Напоминание

Формирование финансовой грамотности на уроках математики


Автор: Салахова Милия Джаудатовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Новоибрайкинская СОШ"
Населённый пункт: с. Новое Ибрайкино Аксубаевского муниципального района РТ
Наименование материала: Формирование финансовой грамотности на уроках математики
Тема: Формирование финансовой грамотности на уроках математики
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Новоибрайкинская СОШ»

Аксубаевского муниципального района РТ

Учитель математики Салахова Милия Джаудатовна

Формирование финансовой грамотности на уроках математики.

Курс на формирование финансовой грамотности у школьников — пример

реального применения метапредметных принципов в школе сегодня.

Бесспорно, для такой обширной и сложной темы нужны новые дисциплины,

в частности экономика, которая начинает вводиться в программы обучения.

Но и базовые предметы могут внести большой вклад в освоение курса. Надо

понимать, что у учителя не стоит цели вырастить из ученика банковского

работника или инвестиционного аналитика. В нашем случае финансовая

грамотность — это совокупность базовых знаний в области финансов,

банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов,

которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый

финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски,

которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать

сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения

денег.

В наше время ежедневно звучат термины «ипотека», «банковский процент»,

«акция», «курс валют», «инфляция», когда кредиты, ссуды, вклады стали

реальностью большинства граждан, большая часть учащихся не имеют ни

малейшего представления о том, как рационально распорядиться своими

деньгами. Рано или поздно любой человек задается тривиальным вопросом -

как мне правильно обращаться с моими финансами? Таким образом,

приходит к выводу о повышении финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и

использование этой информации для принятия разумных решений,

способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений

о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов,

планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например,

получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Получается, что вопрос о правильности распоряжения деньгами, является

одним из самых важных в современной жизни. Но не каждый выпускник

современной общеобразовательной школы может рассчитать свое

положение, спрогнозировать и оценить риски принимаемых решений

относительно своих финансов.

В формировании финансовой грамотности у учащихся математике

принадлежит особая роль. Не секрет, что и дети, и взрослые часто при

решении тех или иных заданий по математике спрашивают: «А зачем это

надо?". Знания математических формул, законов зачастую не подкрепляются

основами применения их при решении практических задач, и математические

знания часто оказываются формальными и невостребованными в жизни.

Появляется необходимость формирования экономических знаний на уроках

математики. Большое значение приобретает решение задач на уроках

математически с экономическим содержанием, типичных для экономики

семейного хозяйства, предприятия и страны в целом. Здесь вместо слова

«задача», которое напрямую ассоциируется с математикой, лучше

использовать слово «проблема».

В учебниках школьной программы 5-9-х классов, обычно не включены

задания для формирования финансовой грамотности и не содержат наборов

заданий, которые «связаны» с современной жизнью общества, такими как :

как взять кредит, чтобы сохранить способность вернуть его в срок, заплатив

проценты. Выгодно ли покупать товары и автомобили в кредит? В каком

банке выгоднее взять ипотечный кредит? Как безошибочно распланировать

свой бюджет? Возможно ли сохранить сбережения в условиях инфляции? –

эти вопросы сама жизнь ставит перед гражданами России. Задача учителя –

дать знания, сформировать стереотипы поведения и помочь подготовиться

учащихся к самостоятельной взрослой жизни, в какой- то мере застраховать

их от финансовых ошибок и потерь.

Первичные представления о финансах формируются у детей уже в

дошкольном возрасте, а в возрасте 10–12 лет у детей начинают

формироваться осознанные экономические представления: как выбрать

тариф сотового оператора, тариф на интернет и т.д. Именно поэтому

начинать формировать финансовую грамотность учащихся нужно, начиная с

пятого класса. Для достижения этой цели необходимо вводить различные

экономические задачи в учебный курс математики. Это объясняется тем, что

многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью

того математического аппарата, который изложен в курсе математики и

алгебры.

Задачи, с элементами финансовой математики, выразительно демонстрируют

практическую ценность математики и позволяют активизировать учебную

деятельность и развивать умения по использованию информации.

Задачи экономического содержания, как правило, основаны на ситуации

выбора, в которую чаще всего попадает человек, группа людей, целые

общественные структуры, а также в профессиональном плане – работник или

руководитель. Решая такие задачи, ученики оказываются перед серьезной

проблемой альтернативного выбора, который необходимо не только

вычислить, но и аргументировать. Решение таких задач учит учащихся

познавать и самосовершенствоваться, формирует интерес к миру взрослых.

Изучая данную тему, мою был проведен урок-игра, посвященный

финансовой грамотности в 7 классе. Класс делился на группы (условные

семьи), каждой группе давались сведения о бюджете семьи, составе семьи,

условиях проживания и т.п. Задача каждый группы прожить на деньги,

заложенные в бюджет.

Отличительная особенность данного подхода заключается в том, что у

учащихся появилась возможность самостоятельно распланировать бюджет

семьи, высчитать подоходных налог, процент по ипотеке, и выбрать банк, в

котором ставка по кредиту будет более выгодной. Ребята старались

разрешить те или иные создавшиеся проблемы в ходе игры, используя

математический аппарат. На первом же этапе игры учащиеся оценили

значимость умений и навыков работы с процентами и элементарными

мастерства в быстром счете денег. В процессе данной игры учащиеся

усвоили понятие «потребность», осознали, что невозможно удовлетворить

сразу все желания всех членов семьи. Каждая группа учащихся старалась

максимально удовлетворить нужды каждого члена семьи, и в тоже время

разумно распределить свой бюджет.

В основе финансовой грамотности лежит умелое управление денежными

ресурсами. Это касается всех основных направлений, таких как:

рациональное использование денежных ресурсов на потребление; культура

сбережения с целью формирования активов; эффективное использование

денежных ресурсов для инвестирования. Правильное отношение к деньгам в

широком смысле должно, конечно, прививаться в первую очередь

гуманитарными дисциплинами, формироваться в семье, для чего проводится

специальная работа с родителями. И это в основном нравственный аспект.

Математике же отводится особое место в повышении финансовой

грамотности — создание математического аппарата для решения основных

финансовых «задач».

Изучение функций и их систем в 7 классе дает возможность ввести огромное

количество новых, уже более сложных понятий: спрос и предложение,

рыночное равновесие, равновесная цена. Ученики начинают рассчитывать

оптимальные затраты на покупки и услуги. Задачи формулируются таким

образом, чтобы спровоцировать обсуждение конкретной жизненной

ситуации, так например, школьник должен в полной мере осознать, какова

вероятность выиграть в лотерею, и к каким неоправданным тратам приведет

его регулярное в ней участие.

В 8 классе вновь вернемся к кредитам и вкладам: квадратные уравнения

объяснят ситуацию с изменением процентов по вкладу, двухгодичных

кредитов и депозитов с фиксированным годовым процентом.

9 класс позволяет еще больше углубиться в эту тему: изучение степени с

целым показателем и формулы суммы геометрической̆

прогрессии поможет

вывести формулы депозита и кредита. Имеет смысл начать говорить об

ипотечном кредитовании, покупке и продаже акций. В 10-11 классах при

введении математического анализа ученикам будут предложены более

сложные банковские задачи с использованием показательной и

логарифмической функций; производной; наибольшего и наименьшего

значения.В заключение хотелось бы отметить, что в курсе математики есть

множество дополнительных методов для успешного повышения финансовой

грамотности учащихся. Ученики обучаются различным навыкам: решение

задач с многозначными числами, анализ и прогнозирование, самостоятельное

определение проблемы и многие другие.



В раздел образования