Напоминание

«Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры»


Автор: Чуркина Елена Богдановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 23
Населённый пункт: г.п. Федоровское Тосненский район
Наименование материала: проект
Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение № 23

«Детский сад комбинированного вида г.п.Фёдоровское»

Познавательно-творческий проект

в старшей группе «БАБОЧКИ»

«Патриотическое воспитание дошкольников

посредством приобщения к традициям русской народной

культуры»

Подготовила и реализовала:

Воспитатель старшей группы «Бабочки»:

Чуркина Елена Богдановна

2022 г.

г.п.Федоровское

Паспорт социально-значимого проекта

«Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской

народной культуры»

Проблема:

Педагогическая проблема - развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало

получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только

историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети

выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы,

игры,

устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки).

Народные игры,

способствующие воспитанию дисциплины,

воли, приучают быть детей

честными

и

правдивыми.

С

первых

лет

жизни

ребенка приобщение

его

к

культуре,

общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма,

формируют основы самосознания и индивидуальности. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека

без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный

ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумалась над проблемой приобщения

детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания

обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый

комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Актуальность темы:

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить

духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру.

Существенным

содержанием русской

культуры

являются

народное

творчество

и

быт,

сложившиеся

на

протяжении многовековой истории. Традиционная народная культура является глубинной основой

всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности

человека, ее фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к

трудовым традициям

предков,

их

мудрости

и культуре,

обрядам

и

обычаям.

Знакомясь

с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в

близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются

предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!

Цель проекта: - Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать

знакомство

детей

с народным декоративно

-

прикладным

искусством (с

предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).

Развивающие:

Способствовать

развитию

интереса

к русским

народным

произведениям (расширить

представления о народных традициях, обычаях, обрядах).

Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга,

коромысло, люлька, прялка.

Закреплять

знания

о русском декоративно-прикладном

искусстве,

о русских

промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).

Воспитательные:

Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости

за Россию.

Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Форма организации проекта: групповой.

Срок реализации проекта: краткосрочный

,

был осуществлен в период с 14 по 18 февраля 2022г.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный

руководитель.

Предполагаемые результаты:

1. Получение знаний об истории русского жилища – избы, об ее быте.

2. Обогащение и расширение словарного запаса.

3. Умение налаживать и регулировать контакты в совместной народной русской игре: «Лиса и

зайцы», «Горелки», «У

медведя

во

бору», «Жмурки», «Зайка

беленький

сидит»;

хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок» и др.

4. Пополнение предметно–пространственной среды по теме.

5. Организация, совместно с родителями, выставку – музей предметов народного быта и

культуры.

6. Формирование традиций русского народа: гостеприимства, почитание старости.

7. Знакомство с русскими народными пословицами, поговорками по теме.

8. Получение положительных эмоций и взаимоотношений в группе.

9. Получение знаний, характерных для каждого вида росписи и умение самостоятельно

выбирать соответствующую цветовую гамму.

Продукт проекта: Организация в группе выставки – музея «Предметы народного быта».

План реализации проекта

1.Этап. Подготовительный

1. Формулирование цели и определение задач.

2. Составление плана основного этапа проекта.

3. Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

4. Подбор материалов по теме проекта.

5. Организация предметно – развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного

этапа реализации проекта.

5. Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта,

обеспечения предметами народного быта и культуры.

2. этап. Реализация проекта.

Содержание проекта:

Социально - коммуникативное развитие:

НОД Беседа с детьми: «Традиции Россиян» (русские народные праздники)

НОД по теме: «Как люди жили на Руси?»

Познавательное развитие:

НОД Беседа с детьми «Русские избы на Руси»

Рассматривание картинок по теме: «Обычаи и традиции русского народа»

Дидактическая игра – «Покрути, покрути и потешку расскажи», «Составь картинку», «Узнай

элемент узора», «Угадай и расскажи»,

Развивающая среда:

Сюжетно-ролевые игры: «К нам гости пришли»; «Ярмарка».

