Автор: Гильфанова Гузалия Ильхамовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №105 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
«Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной
деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО»
«Десять страниц понятной математики лучше ста страниц, заученных на память, но не
понятных» В.А.Сухомлинский
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед
педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача –
совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к
обучению в школе. Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное
место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием
информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием
сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно
раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель:
вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает,
правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать
самостоятельные решения. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует
формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли,
рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности,
развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В
результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее
Сегодня «математика-это больше, чем наука, это-язык». Изучение математики совершенствует
культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность
высказываний.
Математические знания и умения необходимы для успешной адаптации ребенка к процессам
социальной коммуникации, информатизации и технологизации общества. Они расширяют
кругозор ребенка. Математическая культура — составная часть общей культуры личности, а в
период дошкольного детства имеет свои особенности, связанные с возрастными и
индивидуальными возможностями детей.
Принятие ФГОС дошкольного образования потребует необходимости предусмотреть, как
обязательное условие, возможность самореализации ребенка на всех этапах работы по
математическому развитию в системе образования дошкольника.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра. Кроме того следует
использовать: экспериментирование, рассматривание, экскурсии, беседы, наблюдения, решения
проблемных задач и др.
Игра — это самый доступный вид детской деятельности. Через игровые действия дети познают
новое, расширяют кругозор, применяют свои знания и конкретизируют представления о
предметах окружающего мира, об их свойствах, о назначении, действиях с ними. В процессе
игры дети под чутким руководством воспитателя выстраивают свои отношения друг с другом так,
что все действия направлены на отображение реальной действительности, но с определённым
значением. Ненавязчивые вопросы, игровые ситуации побуждают детей обследовать предметы.
Выполнение игровых правил требует от ребёнка осуществления умственных операций,
направленных на сравнение, выявление отличий, классификации. В сюжетно-ролевой
игре «Овощной магазин» ребёнок — «продавец» должен так расхвалить свой товар, называя при
этом форму, цвет и предполагаемые вкусовые качества, чтобы у
воспитателя- «покупателя» возникло желание купить продуктов как можно больше.
В сюжетно-ролевой игре «Семья» действия могут происходить в кукольном домике, где
располагаются различные предметы: посуда, одежда, мебель и т.п. Их количество дети соотносят
между собой в процессе игры в соответствии с её содержанием и взятой на себя роли. Так,
тарелки, ложки, чашки методом приложения подбираются к каждой кукле для выполнения
основной игровой цели: накормить кукол обедом. Для одевания куклы на прогулку дети из
большого количества одежды (три варежки, две пары сапог, два пальто, четыре шарфика, три
шапочки) выбрать столько, сколько нужно для одной куклы.
Сюжетами игр могут быть: «Строители» (использовать необходимый строительный материал по
форме, размеру, цвету), «Ателье» (подобрать ткань определённого размера и качества по просьбе
покупателя), «Поликлиника» (соотнести рецепты с больными), и др. Иными словами, в процессе
игры ребёнок систематизирует информацию, упорядочивает, расширяет и закрепляет её.
Рассматривание представляет собой целенаправленное восприятие ребёнком наглядных средств:
картин, иллюстраций, предметных картинок, рисунков, слайдов, видеофильмов, схем и т. д.
Рассматривание позволяет формировать у детей наглядные образы знакомых и незнакомых
предметов, создавать представления о событиях, явлениях, предметах, которые дети не могут
непосредственно воспринимать в жизненных ситуациях (животные разных стран, исторические
события, труд взрослых, космос, и др.). Детям предлагаем рассмотреть иллюстрации с
отображением частей суток, времени года с учетом деятельности детей и взрослых, признаком
природы, положения солнца и луны.
Наблюдение
представляет
собой
целенаправленное
восприятие
предметов
или
явлений
окружающего. Оно может быть связано с первоначальным знакомством с новым для ребёнка
объектом или его свойствами, выделением существенного, яркого, необычного, восприятием
действий человека с предметами или функционирования самого наблюдаемого объекта.
Прогулка
– отдельный режимный момент, имеющий собственную структуру и временной интервал, во
время которого дети могут осуществлять не только двигательную активность, но и удовлетворить
познавательный
интерес,
желание
и
привычку
думать,
овладеть
речевыми,
умственными
и
практическими навыками. Цель прогулки состоит не только в восстановлении функциональных
ресурсов
организма,
но
и
во
всестороннем
развитии
ребенка,
в
том
числе
развитии
его
математических представлений.
Среди
форм
организации
математического
развития
детей
на
прогулке
выделяют:
индивидуальную,
групповую
и
коллективную
(фронтальную).
Среди
методов
чаще
всего
используются: словесный (рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, опрос) и практический
(упражнения, подвижно-дидактические игры, игры с природным материалом).
Составной частью прогулки является – наблюдение. Во время прогулки, детям необходимо давать
возможность почувствовать запах цветов, послушать шелест листьев на деревьях, увидеть между
ними
золотистые
лучики
солнца,
подержать
на
ладошке
божью
коровку,
потрогать
руками
лепестки цветов, так как это способствует развитию ребенка через познание окружающего мира.
