Автор: Тимофеева Ирина Марковна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Сланцевский детский сад №3 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Сланцы, Ленинградская область
Наименование материала: мастер-класс для родителей
Тема: "Играя, развиваем познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
-
Мастер класс для родителей
«
,
Играя развиваем познавательные процессы у детей
»
старшего дошкольного возраста
:
Цель
Овладение
родителями
основными
приемами
развития
.
познавательных процессов у детей с ТНР в домашних условиях
:
Задачи
1.
Расширить
знания
родителей
об
особенностях
формирования
.
познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ТНР
2.
Рассказать о влиянии развивающих игр на уровень интеллектуального
.
развития детей
3.
Обучить родителей игровым приемам формирования познавательных
.
процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
:
Предварительная работа
-
,
,
подбор
дидактических
игр
пособий
для
развития
внимания
,
,
,
;
восприятия
памяти мышления воображения
-
;
разработка анкеты
-
.
изготовление буклета для родителей
:
Материалы и оборудование
,
бумага и ручки по количеству участников
«
»,
материал
к
игре
Чудесный
мешочек
предметные
картинки
к
игре
«
-
», 10
«
»,
Картинки загадки
картинок к игре
Запомни картинки
релаксационная
.
музыка
-
:
Ход мастер класса
-
Педагог психолог
:
!
,
Добрый день уважаемые родители
Спасибо что отложив
,
!
,
все дела Вы пришли на эту встречу Тема которая станет предметом нашего
,
«
5-7
обсуждения очень актуальна
Развитие познавательных процессов детей
».
лет
№ 1
Слайд
“
-
,
Расскажи и я забуду
-
,
покажи и я запомню
-
”.
дай попробовать
и я пойму
-
:
Педагог психолог
В
дошкольном
возрасте
формируются
основные
:
,
,
познавательные
психические
процессы
человека
внимание
память
,
,
,
,
5-7
мышление речь воображение восприятие а возраст
лет является очень
,
важным периодом в развитии этих процессов
подготавливая ребенка к
—
.
большому старту
к школьному обучению
Психические процессы делают
,
–
марафонский рывок превращая несведущего малыша в активную личность
,
,
.
мыслящую
действующую
занимающуюся
творчеством
Сегодня
хочу
,
представить
вашему
вниманию
игры
направленные
на
развитие
,
.
познавательных процессов
которые мы используем в своей работе Чтобы
добиться наибольших результатов вы можете тоже играть в них со своими
.
,
детьми в домашних условиях Несмотря на то что каждому психическому
,
процессу отводится
свое место
все они тесно взаимодействуют
друг
с
.
другом
Без
внимания
невозможно
восприятие
и
запоминание
нового
.
материала
Без
восприятия и памяти станут
неосуществимыми операции
.
мышления
,
,
Итак сегодня вы не только познакомитесь с такими играми но и сможете
.
поиграть в них
Сейчас я представлю Вам подборку кинезиологических упражнений и
,
игр с
детьми в
домашних условиях
которые
направлены на
развитие
.
познавательных процессов
?
Что
же
такое
кинезиология
—
Кинезиология
наука
о
развитии
,
головного мозга через движение о развитии
умственных способностей через
определенные двигательные упражнения
.
Кинезиологические
упражнения
способствуют
развитию
;
межполушарной
специализации
развитию мелкой
моторики
;
развитию
памяти
,
,
внимания речи
,
мышления
.
Проведение кинезиологических упражнений
:
с родителями
1.) «
1»
Колечко
,
Последовательно соединять большой палец сначала с указательным потом со
–
.
всеми остальными
это будет прямой порядок
Задание сначала нужно
,
.
,
сделать пальцами одной руки затем другой Усвоив алгоритм движения
.
выполняют синхронно обеими руками
2.) «
–
–
»
Кулак
ребро
ладонь
.
Выполнять движения желательно на поверхности стола Движения должны
,
.
быть четкими с четкой последовательностью Во втором и третьем положении
,
.
следите
чтобы пальцы были выпрямлены Сначала сделайте упражнение
.
(
вместе с ребенком Затем предложите повторить самостоятельно до десяти
).
раз
-
:
Педагог психолог
!
Отлично
При помощи этих упражнений мы научились
,
улучшать
развитие нервной системы и речи ребёнка
а также развивать
.
мышление ребенка через движение
2:
Слайд
,
Давайте познакомимся с интересными играми
которые
.
помогут развивать внимание у детей
Внимание
-
,
это форма организации познавательной деятельности
.
