Автор: Витько Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад №106 "Анютины глазки"
Населённый пункт: г. Орск, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: Театральная деятельность как условие социализации дошкольника
Раздел: дошкольное образование
ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ДОШКОЛЬНИКА
Именно
в
театральной
игре
осуществляется
и
интеллектуальное,
и
эмоциональное, и личностное развитие ребенка. Кроме того, принимая на
себя различные роли, ребенок учится сочувствовать, сопереживать, понимать
взаимоотношения между людьми, что обеспечивает его социализацию.
Методы театрально-игровой деятельности должны решить такую важную
задачу, как развитие у дошкольников личностных качеств, необходимых для
успешной учебной деятельности.
Среди педагогов дошкольного образования существует мнение, что именно в
процессе работы над образом развивается мышление, происходит усвоение
социальных
нор
поведения
формируются
высшие
психические
процессы ,что, в свою очередь, весьма благоприятно отражается на учебной
деятельности будущего школьника.
В
театрализованных
играх-представлениях
с
помощью
различных
выразительных
средств:
интонации,
мимики,
жеста,
походки
–
разыгрываются сюжеты литературных произведений.
Дети не только
знакомятся с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся
глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями.
Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения,
памяти, всех видов детского творчества.
Театрализованная деятельность требует поддержки тесных контактов с
родителями, вместе с которыми можно изготавливать декорации, костюмы,
маски, шапочки зверей, посещать кукольный и драматический театры.
Работа
не
должна
проходить
в
изоляции
от
той
воспитательно-
образовательной деятельности, которую осуществляют воспитатели групп,
педагог по изобразительной деятельности, учителя – логопеды, психолог.
Чтение художественной литературы способствует развитию четкой, ясной
дикции и артикуляции ( скороговорки, чистоговорки, потешки). Предстоящая
постановке
работа
стимулирует
знакомство
детей
с
литературным
произведением, интерес к чтению.
Дети знакомятся с репродукциями картин ,иллюстрациями, близкими по
содержанию к спектаклю, учатся рисовать различными материалами сюжет
сказки, ее отдельных персонажей, изготавливать афиши и пригласительные
билеты.
Слушая музыку к спектаклю, дети учатся слышать в музыке разное
эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой.
Театрализованные игры способствуют формированию гендерной, семейной
принадлежности,
умения
сочувствовать,
сопереживать,
понимать
взаимоотношения между людьми.
Игры в театр, где дети выступают в роли актеров, зрителей, контролеров,
билетеров помогают развивать диалогическую речь, умение общаться со
сверстниками и взрослыми, способность контролировать
собственное поведение.
Расширение кругозора детей, сенсорное развитие, формирование целостной
картины мира происходит в том числе средствами театра и музыки.
Нельзя
оставлять
без
внимания
такие
разделы
театрализованной
деятельности,
как
«Основы
театральной
культуры»
(знакомство
с
профессиональной терминологией), «Техника и культура речи» ( игры и
упражнения, направленные на развитие дыхания, речевого аппарата).
«Ритмопластика»
(
рождение
пластического
образа),
«Актерское
мастерство».
Организация
театрализованной
деятельности
предусматривает
использование
наглядных
материалов:
иллюстраций
и
репродукций,
декораций, реквизита к спектаклям, костюмов, а также дидактического
материала, игровых атрибутов, музыкальных инструментов, аудио-
и
видеоматериалов, укол (марионетки, тростевые куклы, бибабо), театральных
ширм. Использование наглядного материала, как известно, заинтересовывает
детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в спектаклях.
Обучение в процессе театрализованных от постановки творческой задачи до
достижения творческого результата, вовлечение в творческий процесс всех
детей должны вестись согласно основным принципам педагогики: смена типа
и ритма работы, деятельность от простого к сложному создание высокой и
устойчивой мотивации к театрализованной деятельности.
Фантазии и творчеству нет предела. Такие пред ставление, как «Говорушки»,
«Словечко, словечко, выйди на крылечко!», «Мы – бродячие артисты!» и
многое другое педагог может придумать вместе с детьми и наполнить
представления интересным содержанием.
Театр – это целый мир новых слов, понятий… Зритель, авансцена, кулисы,
партер – все это звучит как музыка. Не правда ли? Нужно не забывать и о
традициях и в Международный день театра организовывать неделю театра –
фестиваль «Буратино»