Речевое развитие:

Беседа: «Русский народный костюм», «Какие народные праздники вы знаете».

Загадывание загадок о народных праздниках России.

Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван царевич и Серый Волк».

Чтение русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и

лапоть», «Волк и семеро козлят».

Разучивание потешек, закличек, пословиц.

НОД на тему: «Русская изба».

Знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа.

Художественно-эстетическое развитие:

НОД Рисование на тему: «Русская матрешка».

НОД Рисование на тему: «Дымковская игрушка - Барыня»

НОД Лепка на тему: «Золотая хохлома».

НОД Конструирование «Кукла – оберег»

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Салки», «Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору», «Золотые

ворота», «Краски». «Ваня- Ваня простота», «Гори-гори ясно»,

Хороводные игры: «Каравай», «Карусели»

Физминутка: «Матрёшки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).

Музыкальное

развитие:

Прослушивание русских

народных

песен «Приди,

весна

ясная», «Прилетите, жаворонки, к нам».

Знакомить с народными музыкальными инструментами (Балалайка, ложки, гусли).

Работа с родителями:

Консультации: «Русская народная культура, как средство патриотического воспитания

дошкольного возраста»,

Консультация для родителей по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной

культуры».

Папка –передвижка «Народные промыслы»

3. этап. Заключительный.

Итоговое занятие:

Организация в группе выставки – музея «Предметы народного быта».

Инсценировка и показ сказки «Гуси –лебеди»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Бабочки» «Традиции и

обычаи русского народа».

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

- Расширять представления детей о народных традициях и обычаях.

- Активизировать словарный запас у детей «народный промысел», горница, предметы быта,

посиделки.

- Прививать интерес к народному творчеству.

Развивающие:

-Развивать словесно-логическое мышление.

-Развивать связную, диалогическую речь

Воспитательные:

- Воспитывать у детей интерес к русской национальной культуре и народному творчеству.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Физическое», «Речевое».

Виды детской

деятельности:

игровая,

коммуникативная,

продуктивная,

художественно

-

эстетическая, двигательная.

Методы и приёмы

• наглядный (показ слайдов);

• словесный (пословицы и поговорки, беседа);

• игровой (сюрпризный момент, создание игровой ситуации (игра – путешествие в старину)

Ход НОД:

Дети с воспитателем заходят в группу хороводом.

Воспитатель: Вспомните, а что девушки надевали на голову?

Дети: Кокошники, платки?

Воспитатель: Кто носил кокошник? Кто платок?

Дети: Девушки не замужем носили кокошники, а замужние – платки.

Воспитатель: Правильно ребята. И сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но отправимся

мы не в дальние страны, а в прошлое нашей страны. Увидим своими глазами как жили люди

в старые времена, узнаем что-то новое о традициях и обычаях нашего народа. И какие традиции

дошли до наших дней. Давайте сначала вспомним, что такое традиции?

Дети: Обычаи, привычки.

Воспитатель: Какие бывают традиции?

Дети: Семейные, народные.

Воспитатель: Какие в ваших семьях есть традиции?

Дети: ответы детей

Воспитатель: А мы с вами будем говорить о народных традициях.

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отправляемся в прошлое.

Вместе хлопнули в ладоши

Дружно топнули ногой

Поприветствуем друг друга

Игру в традиции начнем.

Ребята оглянитесь вокруг, на что похожа эта картинка? (на экране появляется картинка русской

избы)

Дети: На русскую избу.

Воспитатель: Правильно, на русскую избу. Горницу. Кто знает, что такое горница? Это самая

просторная и светлая комната в доме, где хозяева встречали гостей. Почему же нас никто не

встречает? Давайте закликать хозяйку.

Хором: Хозяюшка, выходи

Гостей в горнице прими!

Воспитатель: А вот и хозяйка нас хлебом солью встречает (следующая картинка – девочка с

хлебом)

Девочка: Дай Бог тому

Кто к нашему двору, -

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Воспитатель: В нашей стране принято дорогих гостей встречать хлебом и солью. Спасибо

хозяюшка за хлеб, соль, за гостеприимство. Эта традиция сохранилась до наших дней. Как вы

думаете, почему повелось встречать гостей хлебом, караваем.

