Автор: Чуркина Елена Богдановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 23
Населённый пункт: г.п. Федоровское Тосненский район
Наименование материала: проект
Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение № 23
«Детский сад комбинированного вида г.п.Фёдоровское»
Познавательно-творческий проект
в старшей группе «БАБОЧКИ»
«Патриотическое воспитание дошкольников
посредством приобщения к традициям русской народной
культуры»
Подготовила и реализовала:
Воспитатель старшей группы «Бабочки»:
Чуркина Елена Богдановна
2022 г.
г.п.Федоровское
Паспорт социально-значимого проекта
«Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской
народной культуры»
Проблема:
Педагогическая проблема - развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало
получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только
историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети
выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы,
игры,
устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки).
Народные игры,
способствующие воспитанию дисциплины,
воли, приучают быть детей
честными
и
правдивыми.
С
первых
лет
жизни
ребенка приобщение
его
к
культуре,
общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма,
формируют основы самосознания и индивидуальности. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека
без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный
ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумалась над проблемой приобщения
детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания
обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый
комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Актуальность темы:
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить
духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру.
Существенным
содержанием русской
культуры
являются
народное
творчество
и
быт,
сложившиеся
на
протяжении многовековой истории. Традиционная народная культура является глубинной основой
всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности
человека, ее фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к
трудовым традициям
предков,
их
мудрости
и культуре,
обрядам
и
обычаям.
Знакомясь
с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в
близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются
предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!
Цель проекта: - Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать
знакомство
детей
с народным декоративно
-
прикладным
искусством (с
предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).
Развивающие:
Способствовать
развитию
интереса
к русским
народным
произведениям (расширить
представления о народных традициях, обычаях, обрядах).
Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга,
коромысло, люлька, прялка.
Закреплять
знания
о русском декоративно-прикладном
искусстве,
о русских
промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).
Воспитательные:
Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости
за Россию.
Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Форма организации проекта: групповой.
Срок реализации проекта: краткосрочный
,
был осуществлен в период с 14 по 18 февраля 2022г.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный
руководитель.
Предполагаемые результаты:
1. Получение знаний об истории русского жилища – избы, об ее быте.
2. Обогащение и расширение словарного запаса.
3. Умение налаживать и регулировать контакты в совместной народной русской игре: «Лиса и
зайцы», «Горелки», «У
медведя
во
бору», «Жмурки», «Зайка
беленький
сидит»;
хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок» и др.
4. Пополнение предметно–пространственной среды по теме.
5. Организация, совместно с родителями, выставку – музей предметов народного быта и
культуры.
6. Формирование традиций русского народа: гостеприимства, почитание старости.
7. Знакомство с русскими народными пословицами, поговорками по теме.
8. Получение положительных эмоций и взаимоотношений в группе.
9. Получение знаний, характерных для каждого вида росписи и умение самостоятельно
выбирать соответствующую цветовую гамму.
Продукт проекта: Организация в группе выставки – музея «Предметы народного быта».
План реализации проекта
1.Этап. Подготовительный
1. Формулирование цели и определение задач.
2. Составление плана основного этапа проекта.
3. Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
4. Подбор материалов по теме проекта.
5. Организация предметно – развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного
этапа реализации проекта.
5. Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта,
обеспечения предметами народного быта и культуры.
2. этап. Реализация проекта.
Содержание проекта:
Социально - коммуникативное развитие:
НОД Беседа с детьми: «Традиции Россиян» (русские народные праздники)
НОД по теме: «Как люди жили на Руси?»
Познавательное развитие:
НОД Беседа с детьми «Русские избы на Руси»
Рассматривание картинок по теме: «Обычаи и традиции русского народа»
Дидактическая игра – «Покрути, покрути и потешку расскажи», «Составь картинку», «Узнай
элемент узора», «Угадай и расскажи»,
Развивающая среда:
Сюжетно-ролевые игры: «К нам гости пришли»; «Ярмарка».
