: Прослушать произведение «В пещере горного короля» Григ,
определить какие инструменты исполняют, характер и содержание.
Оценивается умение детей слышать звучание различных инструментов, умение
высказать свои мысли развернуто.
Оценка выполнения:
«3» - внимательно слушает произведение, понимает содержание, определяет
инструменты, может сказать, о чем она, определить характер музыки;
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и
содержание произведения, назвать инструменты, пусть и не все;
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.
Задание № 3:
С помощью дидактической игры «Птичка и птенчики»
определить высокий и низкий звуки в пределах квинты.
Оценка выполнения:
«3» - внимательно слушает музыкальные
фрагменты, определяет высокие,
средние и низкие звуки, правильно выкладывает карточки;
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить верхний и
низкий звуки;
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Задание № 4:
Предложить детям сочинить историю или сказку, после
прослушивания произведения Моцарта «Маленькая флейта», обогатить свой рассказ
движениями под музыку.
Оценка выполнения:
«3»
-
внимательно
слушает
произведение,
может
придумать
историю,
изобразить движениями характерные черты главного героя;
«2» - слушает внимательно, но придумывает историю с помощью взрослого,
изображает движениями по подсказке;
«1» - нет заинтересованности, задание выполнять не хочет.
Начало года
Музыкально-слуховое представление
Задание № 1:
Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее
точно после вступления под музыкальное сопровождение.
Оценка выполнения:
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.
29
Задание № 2: Исполнять небольшую песню без сопровождения, в удобном
диапазоне.
Оценка выполнения:
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.
Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько
нас поет?» За ширмой играют сразу на двух инструментах и исполняют голосом
знакомую попевку.
Оценка выполнения:
«3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто
интонируя движение мелодии.
«2» - называет правильно, но песенки не получается.
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,
беспорядочно.
Задание № 4:
Назвать
предложенные инструменты (металлофон, бубен,
барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку
«Небо синее» небольшими группами и по одному.
Оценка выполнения:
«3» - называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с
пением; поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не
получается.
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,
беспорядочно.
Конец года
Музыкально-слуховое представление
Задание № 1:
Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее
точно после вступления под музыкальное сопровождение.
Оценка выполнения:
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.
Задание № 2: Повторить отдельные звуки небольшой знакомой песни с голоса
педагога, придумать ей новое окончание.
Оценка выполнения:
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с
удовольствием.
«2» - поет, не точно, без помощи взрослого придумать окончание не
может.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.
Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько
нас поет?» За ширмой играют сразу на двух инструментах и исполняют голосом
знакомую попевку.
Оценка выполнения:
30
«3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто
интонируя движение мелодии.
«2» - называет правильно, но песенки не получается.
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,
беспорядочно.
Задание № 4:
Назвать
предложенные инструменты (металлофон, бубен,
барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, предложить
самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку.
Оценка выполнения:
«3» - называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с
поддержкой взрослого.
«2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не
получается.
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,
беспорядочно.
Начало года
Чувство ритма
Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7
звуков (русская народная попевка «Гори, гори ясно»).
Оценка выполнения:
«3» - точное выполнение ритмического рисунка.
«2» - не совсем точное.
«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.
Задание № 2:
Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с
трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка
вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы.
Оценка выполнения:
«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет
смены движений под музыку.
«1» - мала двигательная реакция на музыку.
Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Про меня и муравья».
Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу,
смена движений в соответствии с текстом песни.
Оценка выполнения:
«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку,
выполняет разнообразные элементы.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных
элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять
задание.
Задание
№
4:
Выполнение
танцевальных
движений
(поочередное
выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку,
шаг на месте, с продвижением вперед и в кружении).
Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных
движений, импровизация по музыку.
31
Оценка выполнения:
«3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы,
может придумывать свои.
«2»
- есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется
правильно, не может придумать свои.
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять
задание.
Конец года
Чувство ритма
Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7
звуков. Р.н.попевка «Гори, гори ясно»
«3» - точное выполнение ритмического рисунка.
«2» - не совсем точное.
«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.
Задание № 2:
Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с
трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка
вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигать правильно выполняя
движение, эмоционально, четко.
«3» - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть
чувство пульса.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет
смены движений под музыку.
«1» - мала двигательная реакция на музыку.
Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Про меня и муравья»
Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу, смена
движений в соответствии с текстом песни.
«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движение
под музыку, выполняет разнообразные элементы.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных
элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять
задание.
Задание № 4: Предложить ребенку потанцевать под русскую плясовую,
выполняя знакомые танцевальные движения (поочередное выбрасывание
ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг на месте, с
продвижением вперед и в кружении). Оценивается правильное выполнение всех
элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.
«3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы,
может придумывать свои.
«2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется
правильно, не может придумать свои.
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять
задание.
Критерии определения уровня:
32
№
Ф.И. ребенка
Ладовое
чувство
Муз.-
слуховое
представлени
е
Чувство
ритма
Всег
о
Общий
уровен
ь
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
Высокий уровень 34-36 баллов
Средний уровень
23-33 балла
Низкий уровень 22 балла и ниже
Качественная характеристика:
Высокий уровень
Ладовое чувство:
-внимательно слушает произведение от начала до конца, высказывает яркие
внешние впечатления;
- эмоционально отзывчив;
- понимает текст песни и может сказать, о чем она ,может определить характер
музыки;
-определяет жанр музыкальных фрагментов, высокие и низкие звуки, правильно
выкладывает ритмический рисунок;
- может придумать историю, изобразить движениями характерные черты
главного героя.
Музыкально-слуховое представление:
-поет, чисто интонируя движение мелодии;
-называет правильно, определяет по звучанию инструменты, исполняет попевку
вместе с пением;
-поет, чисто интонируя движение мелодии;
- выполняет задание, с поддержкой взрослого.
Чувство ритма:
-точно выполняет ритмический рисунок;
-выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку;
-выполняет разнообразные элементы, может придумывать свои.
Средний уровень
Ладовое чувство:
33
-слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер, рассказать
содержание песни;
-различает регистр верхний, средний и нижний;
-определяет жанр музыкального произведения, может выложить карточки;
-
может рассказать о характере и содержание произведения, назвать
инструменты, пусть и не все;
- придумывает историю с помощью взрослого, изображает движениями по
подсказке.
Музыкально-слуховое представление:
-называет правильно звучащие за ширмой музыкальные инструменты,
но
сыграть песенку не получается.
-поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления;
-без помощи взрослого придумать окончание к песенке не может.
Чувство ритма:
-не совсем точное выполнение ритмического рисунка;
-есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены
движений под музыку в соответствии с текстом песни;
- не может придумать свои движения.
Низкий уровень
Ладовое чувство:
- задание выполнять не хочет;
-почти не реагирует на песню;
- задание выполняет неверно;
-нет заинтересованности, с заданием не справляется.
Музыкально-слуховое представление:
-интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз;
-не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Чувство ритма:
-мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание, нет
заинтересованности.
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Начало года.
Ладовое чувство
Задание № 1: Прослушать гимн Российской Федерации, определить общее
настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности:
темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение.
«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие
внешние впечатления, ясно излагает свои мысли, может определить средства
выразительности и слышит инструменты сопровождения;
34
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер,
выделить средства выразительности;
«1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.
Задание № 2:
Прослушать пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И.
Чайковского,
предложить
ребенку
выбрать
картинку
из
предложенных,
наиболее подходящих к звучанию пьес, мотивировать свой выбор. Оценивается
умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к
наглядному образу.
«3» - внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и
наиболее точно подбирает картинку;
«2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о
характере и верно подбирает картинку;
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на пьесы.
Задание № 3:
С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики»
определить части музыкального произведения.
«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно
выкладывает карточки;
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части
пьесы;
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Задание № 4:
Прослушать и определить к какому жанру принадлежит
прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и
на каком инструменте оно исполняется.
«3» - внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений, определяет
жанр и определяет инструменты;
«2»
- слушает невнимательно,
но может определить жанр музыкального
произведения, назвать выборочно инструменты;
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Конец года
Ладовое чувство
Задание № 1:
Узнавать по вступлению
гимн Российской Федерации,
определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные
средства
выразительности:
темп,
динамику,
тембр,
определить
инструментальное сопровождение.
«3» - узнал гимн по вступлению, внимательно слушает произведение от
начала до конца, яркие внешние впечатления, ясно излагает свои мысли, может
определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения;
35
«2»
- слушает невнимательно, узнал по подсказке, но может определить
характер, выделить средства выразительности;
«1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.
