Автор: Михалкина Екатерина Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ детский сад √10
Населённый пункт: Амурская область, г. Свободный
Наименование материала: КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ) «УЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ» СТАРШАЯ ГРУППА
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ)
«УЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ» СТАРШАЯ ГРУППА
Подготовила:
Михалкина Екатерина Андреевна
Тема: «Учимся экономить»
Цель: формировать умение проводить денежные траты с умом, сберегать
и экономить.
Задачи: развивать у детей рациональный подход к выбору товаров,
обращая на их полезные свойства;
-
Объяснить,
что
при
трате
денег
необходимо
прежде
всего
ориентироваться /
на доходы семьи, сопоставлять потребности и желания с возможностями,
Развивающие:
развивать
речь,
логическое
мышление,
внимание,
сообразительность, интерес к экономической сфере деятельности.
Воспитательные:
воспитывать рациональное отношение к деньгам,
бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту.
Методы и приемы
1.
Игровой
2.
Словесный
Интеграция
образовательных
областей:
познавательное
развитие,
социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Оборудование:
карточки с изображением товара, купюры, доска с
магнитами, бумага,
карандаши, продуктовые корзины, конверты с
деньгами.
Ход занятия:
1.
Воспитатель: Ребята! Когда я сегодня пришла в детский сад под
дверью нашей группы я нашла письмо от кота Мараскина. Давайте я
вам его сейчас прочитаю.
«Здравствуйте дорогие ребята! Недавно я отправил Шарика в город
к деде Федору, чтобы он купил себе новые валенки. Но он купил новый
телефон и на валенки у него не хватило денег. И у меня к вам очень
большая просьба помогите научить Шарика бережно относится к
деньгам.»
Как думаете сможем мы ему помочь?
Ответы детей.
Воспитатель:
Скажите,
как
называется
заработок
семьи
за
месяц
(семейный бюджет)
Воспитатель: деньги зарабатываются трудом, их всегда ограниченное
количество, поэтому к ним нужно относится бережно. Делая покупки,
следует всегда выбирать то, что сейчас для вас важнее. Чтобы денег
хватало, их нужно правильно тратить. Ведь можно пойти в магазин и
потратить все сразу. Но тогда мы не сможем ничего больше купить, пока
снова не заработаем деньги, сначала нужно покупать то, что необходимо, а
если останутся их можно отложить или купить то, что хочется. Если
каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители
столько не зарабатывают. Есть более необходимые вещи и вещи, бес
которых мы
можем существовать.
-Какие вещи первой необходимости вы знаете?
-А на каких вещах можно экономить?
Воспитатель:А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы
вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?
Ответы детей: Потому, что если покупать все в подряд денег на все не
хватит.
Воспитатель:А чтобы лучше запомнить, давайте мы с вами поиграем.
1.
Игра «Деньги получили - ерунды накупили»
-Во что упакованы товары в магазинах?
-Вам нравится красивая упаковка товаров?
-Какой товар вы купите в первую очередь, в красивой или некрасивой
упаковке? Почему?
Давайте поиграем. Представьте, что вы семья и у вас ограниченное
количество денег. Вы идете в магазин и вам надо купить важные вещи. Но
вам нравится красивая упаковка товаров, и вы в первую очередь покупаете
их. Давайте посмотрим, что из этого получится.
(Детям предлагаются картинки, на которых с одной стороны красивая
упаковка, а с другой не нужный товар, и наоборот….)
-Рассмотрим покупки.
-Можно ли смотреть только на упаковку и не смотреть на сам товар.
2.
«Хочу и надо»
Воспитатель предлагает со стола переместить на мольберт карточки с
вещами первой необходимости. Дети объясняют свой выбор.
3.
Физминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать, (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и
безымянный) Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув
все пальцы)
Воспитатель: Какие вы у меня все молодцы. Как вы много уже знаете
хотите сами попробовать по экономить?
- Что делают мама и папа, чтобы пополнить семейный бюджет?
(работают)
-А как называются заработанные родителями деньги? (зарплата)
-Зарплату люди получают за свои труды.
-А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, когда
они уже не работают? (пенсия)
-А почему они получают деньги, ведь они уже не работают? (Люди,
которые на пенсии, получают деньги, которые называются пенсией за свой
труд в молодости.
-А для чего на нужны деньги?
Ответы детей: деньги нам нужны:
для покупки продуктов питания;
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких
развлечений нам нужны деньги?);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая
деятельность называется благотворительностью) и т.д.
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не
все значения денег, он дополняет.
Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход».
—Дети, посмотрите на эти тучки.
(Воспитатель показывает детям схему дохода)
- Ребята, представьте, что тучки - это бюджет. На тучку капают капли, эта
тучка стала больше, значит бюджет семьи увеличился и это - доходы.
Доходы - это деньги, которые поступают в бюджет.
- Повторите, что такое доходы, (индивидуальные ответы)
(Воспитатель показывает детям схему расхода)
-А теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают
из тучки, эта тучка стала меньше, значит, бюджет семьи уменьшился и
это, ребята, расходы. Расходы - это деньги, которые семья тратит.
