Автор: Лебедева Светлана Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ- детский сад № 31
Населённый пункт: Свердловская область, город Екатеринбург
Наименование материала: Познавательное развитие детей 4-5 лет ( опытно-экспериментальная деятельность)
Тема: Конспект занятия в средней группе. «Посадка семян »
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в средней группе.
«Посадка семян »
Образовательная область: Познавательное развитие ( опытно-экспериментальная деятельность).
Цель: Развивать представления детей о жизни растения, его размножении, строении.
Задачи:
-Познавательная: развивать познавательный интерес к цветам;
-Образовательная: познакомить с последовательностью при посадке семян для
выращивания рассады; учить детей правильной посадке семян на рассаду;
-Развивающая: развивать экологическое мышление в процессе проведения занятия.
-Воспитательная: воспитывать трудолюбие, ответственность за посаженные растения, желание
ухаживать за ними.
Предварительная работа
:
Беседы о растениях, рассматривание иллюстраций с изображением цветов, чтение стихов о
весенних цветах, рассматривание схемы цветка, рисование цветов различными методами,
разгадывание загадок о цветах, разучивание пальчиковой гимнастики о цветах.
Практическая деятельность: уход за комнатными растениями дома, посадка семян и отростков
цветов вместе с родителями
Материалы: Плакат с изображением разнообразия цветов, карточки с изображением
последовательности роста цветка, схема последовательности посадки семян цветов, иллюстрация
с изображением цветов ,которые дети будут высаживать, подготовленные к посеву семена этих
цветов, лупа для рассматривания семян, почва, поддон с пластиковым ящиком для рассады,
палочки для рыхления, лейки с водой, клеёнка , фартук, нарукавники, резиновые перчатки,
посылка , письмо.
Ход занятия:
Организационный момент:
-Нам прислали письмо и посылку . Кто же нам это прислал? Что же они пишут нам, давайте
узнаем.
Читаю письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята из средней группы. Мы жители «Цветочного
города» очень любим цветы. В нашем волшебном городе их растет очень много. Они разные, но
все очень красивые. Мы знаем, что вы трудолюбивые ребята и любите цветы. И поэтому хотим
сделать вам подарок. Но прежде чем вам его отдать вы должны будите выполнить наши
задания».
-Ребята хотите получить подарок?
-Тогда постарайтесь.
Задание 1
(отгадать, как называется цветок)
Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый беленький цветок!
(Подснежник)
Этот цветок распускается в мае,
Белые бусинки он одевает.
(Ландыш)
Облако на ножке
У меня в ладошке.
Мне не утерпелось.
Дунул - разлетелось…
(Одуванчик)
Ее стихия -вазы и кашпо,
Не надо ей обильные поливы…
Побеги могут быть спадающим жабо,
на клумбах красок смесь и переливы.
( Петунья)
Ребята ,а я ещё прочту стихотворение об этом цветке:
Ясным вечером к петунье
Прилетела щебетунья.
И сказала щебетунья
Очень розовой петунье:
— Что за дивный аромат!
Пахнешь ты — как целый сад.
Согласилась с птичкой Тая:
— Слаще запаха не знаю!
Согласилась с Таей Настя:
— Так, наверно, пахнет счастье!
И от похвалы такой
Потерял цветок покой.
Он совсем не отдыхает,
День и ночь благоухает.
На десятом этаже
Аромат его уже.
-Ребята давайте рассмотри цветы петуньи( показываю картинки)
-И ещё об одном цветке хочу вам рассказать –это хризантема, название очень сложное , а
переводится , как золотистые антенны! ( рассматривают картинки)
Задание второе
- Жители «Цветочного города» спрашивают, знаете вы, что нужно, чтобы вырастить цветы? За
зиму у них перепутались все инструменты. И они просят вас выбрать, что нужно для посадки
семян.
Игра «Выбери нужное» (дети отбирают по одному предмету, объясняют зачем). Земля в
стаканчике, лейка, палочка, фартук, клеенка, семена (не нужно молоток, пила.), предметы по
количеству детей.
Дети выбирают нужное в корзину.
-Молодцы, знаете, что нужно для посадки.