Задание № 2: Прослушать «Лето» А. Вивальди, предложить ребенку выбрать
картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию произведения и
придумать сказку, опираясь на наглядный образ и музыкальный. Оценивается
умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к
наглядному образу.
«3» - внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные
средства и наиболее точно подбирает картинку, легко придумывает сюжет сказки;
«2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о
характере и верно подбирает картинку, сказку придумывает при помощи взрослого;
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на произведение.
Задание № 3:
С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики»
определить части музыкального произведения..
«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно,
правильно выкладывает карточки;
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части
пьесы;
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Задание № 4:
Прослушать и определить к какому жанру принадлежит
прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и
на каком инструменте оно исполняется.
«3» - внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений,
определяет жанр и определяет инструменты;
«2» - слушает невнимательно, но может определить жанр музыкального
произведения, назвать выборочно инструменты;
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Начало года
Музыкально-слуховое представление
Задание № 1:
Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее
точно после вступления под музыкальное сопровождение. Определить части песни
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет
задание;
«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, части
не определяет;
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.
Задание № 2: Исполнять небольшую песню без сопровождения, в удобном
диапазоне.
36
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии;
«2» - поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого;
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.
Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько
нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом
знакомую попевку.
«3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто
интонируя движение мелодии;
«2» - называет правильно, но песенки не получается;
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,
беспорядочно.
Задание № 4:
Назвать
предложенные инструменты (металлофон, бубен,
барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, играть
попевку «Небо синее» небольшими группами и по одному.
«3» - называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку
вместе с пением. поет, чисто интонируя движение мелодии;
«2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не
получается;
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,
беспорядочно.
Конец года
Музыкально-слуховое представление
Задание № 1:
Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее
точно после вступления под музыкальное сопровождение, с помощью пособия
выложить схему песни.
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет
задание;
«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, задание
выполнить не может;
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.
Задание № 2: Повторить отдельные звуки небольшой знакомой песни с голоса
педагога, придумать ей новое окончание.
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с
удовольствием;
«2» - поет, не точно, без помощи взрослого придумать окончание не
может;
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.
37
Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько
нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом
знакомую попевку.
«3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто
интонируя движение мелодии;
«2» - называет правильно, но песенки не получается;
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,
беспорядочно.
Задание № 4:
Назвать
предложенные инструменты (металлофон, бубен,
барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, предложить
самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку. Исполнять сольно
и в ансамбле на детских музыкальных инструментах простые песенки.
«3» - называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с
поддержкой взрослого;
«2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не
получается;
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,
беспорядочно.
Начало года
Чувство ритма
Задание № 1: Проиграть на барабане простейший ритмический рисунок,
мелодии из 5-7 звуков. Русская народная попевка «Гори, гори ясно»
«3» - точное выполнение ритмического рисунка;
«2» - не совсем точное;
«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.
Задание № 2:
Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с
трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность
ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, выразительное
исполнение всех движений.
«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса;
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет
смены движений под музыку;
«1» - мала двигательная реакция на музыку.
Задание № 3:
Самостоятельно инсценировать
песню «Чик и Чикибрик»
Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу,
смена движений в соответствии с текстом песни.
«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку,
выполняет разнообразные элементы;
38
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных
элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни;
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять
задание.
Задание № 4: Выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной
шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг). Оценивается
правильное выполнение всех элементов, разнообразие
выбранных движений,
импровизация по музыку.
«3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы,
может придумывать свои;
«2»
- есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется
правильно, не может придумать свои;
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять
задание.
Конец года
Чувство ритма
Задание № 1: Проиграть на металлофоне простейший ритмический рисунок,
мелодии из 5-7 звуков. Русская народная попевка «Гори, гори ясно»
«3» - точное выполнение ритмического рисунка;
«2» - не совсем точное;
«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.
Задание № 2:
Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с
трехчастной формой музыкального произведения.Оценивается способность
ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигаться
правильно выполняя движение, эмоционально, четко.
«3» - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть
чувство пульса;
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет
смены движений под музыку;
«1» - мала двигательная реакция на музыку.
Задание № 3: Предложить ребенку с помощью дидактической игры определить
сильные и слабые доли. Оценивается правильное выполнение правил игры.
