Напоминание

"Сложение и вычитание десятичных дробей" по ФГОС


Автор: Олейникова Ксения Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СШ №27
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сложение и вычитание десятичных дробей" по ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей

(На экране: 1 слайд –смайлик)

Цель урока: Формирование вычислительного навыка при работе с

десятичными дробями.

«Человек связан с природой тысячью неразрывных нитей, он сын её».

И.С.Тургенев.

Задачи:

1. Организовать деятельность обучающихся по отработке вычислительного

навыка при работе с десятичными дробями.

2. Вовлечь обучающихся в активную практическую деятельность, развить

умение объяснять особенности и закономерности.

3. Формировать математическое мышление и познавательную активность.

4.

Выработать

у

обучающихся

чувство

сопричастности

к

решению

экологических проблем.

Тип урока: Урок формирования умений и навыков

Вид урока: Урок-практикум

Структура урока:

1.

Организационный момент

2.

Мотивация познавательной деятельности (определение темы урока

посредством устного счёта и задач урока)

3.

Активизация опорных знаний

4.

Закрепление материала, полученного на предыдущем уроке в ходе

фронтального опроса.

5.

Формирование вычислительного навыка (начало)

6.

Физминутка

7.

Отработка вычислительного навыка при решении примеров с дробями,

содержащими разное количество знаков в десятичной части.

8.

Контроль полученных умений и навыков посредством выполнения

тестового задания.

9.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Ход урока.

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас всё готово? Тогда за работу!

Удачи желаю всем нам!

Задание 1 – Устный счёт

Учитель:

Как человеку необходима утренняя зарядка для всего организма, так нам на

уроках математики необходима зарядка для ума.

Ребята, решите примеры и расшифруйте спрятанные слова

1) 20+5

×

4=40

2) 20:5

×

4=16

3) (13+7)

×

(2+8)=200

4) 13+7

×

2+8=35

5) (14+16):3+2=12

6) (14+16): (3

×

2)=5

7) (72-36):12:3=1

8) 72-36:12:3=71

9) 12839+36+64=12939

10) 27

×

92+73

×

92=9200

11) (20+5)

×

4=100

12) 20: (5

×

2)=2

13) 13+7

×

(2+8)=83

14) (13+7)

×

2+8=48

15) (14+16):3

×

2 =20

Ответы : 40 – д, 16- е, 200 – с, 35 – я, 12 – т, 5 – и, 1 – ч, 71 – н, 12939 –

ы, 9200 – е, 100 – д, 2 – р, 83 – о, 48 – б, 20 - и

(На слайд выскакивают правильные значения и соответствующие буквы.

Появляется тема урока «Десятичные дроби»)

Учитель:

На предыдущих уроках мы уже научились складывать десятичные дроби и

сегодня мы будем отрабатывать навыки вычислений и найдем ответ на вопрос

«Что делать, если в десятичной части разное количество знаков?»

(На экране: 2 слайд )

Как вы думаете, почему мы говорим о дробях, а на слайде иная информация?

(ответ: мы будем говорить о проблемах окружающей среды)

Используя слова слайда (Работаем вместе для окружающей среды), сегодня на

уроке мы поставим перед собой следующие задачи:

(На экране: 3 слайд, на котором сохранён рисунок 2 слайда и добавлены

задачи)!!! (задачи на слайд вылетают по щелчку)

Отрабатываем:

-вычислительный навык при работе с десятичными дробями

-

-

Узнаём:

-правило сложения десятичных дробей с разным количеством знаков после

запятой

-

-

Воспитываем в себе:

-чувство сопричастности к решению экологических проблем

-

-

Учитель:

С 2008 года правительство России посвящает каждый год актуальной теме, к

которой нужно привлечь внимание общественности. Ситуация с охраной

природных ресурсов в РФ становится с каждым годом всё сложнее, а

возникшие проблемы — всё более глобальными. Именно поэтому 2017 год

объявлен годом Экологии, и я хочу предложить вам поговорить сегодня на

уроке не только о десятичных дробях, но и об экологических проблемах нашей

страны.