Физминутка
В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)
Наклонюсь к цветам поближе (наклон вперед)
Красоту их всю увижу,(руки вперед)
Нежный чудный аромат(руки поочередно к носу)
Ощутить я тоже рад! (наклон вперед)
Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)
Много будет красоты (развести руки)
-Вот мы выполнили все задания правильно и жители «Цветочного города» хотят сделать вам
подарок. Чтобы он появился, закройте все глаза.
Раз, два, три - подарок к нам приди (2 раза).
Дети открывают глаза перед ними в тарелочке семена петуньи и хризантемы.
Ребята, посмотрите, что это? (семена). Как вы думаете, каких растений это семена? ( цветов)
Да ,это семена петуньи и хризантемы.
Вот так хитрые семена , их почти не видно.
Предлагаю рассмотреть их с помощью лупы. ( рассматривают семена)
- Вы только представьте, каким красивым станет наш участок, когда зацветет петунья . Но яркие,
красивые цветы появляются не сразу, сначала, будущий цветок спит и набирается сил в своей
растительной колыбели, укутанный в свои растительные пелёнки. (показываю изображение
семян на картинке с поэтапным развитием семени)приложение№1
Для дальнейшего роста и развития растения необходимо позаботиться о нём: накормить,
напоить, согреть. У цветов, существует своя пища. (Показываю почву). В почве содержится
много полезных для растения веществ. Каждое растение, каждый цветок, требует своей пищи, и
все любят воду. Семечко – колыбельку прячут в питательную почву и поливают. (Показываю на
картинке схему посадки семян) приложение №2 . В тёплой, влажной земле малыш цветок
начинает пробуждаться и расти, расти, расти. И вот он уже подрос и пелёнки стали ему малы,
малыш – цветок начинает вылезать из них. Но это ещё не цветок, это только росток. (
показ ,приложение №1) Росток начинает расти, стебель его крепнет, на стебле появляются
листья, листьев становится всё больше. ( схема строения цветка -приложение №3) И вот
появляется бутон, в котором спит сам цветок. (показ , приложение№1). Ещё чуть – чуть и
нашему взору он раскроет свою неповторимую красоту. Рождение цветка – это настоящее чудо.
Мы будем им любоваться и восхищаться. Что же нам нужно, дети, чтобы вырастить цветы?
Ответы детей: Семена, почва, вода, свет.
Практическая часть №1:
Подходим к столу , где стоит ящик и земля ( в контейнере) вода в лейках, палочки для рыхления,
семена, фартук, шапочки , нарукавники. Дети одевают фартуки.
-Любое дело получается хорошо, если его делать с хорошим настроением. Давайте улыбкой
покажем свое настроение.
Прежде, чем мы будем сажать семена, давайте вспомним, как нужно это делать. ( схема
№2)Насыпаем землю , разравниваем её ( земля влажная). И теперь палочкой делаем лунку для
посадки семян. Вот так (показ). Берем семена, кладем каждое семя в лунку и присыпаем землей.
Заключительная часть.
Ребята, а что необходимо семенам, чтобы они выросли в красивые цветы (поливать, свет, тепло).
Как вы думаете, где им будет тепло и светло? (на подоконнике). Давайте вспомним, семена,
какого цветка мы посадили. Давайте приведем в порядок наши рабочие места.
Практическая часть №2
Пересадка рассады в стаканчики.
Воспитатель показывает ростки семян , объясняет что росткам будет тесно в ящике и для того
чтобы рассады была сильной, её нужно рассадить. Ростки очень хрупкие ,корни слабые , поэтому
стараюсь захватить его с землёй , очень аккуратно ( показываю ). Дети разглядывают их,
отмечая маленькие размеры. Затем дети разравнивают почву, поливают землю в стаканчиках ,
делают углубления, садят рассаду , осторожно прикапывают посаженную рассаду. Поддон
ставится на подоконник. На поддоне крепится картинка с изображением цветов, которые дети
посадили.
Подведение итогов
- Ребята, сегодня мы с вами хорошо потрудились. Давайте вспомним, что мы сегодня делали
(ответы детей). Теперь мы будем с нетерпением ждать, когда наша рассада подрастёт. А когда
она подрастёт, мы высадим их на клумбу на нашем участке. И они будут радовать нас все лето
своими красивыми цветами. Сейчас мы прибираем за собой свое рабочее место и идем мыть
руки.
Приложение№1
Приложение№2
Приложение №3