Автор: Меринова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: МБДОУ № 1
Населённый пункт: ст.Новопокровская Краснодарский край
Наименование материала: дидактические игры
Тема: "Развитие речи детей в логопедических группах"
Раздел: дошкольное образование
1. «Снегурочка и Снеговик»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С] – [Ш] в словах.
Оборудование: картинка с изображением Снегурочки и Снеговика, снежинки, на
обороте которых изображены картинки с дифференцируемыми звуками.
Ход игры: Снегурочка и Снеговик – это снежные внуки Деда Мороза. Как ты
думаешь, что они едят? А еще они любят «вкусные» снежинки. Давай накормим их.
Но это непросто, посмотри, что нарисовано на снежинках. Для Снегурочки мы будем
выбирать снежинки с картинками, в словах которых слышится звук – [Ш], а для
Снеговика – картинки со звуком - [С].
2. «Угости Зою конфетами»
Цель: автоматизация звука [З] в словах.
Оборудование: картинка с изображением девочки; конфеты, на обороте которых
изображены картинки с автоматизируемым звуком.
Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь
конфетку и назовешь картинку. Если ты четко произнесешь звук [З] в слове – конфета
достанется Зое, если нет – то конфета останется у меня.
3. «Дождик»
Цель: автоматизация звука [З] в словах.
Оборудование:
картинка
с
изображением
девочек
под
зонтом;
капельки
с
картинками, в словах которых слышится автоматизируемый звук.
Ход игры: Две подружки Зоя и Зуля пошли на прогулку. Но вдруг начался дождик.
Подружки не расстроились, ведь у них был с собой…(что?) – зонт. Девочки укрылись
под ним. А веселые капельки дружно стекали с зонта и превращались в лужицы.
Давай посмотрим, из каких капелек получилась лужица. Ты бери капельку и называй
картинку, четко произнося звук [З]. Только очень постарайся, чтобы наша лужица
получилась большая.
4. «Шарики для Лягушонка»
Цель: автоматизация звука [Ш] в словах.
Оборудование: картинка с изображением лягушонка с шариками; разноцветные
шарики, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.
Ход игры: Лягушонок Кваша получил в день рождения воздушные шарики. Но вдруг
подул ветерок, и шарики разлетелись. Давай поможем Лягушонку поймать шарики и
привязать их на ниточку. Называй картинку на обороте шарика, четко проговаривая
звук [Ш].
5. «Звуковая полянка»
Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.
Оборудование:
три
цветочка,
обозначающих
начало,
середину
и
конец
слова;
«звуковая» пчелка.
Ход игры: Я буду называть тебе слова со звуком [Р], а ты внимательно слушай.
Посади Звуковую пчелку на тот цветочек, где ты слышишь этот звук.
6. «Ежику снятся сны»
Цель: автоматизация звука [Л] в словах.
Оборудование: картинка ежика, спящего в кроватке, облачки–сны с картинками, в
словах которых мы слышим звук [Л].
Ход
игры:
Ежик
сладко
спит
и
ему
снятся
сны.
Давай
посмотрим,
что
ему
приснилось. Бери облачко и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук
[Л].
7. «День рождение Карлсона»
Цель: автоматизация звука [Р] в словах.
Оборудование: картинка с изображением Карлсона; «коробки с подарками», на
обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.
Ход
игры:
У Карлсона - День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты
думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? (ответ ребенка). Они принесли много
подарков.
Давай
посмотрим,
что
в
этих
коробочках.
Называй
картинки,
четко
произнося звук [Р].
8. «В каком домике живет звук?»
Оборудование: картинки – три домика с звуковыми схемами (начало, середина и
конец слова); картинки на автоматизируемый звук.
Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.
Ход игры: Посмотри сколько картинок, давай расселим их по домикам. Положи
картинку в тот домик, где ты слышишь звук.
Каждую
из
этих
игр
можно
разнообразить,
например, перевернуть картинки и
попросить ребенка назвать, что на них было изображено. С каждой картинкой можно
поиграть в игры «Один - много», «Назови ласково», «Мой, моя, мое, мои» и т. д.