направленной на выбранный объект
Характерной особенностью внимания
,
детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности
низкой
сосредоточенности
и
концентрации
на
внешних
объектах
.
: «
», «
вербального плана Игры для развития внимания
Найди отличия
Найди
», «
», «
», «
».
пару
Лабиринты
Дорисуй
Зачеркни
:
В старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания
,
значительно
возрастает
объём
и
устойчивость
появляются
элементы
произвольности
.
1.) «
».
Не пропусти животное
(
,
,
Хлопни в ладоши
если услышишь
слово
обозначающее животное
)
,
,
,
,
,
,
,
,
,
Машина
медведь
пулемёт
кенгуру
прыгун
чайник
лиса
фотограф ёж
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
кошка музыкант пирог тигр артист свеча лось обезьяна газета шутка рысь
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
солнце мышь голова берег зебра роща собака самовар волк пальто певец
,
,
,
,
,
,
,
…
енот бобр лошадь словарь водолаз вальс овца пулемётчик
2.)
«
».
Игра
Гимнастика внимания
(
)
развитие произвольного внимания
,
,
,
,
Раз два три четыре пять
начинаем мы играть
,
вы ребята не зевайте
,
слушайте что вам скажу
.
и при этом покажу
,
,
(
Называя части своего тела показывать их на себе
кладет на них руку
).
Дети
.
повторяют движения Затем начинает путать
,
,
детей называя одну часть тела
.
показывать другую
3.) «
».
Нарисуй
(
,
На листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика
).
,
один из них большой
Раскрась шары так чтобы большой шар был между
,
.
зеленым и синим а зеленый был рядом с красным
4.)
«
».
Игра Слово заблудилось
Цель
:
,
.
развитие произвольного внимания слухового восприятия
.
Взрослый произносит рифмованные и нерифмованные фразы Дети слушают и
.
подсказывают нужное слово
На полу из плошки молоко пьет
.
ложка
На поляне у дубочка собрала
.
кусочки дочка
Вкусная сварилась
Маша
.
Где большая
крошка
.
наша
На дворе большой
,
мороз отморозить можно
хвост
.
Испеки мне
утюжок
! –
просит бабушку
крючок
.
-
:
Педагог психолог
,
Очень
интересная
получилась
игра
которую Вы
с
!
легкостью сможете предложить детям для развлечения и развития дома
3
Слайд
:
-
Педагог психолог
:
,
Необходимо помнить
что игры на развитие
!
–
,
памяти не должны сильно утомлять ребенка Память
навык который лучше
.
всего нарабатывать постепенно
(
,
Предлагаю вашему вниманию игры на развитие памяти зрительная слуховая
):
и тактильная
Память
–
,
это познавательный психический процесс заключающийся в
,
запоминании
сохранении
и
последующем воспроизведении
человеком
.
своего опыта
В
дошкольном возрасте
развивается
словесная
память
в
;
,
процессе
активного
освоения
речи
возникает
произвольная
память
,
связанная
с
возрастанием
регулирующей
роли
речи
появлением
.
произвольных механизмов поведения и деятельности
Для развития памяти
«
», «
», «
можно организовать игры
Запомни картинки
Повтори слова
Что ты
?», «
?», «
?»
.
видел сегодня на улице
Что изменилось
Кого не стало
и др
1.)
«
».
Игра Запомни картинки
Цель
:
.
развитие у детей зрительной памяти
10
,
,
Родителям предлагается запомнить
картинок
например
игрушечный
,
,
,
автомобиль
конфета карандаш
,
кастрюля
,
,
,
,
расческа
ложка матрешка мяч
.
(
)
,
дерево В течение короткого времени взрослый ребенок запоминает что на
.
,
них нарисовано Затем картинки переворачиваются взрослый должен назвать
,
,
.
картинки которые запомнил остальные проверяют
-
Педагог психолог
:
,
Также Вы можете играть
дома с детьми
по очереди
,
.
перечисляя предметы и развивая память
2.)
«
».
Игра Что ты ел на обед
,
Попросите сына или дочку вспомнить какие блюда или продукты бывают на
«
» (
столе на букву
С
,
,
суп салат спагетти
).
«
»
Нужно вспомнить еду на букву
К
(
,
,
,
).
компот капуста колбаса котлета
И далее пройтись по всему алфавиту
.
3.)
«
…».
Игра Что бывает
:
Цель
,
.
Развивать память мышление
:
Материал
.