Речевое развитие:
Беседа: «Русский народный костюм», «Какие народные праздники вы знаете».
Загадывание загадок о народных праздниках России.
Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван царевич и Серый Волк».
Чтение русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и
лапоть», «Волк и семеро козлят».
Разучивание потешек, закличек, пословиц.
НОД на тему: «Русская изба».
Знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа.
Художественно-эстетическое развитие:
НОД Рисование на тему: «Русская матрешка».
НОД Рисование на тему: «Дымковская игрушка - Барыня»
НОД Лепка на тему: «Золотая хохлома».
НОД Конструирование «Кукла – оберег»
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Салки», «Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору», «Золотые
ворота», «Краски». «Ваня- Ваня простота», «Гори-гори ясно»,
Хороводные игры: «Каравай», «Карусели»
Физминутка: «Матрёшки»
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).
Музыкальное
развитие:
Прослушивание русских
народных
песен «Приди,
весна
ясная», «Прилетите, жаворонки, к нам».
Знакомить с народными музыкальными инструментами (Балалайка, ложки, гусли).
Работа с родителями:
Консультации: «Русская народная культура, как средство патриотического воспитания
дошкольного возраста»,
Консультация для родителей по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры».
Папка –передвижка «Народные промыслы»
3. этап. Заключительный.
Итоговое занятие:
Организация в группе выставки – музея «Предметы народного быта».
Инсценировка и показ сказки «Гуси –лебеди»
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Бабочки» «Традиции и
обычаи русского народа».
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о народных традициях и обычаях.
- Активизировать словарный запас у детей «народный промысел», горница, предметы быта,
посиделки.
- Прививать интерес к народному творчеству.
Развивающие:
-Развивать словесно-логическое мышление.
-Развивать связную, диалогическую речь
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к русской национальной культуре и народному творчеству.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Физическое», «Речевое».
Виды детской
деятельности:
игровая,
коммуникативная,
продуктивная,
художественно
-
эстетическая, двигательная.
Методы и приёмы
• наглядный (показ слайдов);
• словесный (пословицы и поговорки, беседа);
• игровой (сюрпризный момент, создание игровой ситуации (игра – путешествие в старину)
Ход НОД:
Дети с воспитателем заходят в группу хороводом.
Воспитатель: Вспомните, а что девушки надевали на голову?
Дети: Кокошники, платки?
Воспитатель: Кто носил кокошник? Кто платок?
Дети: Девушки не замужем носили кокошники, а замужние – платки.
Воспитатель: Правильно ребята. И сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но отправимся
мы не в дальние страны, а в прошлое нашей страны. Увидим своими глазами как жили люди
в старые времена, узнаем что-то новое о традициях и обычаях нашего народа. И какие традиции
дошли до наших дней. Давайте сначала вспомним, что такое традиции?
Дети: Обычаи, привычки.
Воспитатель: Какие бывают традиции?
Дети: Семейные, народные.
Воспитатель: Какие в ваших семьях есть традиции?
Дети: ответы детей
Воспитатель: А мы с вами будем говорить о народных традициях.
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда отправляемся в прошлое.
Вместе хлопнули в ладоши
Дружно топнули ногой
Поприветствуем друг друга
Игру в традиции начнем.
Ребята оглянитесь вокруг, на что похожа эта картинка? (на экране появляется картинка русской
избы)
Дети: На русскую избу.
Воспитатель: Правильно, на русскую избу. Горницу. Кто знает, что такое горница? Это самая
просторная и светлая комната в доме, где хозяева встречали гостей. Почему же нас никто не
встречает? Давайте закликать хозяйку.
Хором: Хозяюшка, выходи
Гостей в горнице прими!
Воспитатель: А вот и хозяйка нас хлебом солью встречает (следующая картинка – девочка с
хлебом)
Девочка: Дай Бог тому
Кто к нашему двору, -
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Воспитатель: В нашей стране принято дорогих гостей встречать хлебом и солью. Спасибо
хозяюшка за хлеб, соль, за гостеприимство. Эта традиция сохранилась до наших дней. Как вы
думаете, почему повелось встречать гостей хлебом, караваем.
