Напоминание

"Правила безопасной работы на сверлильном станке". 6 класс


Автор: Ёлкин Николай Леонидович
Должность: Учитель технологии (столярное дело)
Учебное заведение: КГБОУ "Норильская школа-интернат"
Населённый пункт: Г. Норильск, Красноярского края
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Правила безопасной работы на сверлильном станке". 6 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Правила безопасной работы на сверлильном станке. Сверление брусков. 6 класс.

Цель: Закреплять знания и умения учащихся при сверлении брусков на сверлильном станке.

Задачи: обучение учащихся правилам безопасной работы на сверлильном станке. Воспитание

положительной мотивации к урокам труда, умения работать самостоятельно. Коррекция мышления,

внимания, развитие мелкой моторики кистей рук

Материалы и инструменты: настольный вертикально- сверлильный станок , сверла 10 мм, 12мм.

размеченный брусок, наждачная бумага.

Ход урока.

Организационный момент.

1.

Сообщение даты.

2.

Дежурство: отсутствующие – причина.

Повторение пройденного материала:

1.

Сообщение темы: «Устройство сверлильного станка».

2.

Вопросы к учащимся: (вопросы составлены в виде кроссворда)

- А сейчас, вашему вниманию будет предложен кроссворд. Он состоит из 6 слов, угадав их, вы

сможете прочитать ключевое слово, которое будет зашифровано по вертикали.

На мониторе компьютера, при нажатии этой кнопки, будет появляться вопрос или определение.

Прочитав его, вы сможете отгадать слово. При правильном ответе, вы должны подойти к станку и

показать ту его деталь, которую назвали. После этого я открою слово и мы перейдём к следующему

слову. Удачи!

Определения и схема кроссворда:

1.

Основной

инструмент

при

выполнении

отверстий.

2.

Агрегат, приводимый в

действие

кнопкой

«пуск».

3.

В какую деталь станка

вставляется сверло?

4.

Какой детали станка передаёт вращение ременная передача?

5.

Чем скрыта ременная передача в целях безопасности?

6.

Три одинаковых детали в патроне, которые зажимают сверло.

- Что ж, очень хорошо! Прочтите ключевое слово. (станок).

- Какой это станок и какую операцию он выполняет? (сверлильный станок, сверление отверстий)

3.Выставление оценок.

Физ. Минутка. – А теперь давайте немного разомнёмся. Я понимаю, что первый урок не самый

лёгкий, с утра всегда хочется спать, особенно в полярную ночь. Поэтому наша разминка будет

называться «лежебока».

Сложите руки перед собой, положите на них голову и закройте глаза. Побудьте в таком

положении 5 сек. Теперь откройте глаза и медленно поднимите голову, одновременно вставая и

поднимая руки к верху, а затем максимально заведите их за спину, при этом выгибая грудь вперёд.

Всё должно быть похоже на то, как человек потягивается по утрам после сладкого сна. Затем

сделайте 3-4 быстрых круговых движений головой и начните всё заново.

Основная часть.

1. Рассказ учителя

- Я вижу, что устройство станка вы хорошо знаете. При сверлении деталей на этом станке, очень

важно правильно их разметить. Также важен процесс сверления, чтобы не допустить брак. Но самое

главное, при работе на сверлильном станке, это соблюдение правил техники безопасности.

Может случиться, что вы ошиблись в разметке и испортили деталь – результатом может стать

плохое настроение. Но если вы нарушаете правила техники безопасности, это может привести к

непоправимому вреду вашего здоровья. Поэтому на всех крупных и мелких производствах, технике

безопасности уделяют особое внимание. Не исключение и школьные мастерские.

- Итак, сегодня тема нашего урока Правила безопасной работы на сверлильном станке.

с

в

е

р

л

о

э

л

е

к

т

р

о

д

в

и г

а

т

е

л

ь

п а

т

р

о

н

ш п и н д

е

л

ь

о

г

р

а

ж д

е

н и е

к

у

л

а

ч

к

и

- Прежде чем я начну вам рассказывать о правилах ТБ, Я бы хотел узнать, может кто из вас что – то

знает о безопасной работе на станке, тем более что это не первый урок в этой теме, да и в 5 классе

мы уже знакомились со сверл станком.

(учащиеся называют правила ТБ).

