Напоминание

"Формирование культурно-гигиенических навыков по средствам фольклора"


Автор: Дятлова Елена Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ"Детский сад № 456"По щучьему" велению 456
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Кгн в младшей группе
Тема: "Формирование культурно-гигиенических навыков по средствам фольклора"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего

дошкольного возраста посредством фольклора»

В условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федеральных

государственных образовательных стандартов дошкольного образования стало

очевидно, что проблемы формирования культурно – гигиенических навыков у детей

младшего дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии

повышения

качества

научно-методического

сопровождения

образовательного

процесса; готового и способного к осуществлению педагогической деятельности.

Требования

к

формированию

у

детей

дошкольного

возраста

культурно-

гигиенических

навыков

находят

отражение

в

образовательных

программах

дошкольного образования.

Для того, чтобы формирование культурно – гигиенических навыков успешно

осуществлялось в дошкольном образовательном учреждении необходимо решить

следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать источники по проблеме

формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного

возраста. 2. Создать в группе детей младшего дошкольного возраста условия для

формирования культурно-гигиенических навыков. 3. Разработать рекомендации по

формированию культурно-гигиенических навыков младших дошкольников для

педагогов и родителей.

Гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а гигиенические навыки –

это неотъемлемая часть культурного поведения. Наиболее успешно гигиенические

навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В

дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

Я заметила, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют

элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют

самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться. Таким образом, перед нами

стоит

проблема

в

поиске

эффективных

методов

формирования

культурно-

гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Для плодотворного

общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных

взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом и помогает детское устное

народное творчество - сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки,

прибаутки и др.

В основе моей работы лежат идеи ведущих отечественных психологов и педагогов,

занимавшихся

проблемой

воспитания

культурно-гигиенических

навыков

дошкольников, и компетентное мнение современных педагогов о влиянии фольклора

на успешное воспитание детей. Вопросами гигиены детей интересовались передовые

учёные и врачи России. Ещё в 1919г была поставлена задача создания сети

дошкольных

учреждений

(яслей,

детских

садов).

Выполнение

этой

задачи

потребовало научного обоснования многих гигиенических вопросов, связанных с

воспитанием детей раннего и дошкольного возраста и в связи с этим выделения в

гигиене детей раздела дошкольной гигиены. Немалый вклад внесли видные

отечественные учёные: В. И. Молчанов, Г. Н. Сперанский, М. С. Маслов, Н. М.

Щелованов и другие. Их труды помогают работникам дошкольного воспитания

правильно с гигиенической точки зрения организовывать работу с детьми. Практика

показывает, что каждому малышу хочется услышать то, что придумано именно для

него,

это

сближает

воспитателя

и

малыша

в

период

обучения

культурно-

гигиеническим навыкам и делает его более благоприятным. А по мнению педагога

З.А. Гриценко, изучавшего влияние фольклора на развитие ребенка, народные

произведения как раз не имеют канонического текста, поэтому в каждую потешку или

песенку можно внести что – то свое, созданное для данного ребенка в нужной

ситуации.

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшего

дошкольного возраста посредством фольклора.

Задачи:

1. Формировать умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо

вытираться после умывания, вешать полотенце на место

2.Побуждать детей самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами

туалета (носовым платком, салфеткой, расческой)

3. Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой,

салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать

за столом с полным ртом.

4. Формировать навыки гигиены туалета.

5. Развивать интерес к использованию фольклора при выполнении культурно-

гигиенических навыков.

6. Воспитывать желание выглядеть чистым, аккуратным, опрятным.

Культурно – гигиенические навыки детей младшего дошкольного возраста формируются

быстрее и

эффективнее и становятся прочными

при соблюдении определенной

системности. Поэтому в начале работы был составлен перспективный план, где я

постаралась в каждый режимный момент включить устное народное творчество: потешки,

прибаутки, заклички, считалки. Был подобран фольклорный материал в соответствии с

возрастом, а так же иллюстрации к нему. Фольклорные произведения использую на

протяжении всего дня, включаю их в различные режимные моменты. Поскольку самым

интересным и важным моментом для ребенка является встреча с воспитателем, стараюсь

приветливо встретить его, тепло улыбнуться, приобнять, посадить его к себе на корточки,

здороваюсь с ним и приглашаю пройти в группу, используя фольклор:

Доброе утро, зайка мой.

Доброе утро, Тимошенька дорогой.

Я Тимошеньку люблю,

Ему песенку спою.

Такие добрые слова говорю всем детям, приходящим в детский сад.

В первые дни пребывания ребенка в детском саду многим не нравятся некоторые культурно-

гигиенические навыки: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания

положительной установки на предстоящий режимный момент использую потешки, песенки.

Так при умывании детей произношу: «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды…»,

«Чистая водичка, моет Вове личико…». Учу детей согласовывать свои действия с текстом.

Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под

струю воды. Большое внимание уделяю выразительности речи. Что позволяет понять

ребенком

смысл

произведения,

поступки

героев,

овладеть

интонационной

выразительностью.

Утренняя зарядка для детишек – это важнейший элемент в жизни каждого ребёнка,

поскольку именно зарядка предполагает отличное физическое развитие и здоровое

состояние малыша. Как заинтересовать ребёнка утренней зарядкой и воспитать хорошую

привычку делать ее регулярно? Это не сложно! Нужно постараться превратить зарядку в

веселую игру! Я использовала такую потешку: «Малыши-крепыши вышли на зарядку,

Малыши крепыши делают зарядку…».

