Автор: Салахова Милия Джаудатовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Новоибрайкинская СОШ"
Населённый пункт: с. Новое Ибрайкино Аксубаевского муниципального района РТ
Наименование материала: Формирование финансовой грамотности на уроках математики
Тема: Формирование финансовой грамотности на уроках математики
Раздел: среднее образование
МБОУ «Новоибрайкинская СОШ»
Аксубаевского муниципального района РТ
Учитель математики Салахова Милия Джаудатовна
Формирование финансовой грамотности на уроках математики.
Курс на формирование финансовой грамотности у школьников — пример
реального применения метапредметных принципов в школе сегодня.
Бесспорно, для такой обширной и сложной темы нужны новые дисциплины,
в частности экономика, которая начинает вводиться в программы обучения.
Но и базовые предметы могут внести большой вклад в освоение курса. Надо
понимать, что у учителя не стоит цели вырастить из ученика банковского
работника или инвестиционного аналитика. В нашем случае финансовая
грамотность — это совокупность базовых знаний в области финансов,
банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов,
которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый
финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски,
которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать
сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения
денег.
В наше время ежедневно звучат термины «ипотека», «банковский процент»,
«акция», «курс валют», «инфляция», когда кредиты, ссуды, вклады стали
реальностью большинства граждан, большая часть учащихся не имеют ни
малейшего представления о том, как рационально распорядиться своими
деньгами. Рано или поздно любой человек задается тривиальным вопросом -
как мне правильно обращаться с моими финансами? Таким образом,
приходит к выводу о повышении финансовой грамотности.
Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и
использование этой информации для принятия разумных решений,
способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений
о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов,
планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например,
получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.
Получается, что вопрос о правильности распоряжения деньгами, является
одним из самых важных в современной жизни. Но не каждый выпускник
современной общеобразовательной школы может рассчитать свое
положение, спрогнозировать и оценить риски принимаемых решений
относительно своих финансов.
В формировании финансовой грамотности у учащихся математике
принадлежит особая роль. Не секрет, что и дети, и взрослые часто при
решении тех или иных заданий по математике спрашивают: «А зачем это
надо?". Знания математических формул, законов зачастую не подкрепляются
основами применения их при решении практических задач, и математические
знания часто оказываются формальными и невостребованными в жизни.
Появляется необходимость формирования экономических знаний на уроках
математики. Большое значение приобретает решение задач на уроках
математически с экономическим содержанием, типичных для экономики
семейного хозяйства, предприятия и страны в целом. Здесь вместо слова
«задача», которое напрямую ассоциируется с математикой, лучше
использовать слово «проблема».
В учебниках школьной программы 5-9-х классов, обычно не включены
задания для формирования финансовой грамотности и не содержат наборов
заданий, которые «связаны» с современной жизнью общества, такими как :
как взять кредит, чтобы сохранить способность вернуть его в срок, заплатив
проценты. Выгодно ли покупать товары и автомобили в кредит? В каком
банке выгоднее взять ипотечный кредит? Как безошибочно распланировать
свой бюджет? Возможно ли сохранить сбережения в условиях инфляции? –
эти вопросы сама жизнь ставит перед гражданами России. Задача учителя –
дать знания, сформировать стереотипы поведения и помочь подготовиться
учащихся к самостоятельной взрослой жизни, в какой- то мере застраховать
их от финансовых ошибок и потерь.
Первичные представления о финансах формируются у детей уже в
дошкольном возрасте, а в возрасте 10–12 лет у детей начинают
формироваться осознанные экономические представления: как выбрать
тариф сотового оператора, тариф на интернет и т.д. Именно поэтому
начинать формировать финансовую грамотность учащихся нужно, начиная с
пятого класса. Для достижения этой цели необходимо вводить различные
экономические задачи в учебный курс математики. Это объясняется тем, что
многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью
того математического аппарата, который изложен в курсе математики и
алгебры.
Задачи, с элементами финансовой математики, выразительно демонстрируют
практическую ценность математики и позволяют активизировать учебную
деятельность и развивать умения по использованию информации.
Задачи экономического содержания, как правило, основаны на ситуации
выбора, в которую чаще всего попадает человек, группа людей, целые
общественные структуры, а также в профессиональном плане – работник или
руководитель. Решая такие задачи, ученики оказываются перед серьезной
проблемой альтернативного выбора, который необходимо не только
вычислить, но и аргументировать. Решение таких задач учит учащихся
познавать и самосовершенствоваться, формирует интерес к миру взрослых.
Изучая данную тему, мою был проведен урок-игра, посвященный
финансовой грамотности в 7 классе. Класс делился на группы (условные
семьи), каждой группе давались сведения о бюджете семьи, составе семьи,
условиях проживания и т.п. Задача каждый группы прожить на деньги,
заложенные в бюджет.
Отличительная особенность данного подхода заключается в том, что у
учащихся появилась возможность самостоятельно распланировать бюджет
семьи, высчитать подоходных налог, процент по ипотеке, и выбрать банк, в
котором ставка по кредиту будет более выгодной. Ребята старались
разрешить те или иные создавшиеся проблемы в ходе игры, используя
математический аппарат. На первом же этапе игры учащиеся оценили
значимость умений и навыков работы с процентами и элементарными
мастерства в быстром счете денег. В процессе данной игры учащиеся
усвоили понятие «потребность», осознали, что невозможно удовлетворить
сразу все желания всех членов семьи. Каждая группа учащихся старалась
максимально удовлетворить нужды каждого члена семьи, и в тоже время
разумно распределить свой бюджет.
В основе финансовой грамотности лежит умелое управление денежными
ресурсами. Это касается всех основных направлений, таких как:
рациональное использование денежных ресурсов на потребление; культура
сбережения с целью формирования активов; эффективное использование
денежных ресурсов для инвестирования. Правильное отношение к деньгам в
широком смысле должно, конечно, прививаться в первую очередь
гуманитарными дисциплинами, формироваться в семье, для чего проводится
специальная работа с родителями. И это в основном нравственный аспект.
Математике же отводится особое место в повышении финансовой
грамотности — создание математического аппарата для решения основных
финансовых «задач».
Изучение функций и их систем в 7 классе дает возможность ввести огромное
количество новых, уже более сложных понятий: спрос и предложение,
рыночное равновесие, равновесная цена. Ученики начинают рассчитывать
оптимальные затраты на покупки и услуги. Задачи формулируются таким
образом, чтобы спровоцировать обсуждение конкретной жизненной
ситуации, так например, школьник должен в полной мере осознать, какова
вероятность выиграть в лотерею, и к каким неоправданным тратам приведет
его регулярное в ней участие.
В 8 классе вновь вернемся к кредитам и вкладам: квадратные уравнения
объяснят ситуацию с изменением процентов по вкладу, двухгодичных
кредитов и депозитов с фиксированным годовым процентом.
9 класс позволяет еще больше углубиться в эту тему: изучение степени с
целым показателем и формулы суммы геометрической̆
прогрессии поможет
вывести формулы депозита и кредита. Имеет смысл начать говорить об
ипотечном кредитовании, покупке и продаже акций. В 10-11 классах при
введении математического анализа ученикам будут предложены более
сложные банковские задачи с использованием показательной и
логарифмической функций; производной; наибольшего и наименьшего
значения.В заключение хотелось бы отметить, что в курсе математики есть
множество дополнительных методов для успешного повышения финансовой
грамотности учащихся. Ученики обучаются различным навыкам: решение
задач с многозначными числами, анализ и прогнозирование, самостоятельное
определение проблемы и многие другие.