Автор: Дятлова Елена Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ"Детский сад № 456"По щучьему" велению 456
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Кгн в младшей группе
Тема: "Формирование культурно-гигиенических навыков по средствам фольклора"
Раздел: дошкольное образование
«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего
дошкольного возраста посредством фольклора»
В условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федеральных
государственных образовательных стандартов дошкольного образования стало
очевидно, что проблемы формирования культурно – гигиенических навыков у детей
младшего дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии
повышения
качества
научно-методического
сопровождения
образовательного
процесса; готового и способного к осуществлению педагогической деятельности.
Требования
к
формированию
у
детей
дошкольного
возраста
культурно-
гигиенических
навыков
находят
отражение
в
образовательных
программах
дошкольного образования.
Для того, чтобы формирование культурно – гигиенических навыков успешно
осуществлялось в дошкольном образовательном учреждении необходимо решить
следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать источники по проблеме
формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного
возраста. 2. Создать в группе детей младшего дошкольного возраста условия для
формирования культурно-гигиенических навыков. 3. Разработать рекомендации по
формированию культурно-гигиенических навыков младших дошкольников для
педагогов и родителей.
Гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а гигиенические навыки –
это неотъемлемая часть культурного поведения. Наиболее успешно гигиенические
навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В
дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.
Я заметила, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют
элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют
самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться. Таким образом, перед нами
стоит
проблема
в
поиске
эффективных
методов
формирования
культурно-
гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Для плодотворного
общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных
взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом и помогает детское устное
народное творчество - сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки,
прибаутки и др.
В основе моей работы лежат идеи ведущих отечественных психологов и педагогов,
занимавшихся
проблемой
воспитания
культурно-гигиенических
навыков
дошкольников, и компетентное мнение современных педагогов о влиянии фольклора
на успешное воспитание детей. Вопросами гигиены детей интересовались передовые
учёные и врачи России. Ещё в 1919г была поставлена задача создания сети
дошкольных
учреждений
(яслей,
детских
садов).
Выполнение
этой
задачи
потребовало научного обоснования многих гигиенических вопросов, связанных с
воспитанием детей раннего и дошкольного возраста и в связи с этим выделения в
гигиене детей раздела дошкольной гигиены. Немалый вклад внесли видные
отечественные учёные: В. И. Молчанов, Г. Н. Сперанский, М. С. Маслов, Н. М.
Щелованов и другие. Их труды помогают работникам дошкольного воспитания
правильно с гигиенической точки зрения организовывать работу с детьми. Практика
показывает, что каждому малышу хочется услышать то, что придумано именно для
него,
это
сближает
воспитателя
и
малыша
в
период
обучения
культурно-
гигиеническим навыкам и делает его более благоприятным. А по мнению педагога
З.А. Гриценко, изучавшего влияние фольклора на развитие ребенка, народные
произведения как раз не имеют канонического текста, поэтому в каждую потешку или
песенку можно внести что – то свое, созданное для данного ребенка в нужной
ситуации.
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшего
дошкольного возраста посредством фольклора.
Задачи:
1. Формировать умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо
вытираться после умывания, вешать полотенце на место
2.Побуждать детей самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами
туалета (носовым платком, салфеткой, расческой)
3. Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой,
салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать
за столом с полным ртом.
4. Формировать навыки гигиены туалета.
5. Развивать интерес к использованию фольклора при выполнении культурно-
гигиенических навыков.
6. Воспитывать желание выглядеть чистым, аккуратным, опрятным.
Культурно – гигиенические навыки детей младшего дошкольного возраста формируются
быстрее и
эффективнее и становятся прочными
при соблюдении определенной
системности. Поэтому в начале работы был составлен перспективный план, где я
постаралась в каждый режимный момент включить устное народное творчество: потешки,
прибаутки, заклички, считалки. Был подобран фольклорный материал в соответствии с
возрастом, а так же иллюстрации к нему. Фольклорные произведения использую на
протяжении всего дня, включаю их в различные режимные моменты. Поскольку самым
интересным и важным моментом для ребенка является встреча с воспитателем, стараюсь
приветливо встретить его, тепло улыбнуться, приобнять, посадить его к себе на корточки,
здороваюсь с ним и приглашаю пройти в группу, используя фольклор:
Доброе утро, зайка мой.
Доброе утро, Тимошенька дорогой.
Я Тимошеньку люблю,
Ему песенку спою.
Такие добрые слова говорю всем детям, приходящим в детский сад.
В первые дни пребывания ребенка в детском саду многим не нравятся некоторые культурно-
гигиенические навыки: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания
положительной установки на предстоящий режимный момент использую потешки, песенки.
Так при умывании детей произношу: «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды…»,
«Чистая водичка, моет Вове личико…». Учу детей согласовывать свои действия с текстом.
Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под
струю воды. Большое внимание уделяю выразительности речи. Что позволяет понять
ребенком
смысл
произведения,
поступки
героев,
овладеть
интонационной
выразительностью.
Утренняя зарядка для детишек – это важнейший элемент в жизни каждого ребёнка,
поскольку именно зарядка предполагает отличное физическое развитие и здоровое
состояние малыша. Как заинтересовать ребёнка утренней зарядкой и воспитать хорошую
привычку делать ее регулярно? Это не сложно! Нужно постараться превратить зарядку в
веселую игру! Я использовала такую потешку: «Малыши-крепыши вышли на зарядку,
Малыши крепыши делают зарядку…».
