Автор: Осташова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №81 "Солнышко" комбинированного вида
Населённый пункт: город Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Учим стихи"
Раздел: дошкольное образование
Учим стихи.
Автор:
Осташова Светлана Николаевна
"Учите ребенка каким –нибудь неизвестным ему пяти словам -
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
К. Д. Ушинский
Одной из задач дошкольного образованияв образовательной области
«Речевое развитие» является - развитие связной грамматически правильной
диалогической и монологической речи.
У современных детей уровень развития речи очень разный.
В своей работе мы часто встречаемся с такими проблемами как:
- бедный словарный запас,
- плохое развитие связной речи,
- бедная диалогическая речь,
- неумение согласовывать слова в предложении.
Многие дети не охотно учат стихи, у некоторых заучивание вызывает
резкие отрицательные эмоции, т.к. им трудно и они быстро утомляются.
Кроме того, в современном мире дети перенасыщены информацией и
необходимо, чтобы обучение было не только обучающим, но и интересным,
занимательным.
Опыт нашей работы показывает, что эффективным средством при
обучении связной речи дошкольников являются приёмы мнемотехники, они
помогают детям легче запомнить информацию и увеличивают объем памяти.
Основа
мнемотехники
заключается
в
том,
что
весь
текст
представляется в последовательных картинках, которые включают в себя
предметы, свойства, явления и т.д. На основе визуальных символов дети
запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате
могут ее повторить, опираясь на картинки. Использовать мнемотехнику
можно во всех образовательных областях.
Данный метод с успехом
применяется для развития речи у детей, как педагогами, так и родителями
при самостоятельных занятиях.
В средней группе мы активно используем мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это
схема,
в
которую
заложена
определённая
информация.
Существует несколько правил по которым составляется мнемотаблица,
необходимо:
- точно отображать свойства и отношения, которые мы хотим
воспроизвести,
- быть простой для восприятия детьми и действий с ней,
- учитывать уровень развития детей.
Использование мнемотаблиц помогает детям овладеть связной речью,
кроме того использование зрительного плана – схемы даёт возможность
детям усваивать сложный материал легко и быстро, делает рассказы
связными и последовательными.Зарисовка слов дает возможность развивать
воображение, мышление, творческие способности детей, способствует
запоминанию слов, заставляет думать.
Применение мнемотехники расширяет возможности для творчества не
только для детей, но и для воспитателей. Образовательная деятельность с ее
использованием проходит интересно и для детей, и для воспитателя. Все, что
требуется для работы, это листок бумаги, фломастер и немного фантазии,
воображения.
Благодаря зарисовкам детьми быстрее запоминаются стихи.
Вместе с детьми мы составили мнемотаблицу по стихотворению
«Одуванчик» Е. Серовой. Дети предлагали разные варианты изображений,
все вместе выбирали самое интересное и точное, также ребята приняли
участие в зарисовках. Если дети затрудняются, не надо показывать, что они
не справились, а просто помочь найти ответ.
Этот метод можно использовать для запоминания пословиц, поговорок
и загадок, для пересказа и составления рассказа, при работе со сказками,
ознакомлением с природой, на познавательных занятиях, т. е. практически в
любом виде деятельности в любой образовательной области.
Таким образом, использование приемов мнемотехники помогает
сделать процесс запоминания не только развивающим, но и интересным,
дает детям возможность воспринимать сложный материал быстро и легко.
Предлагаем вам нашу мнемотаблицу по заучиванию стихотворения
«Одуванчик» Е. Серовой.
Стихотворение Е. Серовой "Одуванчик"
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт - нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое,
воздушное,
Ветерку послушное.