Ответы детей

Воспитатель: Вспомните какие вы знаете пословицы и поговорки про хлеб.

Дети: Хлеб - всему голова

Хлеб да вода – здоровая еда

Большому куску рот радуется

Ешь пироги, а хлеб вперед береги

Без хлеба – половина обеда

Хлеб бросать – труд не уважать

Будет хлеб – будет и обед

Воспитатель: Правильно ребята. Хлеб во все времена был главной едой на столе и богатых и

бедных. Большой труд люди вкладывали, чтобы вырастить хлеб. Поэтому и ценили его как ничто

другое. Был и еще такой обычай у русских людей. Сея и убирая урожай на полях, в обеденное

время, когда все поедят, мужчины и женщины отдыхали перед дальнейшей работой, а молодые

девушки и парни в это время пели песни, водили хороводы и играли в различные игры. Давайте

сейчас в одну такую игру поиграем. Называется она «Золотые ворота»:

Золотые ворота

Пропускают не всегда

Первый раз прощается

Второй раз – запрещается

А на третий раз не пропустим вас.

Дети: Это одна светлых и просторных комнат, где хозяева встречают гостей.

Воспитатель: Очень хорошо. А теперь давайте посмотрим, как выглядела старинная русская изба.

Что самым главным является в доме?

Дети: Печь и стол.

Воспитатель: Почему?

Дети: Печь, как мать родная, она греет, еду варит, спать на ней можно. За столом собиралась вся

семья. Его называли – ладонь – божья.

Воспитатель: Правильно. В центре стола всегда сидел отец – глава семьи. Посмотрите, то мы здесь

видим

Дети: посуда, рушник, матрешки, свистульки

Воспитатель: Да или можно назвать это все предметы быта или народный промысел. Почему эти

предметы называют народный промысел, подумайте.

Дети: Потому, что люди сами вышивали, посуду сами делали, расписывали ложки, игрушки.

Воспитатель: Правильно. Давайте повторим «народный промысел». А это, что за предмет такой

дивный?

Дети: Это прялка.

Воспитатель: Для чего она нужна?

Дети: При помощи прялки пряли пряжу, из нее получалась тонкая нить, а из этих ниток вязали

теплые вещи.

Воспитатель: Правильно. В те времена девушки сами пряли пряжу, вышивали рушники и рубахи,

пекли хлеб. Мужчины из дерева вырезали ложки, скалки, матрешек, плели лапти и корзины из

лыка. Все эти вещи называют народным промыслом. Делали они все это зимними вечерами, когда

собирались вместе в одном доме. Ф называлось это посиделками. Повторите. Какие новые слова

вы еще запомнили?

Дети: Горница, народный промысел, посиделки

Воспитатель: Посмотрите, что еще есть в нашей горнице?

Дети: Кукла

Воспитатель: Верно. Такую куклу называли «кукла – оберег». Ее делали так же сами, берегли и

хранили. Считали, что она оберегала дом от плохих людей.

10. Итог

Воспитатель: Ребята, кто узнал для себя, что-то новое, интересное, кому понравились традиции и

обычаи русского народа.

Ответы детей.

Воспитатель: Какие народные традиции вам понравились?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать из нашего путешествия?

Дети: Мы – русский народ должны придерживаться своей культуры, своих традиций и обычаев.

Всё то, что узнали

Мы сохраним.

Традиции русские

Детям и внукам передадим!

Конспект НОД в старшей группе «Бабочки»

«Традиции Россиян» (русские народные праздники)

Цель: Познакомить с традиционными русскими народными праздниками.

Задачи:

Образовательные: Учить детей делиться с окружающими, используя художественные средства

выразительности.

Развивающие: Развивать понимание названий праздников.

Воспитательные: Воспитывать любовь к традиционным праздникам.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята,

в

какой

стране

мы

живем?

Как

она

называется (ответы

детей) Верно- Россия. Наша страна многонациональная со времен Ивана Грозного. А кто-нибудь

может знает, что значит многонациональная?

