Автор: Ясинская Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Лазорики" г. Волгодонска
Населённый пункт: город Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: Консультация
Тема: Блоки Дьенеша
Раздел: дошкольное образование
Блоки Дьенеша: описание, цели и задачи, правила и
примеры игр
Видя
первый
раз
блоки
Дьенеша,
можно
принять
их
за
обычные
геометрические
фигурки
и
разные
строительные
части
какого-то
конструктора. Но на самом деле не все так просто, как кажется
.
Блоки
Дьенеша
–
это
универсальный
дидактический
материал,
позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития
детей.
Данные
методические
рекомендации
адресованы
педагогам
и
родителям.
Данный
набор
содержит
в
себе
48 (объемных,
неповторяющихся,
распространенных) геометрических
форм,
которые
демонстрируют
основные характеристики окружающих предметов. Работа с
этими
понятиями (размер, цвет, толщина, форма) учит ребенка анализировать
информацию. Постепенно он узнает, что можно сравнивать, обобщать,
классифицировать.
Именно он подарил детям всех стран прекрасный способ развить и
осмыслить математическую сторону реальной действительности. Он очень
хотел создать что-то такое, что сделает освоение точной математической
науки комфортным, интересным и занимательным. В итоге он достиг своей
цели
и
разработал
прекрасную
методику,
которая
является весьма
популярной среди педагогов и родителей.
Исследуя
особенности
развития
умственных
способностей
у
детей-
дошкольников,
Дьенеш
сделал
важное
умозаключение: дети
неплохо
справляются с освоением чисел и простой арифметикой, но они крайне
слабы в осознании абстракций. Ребенок ищет ответ, зачастую используя
уже известный ему шаблон (схему). Но поиск не всегда оказывается
удачным. На основе этого факта Дьенеш придумал способ, позволяющий
ознакомиться
со
сложными
абстрактными
категориями
в
доступной
визуальной
форме.
Такой
подход
является важной
составляющей
подготовки к дальнейшему обучению ребенка в школе.
Цели и задачи:
Ознакомление детей со свойствами предметов: цветом, формой, размером;
Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать,
классифицировать, обобщать, абстрагирова и др.
Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
Развитие познавательных процессов восприятия, памяти, внимания,
воображения;
Развитие творческих способностей.
Принципы работы с блоками Дьенеша
При организации работы необходимо учитывать следующие принципы:
1. Принцип систематичности и последовательности.
Работу по изучению материала построена так, чтобы новые знания детей
опирались на ранее полученные. Планирование отражает последовательность
в изучении и закреплении материала.
2. Принцип наглядности.
Этот принцип имеет особенно важное значение, потому что мышление
ребенка носит наглядно - образный характер. Поэтому этот принцип
реализуется через создание предметно - развивающей среды (логические
блоки, схемы, чертежи, знаки – символы).
3. Принцип индивидуального подхода.
При реализации этого принципа необходимо учитывать высокую
эмоциональность и возбудимость детей, а также их быструю утомляемость,
учитывать характер детей, особенности мышления. Работу с детьми
организовывать с учётом их «зоны ближайшего развития». Обучение строить
таким образом: «от близкого к далёкому», от простого к сложному, от
знакомого к незнакомому».
Организация работы
Прежде чем приступать к играм и упражнениям нужно предоставить детям
возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть
они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В
процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они
имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Большое познавательное
значение имеет складывание из геометрических фигур Дьенеша домиков,
машинок, башен, скворечников и т.п. В процессе постройки дети
убеждаются, что во всем комплекте нет совершенно одинаковых
геометрических фигур. Некоторым детям трудно строить из неодинаковых
геометрических фигур Дьенеша, но некоторые прекрасно справляются.
Например, большое толстое красное колесо можно получить путем
соединения двух тонких той же величины, одно из которых красное(кладется
сверху).
Заострять внимание детей на термине “блок” не имеет смысла, поэтому в
общении с детьми целесообразнее пользоваться словом “ фигура”.
Начинать игры с детьми уместно с простых игр и упражнений, цель которых
освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру,
толщине.
1. Найти все фигуры, как эта по цвету (по размеру, по форме)
2. Найти не такую фигуру, как эта по цвету (по размеру, по форме).
Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры,
которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
3. «Волшебный мешочек» Все фигурки складываются в мешок. Попросите
ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из
мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо
называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
3. «Цепочка» - построй от выбранной фигуры как можно более длинную
цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера,
толщины)
4. «Второй ряд» - выложить в ряд 5-6 фигур. Построить под ним второй ряд,
но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой
формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера) и т.д.
