Напоминание

Образы природы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»


Автор: Семенова Юлия Геннадьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Качульская СОШ
Населённый пункт: с. Качулька
Наименование материала: Презентация
Тема: Образы природы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Раздел: среднее образование





Назад




Образы природы в поэме М.Ю.

Лермонтова «Мцыри»

Природа в поэме - важное действующее лицо, её описание служит не только фоном повествования. Это – важнейший аспект раскрытия внутреннего мира героя. Поэма начинается с подробного описания монастыря, стоящего в живописном месте, месте слияния двух рек.

От первых строк веет покоем: даже бурные реки Кавказа тут обнимаются как сестры. Это создает контраст с дальнейшими событиями.

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод;

Но не курится уж под ним

Кадильниц благовонный дым,

Не слышно пенье в поздний

час

Молящих иноков за нас.

И божья благодать сошла

На Грузию! Она цвела

С тех пор в тени своих садов,

Не опасаяся врагов,

3а гранью дружеских штыков.

Не случайно время побега юноши из монастыря выбрано

осенью, ведь она является в романтизме символом потерянности

и одиночества. Лермонтов как будто предсказывает судьбу

Мцыри. Тревожные ноты «,,,темный лес тянулся по горам

кругом» постепенно переходят в ощущение свободы и простора

.

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег —

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

Всё, с чем встретился Мцыри на воле, было неизмеримо ярче и

богаче того, что он привык видеть в монастыре. И только эти

три дня и называл герой поэмы в разговоре со старцем

настоящей жизнью.

…ветерок

Сырые шевельнул листы;

Дохнули сонные цветы,

И, как они, навстречу дню

Я поднял голову мою…

Я осмотрелся; не таю:

Мне стало страшно; на краю

Грозящей бездны я лежал,

Где выл, крутясь, сердитый вал;

Туда вели ступени скал;

Но лишь злой дух по ним шагал,

Когда, низверженный с небес,

В подземной пропасти исчез.

…И шла она легко, назад

Изгибы длинные чадры

Откинув. Летние жары

Покрыли тенью золотой

Лицо и грудь ее; и зной

Дышал от уст ее и щек.

…Когда же я очнулся вновь

И отлила от сердца кровь,

Она была уж далеко;

И шла, хоть тише, — но легко,

Стройна под ношею своей,

Как тополь, царь ее полей!

Покрыта мохом и песком,

Непроницаемой стеной

Окружена, передо мной

Была поляна. Вдруг во ней

Мелькнула тень, и двух огней

Промчались искры… и потом

Какой-то зверь одним прыжком

Из чащи выскочил и лег,

Играя, навзничь на песок.

То был пустыни вечный гость —

Могучий барс. Сырую кость

Он грыз и весело визжал;

То взор кровавый устремлял,

Мотая ласково хвостом,

На полный месяц, — и на нем

Шерсть отливалась серебром.

Таков цветок

Темничный: вырос одинок

И бледен он меж плит сырых,

И долго листьев молодых

Не распускал, все ждал лучей

Живительных. И много дней

Прошло, и добрая рука

Печально тронулась цветка,

И был он в сад перенесен,

В соседство роз. Со всех сторон

Дышала сладость бытия…

Но что ж? Едва взошла заря,

Палящий луч ее обжег

В тюрьме воспитанный цветок…

Таким образом, мы видим, что М.Ю. Лермонтов

использует описания природы на протяжении всей

поэмы в следующих целях:

а) для создания и раскрытия романтического образа

героя через романтический пейзаж;

б) для изображения экзотической природы Кавказа и

соблюдения законов романтического жанра;

в) в целях формирования конфликта поэмы при

помощи противопоставления свободной природы

гнету общества (монастыря).

Всё богатство своего поэтического языка автор

использует для того, чтобы перенести нас в

незабываемый и восхитительный, переливающийся

всеми красками природы и насыщенный целой гаммой

человеческих чувств и переживаний мир Кавказа.



В раздел образования