Автор: Гусева Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель школы-интерната
Учебное заведение: МБОУ "Колыванская школа-интернат" для детей с ОВЗ
Населённый пункт: Новосибирская область, р.п.Колывань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Коррекционно- педагогические технологии в сфере обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
Раздел: среднее образование
МБОУ «Колыванская школа-интернат для детей с ограниченными
возможностями здоровья»
Методическая разработка по теме
Работа с профессиональным самоопределением воспитанников на всех
ступенях воспитательной деятельности
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Михайлова Е.Т
Профессионально ориентационная деятельность проходит через все ступени
воспитательной работы.
Рассмотрим ступени и блоки программы, подчеркнем, на каком этапе
деятельности ставятся задачи профориентации, какие используются формы
работы.
1 ступень - «МЫ СЕБЕ ПОСТРОИМ ДОМ»
Участники - воспитанники младшего школьного возраста (1-4 класс)
Задачи профориентации на данном этапе: дать воспитанникам представление
о различных профессиях сотрудников детского дома, создать условия для
развития способностей детей, выявить их способности к определенным видам
деятельности. Работать над расширением уровня социального общения,
познакомить с профессиями людей шефствующих предприятий. Дать знания о
средствах и источниках существования человека, о роли труда в жизни личности
и общества, о деньгах как эквиваленте человеческого труда, создать условия для
развития трудовых навыков, воспитывать трудолюбие.
Представляем формы и виды работы, используемые на 1 ступени:
1 блок
2 блок
3 блок
4 блок
5 блок
«Кто, кто в
нашем доме
живет»
«Каково на
дому, таково
и самому»
«Дом славен
трудом»
«Наш
гостеприимн
ый дом»
«Наш дом -частица
нашей родины,
России»
Экскурсии
«Наш дом»
(знакомство
с
профессиям
и и видом
деятельност
и
Практикум
«Мы -
дежурные»
(обучение
выполнению
обязанносте
й дежурных,
выполнение
Семейный круг
«Какого человека
называют
трудолюбивым?
Есть ли такие
среди нас?»
Беседы
«Профессия,
Семейный
круг «Мы
учимся для
того, чтобы в
будущем
получить
хорошую
профессию».
Встреча с
выпускниками
детского дома
«Расскажи мне о
себе». Встреча-
конкурс
«Профессии
мастерских,
кухни,
прачечной,
гаража,
бухгалтери
и). Беседа-
встреча
«Кем стали
наши
выпускники
». Встреча
«Человек и
его дело» (с
участием
сотруднико
в детского
дома
разных
профессий)
различных
трудовых
поручений).
Экскурсии
на
шефствующ
ие
предприятия
(знакомство
с местом
работы и
профессиям
и шефов)
работа. Что это
такое?», «Труд и
деньги. Деньги в
жизни семьи».
Автобусная
экскурсия
«Предприятия
родного города».
Трудовой десант
«Сможем - поможе
м» (повару,
библиотекарю
прачке, столяру).
Чтение и
обсуждение сказок
о труде
Экскурсия на
шефствующе
е
предприятие.
Игра-встреча
«Путешестви
е по
профессиям
наших
шефов».
Встреча с
поваром-
кулинаром,
домохозяйко
й
настоящих
мужчин».
Мини-сочинение
«Моя будущая
профессия».
Знакомство с
различными
видами
сельскохозяйствен
ной работы
(выполнение
практических
работ). Встреча с
садоводом-
огородником
«Профессия и
увлечение»
На этом этапе работы идет введение в мир профессий, в основном
профориентационная деятельность носит информационный характер,
используются такие формы работы, как беседа, встреча, экскурсия, игровая
программа, конкурс. А также практический характер, где ребенку
предоставляются возможности проявлять себя и свои способности в творческой и
бытовой деятельности, используются следующие формы работы: инструктивно-
практические занятия, трудовые поручения, участие в выполнении домашнего
труда, кружковые занятия, занятия по интересам, трудовая деятельность в
мастерской.
Задача работы воспитателя на данном этапе состоит, естественно, не в том,
чтобы побудить детей избрать для себя какую-нибудь профессию, а в том, чтобы
воспитать у них уважение к труду взрослых, создать первоначальный круг
представлений о разнообразии видов труда.
В этом возрасте работа по профессионально ориентационной деятельности
становится более разнообразной и сложной. Исследования показывают, что
подростковый возраст характеризуется повышенной активностью учащихся в
поиске интересующих их занятий. Это возраст активного проявления склонностей
и способностей. Во многих случаях сделанный выбор области труда сохраняется
на всю жизнь. Все это говорит о большой роли данного периода в подготовке к
выбору профессии.
