Автор: Стафеева Елена Леонидовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 133
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Использование мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи."
Раздел: дошкольное образование
Использование мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти
словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких
слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Мнемотехника
–
система
методов
и
приёмов,
обеспечивающих
эффективное
запоминание,
сохранение
и
воспроизведение
информации,
развитие связной речи.
Новизна
заключается
в
создании
системы
непосредственно
образовательной
деятельности
и
соблюдения
принципа
интеграции,
который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.
Преимущество мнемотехники- использование её в совместной и в
самостоятельной деятельности для запоминания стихотворений.
Особенность методики
–
применение не изображения предметов, а символов.
Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём
памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотаблицы-схемы
использую при обучении заучивании стихов.
Необходимо
начинать
работу
с
простейших
демократизировав,
последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки
или стихотворения путём выделения главных смысловых звеньев сюжета.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы
нарисованное было понятно детям. Мнемо-таблицы и схемы должны быть
понятными и красочными для лучшего восприятия.
Последовательность работы:
1. Берем заданное на самостоятельное изучение стихотворение.
2. Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки
для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на
каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать
табличку для картинок, можно просто размещать их в столбик или строчку. Все
зависит от того, как вам удобнее.
3. Читаем заданное стихотворение, и для каждого блока рисуем ассоциативный
образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет
придумывать и рисовать сам ребенок, но вы тоже можете принять участие в
процессе, и помочь в выборе образа. Стоит заметить, что чем проще будет
рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит
рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной
картинки.
4. После этого, попросите ребенка рассказать стихотворение, используя только
ассоциации, то есть нарисованные картинки.
5. Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи
картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов
Использование мнемотехники – это, прежде всего, эффективная работа.
Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда
свойства и связи объектов лежат на поверхности. Параллельно необходимо
проводить и другую работу по развитию речи.