Ответы детей
Воспитатель: Вспомните какие вы знаете пословицы и поговорки про хлеб.
Дети: Хлеб - всему голова
Хлеб да вода – здоровая еда
Большому куску рот радуется
Ешь пироги, а хлеб вперед береги
Без хлеба – половина обеда
Хлеб бросать – труд не уважать
Будет хлеб – будет и обед
Воспитатель: Правильно ребята. Хлеб во все времена был главной едой на столе и богатых и
бедных. Большой труд люди вкладывали, чтобы вырастить хлеб. Поэтому и ценили его как ничто
другое. Был и еще такой обычай у русских людей. Сея и убирая урожай на полях, в обеденное
время, когда все поедят, мужчины и женщины отдыхали перед дальнейшей работой, а молодые
девушки и парни в это время пели песни, водили хороводы и играли в различные игры. Давайте
сейчас в одну такую игру поиграем. Называется она «Золотые ворота»:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй раз – запрещается
А на третий раз не пропустим вас.
Дети: Это одна светлых и просторных комнат, где хозяева встречают гостей.
Воспитатель: Очень хорошо. А теперь давайте посмотрим, как выглядела старинная русская изба.
Что самым главным является в доме?
Дети: Печь и стол.
Воспитатель: Почему?
Дети: Печь, как мать родная, она греет, еду варит, спать на ней можно. За столом собиралась вся
семья. Его называли – ладонь – божья.
Воспитатель: Правильно. В центре стола всегда сидел отец – глава семьи. Посмотрите, то мы здесь
видим
Дети: посуда, рушник, матрешки, свистульки
Воспитатель: Да или можно назвать это все предметы быта или народный промысел. Почему эти
предметы называют народный промысел, подумайте.
Дети: Потому, что люди сами вышивали, посуду сами делали, расписывали ложки, игрушки.
Воспитатель: Правильно. Давайте повторим «народный промысел». А это, что за предмет такой
дивный?
Дети: Это прялка.
Воспитатель: Для чего она нужна?
Дети: При помощи прялки пряли пряжу, из нее получалась тонкая нить, а из этих ниток вязали
теплые вещи.
Воспитатель: Правильно. В те времена девушки сами пряли пряжу, вышивали рушники и рубахи,
пекли хлеб. Мужчины из дерева вырезали ложки, скалки, матрешек, плели лапти и корзины из
лыка. Все эти вещи называют народным промыслом. Делали они все это зимними вечерами, когда
собирались вместе в одном доме. Ф называлось это посиделками. Повторите. Какие новые слова
вы еще запомнили?
Дети: Горница, народный промысел, посиделки
Воспитатель: Посмотрите, что еще есть в нашей горнице?
Дети: Кукла
Воспитатель: Верно. Такую куклу называли «кукла – оберег». Ее делали так же сами, берегли и
хранили. Считали, что она оберегала дом от плохих людей.
10. Итог
Воспитатель: Ребята, кто узнал для себя, что-то новое, интересное, кому понравились традиции и
обычаи русского народа.
Ответы детей.
Воспитатель: Какие народные традиции вам понравились?
Ответы детей.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать из нашего путешествия?
Дети: Мы – русский народ должны придерживаться своей культуры, своих традиций и обычаев.
Всё то, что узнали
Мы сохраним.
Традиции русские
Детям и внукам передадим!
Конспект НОД в старшей группе «Бабочки»
«Традиции Россиян» (русские народные праздники)
Цель: Познакомить с традиционными русскими народными праздниками.
Задачи:
Образовательные: Учить детей делиться с окружающими, используя художественные средства
выразительности.
Развивающие: Развивать понимание названий праздников.
Воспитательные: Воспитывать любовь к традиционным праздникам.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята,
в
какой
стране
мы
живем?
Как
она
называется (ответы
детей) Верно- Россия. Наша страна многонациональная со времен Ивана Грозного. А кто-нибудь
может знает, что значит многонациональная?