- Вы хорошо знаете правила ТБ., потому, что мы с вами их повторяем на каждом уроке. Однако

станок является механизмом повышенной сложности в отличии, например от дрели или коловорота,

поэтому технике безопасности работы на нём посвящена отдельная тема.

- Перед вами памятка по технике безопасности при работе на сверл станке. Помните в прошлом

году мы проходили эту тему? Сейчас мы с вами прочитаем и обсудим эти правила.

Памятка по безопасной работе на сверлильном станке.

1.

Спецодежда должна быть застегнута на все пуговицы. Недолжно быть свисающих концов.

2.

Рабочее место необходимо освободить от всех ненужных предметов.

3.

Перед работой необходимо осмотреть станок и убедиться в его исправности, включив и

выключив его.

4.

Включать и выключать станок должен только тот человек ,который на нём работает.

5.

Сверлить надо с небольшими перерывами, своевременно удаляя стружки щеткой сметкой.

6.

Не разрешается прикасаться руками к вращающимся частям станка и тормозить руками

шпиндель.

7.

Менять сверло и заготовку можно только после полной остановки станка.

8.

Подавать сверло к заготовке следует плавно без рывков.

9.

Перед сверлением надеть защитные очки и берет.

- А сейчас вклейте к себе в тетрадь эти памятки.

2. Новый материал

- Скажите, какое изделие мы начали изготавливать на прошлом уроке? (подставка под письменные

принадлежности).

- Что мы успели сделать? (разметку). Какую следует операцию выполнить дальше? (сверление).

- Я сейчас вам раздам технологические карты, в них описана подробная последовательность

выполнения нашей работы. Так же мы с вами составим общий план работы на доске.

План работы: 1. Надеть средства защиты. 2.Проверить исправность станка. 3. Закрепить сверло. 4.

Установить деталь. 5. Выполнить сверление. 6. Убрать рабочее место.

3.

Повторение правил ТБ.

4.

Практическая работа:

Сверление несквозных отверстий на вертикально – сверлильном станке по разметке. Изготовление

подставки под письменные принадлежности.

Показ учителя

1 группа: __(имена учащихся)_____________________________________________________

Самостоятельно выполняют сверление, ориентируясь по технологической карте.

2 группа: (имена учащихся)

Выполняют сверление, под контролем учителя ориентируясь по подробной тех. карте.

Заключительная часть.

1.

Уборка рабочих мест.

2.

Вопросы по теме.

Назовите основные правила ТБ при работе на станке.

Назовите основные части станка.

3

Анализ выполненной работы, разбор ошибок.

Проверьте, соответствует выполненное отверстие с разметкой?

Почему при сверлении сверло не попадало по центру разметки?

4.Выставление оценок.

интерактивная игра «без сучка и задоринки»

Технологическая карта. «Изготовление подставки под письменные

принадлежности». Сверление. (1 группа)

1.

Проверить исправность станка. Включить, нажатием

кнопки «пуск», и убедиться в отсутствии посторонних

звуков при вращении шпинделя.

2.

Выполнить разметку на сверле.

3.

Закрепить сверло в патроне с помощью ключа.

4.

Выполнить поочерёдное сверление глухих отверстий по

разметке. Сверло погружать до метки.

5.

«Прочистить» сверлом перегородки между отверстиями.

6.

Выполнить отверстия под ручку и карандаш.

Технологическая карта. «Изготовление подставки под письменные

принадлежности». Сверление. (2группа)

1.

Проверить исправность станка. Включить, нажатием

кнопки «пуск», и убедиться в отсутствии посторонних

звуков при вращении шпинделя.

2.

Выполнить разметку на сверле.

3.

Закрепить сверло в патроне с помощью ключа.

4.

Включить станок.

5.

Выполнить поочерёдное сверление глухих отверстий по

разметке. Сверло погружать до метки.

6.

Своевременно удалять опилки с детали щёткой.

7.

Каждое следующее отверстие должно максимально

близко высверливаться к предыдущему. Между

отверстиями не должно быть глухих перегородок.

8.

«Прочистить» сверлом перегородки между отверстиями.

9.

Выполнить отверстия под ручку и карандаш.

10.

После окончания работы, выключить станок.

11.

Убрать рабочее место.



В раздел образования