Напоминание

Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС


Автор: Филонова Олеся Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Тогучинского района "Тогучинский детский сад №8"
Населённый пункт: Новосибирская область, г. Тогучин
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного

образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В

этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет

личностное и профессиональное развитие педагогов.

Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция –

совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для

эффективной деятельности в образовательном пространстве».

Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять

знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность

общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться

с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе

дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению,

совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных

способностей.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен

быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим

направлениям:

- воспитательно-образовательной;

- учебно–методической;

- социально–педагогической.

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии

компетентности:

осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды;

обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания

дошкольников;

умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной

программой.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии

компетентности:

планирование воспитательно-образовательной работы;

проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание

образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение

проектировать, планировать и осуществлять

целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического

мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий,

воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления,

избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря,

компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования,

обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и

развития ребенка.

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии

компетентности:

консультативная помощь родителям;

создание условий для социализации детей; защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, воспитатель физической

культуры) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида

деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает

потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития

профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

- обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает

необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого

необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость

повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического

опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются

навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую

деятельность.



В раздел образования