Задачи профориентации на данном этапе: выявление и формирование
разнообразных интересов, склонностей и способностей воспитанников.
Воспитание у них уважения к труду, создание представлений о многообразии
профессий. Подготовка детей к выбору направления продолжения образования,
они должны знать, какие конкретные возможности открываются перед ними: в
какие именно профессиональные училища, средние специальные и высшие
учебные заведения можно поступить, каковы условия обучения и требования к
профессиональной пригодности. Формирование ответственного отношения к
порученному делу, готовности к любому бытовому труду в условиях детского
дома, выполнение обязанностей младшего технического персонала.
Формирование умения рассуждать о профессиональном выборе, целях в жизни,
мечтах о будущем и сопоставлять их с реальными умениями и знаниями.
Формы и виды работы, используемые на 2 ступени:
Название
блока
Формы и виды работы
«Я живу
среди
людей»
Семейный круг «Что такое способности и интересы»,
«Человек среди людей»
Инструктивно-практические занятия «Домашний труд и
домашняя экономика»
Деловая игра «Продавцы - покупатели» Экскурсия на
предприятия района. Что такое сельскохозяйственные
предприятия?
Комплекс психологических практикумов «Познавая себя и
других»
Мини-сочинение «Что я знаю о профессиях шефов»; Встреча-
праздник с шефами «Мир моих увлечений»
«Я и мой
дом»
Трудовые десанты «Сможем - поможем»
Семейный круг «Учеба - это труд»
День домохозяйки
Игра-встреча «В доме - гости!» (с шефами) ! Экскурсии -
жилкомхоз, электростанция, телеграф (назначение
учреждений, профессии)
Беседы «Какие есть пути продолжения образования после
школы», «Новые профессии в новом веке» Встреча с
представителем Центра занятости населения
«Я и
закон»
Семейный круг «Ваши права и обязанности, вы их
выполняете?» Беседа «Основы трудового права»
Встреча «Человек и его судьба» (роль профессиональной
деятельности в жизни человека) Экскурсия в
профессиональное училище Комплекс практикумов «Что
нужно знать о праве на труд, профессиях и условиях труда»
«Здоровье
- мое
богатство»
Семейный круг «Заглянем в вашу медицинскую карту,
здоровье и выбор профессии»
Экскурсия в Дом ребенка (назначение учреждения,
профессии) i Встреча «Человек и его дело» (медицинские
профессии)
Экскурсия в медицинское училище
Беседа «Медицинские противопоказания к различным видам
профессий, или Что такое профессиональная пригодность
«Кем
быть?»
Семейный круг «Человек и профессия. А ты кем хочешь
стать?», «Твои учебные успехи и будущая профессия» | Ток-
шоу «Могу. Хочу Надо. Что важнее в выборе профессии?»
Беседы «Мир профессий. Как выбрать профессию
?», «Фор
мула
призвания»
Знакомство с профессиональными училищами и техникумами
города «Где продолжить образование?» Мини-сочинение «Я
мечтаю стать...»
Встречи с шефами «Как выбрать профессию?»
Профтестирование Индивидуальные беседы по
профессиональным интересам
Игра «Турне в мир профессий»
Встреча с психологом, медицинским работником, юристом
«Мой вам совет»
На этом этапе работы профориентационная деятельность приобретает
диагностический характер (выясняются желания ребенка, его интересы и
профессиональные склонности, сравниваются с личностными и
индивидуальными особенностями). Большое значение имеет организация
психологической подготовки к выбору профессии и самореализации (развивается
потребность и желание осуществлять трудовую деятельность, умение правильно
представить себя, свои личностные и профессиональные умения), усиливается
внимание к индивидуальному профессиональному консультированию (оказание
помощи в выборе профессии в соответствии с индивидуальными особенностями,
указание на противопоказания). Продолжается деятельность информационного
характера, которая на этом этапе носит не просто ознакомительные с миром
профессий задачи, а предоставляет воспитанникам знания об обществе, в котором
им предстоит строить свою жизнь, о рынке труда, современных профессиях и
роли образования в достижении профессиональных успехов. Здесь важное
значение приобретает совместная работа с различными специалистами:
психологом, врачом, юристом, социальным педагогом, представителями
различных профессий шефствующих предприятий, специалистами Центра
занятости населения. Они на личном примере могут показать свое
профессиональное становление, тем самым более убедительно и глубоко ввести в
различный мир профессий и профессиональных проблем. На данном этапе работы
нужно большее значение придать практической работе, помочь ребятам в
определении интересов и реализации своих способностей в творческой и
трудовой деятельности, включить в трудовые отношения в бригадах в
«Творческой мастерской», где они приобретают реальные представления о том,
что такое: предмет труда, орудия труда, условия труда, оплата труда. На основе
трудовой деятельности, игровых ситуаций, инструктивно-практических занятий
организовать для ребенка пробу своих сил в различных профессиях 5 типов:
«человек - природа», «человек - техника», «человек — человек», «человек —
знаковая система», «человек - художественный образ».