«3» -внимательно слушает пьесу, правильно выполняет задание;
«2» - не внимательно слушает пьесу, сильные доли выделяет не всегда;
«1» - задание выполняет без желания, не проявляет интереса.
Задание № 4: Импровизировать под заданную мелодию «Танец медведя и
медвежат».
Оценивается
разнообразие
выбранных
движений,
выразительность
движений, способность передать через движение образ героя.
«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку,
выполняет разнообразные элементы;
39
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных
элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни;
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять
задание.
№
Ф.И. ребенка
Ладовое
чувство
Муз.-слуховое
представление
.
Чувство
ритма
Всег
о
Общий
уровен
ь
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
Критерии оценки уровня:
Высокий уровень 34-36 баллов
Средний уровень
23-33 балла
Низкий уровень 22 балла и ниже
Качественная характеристика
Высокий уровень:
Ладовое чувство:
- внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние
впечатления,
ясно
излагает свои мысли, может
определить средства
выразительности и слышит инструменты сопровождения;
- внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и
наиболее точно подбирает картинку;
- внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно
выкладывает карточки;
- внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений, определяет
жанр и определяет инструменты;
- узнает Гимн по вступлению;
- внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и
наиболее точно подбирает картинку, легко придумывает сюжет сказки;
Музыкально-слуховое представление:
- поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет
задание;
-определяет по звучанию инструменты;
- называет правильно музыкальные инструменты, владеет приемами игры,
исполняет попевку вместе с пением;
Чувство ритма:
- точное выполнение ритмического рисунка;
40
- выполняет смену движений под музыку, движения головы, рук;
- выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку,
выполняет разнообразные элементы;
- может придумывать свои элементы танцевального рисунка;
-внимательно слушает пьесу, правильно выполняет задание;
Средний уровень
Ладовое чувство:
- слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер,
выделить средства выразительности;
может рассказать о характере и верно
подбирает картинку;
- слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части
пьесы;
- слушает невнимательно,
но может определить жанр музыкального
произведения, назвать выборочно инструменты;
- слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно
подбирает картинку, сказку придумывает при помощи взрослого;
Музыкально-слуховое представление:
- поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, части не
определяет;
- называет правильно музыкальные инструменты, владеет приемами игры, но
песенки не получается;
-без помощи взрослого придумать окончание не
может;
Чувство ритма:
- не совсем точное исполнение ритмического рисунка;
- есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены
движений под музыку в соответствии с текстом песни;
- невнимательно слушает пьесу, сильные доли выделяет не всегда;
Низкий уровень
Ладовое чувство:
- нет заинтересованности, с заданием не справляется; почти не реагирует на
пьесы.
Музыкально-слуховое представление:
- нет заинтересованности, с заданием не справляется;
- почти не реагируют на пьесы;
- интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз;
- не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,
беспорядочно.
Чувство ритма:
- невыполнение задания, нет заинтересованности.
41
- мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять
- не проявляет интереса.
Список литературы
1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения. - СПб., 2003.
2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение, 1985.
3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.:
Просвещение, 1989.
4. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального воспитания в детском саду. - М., 2003.
5. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально - ритмическом развитии
детей 4-8 лет. Практикум для педагогов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
6. Кузнецова Е. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми
нарушениями речи. - М.: Издательство Гном и Д, 2002.
7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.- М.: Творческий центр,
2004.
8. Кольцова М.М. Роль двигательного анализатора в развитии речи ребенка. - Сборник
Трудов, вып. №7, 1970.
9. Лопухина И. Ритм, речь, движение. – СПб.: Дельта, 1997.
10. Луговская А.Е. Ритмические упражнения, игры, пляски для детей дошкольного и
младшего школьного возраста. - М.: Советский композитор, 1991.
11. Макшанцева Е. Скворушка ( сборник музыкально - речевых игр для детей
дошкольного возраста).- М.: Арти - Илекса, 1998.
12. Метлов Н.А. Музыка-детям. – М.: Просвещение, 1985.
13. Музыкальные игры, пляски и упражнения в детском саду. - М.: Учпедгиз, 1958.
14. Музыка и движение. Методические рекомендации для музыкальных руководителей,
руководителей ритмики и хореографии. Сост. Власов В. А. - Сыктывкар, 1994.
42
43