Напоминание

"Играя, развиваем познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Тимофеева Ирина Марковна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Сланцевский детский сад №3 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Сланцы, Ленинградская область
Наименование материала: мастер-класс для родителей
Тема: "Играя, развиваем познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




-

Мастер класс для родителей

«

,

Играя развиваем познавательные процессы у детей

»

старшего дошкольного возраста

:

Цель

Овладение

родителями

основными

приемами

развития

.

познавательных процессов у детей с ТНР в домашних условиях

:

Задачи

1.

Расширить

знания

родителей

об

особенностях

формирования

.

познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ТНР

2.

Рассказать о влиянии развивающих игр на уровень интеллектуального

.

развития детей

3.

Обучить родителей игровым приемам формирования познавательных

.

процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

:

Предварительная работа

-

,

,

подбор

дидактических

игр

пособий

для

развития

внимания

,

,

,

;

восприятия

памяти мышления воображения

-

;

разработка анкеты

-

.

изготовление буклета для родителей

:

Материалы и оборудование

,

бумага и ручки по количеству участников

«

»,

материал

к

игре

Чудесный

мешочек

предметные

картинки

к

игре

«

-

», 10

«

»,

Картинки загадки

картинок к игре

Запомни картинки

релаксационная

.

музыка

-

:

Ход мастер класса

-

Педагог психолог

:

!

,

Добрый день уважаемые родители

Спасибо что отложив

,

!

,

все дела Вы пришли на эту встречу Тема которая станет предметом нашего

,

«

5-7

обсуждения очень актуальна

Развитие познавательных процессов детей

».

лет

№ 1

Слайд

-

,

Расскажи и я забуду

-

,

покажи и я запомню

-

”.

дай попробовать

и я пойму

-

:

Педагог психолог

В

дошкольном

возрасте

формируются

основные

:

,

,

познавательные

психические

процессы

человека

внимание

память

,

,

,

,

5-7

мышление речь воображение восприятие а возраст

лет является очень

,

важным периодом в развитии этих процессов

подготавливая ребенка к

.

большому старту

к школьному обучению

Психические процессы делают

,

марафонский рывок превращая несведущего малыша в активную личность

,

,

.

мыслящую

действующую

занимающуюся

творчеством

Сегодня

хочу

,

представить

вашему

вниманию

игры

направленные

на

развитие

,

.

познавательных процессов

которые мы используем в своей работе Чтобы

добиться наибольших результатов вы можете тоже играть в них со своими

.

,

детьми в домашних условиях Несмотря на то что каждому психическому

,

процессу отводится

свое место

все они тесно взаимодействуют

друг

с

.

другом

Без

внимания

невозможно

восприятие

и

запоминание

нового

.

материала

Без

восприятия и памяти станут

неосуществимыми операции

.

мышления

,

,

Итак сегодня вы не только познакомитесь с такими играми но и сможете

.

поиграть в них

Сейчас я представлю Вам подборку кинезиологических упражнений и

,

игр с

детьми в

домашних условиях

которые

направлены на

развитие

.

познавательных процессов

?

Что

же

такое

кинезиология

Кинезиология

наука

о

развитии

,

головного мозга через движение о развитии

умственных способностей через

определенные двигательные упражнения

.

Кинезиологические

упражнения

способствуют

развитию

;

межполушарной

специализации

развитию мелкой

моторики

;

развитию

памяти

,

,

внимания речи

,

мышления

.

Проведение кинезиологических упражнений

:

с родителями

1.) «

Колечко

,

Последовательно соединять большой палец сначала с указательным потом со

.

всеми остальными

это будет прямой порядок

Задание сначала нужно

,

.

,

сделать пальцами одной руки затем другой Усвоив алгоритм движения

.

выполняют синхронно обеими руками

2.) «

»

Кулак

ребро

ладонь

.

Выполнять движения желательно на поверхности стола Движения должны

,

.

быть четкими с четкой последовательностью Во втором и третьем положении

,

.

следите

чтобы пальцы были выпрямлены Сначала сделайте упражнение

.

(

вместе с ребенком Затем предложите повторить самостоятельно до десяти

).

раз

-

:

Педагог психолог

!

Отлично

При помощи этих упражнений мы научились

,

улучшать

развитие нервной системы и речи ребёнка

а также развивать

.

мышление ребенка через движение

2:

Слайд

,

Давайте познакомимся с интересными играми

которые

.