Дети: Значит у народа разная вера, национальность и культура.

Воспитатель: Наши предки умели и любили веселиться.

Воспитатель: -Ребята, а вы любите праздники? А какие знаете праздники? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, как много вы знаете праздников что издавна праздновали наши предки.

А кто такие предки? (Ответы детей).

Воспитатель: - Сегодня мы поговорим о " Христианстве". Наши предки - всегда почитали

праздники, но раньше праздновали их иначе, не так как мы, современные люди. Давайте узнаем

как?

Дети: Давайте)

Воспитатель: Ну тогда давайте отправимся в прошлое! Садитесь на коврик, закрываем глаза, и

отправляемся в путешествие по прошлому. Самым любимым и великим праздником была Пасха!

Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Его отмечали целую неделю. Вот

послушайте такое стихотворение, написал А. Майков.

Христос воскрес! Повсюду благовест гудит. Из всех церквей народ валит, Заря глядит уже с небес.

-Благовест, то есть - благая весть. В пасхальную ночь дома оставались только маленькие дети и

глубокие старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики. А еще вы знаете что -

нибудь про этот праздник? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, вам понравился праздник Пасха? А какой еще вы знаете русский народный

праздник? (ответы детей). Это Рождество! Хотите я расскажу вам, как праздновался на Руси этот

праздник?

- Святые вечера начинаются с 7 января и заканчиваются 19 января. Раньше на Руси святки

совпадали с Новым годом, с новогодней елкой, переодеваниями, ряженьями, гадание девушек,

плясками. Когда родился Христос, не только люди, но и деревья, росшие около пещеры,

радовались этому событию.

Воспитатель: - Ребята, а теперь посмотрите сюда: народные гуляния " Масленицы"

Давайте вспомним как вы встречаете Масленицу? (ответы детей)

Беседа с детьми.

Стихотворение: Душа ль ты моя Масленица!

Сахарные твои уста,

Приезжай ко мне в гости на шикарный двор

На горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!

Вот так наши предки праздновали свои праздники!

Воспитатель: Вам понравилось?

Дети: Да!

ОТЧЕТ

О реализации и результативности познавательно-творческого проекта

«Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской

народной культуры»

Воспитатель МКДОУ № 23 г.п.Федоровское Чуркина Е.Б.

В период с 14.02.2022 по 18.02.2022 г. был реализован проект «Патриотическое воспитание

дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры».

Цель проекта заключалась в приобщении детей к культурным ценностям и традициям русского

народа.

Дети познакомились с русской избой, с предметами старинного русского быта;

Познакомились с русскими народными играми, научились в них играть; народными пословицами

и поговорками.

Расширили словарный запас по теме.

Расширились понятия о народном искусстве.

Просмотр презентации «Обычаи и традиции русского народа»

Провели беседы на тему: «Традиции Россиян» (русские народные праздники), «Как люди жили

на

Руси?»,

Беседа

с

детьми

«Русские избы

на Руси»,

«Русский народный

костюм»,

«Какие народные праздники вы знаете», «Русская изба».

На втором этапе просмотрели мультфильм «Три Богатыря».

Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван царевич и Серый Волк».

Чтение русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь,

соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят».

Разучивание потешек, закличек, пословиц.

Была создана выставка рисунков на тему: «Русская матрешка», «Дымковская игрушка -

Барыня», Богатыри русской земли»

Была создана выставка из пластилина на тему: «Золотая хохлома».

Проведено занятие по конструированию «Кукла – оберег»

Просмотр мультфильма «Три богатыря»

Выставка рисунков «Русская матрешка»

Выставка рисунков «Богатыри русской земли»

Выставка рисунков «Дымковская игрушка - Барыня»

Выставка рисунков «Золотая хохлома»

Выставка работ из пластилина «Золотая хохлома»

«Кукла- оберег»

Сюжетно-ролевые игры: «К нам гости пришли»;

Папка –передвижка «Народные промыслы»

Воспитатели Ильюк А.С. и Чуркина Е.Б.С организовали театрализацию сказки: «Гуси-лебеди».