Следующий этап – знакомство с карточками, обозначающими отсутствие
свойства. После усвоения слов: небольшой, не красный, не маленький, не
толстый с детьми проводятся игры: «Переводчики», «Помоги Незнайке»
(дети рассказывают о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка,
научить Незнайке по-разному рассказывать про цвет, величину и т.д.)
В игре «Магазин» используется уже весь набор карточек.
Карточки-символы это денежки , за которые в магазине фигур можно купить
то, что нужно. Например: у ребенка карточка с символом – большая. Он
может выбрать в магазине любые большие фигуры. А если на денежке знак
не толстая фигура, то можно купить все тонкие (не толстые фигуры)
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к
наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств
становятся мостиком к словесно - логическому мышлению После усвоения
этих умений детям предлагаются следующие игры.
1. «Кто быстрее соберет блоки!» Детям предлагается игровое упражнение:
Кто быстрее всех соберет все красные блоки? и т. д., «Поручения» Каждому
ребенку по очереди поручается собрать все круглые блоки и т. д., «На свое
место» Все толстые блоки положите на свое место - в большой обруч. и т. д.
Важно, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали все быстро и
качественно. Это игровые упражнения по выявлению свойств с опорой на
наглядность.
2. Игры «Мышки-норушки», «Заселим домики», «Кто быстрее спрячет» -
позволяют формировать умение выявлять свойства по слову без опоры на
наглядность (запасы Мышке на зиму – все круглые, все красные и т.д.,
заселим домики жильцами – блоками: только квадратными, только толстыми
и т.д.)
Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При
подготовке дошкольников к подобным играм надо формировать у детей
четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к
некоторой замкнутой линии.
Ведущий кладет на пол обруч, обводит указкой то место, которое находится
внутри обруча, и добавляет, что вся остальная часть пола находится вне
обруча. Можно задать вопрос, где сидит ребенок (внутри или вне обруча).
Затем предлагается ребенку стать внутри обруча.
Все это можно повторить с веревочкой, положив ее на пол так, чтобы она
образовала замкнутую линию. Разомкнув эту линию, дети убеждаются в том,
что по отношению к ней нет таких мест, о которых можно было бы сказать,
что они находятся внутри или вне этой линии.
Игра с одним обручем.
На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке один блок. Дети по очереди
располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри
обруча - все красные блоки,а вне обруча - все остальные. Детям задают
вопросы:
Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные).
Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ,
т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких
других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство
тех, которые лежат внутри.
При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить
внутри, вне, а потом друг у друга определяют одним словом фигуры вне
обруча.
Перед проведением игры с двумя обручами необходима следующая
подготовительная работа: ведущий показывает детям два обруча разного
цвета, например, синий и красный, и располагает их на полу так. Выясняется,
какое место (какая часть пола) находится внутри обоих обручей; внутри
синего, но вне красного обруча; внутри красного, но вне синего обруча; вне
обоих обручей.
Затем ребенку предлагается стать внутри обоих обручей, другому - внутри
синего, но вне красного, третьему - внутри красного, но вне синего, а
четвертому - вне обоих обручей.
Игра с двумя обручами.
На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются,
поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать
-внутри синего обруча,
-внутри красного обруча,
-внутри обоих обручей,
-вне красного обруча,
- внутри синего, но вне красного,
- внутри красного, но вне синего,
-вне синего и красного обручей.
Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались
все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах
вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки.
Их место в общей части двух обручей.
После выполнения практической задачи по расположению блоков дети
отвечают на четыре вопроса:
- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
- Внутри синего, но вне красного обруча?
- Внутри красного, но вне синего?
- Вне обоих обручей?
Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств
- формы и цвета.
После освоения детьми данных игр у детей формируется умение обобщать
одновременно по двум свойствам с учетом наличия и отсутствия каждого.
Пособия и методическая литература
Для организации игр с блоками Дьенеша используется специальный
наглядный материал. Знакомство детей начинается с альбома “ Блоки
Дьенеша для самых маленьких. Для работы с детьми 4 года жизни
используется альбом «Лепим нелепицы». Для детей 4-7 лет выпущены
сюжетно-дид. игры “ Страна блоков и палочек”, имеется демонстрационный
материал с конспектами занятий и диагностикой.
Система упражнений с блоками содержится в методической литературе:
- Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада»;
- Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада»;
- З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7»;
- Е.А. Носова «Логика и математика для дошкольников»
- Б.Б. Финкельштейн «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками
Дьенеша
- З.А. Михайлова «Теории и технологии математического развития».