Автор: Олейникова Ксения Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СШ №27
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сложение и вычитание десятичных дробей" по ФГОС
Раздел: среднее образование
Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей
(На экране: 1 слайд –смайлик)
Цель урока: Формирование вычислительного навыка при работе с
десятичными дробями.
«Человек связан с природой тысячью неразрывных нитей, он сын её».
И.С.Тургенев.
Задачи:
1. Организовать деятельность обучающихся по отработке вычислительного
навыка при работе с десятичными дробями.
2. Вовлечь обучающихся в активную практическую деятельность, развить
умение объяснять особенности и закономерности.
3. Формировать математическое мышление и познавательную активность.
4.
Выработать
у
обучающихся
чувство
сопричастности
к
решению
экологических проблем.
Тип урока: Урок формирования умений и навыков
Вид урока: Урок-практикум
Структура урока:
1.
Организационный момент
2.
Мотивация познавательной деятельности (определение темы урока
посредством устного счёта и задач урока)
3.
Активизация опорных знаний
4.
Закрепление материала, полученного на предыдущем уроке в ходе
фронтального опроса.
5.
Формирование вычислительного навыка (начало)
6.
Физминутка
7.
Отработка вычислительного навыка при решении примеров с дробями,
содержащими разное количество знаков в десятичной части.
8.
Контроль полученных умений и навыков посредством выполнения
тестового задания.
9.
Подведение итогов урока. Рефлексия
Ход урока.
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас всё готово? Тогда за работу!
Удачи желаю всем нам!
Задание 1 – Устный счёт
Учитель:
Как человеку необходима утренняя зарядка для всего организма, так нам на
уроках математики необходима зарядка для ума.
Ребята, решите примеры и расшифруйте спрятанные слова
•
1) 20+5
×
4=40
•
2) 20:5
×
4=16
•
3) (13+7)
×
(2+8)=200
•
4) 13+7
×
2+8=35
•
5) (14+16):3+2=12
•
6) (14+16): (3
×
2)=5
•
7) (72-36):12:3=1
•
8) 72-36:12:3=71
•
9) 12839+36+64=12939
•
10) 27
×
92+73
×
92=9200
•
11) (20+5)
×
4=100
•
12) 20: (5
×
2)=2
•
13) 13+7
×
(2+8)=83
•
14) (13+7)
×
2+8=48
•
15) (14+16):3
×
2 =20
Ответы : 40 – д, 16- е, 200 – с, 35 – я, 12 – т, 5 – и, 1 – ч, 71 – н, 12939 –
ы, 9200 – е, 100 – д, 2 – р, 83 – о, 48 – б, 20 - и
(На слайд выскакивают правильные значения и соответствующие буквы.
Появляется тема урока «Десятичные дроби»)
Учитель:
На предыдущих уроках мы уже научились складывать десятичные дроби и
сегодня мы будем отрабатывать навыки вычислений и найдем ответ на вопрос
«Что делать, если в десятичной части разное количество знаков?»
(На экране: 2 слайд )
Как вы думаете, почему мы говорим о дробях, а на слайде иная информация?
(ответ: мы будем говорить о проблемах окружающей среды)
Используя слова слайда (Работаем вместе для окружающей среды), сегодня на
уроке мы поставим перед собой следующие задачи:
(На экране: 3 слайд, на котором сохранён рисунок 2 слайда и добавлены
задачи)!!! (задачи на слайд вылетают по щелчку)
Отрабатываем:
-вычислительный навык при работе с десятичными дробями
-
-
Узнаём:
-правило сложения десятичных дробей с разным количеством знаков после
запятой
-
-
Воспитываем в себе:
-чувство сопричастности к решению экологических проблем
-
-
Учитель:
С 2008 года правительство России посвящает каждый год актуальной теме, к
которой нужно привлечь внимание общественности. Ситуация с охраной
природных ресурсов в РФ становится с каждым годом всё сложнее, а
возникшие проблемы — всё более глобальными. Именно поэтому 2017 год
объявлен годом Экологии, и я хочу предложить вам поговорить сегодня на
уроке не только о десятичных дробях, но и об экологических проблемах нашей
страны.
Задача 2. Знаете ли вы, что выброшенная пластмасса разлагается 20-30 лет,
кожа, резина – 40-50 лет, полиэтиленовый пакет 10-20 лет, а стекло – миллион
лет!
Каждые 10 лет количество мусора на планете удваивается. Рассмотрим
ситуацию на примере посёлка, в котором 150 дворов. Если каждая семья будет
вывозить на свалку (обязательно на свалку, а не в ближайший лес!) за год в
среднем 200 кг мусора, сколько скопится мусора ? А если 500 кг, 800кг?
150*200=30000кг=30т
150*500=75000кг=75т
150* 800=120000кг=120т
Как нужно вести себя жителям данного населённого пункта, чтобы скопление
мусора не привело к экологической катастрофе? (ответ:
1.
Вывозить мусор только в специально отведённые места
2.
Решать вопрос с сортировкой и переработкой мусора
К разговору об окружающей среде мы ещё вернёмся, а сейчас вспомним
изученное.
Задание 2 – Фронтальный опрос с попутным закреплением материала
1.
Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей.