помогут развивать внимание у детей

Внимание

-

,

это форма организации познавательной деятельности

.

направленной на выбранный объект

Характерной особенностью внимания

,

детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности

низкой

сосредоточенности

и

концентрации

на

внешних

объектах

.

: «

», «

вербального плана Игры для развития внимания

Найди отличия

Найди

», «

», «

», «

».

пару

Лабиринты

Дорисуй

Зачеркни

:

В старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания

,

значительно

возрастает

объём

и

устойчивость

появляются

элементы

произвольности

.

1.) «

».

Не пропусти животное

(

,

,

Хлопни в ладоши

если услышишь

слово

обозначающее животное

)

,

,

,

,

,

,

,

,

,

Машина

медведь

пулемёт

кенгуру

прыгун

чайник

лиса

фотограф ёж

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

кошка музыкант пирог тигр артист свеча лось обезьяна газета шутка рысь

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

солнце мышь голова берег зебра роща собака самовар волк пальто певец

,

,

,

,

,

,

,

енот бобр лошадь словарь водолаз вальс овца пулемётчик

2.)

«

».

Игра

Гимнастика внимания

(

)

развитие произвольного внимания

,

,

,

,

Раз два три четыре пять

начинаем мы играть

,

вы ребята не зевайте

,

слушайте что вам скажу

.

и при этом покажу

,

,

(

Называя части своего тела показывать их на себе

кладет на них руку

).

Дети

.

повторяют движения Затем начинает путать

,

,

детей называя одну часть тела

.

показывать другую

3.) «

».

Нарисуй

(

,

На листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика

).

,

один из них большой

Раскрась шары так чтобы большой шар был между

,

.

зеленым и синим а зеленый был рядом с красным

4.)

«

».

Игра Слово заблудилось

Цель

:

,

.

развитие произвольного внимания слухового восприятия

.

Взрослый произносит рифмованные и нерифмованные фразы Дети слушают и

.

подсказывают нужное слово

На полу из плошки молоко пьет

.

ложка

На поляне у дубочка собрала

.

кусочки дочка

Вкусная сварилась

Маша

.

Где большая

крошка

.

наша

На дворе большой

,

мороз отморозить можно

хвост

.

Испеки мне

утюжок

! –

просит бабушку

крючок

.

-

:

Педагог психолог

,

Очень

интересная

получилась

игра

которую Вы

с

!

легкостью сможете предложить детям для развлечения и развития дома

3

Слайд

:

-

Педагог психолог

:

,

Необходимо помнить

что игры на развитие

!

,

памяти не должны сильно утомлять ребенка Память

навык который лучше

.

всего нарабатывать постепенно

(

,

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие памяти зрительная слуховая

):

и тактильная

Память

,

это познавательный психический процесс заключающийся в

,

запоминании

сохранении

и

последующем воспроизведении

человеком

.

своего опыта

В

дошкольном возрасте

развивается

словесная

память

в

;

,

процессе

активного

освоения

речи

возникает

произвольная

память

,

связанная

с

возрастанием

регулирующей

роли

речи

появлением

.

произвольных механизмов поведения и деятельности

Для развития памяти

«

», «

», «

можно организовать игры

Запомни картинки

Повтори слова

Что ты

?», «

?», «

.

видел сегодня на улице

Что изменилось

Кого не стало

и др

1.)

«

».

Игра Запомни картинки

Цель

:

.

развитие у детей зрительной памяти

10

,

,

Родителям предлагается запомнить

картинок

например

игрушечный

,

,

,

автомобиль

конфета карандаш

,

кастрюля

,

,

,

,

расческа

ложка матрешка мяч

.

(

)

,

дерево В течение короткого времени взрослый ребенок запоминает что на

.

,

них нарисовано Затем картинки переворачиваются взрослый должен назвать

,

,

.

картинки которые запомнил остальные проверяют

-

Педагог психолог

:

,

Также Вы можете играть

дома с детьми

по очереди

,

.

перечисляя предметы и развивая память

2.)

«

».

Игра Что ты ел на обед

,

Попросите сына или дочку вспомнить какие блюда или продукты бывают на

«

» (

столе на букву

С

,

,

суп салат спагетти

).

«

»

Нужно вспомнить еду на букву

К

(

,

,

,

).

компот капуста колбаса котлета

И далее пройтись по всему алфавиту

.

3.)

«

…».

Игра Что бывает

:

Цель

,

.

Развивать память мышление

:

Материал

.