В младшем возрасте ребенок учиться чистоте, опрятности, аккуратности. Замечать

небрежность, неаккуратность в своем внешнем виде помогают потешки, приговорки,

прибаутки «Дружат волосы с расческой, хороша моя прическа», другого можно увлечь

потешкой про игрушку: «Постираем кукле платье, Чисто, чисто, А расческу возьмем и

прическу наведем». Ещё один сложный режимный процесс - одевание. Малыши не умеют и

не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы детки быстрее осваивали

навыки, необходимые для одевания, мы проговариваем потешку: «Вот они сапожки, этот с

правой ножки, этот с левой ножки»

В адаптационный период очень важна правильная организация питания. Создавать

положительный эмоциональный фон во время приема пищи мне помогают приговорки:

«Вот как дети держат ложку, набирают понемножку, платье скатерть не марай, рот

салфеткой вытирай» или «Вот тарелочка пуста, улыбается она». Малыши стараются, чтобы

у них была пустая тарелочка и улыбалась. Содержание понравившихся потешек, прибауток

дети переносят в самостоятельную деятельность: в дидактические игры, игры с куклами.

Например, во время кормления кукол приговаривают: «Умница, Катенька, ешь кашку

сладеньку», или умывание кукол «Водичка, водичка..»

Так же задачи по формированию культурно-гигиенических навыков решались на занятиях.

Использовались разнообразные приемы: рассказывание сказок, потешек с использованием

фланелеграфа, настольного театра, театра картинок, рассматривание иллюстраций и

игрушек, прием договаривания стихотворных слов и фраз, проговаривание отдельным

ребенком (с использованием масок, игрушек), повторение, обыгрывание (с куклой

«Водичка, водичка…») и др. Использование этих приемов помогло детям почувствовать

большую уверенность в своих силах, проявить речевую активность.

На занятии «Назови предмет», использовалось игровое пособие «Мойдодыр», мешочек в

котором есть: мочалка, полотенце, зубная щетка, мыло, паста. Показывала предмет (Что это?

Полотенце. Какое оно? Пушистое, мягкое. Для чего оно? Для того чтобы вытирать руки и

лицо). Использовала потешку «Полотенце мягкое, полотенце нежное, Вытри меня бережно

Вытри ножки, вытри ручки, Ушки, глазки, ротик Спинку и животик.»

Во время бесед на тему «Как и когда мы вытираем рот салфеткой», обсуждали, что после

приема пищи мы должны вытереть ротик салфеткой, чтобы быть чистыми, и не забываем

говорить «Спасибо!» выходя из за стола. Проговаривали вместе потешку «Рот салфеткой

вытирай, стул спокойно задвигай, не забудь сказать «спасибо!» – благодарности слова, всем

они нужны всегда!».

В игровой ситуации: «Угостим кукол чаем», использовали куклы, детскую мебель и

посуду, приглашаем кукол за стол, расставляем чашки и блюдца, наливаем чай в чашки и

проговариваем вместе потешку:

Чайник на столе поставим,

Блюдца, чашки мы расставим,

Будем мы гостей встречать,

Кукол чаем угощать!

В дидактической игре: «Подбери пару», обращаю внимание ребенка на то, что на картинке

девочка Света причесывает волосы значит ей подбираем вторую картинку на которой

изображена расческа, используя потешку:

"Как у солнышка лучики горят,

Так у Светочки русы косоньки висят,

Чешу, чешу волосоньки

Расчесываю косоньки».

При чтении художественной литературы

вспоминаем знакомые песенки, потешки о

подготовке к столу, правилах личной гигиены и правилах поведения за столом. Из опыта

работы я поняла, что любимые потешки следует время от времени повторять. Ребята

проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами.

Наша работа невозможна без тесного взаимодействия с родителями воспитанников.

Мы использовали разные формы взаимодействия: анкетирование, консультации,

беседы, оформили информационные стенды. Оформили папку – передвижку с

потешками на тему «Культурно-гигиенические навыки нашей группы».

За время работы над темой, в нашей группе пополнилась развивающая предметно-

пространственная среда. В уголок развития речи внесла новые книги, изготовила

новые дидактические игры, в раздевалке - алгоритм одевания-раздевания, в

туалетной комнате алгоритм для мытья рук. Собрала картотеку потешек, которую

использовала в режимных моментах. Изготовила игровое пособие «Мойдодыр»,

которое содержит дидактические игры по КГН. Так же была разработана серия

конспектов по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего

дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора (потешки) «Очень

важно, чтоб на свете были чистыми все дети», «Научим Хрюшу умываться»,

«Оденем куклу на прогулку».

Анализ диагностических данных на заключительном этапе позволил сделать вывод о

положительных результатах по формированию культурно-гигиенических навыков

детей младшего дошкольного возраста.

У воспитанников сформированы культурно-гигиенические навыки в соответствии с

возрастными особенностями:

- дети правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются

после умывания индивидуальным полотенцем, вешают полотенце на место;

- правильно пользуются столовой ложкой; не крошат хлеб, пережевывают пищу с

закрытым ртом, не разговаривают во время еды;

-правильно пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой,

расческой);

-проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают

непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи

взрослого);

- в играх используют потешки, поговорки.



В раздел образования