Напоминание

"Игры на сенсорное развитие у детей среднего дошкольного возраста"


Автор: Кузьминская Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: г.Кашира, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игры на сенсорное развитие у детей среднего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека дидактических игр

по сенсорному развитию.

«ЛЕГКИЙ ТЯЖЕЛЫЙ»

Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести

знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать

умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях. Детям

предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они

рассказывают о своих чувственных впечатлениях.

«ТЕПЛЫЙ ХОЛОДНЫЙ»

Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру

однородных предметов и группировать их с условными символами; учить

делать словесные выводы. Детям предлагаются баночки с водой: теплая,

холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и

соотнести с соответствующими символами.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1»

Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар,

куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и

называть их. В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок

опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему

попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2»

Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать

органы чувств (осязание). Предложить ребенку определить на ощупь и

назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.

«НАЙДИ ЗАПЛАТКУ»

Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать

по форме.

Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из

геометрической фигуры и поставить на место.

«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить

использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма,

размер); развивать творческое воображение.

1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и

с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.

2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических

фигур, составить свой рисунок. «Угадай на вкус»

Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение

определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь

детей. Подготовка к игре. Детям предлагается 4 пары баночек. Они

наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.

Задание 1. «Угадай, какой вкус?» Ребенку предлагается найти кислый,

соленый, сладкий, горький вкусы.

Задание 2. «Найди пару» Ребенок должен найти баночки с одинаковым

вкусом.

Задание 3. «Что, каким бывает?» Перед ребенком лежат картинки с ягодами,

фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и

кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например:

кислый вкус лимон, клюква, смородина; сладкий вкус груша, клубника, арбуз

и т.д.

«УЗНАЙ И СРАВНИ»

Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине,

пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче,

длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать

геометрические фигуры на ощупь, и называть их.

1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры

(большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на

ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор

пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию

воспитателя.

2 вариант. Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает

геометрические фигуры из-под платочка, называет, что он достал (ромб).

Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и

называет цвет каждой фигуры.

«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить

использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма,

размер); развивать творческое воображение.

1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и

с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.

2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических

фигур, составить свой рисунок.

«ПОСТРОЙ ДОМ»

Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом

предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному двум качествам

(цвет, размер). Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур

необходимую и расположить ее на картинке.

«НАЙДИ ПАРУ»

Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для

предмета, развивать слуховое внимание.

1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается

найти «шумик» с таким же звуком.

2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у

воспитателя.

«ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ»

Цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки. Косвенная цель:

развивать мелкую моторику рук.

1 вариант. «Путаница» Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и

предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета.

2 вариант. «Кто быстрее!»

Воспитатель. Я спрятала в группе 5 (число любое) игрушек желтого цвета,

кто быстрее найдет их.

3 вариант. «Назови игрушку» Ребенок вынимает из мешочка игрушку или

наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте 1), и называет их: - Зеленая

ёлочка, синий шарик, красный кубик и т.д.

4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета. Проходит в 3 этапа. 1 этап:

«Это желтый шарик»

2 этап: «Принеси желтый шарик»

3 этап: «Какого цвета шарик?»

«ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ»

Цель: развивать обоняние у детей. Косвенная цель: закреплять названия

лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.

1 вариант. «Узнай по запаху» Воспитатель знакомит детей с запахами

лекарственных трав в 3 этапа. Воспитатель предлагает понюхать травку в

мешочке.

1 этап. Так пахнет ромашка. (Показать картинку)

2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.

3 этап.

2 вариант. «Найди такой же запах» Ребенок берет один из синих мешочков,

вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке,

составляя пары с одинаковым запахом.

«АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ»

Цель: развивать обоняние у детей. Воспитатель предлагает собрать пару

баночек с одинаковым запахом. Для этого необходимо открыть баночку и

дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое

баночки. Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит

одинаковый аромат.

«ГУСЕНИЧКА - КРУПЕНИЧКА»

Цель: развивать тактильные ощущения у детей. Косвенная цель: развивать

мелкую моторику рук. Воспитатель рассказывает: - Это необычная

гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками.

Она любит разные крупы. Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные

крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох. - Вот посмотрите, у меня в

мешочках тоже есть такие крупы. Детям предлагается потрогать крупы. А

затем потрогать животик у Крупенички. - Чем она сегодня угощалась?

«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»

Цель: развивать тактильные ощущения у детей.

«СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР»

«ЦВЕТНЫЕ ЛЕПЕСТКИ»

«ОТ КАКОГО ШАРИКА ВЕРЕВОЧКА»

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ»

Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать

по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его.

А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно

поставить их на место)

Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету

серединки)

В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом

веревочки) Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку

того же цвета)

«НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ КАЖДОЙ РЫБКИ»

Цель: развивать зрительное внимание и память. Ребенку предлагается

рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает. Затем

аквариумы убираются. Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно

рыбку. - Посади каждую рыбку в свой аквариум.

«СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК»

Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику. На столе

раскладываются счетные палочки. Взрослый выкладывает из них фигуры

сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же

фигуру. Задание дается в порядке возрастающей сложности:

А) образец остается перед глазами ребенка

Б) образец убирается. Можно эти фигуры складывать из кубиков.

«УКРАСИМ УЛОЧКУ»

Цель: Учить детей группировать оттенки по два оттенка каждого из шести

цветов, подбирать их по слову, обозначающему цвет. Ход игры: У детей

силуэтные изображения ёлочных игрушек. На мольберт ставится силуэт

ёлочки. Воспитатель называет какой нибудь цвет и те из детей у кого есть

игрушка такого цвета, вешает её на ёлочку.

«СОБЕРИ КАПЕЛЬКИ ВСТАКАН»

Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать

закреплению знаний и системе цветов. Ход игры: Перед детьми на столе

раскладываются разноцветные капельки. Взрослый кладёт в каждый стакан

по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот

стаканчик положу капельку синего цвета, наберём полный стаканчик

одинаковых капелек».

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ»

Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об

окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать,

закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки,

находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение

к результатам своего труда, усидчивость, терпение. Оборудование:

плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка,

репка, свекла, ананас, домик, ежик и другие), прищепки. Ход игры: Педагог

обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые

детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с

помощью прищепок закончить изображение.

«ДОРИСУЙ КАРТИНУ ИЗ ПРОБОК»

Цель: развивать воображение, творчество детей, мелкую моторику рук.

Оборудование: иллюстрации с изображением цветов, самолета, елки,

мухомора, пробки или пуговицы. Ход игры: воспитатель просит дорисовать

картинку с помощью пробок или пуговиц.

Упражнение «ВЕСЕЛЫЕ КАРАНДАШИ»

Цель: улучшение координации движения рук, развитие подвижности

пальцев, мелкую моторику. Оборудование: разноцветные карандаши,

киндеры, глазки.

Ход упражнения: Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами,

приговаривая: «Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу.

Непременно каждый пальчик быть послушным научу».



В раздел образования