Напоминание

Единый подход к формированию общеучебных и универсальных умений и навыков с учетом здоровьесбережения учащихся.


Автор: Намгалаури Этери Николаевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 37
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: Статья
Тема: Единый подход к формированию общеучебных и универсальных умений и навыков с учетом здоровьесбережения учащихся.
Раздел: полное образование





Назад




Единый подход к формированию общеучебных и универсальных умений и

навыков с учетом здоровьесбережения учащихся.

Есть большая доля истины в том, когда иной раз говорят: голова даже самого

способного человека мало чего стоит без хорошего образования. Но, чтобы

обеспечить человеку такое образование, нужно хорошо обучать его, правильно

осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Важнейшая и

непреходящая задача школы — добиваться от учащихся глубокого и прочного

усвоения научных знаний, вырабатывать умения и навыки применять их на

практике, формировать материалистическое мировоззрение и нравственно-

эстетическую культуру. Все это требует глубокого осмысления учителями

теоретических основ обучения и выработки соответствующих методических

умений.

Одним из ведущих элементов нового стандарта являются требования к

результатам освоения основных общеобразовательных программ и построение

системы оценки качества образования.

Образовательный

процесс

осуществляется

в

непосредственном

взаимодействии учителя и ученика. Наиважнейшим субъектом, который реально

управляет образовательным процессом и непосредственно влияет на его качество,

является учитель, поэтому он должен занимать ведущее положение в системе

управления качеством образования.

Знания

составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у

учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия;

знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов,

мировоззрения.

Что происходит, если человек употребляет в пищу самые разнообразные и

полезные продукты, но при этом у него не вырабатываются ферменты,

необходимые для их переработки и усвоения? В лучшем случае он ощущает

«дискомфорт и тяжесть в желудке».

А что представляет школа сегодня. Каких учебных предметов, спецкурсов,

профилей, факультативов она не предлагает учащимся! А вот ферментов для

усвоения такого изобилия нет — нет необходимых способов усвоения знаний,

которые помогли бы насладиться всем этим разнообразием.

Ученикам предлагают огромный выбор учебных предметов, но почти

никогда не снабжают теми средствами учебной деятельности, при помощи

которых можно все это употребить .Что же это за «средства учебной

деятельности» и «способы усвоения знаний»? Общеучебные умения и навыки

(ОУН) потому и называются общеучебными, что являются универсальными для

большинства школьных предметов способами получения и применения знаний, в

то

время

как

предметные

знания,

умения

и

навыки

(ЗУН)

являются

специфическими для каждой учебной дисциплины. Проще говоря, если ЗУНы —

это цель обучения, то ОУНы — его средства.

Простые учебные действия, такие, как письмо, чтение, устный счет,

формируются как навыки и могут применяться при выполнении более сложных

учебных действий — написание сочинения, выделение главной мысли текста,

решение задачи и т.п. Сложные же учебные действия формируются как умения,

состоящие из ряда навыков.

Таким образом, связь между понятиями «умения» и «навыки» заключается в

следующем. Если речь идет о простом учебном действии, то первоначальный

уровень

овладения

этим

действием

«умение»,

которое

по

мере

совершенствования переходит в «навык». А в случае сложного учебного

действия, «умение» выполнять его состоит из нескольких автоматизированных

«навыков».

Учебно-организационные умения и навыки

Это одна из важнейших групп ОУУН, в которую входят:

организация рабочего места;

выполнение правил гигиены учебного труда;

принятие учебной цели;

выбор способов деятельности;

работа консультантом;

планирование организации контроля труда.

Эта группа умений и навыков важна не только на этапе обучения в школе,

но и в дальнейшей жизни учащихся. Каждый учитель должен планировать

процесс формирования не только специальных умений и навыков, но и

общеучебных умений и навыков.

При формировании данной группы учитель должен определять цель урока

не только для себя, но и для учащихся. В процессе урока учить планировать

выполнение заданий, находить рациональные способы работы, учить детей

самостоятельно себя контролировать.

Работая под контролем учителя, по образцу, показанному им, учащиеся

отрабатывают учебно-организационные навыки. В дальнейшем они учатся,

перерабатывая полученные знания, творчески применять их в своей деятельности.

Учебно-интеллектуальные умения и навыки

Эта группа подразумевает овладение учащимися приемами умственной

деятельности:

сравнение;

анализ;

систематизация;

обобщение;

абстрагирование;

моделирование;

классификация;

причинно-следственные связи;

мысленный эксперимент.