-Ребята, а что нужно сделать, чтобы доходы увеличились и было меньше
расходов?
-Правильно, дети, надо больше работать, экономить деньги и быть
бережливыми.
меньше расходовать по пустякам, планировать покупки перед походам в
магазин экономить деньги и быть бережливым.
Игра «Груша-яблоко».
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Ход игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда
рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа
яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите
вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните,
что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и, если мы
изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее
спланировать место на бумаге.
Так и с деньгами:
их нужно планировать заранее.
Воспитатель: Но прежде чем мы с вами начнем играть я вам напомню,
что научится тратить деньги грамотно не легко. В магазинах много
товаров в ярких, красивых упаковках, разных коробочках, пакетах.
Хочется купить и то, и другое. Но на все денег никогда не хватит. А ваша
задача сэкономить ваши деньги. Игра для вас новая и в роли продавца
буду я. А вы будите покупателями. У вас у каждого будет кошелек с
деньгами. На которые вы сможете купить себе тот товар, который вам
необходим.
4.«Что важнее»
-Представьте, что мама отправила вас в магазин и попросила купить
продукты, чтобы приготовить обед.
У каждого из вас 5 купюр. На одну купюру можно купить только 1 товар.
-Отправляемся за покупками.(дети выбирают в магазине товары и
совершают покупки)
-Что купили? Почему этот товар?
-Хотелось ли купить, что-то другое.
-Почему удержались и не купили?
-Как думаете, в каком магазине вы были, ведь здесь можно купить все: и
игрушки, и продукты, и инструменты и т.д.? (супермаркет, гипермаркет)
Воспитатель: Какие вы молодцы, как здорово вы научились экономить. А
где можно хранить сэкономленные деньги? (копилка)
Сэкономленные деньги воспитатель предлагает сложить в копилку.
Рефлексия
Воспитатель:
Как вы думаете, смогли ли мы ответить на вопрос
Мараскина? Или нет?
Что нового мы сегодня узнали?
Что вам понравилось больше всего?
В чем вы испытывали затруднение?
Самоанализ занятия и старшей группе №1.
Тема: «Учимся экономить»
Уважаемые коллеги, вашему вниманию было представлено занятие,
которое было разработано в соответствии ФГОС, в ходе которого была
произведена
интеграция
следующих
образовательных
областей
социальнокоммуникативное, познавательное, речевое развитие.
Цель: формировать умение проводить денежные траты с умом, сберегать
и экономить.
Задачи: развивать у детей рациональный подход к выбору товаров,
обращая на их полезные свойства;
-
Объяснить,
что
при
трате
денег
необходимо
прежде
всего
ориентироваться на доходы семьи, сопоставлять потребности и желания с
возможностями;
Развивающие:
развивать
речь,
логическое
мышление,
внимание,
сообразительность, интерес к экономической сфере деятельности.
Воспитательные:
воспитывать рациональное отношение к деньгам,
бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту.
Предварительная работа с детьми: беседа о значении денег, что такое
семейный бюджет, история возникновения денег, чтение и обсуждение
рассказов про труд и хорошие поступки, просмотр сказок «Тетушки
совы».
При выборе темы занятия и материалов к нему я опиралась на основные
принципы образовательной программы ДОУ, учитывала возрастные
особенности детей, а также уровни их развития.
Для проведения данного мероприятия были созданы комфортные условия
для каждого из детей: организация пространства с учётом размещения и
перемещения, наличие демонстрационного материала должным образом
было подготовлено групповое помещение: проведена влажная уборка,
проветривание.
Структура и содержание занятия
состоит из 3-х взаимосвязанных
частей: подготовительной, основной и заключительной. Характеристика
частей занятия:
направлена на мотивацию детей. На данном этапе была
определенна проблема и пути ее решения.
1
часть
—
строилась в основном на использовании всех групп
методов: игровой, наглядный, словесный, которые отображали одну
тематику и были тесно взаимосвязаны.
Использованный комплекс методов позволил повысить результативность
— освоение детьми выбранной темы. Данные методы старалась раскрыть,
используя разнообразные приёмы. Старалась, чтобы деятельность была
направлена на эффективность запланированных методов и приемов.
2
часть
- заключительная, на ней был подведен итог учебной
деятельности с помощью ответов детей на заданные вопросы.
Считаю, что оборудование и материал, использованный на занятии,
позволили мне удерживать внимание и познавательный интерес детей на
протяжении всего занятия.
В ходе всего занятия, старалась создавать ситуацию успеха для каждого
ребенка.
Дети с самого начала деятельности были готовы к решению проблемной
ситуации, так как они были уверены в направляющей помощи с моей
стороны. Наше общение проходило эмоционально, мы на протяжении
всего занятия были партнерами.
Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех
поставленных задач. В заключение, хочу поблагодарить вас за внимание и
надеюсь, что ваше мнение о проведённом мероприятии поможет мне и
дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.