Автор: Токарева Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №39
Населённый пункт: х.Бараниковский, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка интегрированной НОД
Тема: "Математика в сказках"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
«Закрепление элементарных
математических
представлений посредством
устного народного
творчества»
Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с №39 х.
Бараниковского Токарева Наталья Николаевна.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое
развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-
коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: выявить уровень сформированности элементарных
математических представлений.
Задачи:
Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать
литературные тексты, драматизировать их.
Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10, умение отвечать на
вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
Совершенствовать умение сравнивать 6 предметов по высоте,
обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
Закреплять представления о взаимном расположении предметов в
пространстве (в ряду): до, после, между, перед, за.
Закрепить умение детей вырезывать из бумаги сложенной вдвое.
Развивать память, мышление.
Материал и оборудование: макет репки, маски героев сказки, цифры.
Листы белой бумаги, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, кисточки для
клея, подставки для кисточек (на каждого ребенка).
Пояснительная записка
Я,
Токарева
Наталья
Николаевна,
воспитатель
в
подготовительной
группе
МБДОУ
д/сад
№39
разработала
проект
НОД
на
закрепление
элементарных
математических
представлений,
который
может
способствовать
совершенствованию
знаний
детей,
развитию
памяти,
мышления.
В
своем
проекте
я
использовала
интеграцию
всех
образовательных
областей.
В
ходе
разработки
опиралась
на
основную
образовательную
программу
дошкольного
образования
«От
рождения
до
школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и
пособия:
«Формирование
элементарных
математических
представлений
в
подготовительной к школе группе» (авторы И.А. Помораева, В.А. Позина) и
«Художественное творчество в подготовительной к школе группе» (автор Т.С.
Комарова).
В игре дети лучше усваивают и закрепляют изученный ранее материал.
На
представленной
НОД
присутствовало
16
детей.
В
соответствии
с
требованиями ФГОС НОД я начала с постановки проблемы- на ковре «росла»
репка.
У
детей
сразу
возникло
много
вопросов:
«Откуда
она
взялась?»,
«Зачем?», «Что с ней делать?» и т. д. Самые смышленые сразу определили,
что
она
из
сказки
«Репка»
и
предложили
инсценировать
сказку.
В
распределении ролей инициативу проявили более активные дети, которые
быстрее
других
ориентируются
в
подобных
ситуациях.
Маски
для
инсценирования
сказки
дети
выбирали
сами.
Вся
НОД
построена
на
проблеме-
дети
должны
были
постоянно
думать,
считать,
сравнивать,
отвечать на вопросы. На заключительном этапе также перед детьми стояла
проблема- как дети могут помочь героям сказки.
В подготовительной группе 8 детей имеют высокий уровень развития, у
остальных
детей
средний
уровень
развития.
Вся
группа
детей
активно
участвовала в игре.
Методы и приемы:
Словесные- рассказывание сказки, постановка вопросов.
Наглядные-
предварительная
работа-
просмотр
сказки
через
применение
интерактивной доски, макет репки.
Практические-
выбор
масок,
инсценирование
сказки,
поиск
цифры
6,
вырезывание репки и наклеивание.
ХОД НОД:
Дети заходят в группу. На ковре «растет» репка.
Дети: Ой, что это? Откуда взялась репка в групповой комнате? Зачем она
здесь?
Давайте
поиграем
с
ней?
Давайте
выберем
маски
героев
сказки
«Репка».
Дети самостоятельно распределяют роли. Одевают маски.
Воспитатель начинает рассказывать сказку.
Жили-были дед с бабкой да внучкой. И были у них собачка Жучка,
кошечка Мурка и мышка-норушка.
Посадил как-то дед репку и говорит:
- Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!
И выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая- руками не обхватить!
Стал дед репку из земли тянуть: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед на помощь бабку. Стали они репку тянуть. Бабка за дедку,
дедка за репку: тянут- потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Стали они репку тянуть. Внучка за бабку, бабка за
дедку, дедка за репку: тянут- потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Стали они все вместе тянуть репку. Жучка за внучку,
внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут- потянут, вытянуть не
могут.
Кликнула Жучка Мурку.
Стали они все вместе тянуть репку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку,
внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут- потянут, вытянуть не
могут. Кликнула Мурка мышку.
Стали они все вместе репку тянуть. Мышка за кошку, кошка за Жучку,
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-
потянут- и вытащили репку!
Воспитатель: Ребята, который по счету пришел тянуть репку дед?
Дети: Первый.
Воспитатель: Которая по счету пришла репку тянуть бабка?
Дети: Вторая.
Воспитатель: Сколько героев сказки стали тянуть репку после прихода
бабки?
Дети: Двое.
Воспитатель: Кто стоит перед бабкой?
Дети: Перед бабкой стоит дед.
Воспитатель: Кто стоит за дедкой?