Учебно-информационные умения и навыки

Эта группа умений и навыков включает в себя способы получения знаний:

чтение текста;

работа с учебником;

практическая работа;

работа с дополнительной литературой;

работа со справочной литературой;

усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи.

Учитель должен стараться включать учащихся в диалог, развивать их

монологическую речь, совершенствовать технику письма, развивать умение

слушать собеседника, делать записи по ходу объяснения, чтения текста учебника.

В соответствии с выделенными группами определены универсальные умения и

навыки для каждой параллели с 5-го по 9-й класс с учетом возрастных

особенностей учащихся и требованиями к содержанию обучения в основной

школе. Систематизация ЗУН обеспечила координацию деятельности педагогов по

формированию общеучебных умений по горизонтали (между учителями в

параллелях) и по вертикали (между учителями различных параллелей).

Проделанная работа позволит определить приоритетные универсальные навыки

для каждого предмета, на основе чего учителями-предметниками могут быть

разработаны сводные таблицы общеучебных навыков с учетом их

преемственности, постепенного усложнения и углубления. Фрагменты таких

таблиц представлены ниже.

Литература – храм, а чтение – дорога к нему.

Таблица 1. Фрагмент таблицы общеучебных и предметных умений и навыков по

литературе

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Выделять

главное в абзаце

и более

объемном тексте

Уметь сужать,

расширять текст,

переформулировать

тему

Обобщать

содержание разных

текстов для

составления

тематических

сообщений

Извлекать

концептуальную

информацию из

текста, на ее основе

составлять тезисы

Делить текст на

части, находить в

каждой основное

понятие и его

признаки,

ключевые слова

Выявлять в тексте

функционально-

смысловые

элементы,

выполнять анализ

текста на основе

вопросов учителя

Выбирать

адекватные

словесные средства

из текста для

характеристики

историко-

культурного

явления

Анализ

лирического текста

и драматического

произведения с

точки зрения стиля

Знакомство с

функционально-

смысловыми

типами текста с

целью создания

собственного

произведения

Развитие умения

писать отзыв на

произведение,

который включает

элементы анализа

Развитие умения

сопоставлять

тексты разных

жанров,

объединенных

общей

проблематикой

Составление

различного вида

докладов

(иллюстративный,

исследовательский)

Таблица 2. Фрагмент таблицы общеучебных и предметных умений и навыков по

истории

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Сравнение

явлений и

фактов

одного

порядка

Сравнение явлений

и фактов в рамках

одного предмета с

выявлением

причинно-

следственных

связей

Сопоставительный

анализ фактов и

явлений разного

порядка с

установлением их

взаимосвязи

Установление связей

через общественно-

исторические и

культурные

закономерности

развития общества

Постановка

прямых и

уточняющих

вопросов

Постановка разного

вида вопросов на

выявление скрытой

информации

Постановка

проблемных

вопросов при

анализе и

сопоставлении

различных событий

Разрешение

проблемных вопросов

через раскрытие

межпредметных

связей

Оценка и

самооценка

способа

действий

Оценивание

ответов других с

внесением

собственных

дополнений и

уточнений

Составление

комментария к

ответу других и

анализ собственного

ответа

Самостоятельная

выработка критериев

работы и устных

ответов с их

последующим

анализом

Таблицы универсальных навыков, во-первых, способствуют последовательному и

целенаправленному осуществлению работы над ЗУН, во-вторых, позволяют

учителям пользоваться готовыми разработками своих коллег, в-третьих,

помогают педагогам выявлять проблемы, связанные с развитием у школьников

универсальных навыков, и вносить в работу над ними необходимые коррективы.

Так, в начале учебного года во всех параллелях проводятся стартовые работы,

цель которых не только проверка знаний, но и отслеживание степени

сформированности ЗУН за предыдущий учебный год, корректировка в

планировании работы на новый уч. год.

Заключение.

Перед каждым новым поколением людей прежде всего встает задача овладения

накопленным опытом человечества. Для этого необходимо усвоить определенные

способы учебной деятельности. Способы учебной деятельности наряду со

знаниями и морально-эмоциональными отношениями составляют содержание

образования и представляют собой нерасторжимую целостность: без знаний

невозможно овладеть ни способами деятельности, ни опытом морально-

эмоциональных отношений; в то же время формирование и знаний, и опыта этих

отношений может происходить только в процессе деятельности. Именно поэтому

образовательная, развивающая и воспитательная задачи реализуются в

органическом единстве.



В раздел образования