Сценарий сказки «Гуси-лебеди»

Сказочница:

В некотором царстве,

В некотором государстве

Жили были мать с отцом

В светлом домике с крыльцом.

Двое деток с ними жили,

Их родители любили:

Доченька – Маша

Да сынок – Иванка.

Уж любила Маша братца,

Утром станет умываться,

Сказку добрую ведет

Или песенку поет.

Отец

Мы на ярмарку пойдем,

К вечеру нас ждите.

Остаетесь вы вдвоем,

Сильно не шалите!

Мать

За Ваняткой присмотри,

Ты уже большая.

Отец

За ворота не ходи.

Слышишь, запрещаю!

Мать

У купцов из дальних стран

Купим вам обновы.

Маше – шелк на сарафан,

Ване – пояс новый!

Отец

Умницею, дочка, будь,

Береги Ванюшу.

Отправляемся мы в путь.

Из избы выходит Ванечка и обнимает маму. Она гладит его по голове.

Мать

Ваня, Машу слушай!

Мать с отцом уходят. Ванечка садится у дома.

Маша (зевая)

Ох, и скучно у ворот

Мне сидеть без дела.

Как бы к девкам в хоровод

Я пойти хотела!

Отлучусь-ка на часок,

Мама не узнает.

Маша выходит из избы и дает брату петушка на палочке.

Подружки

К нам Маша, выходи,

На подружек погляди.

Заведем мы хоровод.

Кто быстрее в круг пойдет?

Маша сажает братца и бежит к девушкам – подружкам.

Исполняется хоровод

Маша

Разошлись друзья, подружки

Побегу скорей к Ванюшке! (Убегает.)

Сказочница:

А беда уже в пути,

От беды – то не уйти!

Гуси-лебеди летят,

Ваню унести хотят.

Вылетают гуси-лебеди под музыку «Гуси».

Баба-Яга

А мальчишка – ничего,

Закачу пирушку!

Эй, вы где, хватай его

И ко мне в избушку!

Баба-Яга прячется, из-за деревьев выходят два гуся-лебедя и идут к Ванечке.

Гуси-лебеди (поют хором)

Жили у бабуси

Два веселых гуся.

Один серый, другой – белый,

Два весёлых гуся!

Гуси останавливаются недалеко от избы.

Первый гусь-лебедь

Здравствуй, Ванечка-дружок!

Хочешь прокатиться?

Выходи к нам на лужок,

Будем веселиться!

Ванечка бросает петушка и подходит к гусям-лебедям. Они тут же хватают его и тащат в лес.

Ванечка смеется.

Гуси-лебеди (поют хором)

Два веселых гуся

Ваню не укусят!

Один серый, другой – белый,

Два весёлых гуся!

Гуси-лебеди скрываются за деревьями. Вскоре оттуда же появляется Маша и идет к дому.

Маша поднимает перо гуся-лебедя.

Маша (в ужасе)

Ой беда-то! Ванечку украли!

Что же делать мне теперь,

Что скажу я маме?

Только вышла я за дверь,

Утащили Ваню!

Сказочница:

Маша Ваню не нашла.

По дорожке побрела.

Маша скрывается за деревьями. Справа появляется печка. Маша выходит из-за деревьев слева и

идет к печке.

Маша

Целый день я шла сюда –

Сосны все, да ели.

Печка, ты скажи, куда

Гуси полетели?

Печка

Печка, ух, стоит,

Из печи дым валит,

А в печи, а в печи

Пироги горячи.

Ух, поднялись!

Ух, испеклись!

Ух! Ух! Ух! Ух!

Маша

Не хочу! Не ем таких!

В нашем доме не всегда

Пышки едятся

Отвечай же прям сейчас –

Где искать мне братца?

Печка

Пирожочек мой ржаной

Ты сперва попробуй.

Маша

Дальше в лес я побегу.

Кто-нибудь уважит –

Где искать Бабу-Ягу,

Просто так мне скажет!

