Напоминание

Ненецкий обряд очищения


Автор: Тогой Снежана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ШИСОО" села Самбург
Населённый пункт: ЯНАО Пуровский район село Самбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Ненецкий обряд очищения
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

с.САМБУРГ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Сценарий ненецкого обряда «Нибтрава»

Цель: развитие интереса у детей к быту, обычаям, запретам, культуре

своего народа, к своему родному краю, к языку, к традициям.

Задачи:

Воспитательная - воспитывать любовь и уважение к своему краю, к людям

и бережное отношение к обычаям, традициям; вызвать желание соблюдать и

сохранять свои обычаи.

Обучающая - дать знания о богатстве родного края, расширить и закрепить

знания детей об обычаях, культуре, быте коренных народов Севера.

Развивающая

– закреплять умение разговаривать на родном языке,

использовать в речи древние термины, развивать связную речь, память,

мышление, умение рассуждать, делать выводы.

Оборудование.

Костюмы

национальные

(ненецкие),

лук,

стрелы,

чум

со

всеми

принадлежностями.

Ход мероприятия

Запись (отрывок из стихотворения Р.Ругина Огонь)

Автор: -В чуме живет ненецкая семья: мать, отец, сын и две дочки. Сегодня

отец с сыновьями собрались на охоту, но перед тем, как отправиться в путь,

они должны пройти обряд очищения.

Мать: -Чтоб удача не отвернулась от вас, проведем обряд очищения

«Нибтрава».

Отец: - Да, да, конечно! Чтоб зверь шел нам в руки!

Сын: - Мама, я тоже хочу пройти очищение, я ведь тоже охотник!

Берется кусочек шкуры бобра (либо кусочек жира дикого оленя,

скатанный в заячий пух), который кладется на раскаленные угли. Шарик

начинает медленно тлеть и исходящим от него дымом надо окурить мужчин

с ног до головы. Затем берется раскаленное железо, на него брызгают отвар

из чаги и исходящим паром также окурить с ног до головы. Во время этого

обряда женщина издает определенные звуки «кав-кав». Мужская половина

отправляется на охоту.

Мать: - Мужская половина ушла, сейчас мы пройдем очищение!

Дочь: - Зачем нужно очищение?

Мать: -Доченька, ты теперь стала девушкой, и каждый месяц у тебя бывают

определенные дни, после них всегда нужно проводить обряд очищения.

Сначала надо полностью умыться, постирать все вещи, которые носила во

время нечистых дней. Затем окурить себя с ног до головы, свои вещи,

постель, чум изнутри полностью (все окуривать тем же способом, что и во

время мужского очищения.

Ведущий: -После наступления сакральной нечистоты девушкам нельзя

наступать, и перешагивать через предметы, вещи. Нельзя вешать (сушить)

свою одежду, обувь, на шесты и нарты, хранить её среди вещей других

членов семьи. Женщинам запрещается переходить, переступать пространство

перед очагом и задней частью чума, а тем более вокруг чума. Запрещается

подходить, дотрагиваться до священной нарты, ездить на священные места.

Мать: -Ейне, доченька тебе нельзя перешагивать через предметы, наступать

на них, а если уж так случилось, для очищения достаточно предмет трижды

пронести по солнцу через дужку железного котла, чайника или ведра).

Ведущий: Женщины в чуме готовятся к приходу мужчин с охоты, варят

котел, накрывают на стол.

Ведущий: Вернулись охотники с добычей, благодарят мать за хорошо

проведенное очищение.

Отец: -Сегодня удача нам сопутствовала!)

Сын: - Да, да точно сопутствовала!)

Автор: Семья садиться за стол, каждый в душе благодарит прошедший день.

Тундра для ненцев издавна стала священным «музеем» всенародного

достояния, житницей и «кладовой» без замков. В ней зверь и дичь могут

жить без тревог, тундровой человек напрасно не нарушит их покой. А когда

он вынужден будет воспользоваться щедростью природы, то возьмет ровно

столько, сколько необходимо для жизни, чтобы не нанести горькую обиду

земле.

Используемая литература:

1.

Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров.-

Екатеринбург: Уральское отделение РАН, 1995;

2.

Федорова Л.В. Северные родники. Сыктывкар, редакционный

издательский совет ЯНОИУУ, 1995;



В раздел образования