Таким образом, важнейшей задачей работы на этом этапе является выявление
интересов и способностей ребенка, подготовка детей к профессиональному
выбору с учетом имеющихся способностей, реализация интересов и развитие их в
ходе профессиональных проб.
3 ступень - «КЕМ БЫТЬ? КАКИМ БЫТЬ?»
Участники - воспитанники старшего школьного возраста (8-19 класс)
Задачи профориентации на данном этапе: изучение всех аспектов проблемы
выбора профессии (личного, общественного, медицинского, юридического),
организация профессиональной пробы в условиях производства, формирование
экономического мышления и навыков работы в трудовом коллективе.
Систематическое изучение и развитие познавательных интересов учащихся,
построение индивидуального плана самосовершенствования. Расширение
юридической грамотности выпускников, формирование знаний социальной
защиты в ходе выбора и получения профессии. Раскрытие перспективы
повышения уровня образования, квалификационного и должностного роста.
Пробуждение самостоятельной активности воспитанников в познании
заинтересовавшей области труда (углубленное изучение предмета, ознакомление
с заинтересовавшей отраслью труда, совершенствование качеств, необходимых в
будущей деятельности). Формирование умений правильно представить себя и
свои профессиональные интересы.
Формы и виды работы, используемые на 3 ступени:
Название
блока
Формы и виды работы
«Дом, в
котором мы
живем»
Семейный круг «Строим планы на будущее» Деловая игра
«Биржа общения»
Экскурсия в педагогический колледж, профессиональный
лицей №44 (условия поступления) Профдиагностическое
тестирование Практикум «Карта мира профессий» Конкурс
профессионального мастерства в «Творческой мастерской»
Психологический практикум «Сделай шаг навстречу
профессиональной карьере»
«Много
профессий
важных и
нужных»
Семейный круг «Заглянем в вашу медицинскую карту .(выбор
профессии и здоровье)», «Ваш труд в "Творческой мастерской",
когда труд доставляет радость?»
Педагогическая диагностика по профессиональной ориентации
Беседы «Рынок рабочей силы и выбор профессии»,
«Юридические основы устройства на работу» Практикум «Как
устроиться на работу?» Деловая игра «Центр занятости
населения» Дискуссия «В защиту профессии» Брейн-ринг «Что
мы знаем о профессиях?» Индивидуальные профконсультации
в Центре занятости населения
«Что такое
семья?»
Семейный круг «Надо жить каждый день, отдавая себе отчет в
том, что и как сделано. А живу ли я так?» Инструктивно-
практическое занятие «Семейная экономика: расходы и доходы
семьи, роль труда в обеспечении семьи»
Деловая игра «Умеем ли мы общаться в коллективе?» Встреча с
семьей «Семья и работа»
Организация и проведение занятий с младшими
воспитанниками
Цикл практических профессиональных проб «Прояви себя»
«Курс
молодых
родителей»
Встречи с воспитателем детского сада, с врачом-педиатром
Беседа «Типичные ошибки в выборе профессии» Пробы себя в
работе по общению с детьми: помощник воспитателя, педагог-
организатор, психолог. Работа в Доме ребенка по уходу за
детьми Индивидуальные профконсультации Подготовка
воспитанников к профконсилиуму Практикум «Деловое
письмо» (составление заявлений, изучение контрактов и т.д.)
Цикл практических профессиональных проб «Прояви себя»
На данном этапе работы большое значение имеет практическая деятельность,
то есть ознакомление воспитанников с различными профессиями в процессе
вовлечения их в трудовую деятельность по выбранной специальности, в реальные
жизненные отношения в трудовом коллективе. Когда молодой человек на
практике попробовал то, к чему он стремился, если при этом желание овладеть
данной профессией не пропадет, можно надеяться, что процесс
профессионального самоопределения протекает успешно. Деятельность
информационного характера приобретает целенаправленную работу в
организации индивидуальной консультационной помощи воспитаннику в
изучении той профессии, которая соответствует его интересам, возможностям и
способностям, а также обучению юридической грамотности, представлению о
профессиональном росте, современным экономическим условиям рыночной
экономики. Психологическая подготовка, основанная на диагностическом
материале и личностно-ориентированном подходе, направлена на развитие
умений правильно представить себя и свои профессиональные интересы, на
развитие коммуникативных способностей и реализации индивидуальных
программ личностного роста.