Автор: Дрыкина Анастасия Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 389
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: презентация
Тема: Методы и приёмы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку)
Раздел: дошкольное образование
Методы и приёмы работы с детьми,
имеющими укороченную
подъязычную связку (уздечку)
Материал подготовила:
Дрыкина Анастасия Сергеевна,
учитель-логопед первой
квалификационной категории
МКДОУ д\с № 389
Что такое короткая уздечка языка?
Уздечкой называется тонкая перегородка,
соединяющая язык и нижнюю полость рта.
В норме уздечка довольна эластична,
хорошо тянется и прикрепляется к языку в
средней его части.
Аномальным строением может являться
расположение уздечки ближе к краю языка
или совсем на его кончике. Кроме того,
возможно значительное снижение его
эластичности, то есть способности
растягиваться.
Чем мешает неправильное строение уздечки языка?
У младенцев аномальное строение уздечки может вызывать сложности с сосанием. В таком
случае проблема решается еще в роддоме подрезанием. Если же малыш все же способен
нормально кушать, врачи стараются оставить ситуацию в покое, давая, что называется, время
на вырост. И действительно, во многих случаях вместе с ростом челюсти постепенно
растягивается и принимает нормальную форму уздечка.
У детей более старшего возраста короткая подъязычная уздечка создает некоторые
логопедические сложности:
•
Возникают сложности с произношением шипящих звуков.
•
Не дается правильное воспроизведение сонорных.
Для произнесения так называемых верхнеязычных звуков необходимо поднять кончик языка
кверху. Недостаточно эластичная уздечка мешает это сделать.
Однако очень важно понимать, что она «отвечает» далеко не за все речевые проблемы. Так что
если у ребенка присутствует задержка речевого развития, «путаются» в речи слоги и звуки,
ограничен словарный запас или другие проблемы, короткая уздечка здесь совсем ни при чем.
Логопед предложить эффективные способы коррекции.
Как проверить, короткая ли уздечка у ребенка
Наличие сложностей с уздечкой можно легко определить самостоятельно:
1.Немного приоткрыть рот и поместить кончик языка в область за верхними
зубами. В таком положении хорошо видно место прикрепления уздечки. Если
она не там, «где нужно», язык трудно поднимать вверх.
2.Вытянуть язык вперед. Короткая уздечка не дает это сделать, кроме того
кончик языка визуально выглядит раздвоенным
3.Открыть рот и попробовать коснуться языком верхней губы, облизать ее.
Сложности с уздечкой делают это движение трудновыполнимым.
Обратите внимание: иногда ребенок не может справиться с данными
упражнениями не из-за того, что с уздечкой что-то не то. Причиной могут
оказаться слабые мышцы артикуляционного аппарата. Возьмите чистый
носовой платок и попробуйте помочь языку. Если при движении чувствуется
сопротивление, значит дело все-таки в подъязычной уздечке.
В норме длина уздечки составляет 1,5 см.
Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается
произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и
т.д.).
Подрезать или нет?
Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем
оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке
останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме
того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать
артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать
некогда испытанных болевых ощущений.
Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью
специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание
может потребоваться достаточное количество времени (может быть,
около трёх месяцев).
Правила выполнения упражнений
(по М.А. Поляковой ):
1. При выполнении упражнений рот нужно
открывать максимально широко, но в то же
время так, чтобы ребёнок мог дотянуться
кончиком языка до альвеол.
2.Все движения должны выполняться
медленно, на улыбке, близко к пределу
возможного.
3.Имейте в виду, что выполнение упражнений
для ребёнка физически тяжело, язык может
уставать, подъязычная связка может болеть –
дайте ему отдых.
Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка
погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не
должна двигаться.
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
«Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при
этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не
подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
«Грибок»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это
шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не
должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не
удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в
упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное
движение языка.
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.
«Гармошка»
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке.
Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
«Барабанщик»
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить
звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в
верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении
этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не
происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1
см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка
не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д – д – д – д!»
«Качели»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно
упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя
челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом – вниз.
«Дотянись до носа»
Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к
верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были
неподвижны.
«Футбол»
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в
другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.
«Котёнок»
На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку
слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое.
«Грибок» с элементами самомассажа
Предложить выполнить упражнение «Грибок».
Ребёнок сам перетирает уздечку большим и
указательным пальцами руки.
Массаж уздечки языка
Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка,
поднять его вверх.
Рот при этом раскрыт.
Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением
скользить по уздечке языка снизу вверх.
Растягивание уздечки. Прием Е.В. Новиковой
Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и
средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать
на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу.
Указательный и средний пальцы неподвижны (см. рис. 1 и 2).
Рис. 1. Прием растягивания уздечки по
Е.В. Новиковой (а)
Рис. 2. Прием растягивания уздечки по Е.В.
Новиковой (б)
Упражнение «Крот» Прием Н.Г. Водовозовой
Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.
– Во дворе горка, –
Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.
– Под горкой норка. –
Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку,
растягивая её.
– В этой норке
– Крот стережет норку.
Упражнение с резиновым колечком. Ф.Я. Хорошилкина
На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из
пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком
языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его
повторяют 3 раза в день по 10 раз.
Помните! В некоторых случаях хирургического
вмешательства просто не избежать. Поэтому
проконсультируйтесь с логопедом и
ортодонтом.