Мяч
:
Ход игры
,
,
,
.
Тут конечно каждый знает что каким у нас бывает
,
,
Перебрасывая мяч ребёнку различными способами взрослый задает вопрос
,
,
,
.
на который ребенок поймав мяч должен ответить после чего вернуть мяч
•
? (
Что бывает круглым
,
,
,
,
,
Мяч шар колесо солнце луна яблоко вишня
...)
•
? (
Что бывает длинным
,
,
,
,
,
Дорога река веревка нитка лента шнур
...)
•
? (
Что бывает высоким
,
,
,
,
Гора дерево человек дом шкаф
...)
•
? (
Что бывает зеленым
,
,
,
,
Трава деревья кусты кузнечики платье
...)
•
? (
Что бывает холодным
,
,
,
,
,
Вода снег лед роса иней камень ночь
...)
•
? (
Что бывает гладким
,
,
,
Стекло зеркало камень яблоко
...)
•
? (
Что бывает сладким
,
,
,
Сахар конфеты пирожки торты вафли
...)
•
? (
Что бывает шерстяным
,
,
,
Платье свитер варежки перчатки шапка
...)
•
? (
Что бывает колючим
,
,
,
,
Еж роза кактус иголки ель проволока
...)
•
? (
Что бывает острым
,
,
,
,
Нож шило стекло ножницы кинжал клинок
...)
•
? (
Что бывает легким
,
,
,
Пух перо вата снежинка
).
•
? (
Что бывает глубоким
,
,
,
,
Канава ров овраг колодец река ручей
...)
4.)
«
».
Игра Узнай предмет
«
Упражнением для тренировки тактильной памяти может стать игра
Узнай
».
,
предмет
Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза и по
.
очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы При этом их
,
,
названия вслух не произносятся малыш сам должен догадаться о том что это
.
,
(3-10)
,
за
вещь
После
того
как
ряд предметов
будет
обследован
ему
,
,
,
предлагают
назвать
все эти вещи
причем в той последовательности
в
.
,
которой они вкладывались в руку Сложность задания заключается в том что
2
–
ребенку
требуется
выполнять
мыслительные
операции
узнавание
и
запоминание
.
4:
Слайд
-
Педагог психолог
:
А теперь давайте разберем игры и упражнения на
.
развитие мышления ребенка
Именно с логического мышления начинается
.
формирование мировоззрения ребенка
В процессе развития логического
,
мышления
у
ребенка
формируются
умения
рассуждать
делать
,
-
.
умозаключения выстраивать причинно следственные связи
Мышление
-
,
опосредованное и обобщённое отражение действительности
,
вид умственной деятельности заключающейся в познании сущности вещей и
,
.
явлений
закономерных связей и отношений между ними
Для
развития
«
» (
мышления
можно организовать
игры
Ассоциации
например
,
–
летчик
,
,
),
самолет шлем штурвал
«
-
Предмет действие
» (
-
), «
кастрюля варить
Съедобное
–
несъедобное
», «
-
» (
?,
Вопрос ответ
Какой день следует за вторником У коровы
,
…,
?,
?
телёнок а у лошади
Что делают из муки
Кто работает в магазине
), «
Слово
»,
на ладошке
«
»
Найди общие признаки у предметов
.
и др
1.)
«4-
».
Игра
ый лишний
:
Цель
развивать
концентрацию
,
,
распределение
внимания
логическое
.
мышление
:
Материал
.
Мяч
–
Педагог
психолог
:
«
».
Поиграем в игру
Четвертый лишний
Три называемых
-
предметов имеют что то общее или их можно назвать одним объединяющим
.
.
.
,
словом А один объект не подходит к трем другим Он лишний Определите
.
какой предмет лишний
,
.
Распознаем мы сейчас что же лишнее у нас
1.
,
,
,
(
Помидор огурец яблоко морковь яблоко
)
2.
,
,
,
Корова заяц коза собака
(
заяц
)
3.
,
,
,
(
Сало молоко сметана сыр сало
)
4.
,
,
,
(
Самолет вентилятор гвоздь пчела гвоздь
)
5.
,
,
,
(
Сладкий горячий кислый соленый горячий
)
6.
,
,
,
(
Тоскливо скоро быстро торопливо тоскливо
)
7.
,
,
,
(
Секундомер весы термометр очки очки
)
8.
,
,
,
(
Кровать этажерка шкаф комод кровать
)
,
Таким образом с
помощью очень
простой игры можно развивать
.