Мяч

:

Ход игры

,

,

,

.

Тут конечно каждый знает что каким у нас бывает

,

,

Перебрасывая мяч ребёнку различными способами взрослый задает вопрос

,

,

,

.

на который ребенок поймав мяч должен ответить после чего вернуть мяч

? (

Что бывает круглым

,

,

,

,

,

Мяч шар колесо солнце луна яблоко вишня

...)

? (

Что бывает длинным

,

,

,

,

,

Дорога река веревка нитка лента шнур

...)

? (

Что бывает высоким

,

,

,

,

Гора дерево человек дом шкаф

...)

? (

Что бывает зеленым

,

,

,

,

Трава деревья кусты кузнечики платье

...)

? (

Что бывает холодным

,

,

,

,

,

Вода снег лед роса иней камень ночь

...)

? (

Что бывает гладким

,

,

,

Стекло зеркало камень яблоко

...)

? (

Что бывает сладким

,

,

,

Сахар конфеты пирожки торты вафли

...)

? (

Что бывает шерстяным

,

,

,

Платье свитер варежки перчатки шапка

...)

? (

Что бывает колючим

,

,

,

,

Еж роза кактус иголки ель проволока

...)

? (

Что бывает острым

,

,

,

,

Нож шило стекло ножницы кинжал клинок

...)

? (

Что бывает легким

,

,

,

Пух перо вата снежинка

).

? (

Что бывает глубоким

,

,

,

,

Канава ров овраг колодец река ручей

...)

4.)

«

».

Игра Узнай предмет

«

Упражнением для тренировки тактильной памяти может стать игра

Узнай

».

,

предмет

Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза и по

.

очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы При этом их

,

,

названия вслух не произносятся малыш сам должен догадаться о том что это

.

,

(3-10)

,

за

вещь

После

того

как

ряд предметов

будет

обследован

ему

,

,

,

предлагают

назвать

все эти вещи

причем в той последовательности

в

.

,

которой они вкладывались в руку Сложность задания заключается в том что

2

ребенку

требуется

выполнять

мыслительные

операции

узнавание

и

запоминание

.

4:

Слайд

-

Педагог психолог

:

А теперь давайте разберем игры и упражнения на

.

развитие мышления ребенка

Именно с логического мышления начинается

.

формирование мировоззрения ребенка

В процессе развития логического

,

мышления

у

ребенка

формируются

умения

рассуждать

делать

,

-

.

умозаключения выстраивать причинно следственные связи

Мышление

-

,

опосредованное и обобщённое отражение действительности

,

вид умственной деятельности заключающейся в познании сущности вещей и

,

.

явлений

закономерных связей и отношений между ними

Для

развития

«

» (

мышления

можно организовать

игры

Ассоциации

например

,

летчик

,

,

),

самолет шлем штурвал

«

-

Предмет действие

» (

-

), «

кастрюля варить

Съедобное

несъедобное

», «

-

» (

?,

Вопрос ответ

Какой день следует за вторником У коровы

,

…,

?,

?

телёнок а у лошади

Что делают из муки

Кто работает в магазине

), «

Слово

»,

на ладошке

«

»

Найди общие признаки у предметов

.

и др

1.)

«4-

».

Игра

ый лишний

:

Цель

развивать

концентрацию

,

,

распределение

внимания

логическое

.

мышление

:

Материал

.

Мяч

Педагог

психолог

:

«

».

Поиграем в игру

Четвертый лишний

Три называемых

-

предметов имеют что то общее или их можно назвать одним объединяющим

.

.

.

,

словом А один объект не подходит к трем другим Он лишний Определите

.

какой предмет лишний

,

.

Распознаем мы сейчас что же лишнее у нас

1.

,

,

,

(

Помидор огурец яблоко морковь яблоко

)

2.

,

,

,

Корова заяц коза собака

(

заяц

)

3.

,

,

,

(

Сало молоко сметана сыр сало

)

4.

,

,

,

(

Самолет вентилятор гвоздь пчела гвоздь

)

5.

,

,

,

(

Сладкий горячий кислый соленый горячий

)

6.

,

,

,

(

Тоскливо скоро быстро торопливо тоскливо

)

7.

,

,

,

(

Секундомер весы термометр очки очки

)

8.

,

,

,

(

Кровать этажерка шкаф комод кровать

)

,

Таким образом с

помощью очень

простой игры можно развивать

.