Дети: Значит у народа разная вера, национальность и культура.
Воспитатель: Наши предки умели и любили веселиться.
Воспитатель: -Ребята, а вы любите праздники? А какие знаете праздники? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, как много вы знаете праздников что издавна праздновали наши предки.
А кто такие предки? (Ответы детей).
Воспитатель: - Сегодня мы поговорим о " Христианстве". Наши предки - всегда почитали
праздники, но раньше праздновали их иначе, не так как мы, современные люди. Давайте узнаем
как?
Дети: Давайте)
Воспитатель: Ну тогда давайте отправимся в прошлое! Садитесь на коврик, закрываем глаза, и
отправляемся в путешествие по прошлому. Самым любимым и великим праздником была Пасха!
Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Его отмечали целую неделю. Вот
послушайте такое стихотворение, написал А. Майков.
Христос воскрес! Повсюду благовест гудит. Из всех церквей народ валит, Заря глядит уже с небес.
-Благовест, то есть - благая весть. В пасхальную ночь дома оставались только маленькие дети и
глубокие старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики. А еще вы знаете что -
нибудь про этот праздник? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, вам понравился праздник Пасха? А какой еще вы знаете русский народный
праздник? (ответы детей). Это Рождество! Хотите я расскажу вам, как праздновался на Руси этот
праздник?
- Святые вечера начинаются с 7 января и заканчиваются 19 января. Раньше на Руси святки
совпадали с Новым годом, с новогодней елкой, переодеваниями, ряженьями, гадание девушек,
плясками. Когда родился Христос, не только люди, но и деревья, росшие около пещеры,
радовались этому событию.
Воспитатель: - Ребята, а теперь посмотрите сюда: народные гуляния " Масленицы"
Давайте вспомним как вы встречаете Масленицу? (ответы детей)
Беседа с детьми.
Стихотворение: Душа ль ты моя Масленица!
Сахарные твои уста,
Приезжай ко мне в гости на шикарный двор
На горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!
Вот так наши предки праздновали свои праздники!
Воспитатель: Вам понравилось?
Дети: Да!
ОТЧЕТ
О реализации и результативности познавательно-творческого проекта
«Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской
народной культуры»
Воспитатель МКДОУ № 23 г.п.Федоровское Чуркина Е.Б.
В период с 14.02.2022 по 18.02.2022 г. был реализован проект «Патриотическое воспитание
дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры».
Цель проекта заключалась в приобщении детей к культурным ценностям и традициям русского
народа.
Дети познакомились с русской избой, с предметами старинного русского быта;
Познакомились с русскими народными играми, научились в них играть; народными пословицами
и поговорками.
Расширили словарный запас по теме.
Расширились понятия о народном искусстве.
Просмотр презентации «Обычаи и традиции русского народа»
Провели беседы на тему: «Традиции Россиян» (русские народные праздники), «Как люди жили
на
Руси?»,
Беседа
с
детьми
«Русские избы
на Руси»,
«Русский народный
костюм»,
«Какие народные праздники вы знаете», «Русская изба».
На втором этапе просмотрели мультфильм «Три Богатыря».
•
Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван царевич и Серый Волк».
•
Чтение русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь,
соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят».
•
Разучивание потешек, закличек, пословиц.
•
Была создана выставка рисунков на тему: «Русская матрешка», «Дымковская игрушка -
Барыня», Богатыри русской земли»
•
Была создана выставка из пластилина на тему: «Золотая хохлома».
•
Проведено занятие по конструированию «Кукла – оберег»
Просмотр мультфильма «Три богатыря»
Выставка рисунков «Русская матрешка»
Выставка рисунков «Богатыри русской земли»
Выставка рисунков «Дымковская игрушка - Барыня»
Выставка рисунков «Золотая хохлома»
Выставка работ из пластилина «Золотая хохлома»
«Кукла- оберег»
Сюжетно-ролевые игры: «К нам гости пришли»;
Папка –передвижка «Народные промыслы»
Воспитатели Ильюк А.С. и Чуркина Е.Б.С организовали театрализацию сказки: «Гуси-лебеди».