мышление ребенка
-
,
,
Для понимания процесса развития мышления
вам уважаемые родители
«
» -
.
предлагаю немного поиграть
побыть в роли детей Внимательно слушайте
.
инструкцию и выполняйте задание
2.)
«
,
?».
Игра Что снаружи что внутри
,
Педагог называет пару предметов а
(
)
,
,
-
.
-
;
родители дети говорят что может быть снаружи а что
внутри Дом шкаф
-
;
-
;
-
;
-
;
-
книга
шкаф сумка
кошелек кошелек
деньги кастрюля каша аквариум
;
-
;
-
.
рыбы будка
собака нора
лиса
3.)
«
».
Игра Небылицы
,
Игра помогает формировать логическое мышление творческое воображение
:
.
Необходимый инвентарь мяч
◈
:
,
Как играем в эту игру лучше играть всей семьей тогда ребенок быстрее
.
освоит ее
◈
-
.
—
Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую либо фразу Если эта фраза
,
,
: «
», —
небылица то ловить мяч не надо например
Волк по лесу гуляет
игрок
. «
» —
. «
ловит мяч
Волк на дереве сидит
мяч ловить не нужно
Девочка рисует
» —
. «
» —
.
домик
игрок ловит мяч
Домик рисует девочку
мяч ловить не нужно и т
.
д
◈
,
.
Старайтесь придумать как можно больше смешных нелепых фраз
◈
,
.
Выиграет тот кто ни разу не ошибется
◈
,
Играйте в эту игру чаще ведь ребенок этого возраста любит придумывать
,
.
перевертыши небылицы
◈
:
«
»,
.
Закрепляем
поиграйте
в
Небылицы
используя
короткие
рассказы
: «
,
,
...
Например
На день рождения Вани дети ели яблоки мороженое печенье и
».
,
соленые конфеты
Ребенок должен исправить вашу ошибку и объяснить
.
почему это неверно
◈
?
. «
Вы варите на кухне борщ Используйте и эту ситуацию для игры
Я кладу в
,
,
...
».
,
борщ свеклу
морковку
капусту
грушу
Посмейтесь вместе с ребенком
.
поменяйтесь ролями
◈
.
:
:
Можно поиграть с картинками Например на картинке нарисовано лето
,
,
...
.
,
солнце
цветы бабочки и
снеговик
Спросите ребенка
почему снеговик
,
?
,
?
лишний что может с ним произойти Что придумать чтобы он не растаял
◈
3-4
.
В следующий раз можете придумать до
небылиц в рассказе
:
Например
,
Сел воробушек на дом
.
Провалилась крыша
Под березою с котом
.
Пляшут польку мыши
.
Мухи съели паука
.
Рыбы ловят рыбака
,
На телегу села лошадь
.
Погоняет ездока
:
.
.
Автор В Чантурия
4.)
«
».
Игра Логические концовки
:
Цель
,
,
.
развивать логическое мышление воображение способность к анализу
:
Описание
:
детям предлагается закончить предложения
•
,
... (
Лимон кислый а сахар
сладкий
).
•
,
... (
Ты ходишь ногами а бросаешь
руками
).
•
,
... (
Если стол выше стула то стул
ниже стола
).
•
,
... (
Если два больше одного то один
меньше двух
).
•
,
... (
Если река глубже ручейка то ручеек
мельче реки
).
•
,
... (
Если сестра старше брата то брат
младше сестры
).
•
,
... (
Если правая рука справа то левая
слева
).
•
,
... (
Мальчики вырастают и становятся мужчинами а девочки
женщинами
).
5:
Слайд
Восприятие
–
целенаправленный и активный интеллектуальный
.
процесс
по
формированию образов
окружающего
мира
В
процессе
восприятия
у
старших
дошкольников
усиливается
роль
зрительного
,
.
сравнения
переработка
вербального материала
Адекватное
восприятие
сенсорных событий имеет
решающее
значение
для
развития
операций
.
(
мыслительной деятельности У дошкольников мы развиваем зрительное
,
цвет
,
форма
величина
),
(
слуховое
речевые
и
неречевые
звуки
),
тактильное
.
восприятие
-
А сейчас
.
предлагаю вам поиграть
1.)
«
Игра
Чудесный мешочек
». (
,
учет
различных видов восприятия
на
)
примере материалов
.
проводится с учетом возрастных особенностей детей
Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные
:
мелкие предметы пу
,
,
,
,
говицы разной величины наперсток
катушку
кубик
,
,
,
.