Маша скрывается за печкой. Печка исчезает. Вместо нее появляется яблоня.

Маша появляется из-за деревьев слева.

Маша

Вот напасть-то, вот беда!

Комары заели!

Яблоня, скажи куда

Гуси полетели?

Яблоня

Я скажу, но ты сперва

Яблочко попробуй!

Маша (возмущенно)

В нашем доме иногда

Груши едятся.

Отвечай же прям сейчас,

Где искать мне братца?

Яблоня

Коль не съешь, я не скажу!

Маша

Дальше в лес я побегу.

Кто-нибудь уважит –

Где искать Бабу-Ягу,

Просто так мне скажет!

Маша скрывается за яблоней. Яблоня исчезает. Вместо нее появляется речка.

Маша

Эй, кисельны берега,

Реченька молочная,

Ты скажи мне, где Яга?

Есть к ней дело срочное!

Речка

Я скажу, а ты пока

Киселька попробуй,

Выпей, Маша, молочка…

Маша

Не хочу я молока!

В нашем доме иногда

Сливки не едятся.

Отвечай же прям сейчас,

Где искать мне братца?

Речка

Я скажу, а ты кисель

С молочком покушай!

Маша

Не хочу я киселька

Надо торопиться!

Маша скрывается за речкой. Речка исчезает. Маша опять появляется из-за деревьев слева.

Маша

Здесь совсем нет никого!

Справа выходит ежик.

Маша

Ежик, где Ванюша?

Но учти, что ничего

Я не буду кушать!

Ежик

Прямо, Машенька, иди

Вон по той дорожке.

Скоро встретишь на пути

Дом на курьих ножках.

Ежик проходит мимо Маши, а Маша идет дальше и исчезает за деревьями справа, а Ежик за

деревьями слева. Справа появляется дом Бабы-Яги. Из избушки выходит Баба-Яга с Ванечкой.

Баба-Яга

Гуси-лебеди, ко мне!

Первый гусь-лебедь подходит к Бабе-Яге.

Первый гусь-лебедь

Услужить мы рады!

Баба-Яга дает Ванечке печатный пряник. Слева из-за деревьев выглядывает Маша.

Баба-Яга

Скушай, Ванечка-сынок,

Пряничков печатных.

Нагуляй скорей жирок,

Будешь – ужин знатный!

Баба-Яга (поет)

Я на травушке лесной

Покатаюся!

На пригорке под сосной

Поваляюся!

Всех, кто матушку с отцом

Не послушает,

Я поймаю за крыльцом,

Да и скушаю!

Баба-Яга скрывается за деревьями слева. Через некоторое время из-за деревьев выглядывает

Маша.

Гуси (поют)

Жили у бабуси

Два веселых гуся!

Один Чижик, другой Пыжик –

Два веселых гуся!

Гуси-лебеди скрываются за деревьями. Ванечка оглядывается. Бросает пряник и начинает плакать.

Ваня

Машенька, Машенька!

Ты меня найди!

Машенька, Машенька!

Ты меня спаси!

Не хочу в лесу я жить,

Не хочу Яге служить!

Машенька!

Выбегает Маша

Маша

Я спасу тебя, Ванюша.

Только ты меня послушай:

Надо быстро нам бежать,

Может нас Яга догнать!

Маша с Ванечкой скрываются в лесу. Через некоторое время из него выходит Баба-Яга и идет к

своей избушке.

Баба-Яга

Растоплю сейчас я печь,

Будет ужин знатный!

Только сжарить иль испечь

Ванюшку, не понятно!

Баба-Яга оглядывается и обнаруживает пропажу.

Баба-Яга (грозно)

Гуси-лебеди, сюда!

Перепуганные гуси-лебеди выглядывают из-за деревьев.

Всем в погоню! Разыскать

И вернуть обратно!

Баба-Яга уходит. Появляется речка. Выходит Маша с Ванечкой и спешит к речке, все время

оглядываясь.

Маша

Речка-матушка, прости,

Что я нагрубила!

От погони защити!

Речка

Я давно простила.