Сценарий сказки «Гуси-лебеди»
Сказочница:
В некотором царстве,
В некотором государстве
Жили были мать с отцом
В светлом домике с крыльцом.
Двое деток с ними жили,
Их родители любили:
Доченька – Маша
Да сынок – Иванка.
Уж любила Маша братца,
Утром станет умываться,
Сказку добрую ведет
Или песенку поет.
Отец
Мы на ярмарку пойдем,
К вечеру нас ждите.
Остаетесь вы вдвоем,
Сильно не шалите!
Мать
За Ваняткой присмотри,
Ты уже большая.
Отец
За ворота не ходи.
Слышишь, запрещаю!
Мать
У купцов из дальних стран
Купим вам обновы.
Маше – шелк на сарафан,
Ване – пояс новый!
Отец
Умницею, дочка, будь,
Береги Ванюшу.
Отправляемся мы в путь.
Из избы выходит Ванечка и обнимает маму. Она гладит его по голове.
Мать
Ваня, Машу слушай!
Мать с отцом уходят. Ванечка садится у дома.
Маша (зевая)
Ох, и скучно у ворот
Мне сидеть без дела.
Как бы к девкам в хоровод
Я пойти хотела!
Отлучусь-ка на часок,
Мама не узнает.
Маша выходит из избы и дает брату петушка на палочке.
Подружки
К нам Маша, выходи,
На подружек погляди.
Заведем мы хоровод.
Кто быстрее в круг пойдет?
Маша сажает братца и бежит к девушкам – подружкам.
Исполняется хоровод
Маша
Разошлись друзья, подружки
Побегу скорей к Ванюшке! (Убегает.)
Сказочница:
А беда уже в пути,
От беды – то не уйти!
Гуси-лебеди летят,
Ваню унести хотят.
Вылетают гуси-лебеди под музыку «Гуси».
Баба-Яга
А мальчишка – ничего,
Закачу пирушку!
Эй, вы где, хватай его
И ко мне в избушку!
Баба-Яга прячется, из-за деревьев выходят два гуся-лебедя и идут к Ванечке.
Гуси-лебеди (поют хором)
Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый, другой – белый,
Два весёлых гуся!
Гуси останавливаются недалеко от избы.
Первый гусь-лебедь
Здравствуй, Ванечка-дружок!
Хочешь прокатиться?
Выходи к нам на лужок,
Будем веселиться!
Ванечка бросает петушка и подходит к гусям-лебедям. Они тут же хватают его и тащат в лес.
Ванечка смеется.
Гуси-лебеди (поют хором)
Два веселых гуся
Ваню не укусят!
Один серый, другой – белый,
Два весёлых гуся!
Гуси-лебеди скрываются за деревьями. Вскоре оттуда же появляется Маша и идет к дому.
Маша поднимает перо гуся-лебедя.
Маша (в ужасе)
Ой беда-то! Ванечку украли!
Что же делать мне теперь,
Что скажу я маме?
Только вышла я за дверь,
Утащили Ваню!
Сказочница:
Маша Ваню не нашла.
По дорожке побрела.
Маша скрывается за деревьями. Справа появляется печка. Маша выходит из-за деревьев слева и
идет к печке.
Маша
Целый день я шла сюда –
Сосны все, да ели.
Печка, ты скажи, куда
Гуси полетели?
Печка
Печка, ух, стоит,
Из печи дым валит,
А в печи, а в печи
Пироги горячи.
Ух, поднялись!
Ух, испеклись!
Ух! Ух! Ух! Ух!
Маша
Не хочу! Не ем таких!
В нашем доме не всегда
Пышки едятся
Отвечай же прям сейчас –
Где искать мне братца?
Печка
Пирожочек мой ржаной
Ты сперва попробуй.
Маша
Дальше в лес я побегу.
Кто-нибудь уважит –
Где искать Бабу-Ягу,
Просто так мне скажет!
Маша скрывается за печкой. Печка исчезает. Вместо нее появляется яблоня.