мышление ребенка

-

,

,

Для понимания процесса развития мышления

вам уважаемые родители

«

» -

.

предлагаю немного поиграть

побыть в роли детей Внимательно слушайте

.

инструкцию и выполняйте задание

2.)

«

,

?».

Игра Что снаружи что внутри

,

Педагог называет пару предметов а

(

)

,

,

-

.

-

;

родители дети говорят что может быть снаружи а что

внутри Дом шкаф

-

;

-

;

-

;

-

;

-

книга

шкаф сумка

кошелек кошелек

деньги кастрюля каша аквариум

;

-

;

-

.

рыбы будка

собака нора

лиса

3.)

«

».

Игра Небылицы

,

Игра помогает формировать логическое мышление творческое воображение

:

.

Необходимый инвентарь мяч

:

,

Как играем в эту игру лучше играть всей семьей тогда ребенок быстрее

.

освоит ее

-

.

Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую либо фразу Если эта фраза

,

,

: «

», —

небылица то ловить мяч не надо например

Волк по лесу гуляет

игрок

. «

» —

. «

ловит мяч

Волк на дереве сидит

мяч ловить не нужно

Девочка рисует

» —

. «

» —

.

домик

игрок ловит мяч

Домик рисует девочку

мяч ловить не нужно и т

.

д

,

.

Старайтесь придумать как можно больше смешных нелепых фраз

,

.

Выиграет тот кто ни разу не ошибется

,

Играйте в эту игру чаще ведь ребенок этого возраста любит придумывать

,

.

перевертыши небылицы

:

«

»,

.

Закрепляем

поиграйте

в

Небылицы

используя

короткие

рассказы

: «

,

,

...

Например

На день рождения Вани дети ели яблоки мороженое печенье и

».

,

соленые конфеты

Ребенок должен исправить вашу ошибку и объяснить

.

почему это неверно

?

. «

Вы варите на кухне борщ Используйте и эту ситуацию для игры

Я кладу в

,

,

...

».

,

борщ свеклу

морковку

капусту

грушу

Посмейтесь вместе с ребенком

.

поменяйтесь ролями

.

:

:

Можно поиграть с картинками Например на картинке нарисовано лето

,

,

...

.

,

солнце

цветы бабочки и

снеговик

Спросите ребенка

почему снеговик

,

?

,

?

лишний что может с ним произойти Что придумать чтобы он не растаял

3-4

.

В следующий раз можете придумать до

небылиц в рассказе

:

Например

,

Сел воробушек на дом

.

Провалилась крыша

Под березою с котом

.

Пляшут польку мыши

.

Мухи съели паука

.

Рыбы ловят рыбака

,

На телегу села лошадь

.

Погоняет ездока

:

.

.

Автор В Чантурия

4.)

«

».

Игра Логические концовки

:

Цель

,

,

.

развивать логическое мышление воображение способность к анализу

:

Описание

:

детям предлагается закончить предложения

,

... (

Лимон кислый а сахар

сладкий

).

,

... (

Ты ходишь ногами а бросаешь

руками

).

,

... (

Если стол выше стула то стул

ниже стола

).

,

... (

Если два больше одного то один

меньше двух

).

,

... (

Если река глубже ручейка то ручеек

мельче реки

).

,

... (

Если сестра старше брата то брат

младше сестры

).

,

... (

Если правая рука справа то левая

слева

).

,

... (

Мальчики вырастают и становятся мужчинами а девочки

женщинами

).

5:

Слайд

Восприятие

целенаправленный и активный интеллектуальный

.

процесс

по

формированию образов

окружающего

мира

В

процессе

восприятия

у

старших

дошкольников

усиливается

роль

зрительного

,

.

сравнения

переработка

вербального материала

Адекватное

восприятие

сенсорных событий имеет

решающее

значение

для

развития

операций

.

(

мыслительной деятельности У дошкольников мы развиваем зрительное

,

цвет

,

форма

величина

),

(

слуховое

речевые

и

неречевые

звуки

),

тактильное

.

восприятие

-

А сейчас

.

предлагаю вам поиграть

1.)

«

Игра

Чудесный мешочек

». (

,

учет

различных видов восприятия

на

)

примере материалов

.

проводится с учетом возрастных особенностей детей

Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные

:

мелкие предметы пу

,

,

,

,

говицы разной величины наперсток

катушку

кубик

,

,

,

.

(

шарик

конфету

ручку

ластик

и

др

,

В

мешочке

лежат

предметы

изготовленные из различных материалов

).

