Напоминание

«Коррекционно- педагогические технологии в сфере обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»


Автор: Гусева Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель школы-интерната
Учебное заведение: МБОУ "Колыванская школа-интернат" для детей с ОВЗ
Населённый пункт: Новосибирская область, р.п.Колывань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Коррекционно- педагогические технологии в сфере обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Колыванская школа-интернат для детей с ограниченными

возможностями здоровья»

Методическая разработка по теме

Работа с профессиональным самоопределением воспитанников на всех

ступенях воспитательной деятельности

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Михайлова Е.Т

Профессионально ориентационная деятельность проходит через все ступени

воспитательной работы.

Рассмотрим ступени и блоки программы, подчеркнем, на каком этапе

деятельности ставятся задачи профориентации, какие используются формы

работы.

1 ступень - «МЫ СЕБЕ ПОСТРОИМ ДОМ»

Участники - воспитанники младшего школьного возраста (1-4 класс)

Задачи профориентации на данном этапе: дать воспитанникам представление

о различных профессиях сотрудников детского дома, создать условия для

развития способностей детей, выявить их способности к определенным видам

деятельности. Работать над расширением уровня социального общения,

познакомить с профессиями людей шефствующих предприятий. Дать знания о

средствах и источниках существования человека, о роли труда в жизни личности

и общества, о деньгах как эквиваленте человеческого труда, создать условия для

развития трудовых навыков, воспитывать трудолюбие.

Представляем формы и виды работы, используемые на 1 ступени:

1 блок

2 блок

3 блок

4 блок

5 блок

«Кто, кто в

нашем доме

живет»

«Каково на

дому, таково

и самому»

«Дом славен

трудом»

«Наш

гостеприимн

ый дом»

«Наш дом -частица

нашей родины,

России»

Экскурсии

«Наш дом»

(знакомство

с

профессиям

и и видом

деятельност

и

Практикум

«Мы -

дежурные»

(обучение

выполнению

обязанносте

й дежурных,

выполнение

Семейный круг

«Какого человека

называют

трудолюбивым?

Есть ли такие

среди нас?»

Беседы

«Профессия,

Семейный

круг «Мы

учимся для

того, чтобы в

будущем

получить

хорошую

профессию».

Встреча с

выпускниками

детского дома

«Расскажи мне о

себе». Встреча-

конкурс

«Профессии

мастерских,

кухни,

прачечной,

гаража,

бухгалтери

и). Беседа-

встреча

«Кем стали

наши

выпускники

». Встреча

«Человек и

его дело» (с

участием

сотруднико

в детского

дома

разных

профессий)

различных

трудовых

поручений).

Экскурсии

на

шефствующ

ие

предприятия

(знакомство

с местом

работы и

профессиям

и шефов)

работа. Что это

такое?», «Труд и

деньги. Деньги в

жизни семьи».

Автобусная

экскурсия

«Предприятия

родного города».

Трудовой десант

«Сможем - поможе

м» (повару,

библиотекарю

прачке, столяру).

Чтение и

обсуждение сказок

о труде

Экскурсия на

шефствующе

е

предприятие.

Игра-встреча

«Путешестви

е по

профессиям

наших

шефов».

Встреча с

поваром-

кулинаром,

домохозяйко

й

настоящих

мужчин».

Мини-сочинение

«Моя будущая

профессия».

Знакомство с

различными

видами

сельскохозяйствен

ной работы

(выполнение

практических

работ). Встреча с

садоводом-

огородником

«Профессия и

увлечение»

На этом этапе работы идет введение в мир профессий, в основном

профориентационная деятельность носит информационный характер,

используются такие формы работы, как беседа, встреча, экскурсия, игровая

программа, конкурс. А также практический характер, где ребенку

предоставляются возможности проявлять себя и свои способности в творческой и

бытовой деятельности, используются следующие формы работы: инструктивно-

практические занятия, трудовые поручения, участие в выполнении домашнего

труда, кружковые занятия, занятия по интересам, трудовая деятельность в

мастерской.

Задача работы воспитателя на данном этапе состоит, естественно, не в том,

чтобы побудить детей избрать для себя какую-нибудь профессию, а в том, чтобы

воспитать у них уважение к труду взрослых, создать первоначальный круг

представлений о разнообразии видов труда.

В этом возрасте работа по профессионально ориентационной деятельности

становится более разнообразной и сложной. Исследования показывают, что

подростковый возраст характеризуется повышенной активностью учащихся в

поиске интересующих их занятий. Это возраст активного проявления склонностей

и способностей. Во многих случаях сделанный выбор области труда сохраняется

на всю жизнь. Все это говорит о большой роли данного периода в подготовке к

выбору профессии.