Маша появляется из-за деревьев слева.
Маша
Вот напасть-то, вот беда!
Комары заели!
Яблоня, скажи куда
Гуси полетели?
Яблоня
Я скажу, но ты сперва
Яблочко попробуй!
Маша (возмущенно)
В нашем доме иногда
Груши едятся.
Отвечай же прям сейчас,
Где искать мне братца?
Яблоня
Коль не съешь, я не скажу!
Маша
Дальше в лес я побегу.
Кто-нибудь уважит –
Где искать Бабу-Ягу,
Просто так мне скажет!
Маша скрывается за яблоней. Яблоня исчезает. Вместо нее появляется речка.
Маша
Эй, кисельны берега,
Реченька молочная,
Ты скажи мне, где Яга?
Есть к ней дело срочное!
Речка
Я скажу, а ты пока
Киселька попробуй,
Выпей, Маша, молочка…
Маша
Не хочу я молока!
В нашем доме иногда
Сливки не едятся.
Отвечай же прям сейчас,
Где искать мне братца?
Речка
Я скажу, а ты кисель
С молочком покушай!
Маша
Не хочу я киселька
Надо торопиться!
Маша скрывается за речкой. Речка исчезает. Маша опять появляется из-за деревьев слева.
Маша
Здесь совсем нет никого!
Справа выходит ежик.
Маша
Ежик, где Ванюша?
Но учти, что ничего
Я не буду кушать!
Ежик
Прямо, Машенька, иди
Вон по той дорожке.
Скоро встретишь на пути
Дом на курьих ножках.
Ежик проходит мимо Маши, а Маша идет дальше и исчезает за деревьями справа, а Ежик за
деревьями слева. Справа появляется дом Бабы-Яги. Из избушки выходит Баба-Яга с Ванечкой.
Баба-Яга
Гуси-лебеди, ко мне!
Первый гусь-лебедь подходит к Бабе-Яге.
Первый гусь-лебедь
Услужить мы рады!
Баба-Яга дает Ванечке печатный пряник. Слева из-за деревьев выглядывает Маша.
Баба-Яга
Скушай, Ванечка-сынок,
Пряничков печатных.
Нагуляй скорей жирок,
Будешь – ужин знатный!
Баба-Яга (поет)
Я на травушке лесной
Покатаюся!
На пригорке под сосной
Поваляюся!
Всех, кто матушку с отцом
Не послушает,
Я поймаю за крыльцом,
Да и скушаю!
Баба-Яга скрывается за деревьями слева. Через некоторое время из-за деревьев выглядывает
Маша.
Гуси (поют)
Жили у бабуси
Два веселых гуся!
Один Чижик, другой Пыжик –
Два веселых гуся!
Гуси-лебеди скрываются за деревьями. Ванечка оглядывается. Бросает пряник и начинает плакать.
Ваня
Машенька, Машенька!
Ты меня найди!
Машенька, Машенька!
Ты меня спаси!
Не хочу в лесу я жить,
Не хочу Яге служить!
Машенька!
Выбегает Маша
Маша
Я спасу тебя, Ванюша.
Только ты меня послушай:
Надо быстро нам бежать,
Может нас Яга догнать!
Маша с Ванечкой скрываются в лесу. Через некоторое время из него выходит Баба-Яга и идет к
своей избушке.
Баба-Яга
Растоплю сейчас я печь,
Будет ужин знатный!
Только сжарить иль испечь
Ванюшку, не понятно!
Баба-Яга оглядывается и обнаруживает пропажу.
Баба-Яга (грозно)
Гуси-лебеди, сюда!
Перепуганные гуси-лебеди выглядывают из-за деревьев.
Всем в погоню! Разыскать
И вернуть обратно!
Баба-Яга уходит. Появляется речка. Выходит Маша с Ванечкой и спешит к речке, все время
оглядываясь.
Маша
Речка-матушка, прости,
Что я нагрубила!
От погони защити!
Речка
Я давно простила.
Спрячу вас, а ты кисель
С молочком покушай!