Спрячу вас, а ты кисель

С молочком покушай!

Маша ест кисель. Из-за деревьев появляются гуси-лебеди.

Первый гусь-лебедь

Вон они! Хватай скорей

И тащи на сушу!

Маша с Ванечкой прячутся за речкой. Гуси-лебеди подбегают и начинают оглядываться.

Второй гусь-лебедь

Только что же были здесь

И куда девались?

Первый гусь-лебедь

Видно, побежали в лес,

Значит, испугались!

Гуси-лебеди исчезают за речкой. Тут же из-за нее появляются Маша с Ванечкой.

Маша

(с поклоном)

Речка-матушка, тебе

От души спасибо!

Маша с Ванечкой скрываются за речкой. Речка исчезает. На ее месте появляется яблоня. Маша с

Ванечкой снова выбегают из-за деревьев справа и бегут к яблоне.

Маша

Ты уж, яблонька, прости,

Что я нагрубила!

От погони защити!

Яблоня

Я давно простила.

Спрячу вас, но ты моих

Яблочек откушай!

Маша ест яблочко. Из-за деревьев появляются гуси-лебеди.

Первый гусь-лебедь

Вон они! Хватайте их!

Маша с Ванечкой прячутся за яблоней. Гуси-лебеди подбегают и начинают оглядываться.

Второй гусь-лебедь

Только что же были здесь

И куда девались?

Первый гусь-лебедь

Видно, убежали в лес!

Плохо мы подкрались!

Гуси-лебеди исчезают за яблоней. Тут же из-за нее появляются Маша с Ванечкой.

Маша

(с поклоном)

Свет мой яблонька, тебе

До земли поклон мой!

Маша с Ванечкой скрываются за яблоней. Яблоня исчезает. На ее месте появляется печка. Маша с

Ванечкой снова выходят из-за деревьев справа и бегут к ней.

Маша

Печка милая, прости,

Что я нагрубила!

От погони защити!

Печка

Я давно простила.

Спрячу, только пирожок

Мой ржаной откушай!

Маша берет пирожок и дает его Ванечке.

Маша

Кушай, Ванечка, дружок,

И сестрицу слушай!

Из-за деревьев появляются гуси-лебеди.

Маша с Ванечкой прячутся за печкой. Гуси-лебеди подбегают и начинают оглядываться.

Маша

(с поклоном)

Печенька, вовек тебе

Буду благодарна!

Маша с Ванечкой скрываются за печкой. Из-за деревьев справа снова появляются гуси-лебеди.

Второй гусь-лебедь (плача)

Нас зажарят и съедят,

А тебе все шутки!

Первый гусь-лебедь

Нас в деревне приютят

Две знакомых утки!

Гуси-лебеди идут к печке.

Гуси-лебеди (хором)

Не пойдут к Ягусе

Два веселых гуся!

Один серый, другой белый

Два веселых гуся!

Гуси-лебеди скрываются за печкой. Печка исчезает. На ее месте появляется дом Маши и Ванечки.

Из-за деревьев выбегает Маша с Ванечкой и бежит к крыльцу.

Маша

Ох, успели до темна!

Мама не узнает.

Точно уж теперь она

нас не заругает!

Появляются отец и мать. Маша и Ванечка бросаются им на шею. Затем все уходят в дом. Из окна

выглядывает отец. Из-за деревьев справа появляются гуси-лебеди и идут к дому.

Гуси-лебеди (хором)

Нас к себе возьмите жить.

Нет у нас бабуси!

Будут дом ваш сторожить

Два веселых гуся!

Отец

Оставайтесь, так и быть!

Чур, не баловаться!

А не то Яге скормить

Вас придется, братцы!

Ванечка

Гуси-гуси!

Гуси-лебеди (хором)

Га-га-га!

Маша

Есть хотите?

Гуси-лебеди (хором)

Да-да-да!

Маша

Ну, тогда во двор идите,

Там найдется вам еда!

КОНЕЦ.

Фотоотчет театрализации сказки: «Гуси-лебеди».

Выставка– музея «Предметы народного быта».



В раздел образования