Задачи профориентации на данном этапе: выявление и формирование

разнообразных интересов, склонностей и способностей воспитанников.

Воспитание у них уважения к труду, создание представлений о многообразии

профессий. Подготовка детей к выбору направления продолжения образования,

они должны знать, какие конкретные возможности открываются перед ними: в

какие именно профессиональные училища, средние специальные и высшие

учебные заведения можно поступить, каковы условия обучения и требования к

профессиональной пригодности. Формирование ответственного отношения к

порученному делу, готовности к любому бытовому труду в условиях детского

дома, выполнение обязанностей младшего технического персонала.

Формирование умения рассуждать о профессиональном выборе, целях в жизни,

мечтах о будущем и сопоставлять их с реальными умениями и знаниями.

Формы и виды работы, используемые на 2 ступени:

Название

блока

Формы и виды работы

«Я живу

среди

людей»

Семейный круг «Что такое способности и интересы»,

«Человек среди людей»

Инструктивно-практические занятия «Домашний труд и

домашняя экономика»

Деловая игра «Продавцы - покупатели» Экскурсия на

предприятия района. Что такое сельскохозяйственные

предприятия?

Комплекс психологических практикумов «Познавая себя и

других»

Мини-сочинение «Что я знаю о профессиях шефов»; Встреча-

праздник с шефами «Мир моих увлечений»

«Я и мой

дом»

Трудовые десанты «Сможем - поможем»

Семейный круг «Учеба - это труд»

День домохозяйки

Игра-встреча «В доме - гости!» (с шефами) ! Экскурсии -

жилкомхоз, электростанция, телеграф (назначение

учреждений, профессии)

Беседы «Какие есть пути продолжения образования после

школы», «Новые профессии в новом веке» Встреча с

представителем Центра занятости населения

«Я и

закон»

Семейный круг «Ваши права и обязанности, вы их

выполняете?» Беседа «Основы трудового права»

Встреча «Человек и его судьба» (роль профессиональной

деятельности в жизни человека) Экскурсия в

профессиональное училище Комплекс практикумов «Что

нужно знать о праве на труд, профессиях и условиях труда»

«Здоровье

- мое

богатство»

Семейный круг «Заглянем в вашу медицинскую карту,

здоровье и выбор профессии»

Экскурсия в Дом ребенка (назначение учреждения,

профессии) i Встреча «Человек и его дело» (медицинские

профессии)

Экскурсия в медицинское училище

Беседа «Медицинские противопоказания к различным видам

профессий, или Что такое профессиональная пригодность

«Кем

быть?»

Семейный круг «Человек и профессия. А ты кем хочешь

стать?», «Твои учебные успехи и будущая профессия» | Ток-

шоу «Могу. Хочу Надо. Что важнее в выборе профессии?»

Беседы «Мир профессий. Как выбрать профессию

?», «Фор

мула

призвания»

Знакомство с профессиональными училищами и техникумами

города «Где продолжить образование?» Мини-сочинение «Я

мечтаю стать...»

Встречи с шефами «Как выбрать профессию?»

Профтестирование Индивидуальные беседы по

профессиональным интересам

Игра «Турне в мир профессий»

Встреча с психологом, медицинским работником, юристом

«Мой вам совет»

На этом этапе работы профориентационная деятельность приобретает

диагностический характер (выясняются желания ребенка, его интересы и

профессиональные склонности, сравниваются с личностными и

индивидуальными особенностями). Большое значение имеет организация

психологической подготовки к выбору профессии и самореализации (развивается

потребность и желание осуществлять трудовую деятельность, умение правильно

представить себя, свои личностные и профессиональные умения), усиливается

внимание к индивидуальному профессиональному консультированию (оказание

помощи в выборе профессии в соответствии с индивидуальными особенностями,

указание на противопоказания). Продолжается деятельность информационного

характера, которая на этом этапе носит не просто ознакомительные с миром

профессий задачи, а предоставляет воспитанникам знания об обществе, в котором

им предстоит строить свою жизнь, о рынке труда, современных профессиях и

роли образования в достижении профессиональных успехов. Здесь важное

значение приобретает совместная работа с различными специалистами:

психологом, врачом, юристом, социальным педагогом, представителями

различных профессий шефствующих предприятий, специалистами Центра

занятости населения. Они на личном примере могут показать свое

профессиональное становление, тем самым более убедительно и глубоко ввести в

различный мир профессий и профессиональных проблем. На данном этапе работы

нужно большее значение придать практической работе, помочь ребятам в

определении интересов и реализации своих способностей в творческой и

трудовой деятельности, включить в трудовые отношения в бригадах в

«Творческой мастерской», где они приобретают реальные представления о том,

что такое: предмет труда, орудия труда, условия труда, оплата труда. На основе

трудовой деятельности, игровых ситуаций, инструктивно-практических занятий

организовать для ребенка пробу своих сил в различных профессиях 5 типов:

«человек - природа», «человек - техника», «человек — человек», «человек —

знаковая система», «человек - художественный образ».

