Автор: Юрченко Людмила Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 8 "Сказка"
Населённый пункт: Кемеровская область - Кузбасс, г. Гурьевск, ул. Ленина, д. 3а
Наименование материала: НОД по развитию речи в средней группе
Тема: Сундучок сказок
Раздел: дошкольное образование
НОД в средней группе по развитию речи
Тема: «Сундучок сказок»
Воспитатель высшей квалификационной категории:
Юрченко Людмила Андреевна
МБДОУ «Детский сад № 8 «Сказка» г. Гурьевск, Кемеровская область - Кузбасс
Цель: Повторение и закрепление с детьми среднего дошкольного возраста и
содержание известных народных сказок, развитие актерских способностей, умение
внимательно слушать вопросы воспитателя и отвечать на них.
Задачи:
Формировать у детей умение передавать содержание сказок с помощью
мнемотаблиц.
Развивать внимание и память воспитанников посредством выполнения элементов
упражнений.
Воспитывать чуткое, доброе отношение к сказочным героям, желание помочь им в
трудной ситуации.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам,
отгадывание загадок.
Демонстрационный материал: шкатулка, аудио-письмо, иллюстрации по сказке
«Колобок», конверт с загадками, мнемотаблица по сказке колобок, раскраски по
сказке «Красная шапочка».
Ход занятия
Воспитатель: – Дети, а любите ли вы сказки? А какие сказки вы знаете? Я их тоже
очень люблю, ведь именно сказка ведет нас в мир волшебных приключений и историй.
— Дети, а откуда берутся сказки? (Их составляют писатели, народ)
Дидактическая игра «Подскажи слово»
Дети подбирают прилагательное по смыслу предложения.
— Если в сказке есть волшебство, то она …(волшебная)
— Если в сказке есть загадка, то она…(загадочная)
— Если в сказке есть мудрость, то она …(мудрая)
— Если в сказке есть чудеса, то она …(чудесная)
— Если в сказке есть добро, то она…(добрая)
Воспитатель: – Сегодня у нас в группе с самого утра происходят настоящие чудеса, к
нам попала вот эта большая шкатулка, а на ней лежало аудио письмо. Дети проходят к
ящику и воспитатель предлагает разместиться вокруг сундука на коврик и заслушать
содержание аудио письма.
Текст письма:
Дорогие мои малыши, я Машенька, из волшебного Тридесятого королевства,
обращаюсь к вам за помощью. Помогите мне пожалуйста разобраться со сказками.
Мне скоро в школу, а я не знаю названий сказок. Вот несколько заданий, если вы их
исполните, то я буду вам очень благодарна.
Воспитатель: – Дети, мы не можем оставить Машеньку без помощи, откроем сундук и
посмотрим, какие задания в нем. Воспитатель достает конверт с загадками и набор
картинок со сказочными персонажами.
Задача № 1
Нам нужно быстро отгадать загадку и найти ее изображение на картинке. (На каждого
ребенка раздается набор карточек с изображением сказочных героев, дети после
каждой загадки показывают соответствующую картинку-отгадку)
Дидактическая игра «Выбери картинку»
На сметане замесили,
На окне охладили,
Круглый бок, скок-скок
Покатился… (Колобок)
Кто в лесу проживает,
Кто рыжая и пушистая,
Очень хитрый нрав имеет,
Может курицу украсть?
Волку серому сестричка
Знают все, что это — (лисичка).
Длинные уши, куцый хвост,
Небольшой сам на рост,
На огороде побывал,
Там капусты пожевал. (заяц)
Ходит хмуро меж дубами,
Хищно щелкает зубами,
Глаза у него так и сверкают.
Вот, за кустом примолк.
Грозный зверь этот, конечно, … (волк)
Летом медом лакомился,
Вволю малины поел.
А как упал глубокий снег,
До весны он спать лег.
Видел или не видел сны,
А проспал до весны. (медведь)
Воспитатель: – Быстро и правильно мы справились, что же это за герои, из какой
сказки они пришли? (Колобок).
И в волшебном сундуке для нас есть кое-что.
Задача № 2
Работа дошкольников с мнемотаблицей по сказке Колобок
(Педагог достает и на доске прикрепляет мнемотаблицу к сказке и дети работают по
ней).
— А теперь вспомним эту сказку по волшебной табличке.
От кого убежал колобок?
Покатился по дорожке и кого встретил?
Что сказал зайчик, увидев колобка?
Кого еще встретил в лесу колобок?
Кого последним встретил колобок?
Что же случилось с колобком, когда он встретился с лисичкой?
Лисичка какая? (Хитрая, злая).
Почему она злая?
Сколько зверей встретил в лесу Колобок?
Молодцы. Эту сказку вы знаете хорошо.
Воспитатель: Дети, вы, наверное, устали, давайте немножко отдохнем.
Выполнение упражнений с музыкальным сопровождением. Упражнение
«Дерево»
(муз. сопровождение из мультфильма про Машу «Весна пришла»).
Сидя на корточках, спрячьте голову в колени, обхватите колени руками. Вы – семечко,
которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на
ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и
потянитесь вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.
Воспитатель: —Что, немного отдохнули.
Задача № 3
А сейчас вам такое задание. Вы должны раскрасить героев из сказки «Красная
шапочка». Во время раскрашивания задаю вопросы:
- К кому мама отправила Красную шапочку? (бабушке)
- Что несла Красная шапочка? (пирожки)
- Кто встретился Красной шапочке? ( волк)
- Что случилось с бабушкой? (съел)
- Кто спас Красную шапочку и бабушку? (охотники)
- Чем закончилась сказка? (хорошо)
Рефлексия занятия
У вас на столе лежат смайлики эмоции. Каждый выберите по одному, и расскажите
какими бывают герои в сказках. (хитрые, злые, добрые, веселые, грустные,
плаксивые.)
Воспитатель: – А мне понравилось, какими вы были активными, талантливыми,
добрыми, веселыми сегодня в игре и я хочу вам сказать за это большое спасибо! Со
всеми заданиями мы справились, Машенька будет очень довольна, а в сундуке для вас
лежит сюрприз.