В младшем возрасте ребенок учиться чистоте, опрятности, аккуратности. Замечать
небрежность, неаккуратность в своем внешнем виде помогают потешки, приговорки,
прибаутки «Дружат волосы с расческой, хороша моя прическа», другого можно увлечь
потешкой про игрушку: «Постираем кукле платье, Чисто, чисто, А расческу возьмем и
прическу наведем». Ещё один сложный режимный процесс - одевание. Малыши не умеют и
не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы детки быстрее осваивали
навыки, необходимые для одевания, мы проговариваем потешку: «Вот они сапожки, этот с
правой ножки, этот с левой ножки»
В адаптационный период очень важна правильная организация питания. Создавать
положительный эмоциональный фон во время приема пищи мне помогают приговорки:
«Вот как дети держат ложку, набирают понемножку, платье скатерть не марай, рот
салфеткой вытирай» или «Вот тарелочка пуста, улыбается она». Малыши стараются, чтобы
у них была пустая тарелочка и улыбалась. Содержание понравившихся потешек, прибауток
дети переносят в самостоятельную деятельность: в дидактические игры, игры с куклами.
Например, во время кормления кукол приговаривают: «Умница, Катенька, ешь кашку
сладеньку», или умывание кукол «Водичка, водичка..»
Так же задачи по формированию культурно-гигиенических навыков решались на занятиях.
Использовались разнообразные приемы: рассказывание сказок, потешек с использованием
фланелеграфа, настольного театра, театра картинок, рассматривание иллюстраций и
игрушек, прием договаривания стихотворных слов и фраз, проговаривание отдельным
ребенком (с использованием масок, игрушек), повторение, обыгрывание (с куклой
«Водичка, водичка…») и др. Использование этих приемов помогло детям почувствовать
большую уверенность в своих силах, проявить речевую активность.
На занятии «Назови предмет», использовалось игровое пособие «Мойдодыр», мешочек в
котором есть: мочалка, полотенце, зубная щетка, мыло, паста. Показывала предмет (Что это?
Полотенце. Какое оно? Пушистое, мягкое. Для чего оно? Для того чтобы вытирать руки и
лицо). Использовала потешку «Полотенце мягкое, полотенце нежное, Вытри меня бережно
Вытри ножки, вытри ручки, Ушки, глазки, ротик Спинку и животик.»
Во время бесед на тему «Как и когда мы вытираем рот салфеткой», обсуждали, что после
приема пищи мы должны вытереть ротик салфеткой, чтобы быть чистыми, и не забываем
говорить «Спасибо!» выходя из за стола. Проговаривали вместе потешку «Рот салфеткой
вытирай, стул спокойно задвигай, не забудь сказать «спасибо!» – благодарности слова, всем
они нужны всегда!».
В игровой ситуации: «Угостим кукол чаем», использовали куклы, детскую мебель и
посуду, приглашаем кукол за стол, расставляем чашки и блюдца, наливаем чай в чашки и
проговариваем вместе потешку:
Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!
В дидактической игре: «Подбери пару», обращаю внимание ребенка на то, что на картинке
девочка Света причесывает волосы значит ей подбираем вторую картинку на которой
изображена расческа, используя потешку:
"Как у солнышка лучики горят,
Так у Светочки русы косоньки висят,
Чешу, чешу волосоньки
Расчесываю косоньки».
При чтении художественной литературы
вспоминаем знакомые песенки, потешки о
подготовке к столу, правилах личной гигиены и правилах поведения за столом. Из опыта
работы я поняла, что любимые потешки следует время от времени повторять. Ребята
проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами.
Наша работа невозможна без тесного взаимодействия с родителями воспитанников.
Мы использовали разные формы взаимодействия: анкетирование, консультации,
беседы, оформили информационные стенды. Оформили папку – передвижку с
потешками на тему «Культурно-гигиенические навыки нашей группы».
За время работы над темой, в нашей группе пополнилась развивающая предметно-
пространственная среда. В уголок развития речи внесла новые книги, изготовила
новые дидактические игры, в раздевалке - алгоритм одевания-раздевания, в
туалетной комнате алгоритм для мытья рук. Собрала картотеку потешек, которую
использовала в режимных моментах. Изготовила игровое пособие «Мойдодыр»,
которое содержит дидактические игры по КГН. Так же была разработана серия
конспектов по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего
дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора (потешки) «Очень
важно, чтоб на свете были чистыми все дети», «Научим Хрюшу умываться»,
«Оденем куклу на прогулку».
Анализ диагностических данных на заключительном этапе позволил сделать вывод о
положительных результатах по формированию культурно-гигиенических навыков
детей младшего дошкольного возраста.
У воспитанников сформированы культурно-гигиенические навыки в соответствии с
возрастными особенностями:
- дети правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются
после умывания индивидуальным полотенцем, вешают полотенце на место;
- правильно пользуются столовой ложкой; не крошат хлеб, пережевывают пищу с
закрытым ртом, не разговаривают во время еды;
-правильно пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой,
расческой);
-проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают
непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи
взрослого);
- в играх используют потешки, поговорки.