Таким образом, важнейшей задачей работы на этом этапе является выявление

интересов и способностей ребенка, подготовка детей к профессиональному

выбору с учетом имеющихся способностей, реализация интересов и развитие их в

ходе профессиональных проб.

3 ступень - «КЕМ БЫТЬ? КАКИМ БЫТЬ?»

Участники - воспитанники старшего школьного возраста (8-19 класс)

Задачи профориентации на данном этапе: изучение всех аспектов проблемы

выбора профессии (личного, общественного, медицинского, юридического),

организация профессиональной пробы в условиях производства, формирование

экономического мышления и навыков работы в трудовом коллективе.

Систематическое изучение и развитие познавательных интересов учащихся,

построение индивидуального плана самосовершенствования. Расширение

юридической грамотности выпускников, формирование знаний социальной

защиты в ходе выбора и получения профессии. Раскрытие перспективы

повышения уровня образования, квалификационного и должностного роста.

Пробуждение самостоятельной активности воспитанников в познании

заинтересовавшей области труда (углубленное изучение предмета, ознакомление

с заинтересовавшей отраслью труда, совершенствование качеств, необходимых в

будущей деятельности). Формирование умений правильно представить себя и

свои профессиональные интересы.

Формы и виды работы, используемые на 3 ступени:

Название

блока

Формы и виды работы

«Дом, в

котором мы

живем»

Семейный круг «Строим планы на будущее» Деловая игра

«Биржа общения»

Экскурсия в педагогический колледж, профессиональный

лицей №44 (условия поступления) Профдиагностическое

тестирование Практикум «Карта мира профессий» Конкурс

профессионального мастерства в «Творческой мастерской»

Психологический практикум «Сделай шаг навстречу

профессиональной карьере»

«Много

профессий

важных и

нужных»

Семейный круг «Заглянем в вашу медицинскую карту .(выбор

профессии и здоровье)», «Ваш труд в "Творческой мастерской",

когда труд доставляет радость?»

Педагогическая диагностика по профессиональной ориентации

Беседы «Рынок рабочей силы и выбор профессии»,

«Юридические основы устройства на работу» Практикум «Как

устроиться на работу?» Деловая игра «Центр занятости

населения» Дискуссия «В защиту профессии» Брейн-ринг «Что

мы знаем о профессиях?» Индивидуальные профконсультации

в Центре занятости населения

«Что такое

семья?»

Семейный круг «Надо жить каждый день, отдавая себе отчет в

том, что и как сделано. А живу ли я так?» Инструктивно-

практическое занятие «Семейная экономика: расходы и доходы

семьи, роль труда в обеспечении семьи»

Деловая игра «Умеем ли мы общаться в коллективе?» Встреча с

семьей «Семья и работа»

Организация и проведение занятий с младшими

воспитанниками

Цикл практических профессиональных проб «Прояви себя»

«Курс

молодых

родителей»

Встречи с воспитателем детского сада, с врачом-педиатром

Беседа «Типичные ошибки в выборе профессии» Пробы себя в

работе по общению с детьми: помощник воспитателя, педагог-

организатор, психолог. Работа в Доме ребенка по уходу за

детьми Индивидуальные профконсультации Подготовка

воспитанников к профконсилиуму Практикум «Деловое

письмо» (составление заявлений, изучение контрактов и т.д.)

Цикл практических профессиональных проб «Прояви себя»

На данном этапе работы большое значение имеет практическая деятельность,

то есть ознакомление воспитанников с различными профессиями в процессе

вовлечения их в трудовую деятельность по выбранной специальности, в реальные

жизненные отношения в трудовом коллективе. Когда молодой человек на

практике попробовал то, к чему он стремился, если при этом желание овладеть

данной профессией не пропадет, можно надеяться, что процесс

профессионального самоопределения протекает успешно. Деятельность

информационного характера приобретает целенаправленную работу в

организации индивидуальной консультационной помощи воспитаннику в

изучении той профессии, которая соответствует его интересам, возможностям и

способностям, а также обучению юридической грамотности, представлению о

профессиональном росте, современным экономическим условиям рыночной

экономики. Психологическая подготовка, основанная на диагностическом

материале и личностно-ориентированном подходе, направлена на развитие

умений правильно представить себя и свои профессиональные интересы, на

развитие коммуникативных способностей и реализации индивидуальных

программ личностного роста.



В раздел образования