Автор: Кузьминская Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: г.Кашира, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игры на сенсорное развитие у детей среднего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Картотека дидактических игр
по сенсорному развитию.
«ЛЕГКИЙ ТЯЖЕЛЫЙ»
Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести
знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать
умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях. Детям
предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они
рассказывают о своих чувственных впечатлениях.
«ТЕПЛЫЙ ХОЛОДНЫЙ»
Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру
однородных предметов и группировать их с условными символами; учить
делать словесные выводы. Детям предлагаются баночки с водой: теплая,
холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и
соотнести с соответствующими символами.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1»
Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар,
куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и
называть их. В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок
опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему
попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2»
Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать
органы чувств (осязание). Предложить ребенку определить на ощупь и
назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.
«НАЙДИ ЗАПЛАТКУ»
Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать
по форме.
Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из
геометрической фигуры и поставить на место.
«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить
использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма,
размер); развивать творческое воображение.
1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и
с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.
2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических
фигур, составить свой рисунок. «Угадай на вкус»
Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение
определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь
детей. Подготовка к игре. Детям предлагается 4 пары баночек. Они
наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.
Задание 1. «Угадай, какой вкус?» Ребенку предлагается найти кислый,
соленый, сладкий, горький вкусы.
Задание 2. «Найди пару» Ребенок должен найти баночки с одинаковым
вкусом.
Задание 3. «Что, каким бывает?» Перед ребенком лежат картинки с ягодами,
фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и
кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например:
кислый вкус лимон, клюква, смородина; сладкий вкус груша, клубника, арбуз
и т.д.
«УЗНАЙ И СРАВНИ»
Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине,
пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче,
длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать
геометрические фигуры на ощупь, и называть их.
1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры
(большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на
ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор
пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию
воспитателя.
2 вариант. Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает
геометрические фигуры из-под платочка, называет, что он достал (ромб).
Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и
называет цвет каждой фигуры.
«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить
использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма,
размер); развивать творческое воображение.
1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и
с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.
2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических
фигур, составить свой рисунок.
«ПОСТРОЙ ДОМ»
Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом
предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному двум качествам
(цвет, размер). Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур
необходимую и расположить ее на картинке.
«НАЙДИ ПАРУ»
Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для
предмета, развивать слуховое внимание.
1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается
найти «шумик» с таким же звуком.
2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у
воспитателя.
«ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ»
Цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки. Косвенная цель:
развивать мелкую моторику рук.
1 вариант. «Путаница» Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и
предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета.
2 вариант. «Кто быстрее!»
Воспитатель. Я спрятала в группе 5 (число любое) игрушек желтого цвета,
кто быстрее найдет их.
3 вариант. «Назови игрушку» Ребенок вынимает из мешочка игрушку или
наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте 1), и называет их: - Зеленая
ёлочка, синий шарик, красный кубик и т.д.
4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета. Проходит в 3 этапа. 1 этап:
«Это желтый шарик»
2 этап: «Принеси желтый шарик»
3 этап: «Какого цвета шарик?»
«ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ»
Цель: развивать обоняние у детей. Косвенная цель: закреплять названия
лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.
1 вариант. «Узнай по запаху» Воспитатель знакомит детей с запахами
лекарственных трав в 3 этапа. Воспитатель предлагает понюхать травку в
мешочке.
1 этап. Так пахнет ромашка. (Показать картинку)
2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.
3 этап.
2 вариант. «Найди такой же запах» Ребенок берет один из синих мешочков,
вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке,
составляя пары с одинаковым запахом.
«АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ»
Цель: развивать обоняние у детей. Воспитатель предлагает собрать пару
баночек с одинаковым запахом. Для этого необходимо открыть баночку и
дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое
баночки. Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит
одинаковый аромат.
«ГУСЕНИЧКА - КРУПЕНИЧКА»
Цель: развивать тактильные ощущения у детей. Косвенная цель: развивать
мелкую моторику рук. Воспитатель рассказывает: - Это необычная
гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками.
Она любит разные крупы. Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные
крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох. - Вот посмотрите, у меня в
мешочках тоже есть такие крупы. Детям предлагается потрогать крупы. А
затем потрогать животик у Крупенички. - Чем она сегодня угощалась?
«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
Цель: развивать тактильные ощущения у детей.
«СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР»
«ЦВЕТНЫЕ ЛЕПЕСТКИ»
«ОТ КАКОГО ШАРИКА ВЕРЕВОЧКА»
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ»
Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать
по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его.
А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно
поставить их на место)
Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету
серединки)
В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом
веревочки) Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку
того же цвета)
«НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ КАЖДОЙ РЫБКИ»
Цель: развивать зрительное внимание и память. Ребенку предлагается
рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает. Затем
аквариумы убираются. Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно
рыбку. - Посади каждую рыбку в свой аквариум.
«СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК»
Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику. На столе
раскладываются счетные палочки. Взрослый выкладывает из них фигуры
сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же
фигуру. Задание дается в порядке возрастающей сложности:
А) образец остается перед глазами ребенка
Б) образец убирается. Можно эти фигуры складывать из кубиков.
«УКРАСИМ УЛОЧКУ»
Цель: Учить детей группировать оттенки по два оттенка каждого из шести
цветов, подбирать их по слову, обозначающему цвет. Ход игры: У детей
силуэтные изображения ёлочных игрушек. На мольберт ставится силуэт
ёлочки. Воспитатель называет какой нибудь цвет и те из детей у кого есть
игрушка такого цвета, вешает её на ёлочку.
«СОБЕРИ КАПЕЛЬКИ ВСТАКАН»
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать
закреплению знаний и системе цветов. Ход игры: Перед детьми на столе
раскладываются разноцветные капельки. Взрослый кладёт в каждый стакан
по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот
стаканчик положу капельку синего цвета, наберём полный стаканчик
одинаковых капелек».
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ»
Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об
окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать,
закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки,
находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение
к результатам своего труда, усидчивость, терпение. Оборудование:
плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка,
репка, свекла, ананас, домик, ежик и другие), прищепки. Ход игры: Педагог
обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые
детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с
помощью прищепок закончить изображение.
«ДОРИСУЙ КАРТИНУ ИЗ ПРОБОК»
Цель: развивать воображение, творчество детей, мелкую моторику рук.
Оборудование: иллюстрации с изображением цветов, самолета, елки,
мухомора, пробки или пуговицы. Ход игры: воспитатель просит дорисовать
картинку с помощью пробок или пуговиц.
Упражнение «ВЕСЕЛЫЕ КАРАНДАШИ»
Цель: улучшение координации движения рук, развитие подвижности
пальцев, мелкую моторику. Оборудование: разноцветные карандаши,
киндеры, глазки.
Ход упражнения: Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами,
приговаривая: «Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу».