Напоминание

"Использование мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи."


Автор: Стафеева Елена Леонидовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 133
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Использование мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти

словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких

слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Мнемотехника

система

методов

и

приёмов,

обеспечивающих

эффективное

запоминание,

сохранение

и

воспроизведение

информации,

развитие связной речи.

Новизна

заключается

в

создании

системы

непосредственно

образовательной

деятельности

и

соблюдения

принципа

интеграции,

который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.

Преимущество мнемотехники- использование её в совместной и в

самостоятельной деятельности для запоминания стихотворений.

Особенность методики

применение не изображения предметов, а символов.

Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём

памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотаблицы-схемы

использую при обучении заучивании стихов.

Необходимо

начинать

работу

с

простейших

демократизировав,

последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки

или стихотворения путём выделения главных смысловых звеньев сюжета.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы

нарисованное было понятно детям. Мнемо-таблицы и схемы должны быть

понятными и красочными для лучшего восприятия.

Последовательность работы:

1. Берем заданное на самостоятельное изучение стихотворение.

2. Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки

для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на

каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать

табличку для картинок, можно просто размещать их в столбик или строчку. Все

зависит от того, как вам удобнее.

3. Читаем заданное стихотворение, и для каждого блока рисуем ассоциативный

образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет

придумывать и рисовать сам ребенок, но вы тоже можете принять участие в

процессе, и помочь в выборе образа. Стоит заметить, что чем проще будет

рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит

рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной

картинки.

4. После этого, попросите ребенка рассказать стихотворение, используя только

ассоциации, то есть нарисованные картинки.

5. Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи

картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов

Использование мнемотехники – это, прежде всего, эффективная работа.

Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда

свойства и связи объектов лежат на поверхности. Параллельно необходимо

проводить и другую работу по развитию речи.



В раздел образования