Маша ест кисель. Из-за деревьев появляются гуси-лебеди.
Первый гусь-лебедь
Вон они! Хватай скорей
И тащи на сушу!
Маша с Ванечкой прячутся за речкой. Гуси-лебеди подбегают и начинают оглядываться.
Второй гусь-лебедь
Только что же были здесь
И куда девались?
Первый гусь-лебедь
Видно, побежали в лес,
Значит, испугались!
Гуси-лебеди исчезают за речкой. Тут же из-за нее появляются Маша с Ванечкой.
Маша
(с поклоном)
Речка-матушка, тебе
От души спасибо!
Маша с Ванечкой скрываются за речкой. Речка исчезает. На ее месте появляется яблоня. Маша с
Ванечкой снова выбегают из-за деревьев справа и бегут к яблоне.
Маша
Ты уж, яблонька, прости,
Что я нагрубила!
От погони защити!
Яблоня
Я давно простила.
Спрячу вас, но ты моих
Яблочек откушай!
Маша ест яблочко. Из-за деревьев появляются гуси-лебеди.
Первый гусь-лебедь
Вон они! Хватайте их!
Маша с Ванечкой прячутся за яблоней. Гуси-лебеди подбегают и начинают оглядываться.
Второй гусь-лебедь
Только что же были здесь
И куда девались?
Первый гусь-лебедь
Видно, убежали в лес!
Плохо мы подкрались!
Гуси-лебеди исчезают за яблоней. Тут же из-за нее появляются Маша с Ванечкой.
Маша
(с поклоном)
Свет мой яблонька, тебе
До земли поклон мой!
Маша с Ванечкой скрываются за яблоней. Яблоня исчезает. На ее месте появляется печка. Маша с
Ванечкой снова выходят из-за деревьев справа и бегут к ней.
Маша
Печка милая, прости,
Что я нагрубила!
От погони защити!
Печка
Я давно простила.
Спрячу, только пирожок
Мой ржаной откушай!
Маша берет пирожок и дает его Ванечке.
Маша
Кушай, Ванечка, дружок,
И сестрицу слушай!
Из-за деревьев появляются гуси-лебеди.
Маша с Ванечкой прячутся за печкой. Гуси-лебеди подбегают и начинают оглядываться.
Маша
(с поклоном)
Печенька, вовек тебе
Буду благодарна!
Маша с Ванечкой скрываются за печкой. Из-за деревьев справа снова появляются гуси-лебеди.
Второй гусь-лебедь (плача)
Нас зажарят и съедят,
А тебе все шутки!
Первый гусь-лебедь
Нас в деревне приютят
Две знакомых утки!
Гуси-лебеди идут к печке.
Гуси-лебеди (хором)
Не пойдут к Ягусе
Два веселых гуся!
Один серый, другой белый
Два веселых гуся!
Гуси-лебеди скрываются за печкой. Печка исчезает. На ее месте появляется дом Маши и Ванечки.
Из-за деревьев выбегает Маша с Ванечкой и бежит к крыльцу.
Маша
Ох, успели до темна!
Мама не узнает.
Точно уж теперь она
нас не заругает!
Появляются отец и мать. Маша и Ванечка бросаются им на шею. Затем все уходят в дом. Из окна
выглядывает отец. Из-за деревьев справа появляются гуси-лебеди и идут к дому.
Гуси-лебеди (хором)
Нас к себе возьмите жить.
Нет у нас бабуси!
Будут дом ваш сторожить
Два веселых гуся!
Отец
Оставайтесь, так и быть!
Чур, не баловаться!
А не то Яге скормить
Вас придется, братцы!
Ванечка
Гуси-гуси!
Гуси-лебеди (хором)
Га-га-га!
Маша
Есть хотите?
Гуси-лебеди (хором)
Да-да-да!
Маша
Ну, тогда во двор идите,
Там найдется вам еда!
КОНЕЦ.
Фотоотчет театрализации сказки: «Гуси-лебеди».
Выставка– музея «Предметы народного быта».