Автор: Филонова Олеся Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Тогучинского района "Тогучинский детский сад №8"
Населённый пункт: Новосибирская область, г. Тогучин
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС.
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного
образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В
этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет
личностное и профессиональное развитие педагогов.
Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция –
совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для
эффективной деятельности в образовательном пространстве».
Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять
знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность
общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться
с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе
дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению,
совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных
способностей.
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен
быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим
направлениям:
- воспитательно-образовательной;
- учебно–методической;
- социально–педагогической.
Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии
компетентности:
осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды;
обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:
знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания
дошкольников;
умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной
программой.
Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии
компетентности:
планирование воспитательно-образовательной работы;
проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание
образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение
проектировать, планировать и осуществлять
целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического
мониторинга, воспитания и обучения детей.
Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий,
воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления,
избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря,
компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования,
обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и
развития ребенка.
Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии
компетентности:
консультативная помощь родителям;
создание условий для социализации детей; защита интересов и прав.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями:
знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, воспитатель физической
культуры) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида
деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает
потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития
профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
- обобщение собственного педагогического опыта.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает
необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого
необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость
повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического
опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются
навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую
деятельность.