(
шарик
конфету
ручку
ластик
и
др
,
В
мешочке
лежат
предметы
изготовленные из различных материалов
).
:
Задание ребёнку
,
.
Определи на ощупь что это за вещи Если в игре участвуют
,
несколько детей
то надо попросить одного ре
бенка описывать каждый
,
,
(
предмет ощупывая его а второго если детей не
,
сколько то всех осталь
)
ных
.
угадать и назвать
,
.
Выигрывает тот
кто угадывает наибольшее количество
,
Например Ребенок
,
-
нащупывает предмет называет его и из чего сделан
деревянный кубик
.
,
,
Если ответы неправильные
следует предложить уточнить описание
,
подумать о чем еще следует рассказать
(
,
)
какой предмет на вкус по цвету
.
2.)
«
».
Игра Найди игрушку
,
4—5-
Направлена на развитие восприятия
а также внимания детей
летнего
.
возраста
(
10)
,
Несколько игрушек
до
может быть расставлено в комнате так чтобы не
.
,
,
,
бросались
в
глаза
Ведущий
а
им может
быть
и взрослый
и ребенок
-
,
,
,
облюбовав какую либо игрушку начинает рассказывать какая она что может
,
,
,
.
делать
какого цвета какой формы какой величины Участники игры могут
,
.
,
задавать вопросы а затем отправляются на поиски этой игрушки Тот
кто
,
.
находит игрушку сам становится ведущим
.
Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки
,
Игра продолжается
до тех пор
пока все дети не пройдут
через
роль
.
ведущего
3.)
«
».
Игра Зашиваем ковер
.
Предназначена для развития восприятия у детей дошкольного возраста
.
На красивом коврике оказались дырки Возле коврика расположены
,
,
несколько заплаток из них надо выбрать только те которые помогут закрыть
.
дырки
-
Педагог психолог
:
-
,
,
Наш мастер класс подошел к завершению надеемся
-
,
что вы узнали для себя что то новое и научились приемам способствующим
.
,
развитию психических процессов у детей Я надеюсь что данная информация
!
была для Вас полезна
,
Подводя итог
хотелось бы обратить внимание родителей на
важные
:
моменты
№6:
Слайд
1.
: 10-15
Играйте с ребенком регулярно
минут в день и не забывайте оценивать
.
успехи ребенка
2.
-
,
Игра
это своеобразный ключ в руках родителей ключ в организации
.
воспитания и развития ребенка
3.
.
,
Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей Главное
,
чтобы в
этот
момент
ребенку
самому
хотелось
заниматься
поэтому
не
.
навязывайте ему свои желания и не превращайте игру в скучный урок
4.
Стараться
сбалансировать
желания
ребенка
в
рамках
разумности
и
.
.
безопасности Позволяйте детям играть более весомую роль в их жизни Для
,
этого предложите ребёнку несколько вариантов для принятия им решения но
будьте готовы принять выбор вашего ребёнка
,
,
Желаю чтобы у вас было время не только воспитывать ваших детей но и
,
,
.
играть немножко шалить с ними вместе разбираться с правилами новой игры
,
Уважаемые родители
хотелось
бы узнать
Ваше мнение по поводу
-
.
,
?
проведенного мастер класса Что Вам понравилось что не понравилось
Что
? (
было для Вас интересным и полезным
заполнение анкеты
).
,
Педагог раздает родителям буклеты с описанием игр и упражнений в
.
которые родители могут играть вместе с детьми самостоятельно
Приложение
Анкета
!
Уважаемые родители
.
Просим Вас поделиться своим мнением и комментариями
1.
-
?
Актуальна ли для Вас тема мастер класса
да
нет
___________________________________________________________________
другое
2.
-
Считаете ли Вы целесообразным применение материалов мастер класса в
?
воспитании Вашего ребёнка
да
нет
___________________________________________________________________
другое
3.
-
(
)
Оцените организацию и проведение мастер класса в баллах обведите
1 2
3 4 5
!
Благодарим Вас за сотрудничество
Анкета
!
Уважаемые родители
.
Просим Вас поделиться своим мнением и комментариями
1.
-
?
Актуальна ли для Вас тема мастер класса
да
нет
___________________________________________________________________
другое
2.
-
Считаете ли Вы целесообразным применение материалов мастер класса в
?
воспитании Вашего ребёнка
да
нет
___________________________________________________________________
другое
3.
-
(
)
Оцените организацию и проведение мастер класса в баллах обведите
1 2
3 4 5
!
Благодарим Вас за сотрудничество