:

Задание ребёнку

,

.

Определи на ощупь что это за вещи Если в игре участвуют

,

несколько детей

то надо попросить одного ре

бенка описывать каждый

,

,

(

предмет ощупывая его а второго если детей не

,

сколько то всех осталь

)

ных

.

угадать и назвать

,

.

Выигрывает тот

кто угадывает наибольшее количество

,

Например Ребенок

,

-

нащупывает предмет называет его и из чего сделан

деревянный кубик

.

,

,

Если ответы неправильные

следует предложить уточнить описание

,

подумать о чем еще следует рассказать

(

,

)

какой предмет на вкус по цвету

.

2.)

«

».

Игра Найди игрушку

,

4—5-

Направлена на развитие восприятия

а также внимания детей

летнего

.

возраста

(

10)

,

Несколько игрушек

до

может быть расставлено в комнате так чтобы не

.

,

,

,

бросались

в

глаза

Ведущий

а

им может

быть

и взрослый

и ребенок

-

,

,

,

облюбовав какую либо игрушку начинает рассказывать какая она что может

,

,

,

.

делать

какого цвета какой формы какой величины Участники игры могут

,

.

,

задавать вопросы а затем отправляются на поиски этой игрушки Тот

кто

,

.

находит игрушку сам становится ведущим

.

Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки

,

Игра продолжается

до тех пор

пока все дети не пройдут

через

роль

.

ведущего

3.)

«

».

Игра Зашиваем ковер

.

Предназначена для развития восприятия у детей дошкольного возраста

.

На красивом коврике оказались дырки Возле коврика расположены

,

,

несколько заплаток из них надо выбрать только те которые помогут закрыть

.

дырки

-

Педагог психолог

:

-

,

,

Наш мастер класс подошел к завершению надеемся

-

,

что вы узнали для себя что то новое и научились приемам способствующим

.

,

развитию психических процессов у детей Я надеюсь что данная информация

!

была для Вас полезна

,

Подводя итог

хотелось бы обратить внимание родителей на

важные

:

моменты

№6:

Слайд

1.

: 10-15

Играйте с ребенком регулярно

минут в день и не забывайте оценивать

.

успехи ребенка

2.

-

,

Игра

это своеобразный ключ в руках родителей ключ в организации

.

воспитания и развития ребенка

3.

.

,

Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей Главное

,

чтобы в

этот

момент

ребенку

самому

хотелось

заниматься

поэтому

не

.

навязывайте ему свои желания и не превращайте игру в скучный урок

4.

Стараться

сбалансировать

желания

ребенка

в

рамках

разумности

и

.

.

безопасности Позволяйте детям играть более весомую роль в их жизни Для

,

этого предложите ребёнку несколько вариантов для принятия им решения но

будьте готовы принять выбор вашего ребёнка

,

,

Желаю чтобы у вас было время не только воспитывать ваших детей но и

,

,

.

играть немножко шалить с ними вместе разбираться с правилами новой игры

,

Уважаемые родители

хотелось

бы узнать

Ваше мнение по поводу

-

.

,

?

проведенного мастер класса Что Вам понравилось что не понравилось

Что

? (

было для Вас интересным и полезным

заполнение анкеты

).

,

Педагог раздает родителям буклеты с описанием игр и упражнений в

.

которые родители могут играть вместе с детьми самостоятельно

Приложение

Анкета

!

Уважаемые родители

.

Просим Вас поделиться своим мнением и комментариями

1.

-

?

Актуальна ли для Вас тема мастер класса

да

нет

___________________________________________________________________

другое

2.

-

Считаете ли Вы целесообразным применение материалов мастер класса в

?

воспитании Вашего ребёнка

да

нет

___________________________________________________________________

другое

3.

-

(

)

Оцените организацию и проведение мастер класса в баллах обведите

1 2

3 4 5

!

Благодарим Вас за сотрудничество

Анкета

!

Уважаемые родители

.

Просим Вас поделиться своим мнением и комментариями

1.

-

?

Актуальна ли для Вас тема мастер класса

да

нет

___________________________________________________________________

другое

2.

-

Считаете ли Вы целесообразным применение материалов мастер класса в

?

воспитании Вашего ребёнка

да

нет

___________________________________________________________________

другое

3.

-

(

)

Оцените организацию и проведение мастер класса в баллах обведите

1 2

3 4 5

!

Благодарим Вас за сотрудничество



В раздел образования