Дети: За дедкой стоит бабка.
Воспитатель: Кто из них выше (ниже)?
Дети: Дед выше бабки. (бабка ниже деда).
Воспитатель: Кто пришел тянуть репку после деда?
Дети: Бабка.
Воспитатель: Кто стоит между репкой и бабкой?
Дети: Дед.
Воспитатель: Которая по счету пришла внучка?
Дети: Внучка пришла третья.
Воспитатель: Сколько героев тянули репку до прихода внучки?
Дети: Двое.
Воспитатель: Сколько героев стало после прихода внучки?
Дети: Трое.
Воспитатель: Кто стал тянуть репку за бабкой?
Дети: За бабкой стала тянуть репку внучка.
Воспитатель: Кто стоит перед внучкой?
Дети: Перед внучкой стоит бабка.
Воспитатель: Кто из них выше (ниже)?
Дети: Бабка выше внучки. Дед еще выше. Внучка ниже бабки. Внучка
еще ниже дедки.
Воспитатель: Кто пришел тянуть репку после бабки?
Дети: Внучка.
Воспитатель: Кто пришел до внучки?
Дети: Бабка.
Воспитатель: Кто стоит между внучкой и дедом?
Дети: Бабка.
Воспитатель: Которая по счету пришла Жучка?
Дети: Жучка пришла тянуть репку четвертая.
Воспитатель: Сколько было героев до прихода Жучки?
Дети: Трое.
Воспитатель: Сколько героев стало после прихода Жучки?
Дети: Четверо. (четыре)
Воспитатель: Кто стал тянуть репку перед Жучкой?
Дети: Перед Жучкой стала тянуть репку внучка.
Воспитатель: Кто стал тянуть репку за внучкой?
Дети: За внучкой стала тянуть репку Жучка.
Воспитатель: Кто из них выше (ниже)?
Дети: Жучка самая низкая. Внучка выше Жучки. Бабка еще выше. Дед
самый высокий. Жучка ниже всех.
Воспитатель: Кто пришел тянуть репку до Жучки?
Дети: До Жучки пришла внучка.
Воспитатель: Кто пришел после внучки?
Дети: После внучки пришла тянуть репку Жучка.
Воспитатель: Кто стоит между Жучкой и бабкой?
Дети: Внучка.
Воспитатель: Которая по счету пришла кошка Мурка?
Дети: Пятая.
Воспитатель: Сколько персонажей было до прихода кошки Мурки?
Дети: Четверо.
Воспитатель: Сколько героев стало после прихода кошки Мурки?
Дети: Пять.
Воспитатель: Кто тянет репку перед кошкой Муркой?
Дети: Перед кошкой Муркой стоит Жучка.
Воспитатель: Кто тянет репку сзади Жучки?
Дети: Сзади Жучки стоит Мурка.
Воспитатель: Кто из них выше (ниже)?
Дети: Кошка Мурка самая низкая (ниже всех). Жучка выше кошки.
Внучка выше Жучки. Бабка еще выше. Дед самый высокий. Кошка Мурка
ниже всех.
Воспитатель: Которая по счету пришла мышка?
Дети: Шестая.
Воспитатель: Сколько героев сказки тянули репку до прихода мышки?
Дети: Пять.
Воспитатель: Сколько персонажей стали тянуть репку после прихода
мышки?
Дети: Шесть.
Воспитатель: Кто тянет репку перед мышкой?
Дети: Перед мышкой стала тянуть репку кошка Мурка.
Воспитатель: Кто тянет репку сзади кошки Мурки?
Дети: Сзади кошки Мурки стоит мышка.
Воспитатель: Кто из них выше (ниже)?
Дети: Мышка самая низкая (ниже всех). Кошка Мурка выше мышки.
Жучка выше кошки. Внучка выше Жучки. Бабка еще выше. Дед самый
высокий.
Воспитатель: Кто пришел тянуть репку после кошки?
Дети: Мышка.
Воспитатель: Кто пришел тянуть репку до мышки.
Дети: Кошка Мурка.
Воспитатель: Кто стоит между мышкой и Жучкой?
Дети: Кошка Мурка.
Воспитатель:
Какой
цифрой
можно
обозначить
общее
количество
героев сказки «Репка».
Дети: Цифрой 6.
Воспитатель: Ребята, вы можете найти и показать цифру 6?
Дети находят цифру 6 среди карточек разложенных на полу и показывают.
Воспитатель: А как вы думаете, в какое время года дед пошел убирать
свою репку?
Дети: Поздняя осень.
Воспитатель: Репка одна, а каждому герою сказки наверное хочется,
чтобы у него была своя большая репка. Как вы думаете, мы можем помочь
героям сказки?
Дети: Давайте мы вырежем для них много репок.
Дети
садятся
за
столы,
вырезывают
из
бумаги,
сложенной
вдвое
и
наклеивают репки.