(Десятичные дроби, как и натуральные числа, сравнивают по разрядам)
(4 слайд – сравнение дробей, запись делается в тетради)
Причиной многих заболеваний является неблагоприятная экологическая
обстановка – загрязнённость воздуха, воды и почвы. Например, загрязнённость
воздуха над заводом составляет 0,86; над городом – 0,129; над селом –
1/100; над водой – 1/1000; над лесом – 0,0003. Расположите числа в порядке
возрастания и выясните, где самая благоприятная экологическая обстановка.
Какой вывод мы сделаем?
Необходимо сохранять леса.
Полезно для здоровья гулять в лесу.
Часовая прогулка даёт заряд бодрости, укрепляет иммунитет, повышает
работоспособность. Леса называют легкими планеты.
2.
Когда можно обыкновенную дробь записать в виде десятичной?
(если знаменатель обыкновенной дроби не содержит никаких простых
множителей, кроме 2 и 5, данную дробь можно представить в виде десятичной.
Если содержится хотя бы один простой множитель отличный от 2 и 5, то
данную дробь перевести в десятичную нельзя)
(5 слайд – запись в тетрадь: перевод обыкновенной дроби в десятичную)
12
3
100
; 125
3
4
;
8
125
3.
Сформулируйте правило сложения и вычитания десятичных дробей.
(чтобы найти сумму или разность десятичных дробей, можно записать дроби в
столбик – разряд под разрядом, запятую под запятой, произвести вычисления
как с натуральными числами)
Учитель: А теперь, тренируясь, поиграем и соберём пазлы .
Задание 3 – Устный счёт «Собери пазлы»
8,12 + 31,51
12,18 – 8,18
17,55 – 0, 33
6,5 – 4,3
7,2 + 15,6
10,09 + 1,11
5,89 – 0,61
11,23 +8, 13
33,7 – 4,5
(Разрезается на 9 частей эмблему года экологии
Затем дети на доске по очереди собирают общую картину с правильными
ответами.)
Учитель:
Специалисты уже давно предупреждают об угрозе экологического бедствия.
Руководители страны считают, что внедрение особых планов позволит изменить
экологическую обстановку не только в России, но и на всём земном шаре.
Главные задачи 2017 года:
1.
Улучшить экологические показатели;
2.
Способствовать формированию активной гражданской позиции в
сфере экологии у граждан РФ;
3.
Развивать системы заповедников России.
Охрана окружающей среды — одна из актуальных проблем современности.
Задание 4 – Решение задачи
Учитель:
Всемирный фонд дикой природы, занимающийся вопросами сохранения и
восстановления животного мира, сообщает о значительном сокращении
популяции зверей. Если тенденция сохранится, то к 2020 году их численность
может сократиться на 2/3.
Вот данные исследований:
Близких к исчезновению 4,29% популяций
Вымирающих
- 6,451%
Уязвимых -
10,5491 %
Давайте определим, какой процент представителей животного мира находится
под угрозой исчезновения?
Учитель: Для того чтобы решить задачу, нам нужно выполнить действие
сложения десятичных дробей, но как мы видим приведенные значения
отличаются количеством знаков в десятичной части. Как вы думаете, что для
этого нужно сделать?
Дети отвечают: уравнять десятичные части, приведенных дробей, с помощью
нулей, до равного числа знаков в десятичной части.
Задача решается на доске и в тетради.
Задание 5 – Решение уравнений
(Два ученика решают уравнения на обратной стороне доски, все остальные в
тетрадях с последующей проверкой). Находят соответствующие значения с
присвоенной буквой. На основной доске появляется слово Сайгак, на слайде
описание)
(с) Х- 3,8 = 8,04 Х=11,84
(а) Х- 6,5 = 12, 25 Х=18,75
(й) 9,71 – У = 3,031 Y=6.679
(г) Х + 1,2 = 11, 28 X=12.48
(а) 23,175 – Z= 15,02 Z=8.155
(к) Х+ 17,051=62,3 X=45.249
(Карточки с ответами и буквами, написанными на обратной стороне карточки,
разложены на столе. После решения уравнения они каждым учеником
прикрепляются к доске магнитами.)
Ребята, а кто знает, что обозначает данное слово? Это антилопа
(на доске – слайд с описанием САЙГАКа)
Задание 6 –Тренировочные упражнения из учебника
№246(ж,з,и), 250 (ж,з,и)
(7 слайд – Задачи урока)
Оставить на пункт №9 - 5 минут
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Урок подходит к концу, мы справились со всеми заданиям. Чтобы подвести
итог урока обратимся к вопросам - помощникам?
(8 слайд - Чем мы занимались?
Что нового узнали?
Что повторили? )
За работу на уроке я ставлю следующие оценки:
В качестве домашнего задания предлагаю сделать следующие номера, а тем,
кто проникся вопросом сохранения окружающей среды, предлагаю
поработать с дополнительным материалом и определить какие еще вопросы
сохранения окружающей среды стоят перед человеком (вывести на слайд д.з).
В завершении хочется сказать, что человеку дана возможность любоваться
красотой окружающей природы: горами, лесами, реками с их многочисленными
обитателями .
Сохранность природы во многом зависит от нас, и я предлагаю вам вырастить
прямо сейчас красивое дерево, а в каких красках оно предстанет перед нами,
зависит от вашего настроения после сегодняшнего урока. Те, кто трудился в
полную силу и находится в прекрасном настроении, прикрепите листочек
зеленого цвета, те, кто считает, что не все получилось на уроке, что было
запланировано, прикрепите листочек желтого цвета, ну а кто расстроен и
думает, что ничего не получилось, прикрепит листок коричневого цвета.