Ознакомление
детей
с
окружающим
миром
начинается
с
изучения
свойств
и
признаков
предметов.
Освоенность
таких
свойств
и
отношений
объектов,
как
цвет,
форма,
величина,
пространственное
расположение
–
дает
возможность
дошкольнику
лучше
усваивать
математические знания. Детскому вниманию свойственно как быстрое сосредоточивание на
объекте наблюдения, так и быстрое рассеивание внимания. В связи с этим наблюдение должно
быть не продолжительным (7-10 минут), но в тоже время ярким и содержательным. Вопросы и
интересные загадки в процессе наблюдения за окружающим на прогулке способствуют решению
программных задач, в том числе и по математике.
Математика входит в жизнь, как открытие закономерных связей и отношений окружающей
действительности. Все это дает возможность развитию умственных способностей, так как в
процессе наблюдения за живой и неживой природой дети выделяют основные признаки объекта:
цвет форму, его параметры и отношения.
В процессе наблюдения отстающие дети без перегрузки организма осваивают необходимый
минимум для дальнейшего продвижения, тем самым не тормозя развитие более способных детей.
Постепенное усложнение математических заданий на прогулке дает возможность дальнейшего
развития
дошкольников. Наблюдение
обогащает
представления
ребёнка,
направляет
мыслительную
деятельность,
активизирует
процессы
сравнения,
сопоставления,
обобщения,
классификации.
Беседа представляет собой форму организации познавательной деятельности, в которой через
диалогическое общение расширяются, систематизируются представления ребёнка о предметах и
явлениях окружающего. Она побуждает детей логически мыслить, чётко, ясно и кратко строить
своё высказывание. Через содержание беседы формируется отношение к событиям, о которых
идёт речь.
Экспериментирование — форма поисковой познавательно- исследовательской деятельности,
направленной на изменения качества и свойств вещей или ускорение процессов, происходящих с
ними. Ребёнок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны
непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча,
движение воздуха, агрегатное состояние воды и др.). Экспериментирование, элементарные
опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира. Предлагаем детям провести
эксперимент по изменению цвета воды с помощью добавления определенного количества капель
краски (более насыщенный вид от большего количества капель краски); превратить лед в
пар (нагревание на солнце); измерить количество воды мерками разной величины, определить
степень тяжести мокрого и сухого песка (две равные доли песка сравниваются в разных видах),
сравнить продолжительность таяния снега от тепловых условий (снег тает на улице и в детском
саду) и другое. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения,
высказывать предположение, аргументировать выводы.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, в результате которой ребёнок
получает определённый продукт. Ребёнок познаёт форму, величину, цвет, пространственные
отношения, особенности различных строительных и природных материалов, отражает свои
впечатления об окружающем предметном мире, в обобщённом виде создаёт новые сооружения.
Конструктивная деятельность способствует развитию пространственного воображения, обладает
специфическими возможностями для развития планирующей функции.
В процессе формирования математических представлений мы используем игровые упражнения с
бытовыми предметами: пластиковые контейнеры с крышками, пластиковые бутылки разного
размера, пробки от них, прищепки, не толстая бельевая верёвка, пуговицы. Бельевая верёвка
используется таким образом: ребёнок завязывает столько узелков, сколько яблок висит на ветке.
Детям предлагаем пуговицы разного размера. Надо обвести пуговицы и дорисовать
получившуюся фигуру до картинки, чтобы получились, например, паук или курица с цыплятами.
При выполнении данного задания закрепляем количественный и порядковый счёт. Игры с
прищепками используем для развития ориентировки на плоскости. Детям предлагаем создать
картину из плоских фигур и прищепок, прикреплённых к этим фигурам: жёлтый круг- солнце, к
которому прикрепляются жёлтые прищепки-лучики и т.д. Данные игры, направлены также на
развитие мелкой моторики рук.
Приведённые формы работы являются хорошим средством воспитания у дошкольников интереса
к математике, к логике и доказательности рассуждений, сосредотачивать внимание на решении
математических задач. Формирование математической культуры немыслимо без использования в
процессе обучения и воспитания детей данного материала.
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 Г. N 1155 "Об утверждении
Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования"
2.Знакомим дошкольников с математикой /Авт. -сост. Л.В. Воронина, Н.Д. Суворова. -М.: ТЦ
Сфера, 2011.
3.Математика в детском саду/ Н.Н. Кангина, О.В. Тихомирова. -Ярославль: ООО «Академия
развития», 2012.
4. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников
[Текст] / Т.В. Тарунтаева. – М.: Просвещение, 2010.
5. Белошистая, А.В. Теория и методика организации математического развития дошкольников
[Текст] / А.В. Белошистая. – Мурманск: МГПУ, 2010. – 256 с.
6.Белошистая, А.В. Учебные средства и их использование на занятии по математике в
дошкольном образовательном учреждении [Текст] / А.В. Белошистая // Детский сад: Теория и
практика. – 2011