Задача 2. Знаете ли вы, что выброшенная пластмасса разлагается 20-30 лет,

кожа, резина – 40-50 лет, полиэтиленовый пакет 10-20 лет, а стекло – миллион

лет!

Каждые 10 лет количество мусора на планете удваивается. Рассмотрим

ситуацию на примере посёлка, в котором 150 дворов. Если каждая семья будет

вывозить на свалку (обязательно на свалку, а не в ближайший лес!) за год в

среднем 200 кг мусора, сколько скопится мусора ? А если 500 кг, 800кг?

150*200=30000кг=30т

150*500=75000кг=75т

150* 800=120000кг=120т

Как нужно вести себя жителям данного населённого пункта, чтобы скопление

мусора не привело к экологической катастрофе? (ответ:

1.

Вывозить мусор только в специально отведённые места

2.

Решать вопрос с сортировкой и переработкой мусора

К разговору об окружающей среде мы ещё вернёмся, а сейчас вспомним

изученное.

Задание 2 – Фронтальный опрос с попутным закреплением материала

1.

Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей.

(Десятичные дроби, как и натуральные числа, сравнивают по разрядам)

(4 слайд – сравнение дробей, запись делается в тетради)

Причиной многих заболеваний является неблагоприятная экологическая

обстановка – загрязнённость воздуха, воды и почвы. Например, загрязнённость

воздуха над заводом составляет 0,86; над городом – 0,129; над селом –

1/100; над водой – 1/1000; над лесом – 0,0003. Расположите числа в порядке

возрастания и выясните, где самая благоприятная экологическая обстановка.

Какой вывод мы сделаем?

Необходимо сохранять леса.

Полезно для здоровья гулять в лесу.

Часовая прогулка даёт заряд бодрости, укрепляет иммунитет, повышает

работоспособность. Леса называют легкими планеты.

2.

Когда можно обыкновенную дробь записать в виде десятичной?

(если знаменатель обыкновенной дроби не содержит никаких простых

множителей, кроме 2 и 5, данную дробь можно представить в виде десятичной.

Если содержится хотя бы один простой множитель отличный от 2 и 5, то

данную дробь перевести в десятичную нельзя)

(5 слайд – запись в тетрадь: перевод обыкновенной дроби в десятичную)

12

3

100

; 125

3

4

;

8

125

3.

Сформулируйте правило сложения и вычитания десятичных дробей.

(чтобы найти сумму или разность десятичных дробей, можно записать дроби в

столбик – разряд под разрядом, запятую под запятой, произвести вычисления

как с натуральными числами)

Учитель: А теперь, тренируясь, поиграем и соберём пазлы .

Задание 3 – Устный счёт «Собери пазлы»

8,12 + 31,51

12,18 – 8,18

17,55 – 0, 33

6,5 – 4,3

7,2 + 15,6

10,09 + 1,11

5,89 – 0,61

11,23 +8, 13

33,7 – 4,5

(Разрезается на 9 частей эмблему года экологии

Затем дети на доске по очереди собирают общую картину с правильными

ответами.)

Учитель:

Специалисты уже давно предупреждают об угрозе экологического бедствия.

Руководители страны считают, что внедрение особых планов позволит изменить

экологическую обстановку не только в России, но и на всём земном шаре.

Главные задачи 2017 года:

1.

Улучшить экологические показатели;

2.

Способствовать формированию активной гражданской позиции в

сфере экологии у граждан РФ;

3.

Развивать системы заповедников России.

Охрана окружающей среды — одна из актуальных проблем современности.

Задание 4 – Решение задачи

Учитель:

Всемирный фонд дикой природы, занимающийся вопросами сохранения и

восстановления животного мира, сообщает о значительном сокращении

популяции зверей. Если тенденция сохранится, то к 2020 году их численность

может сократиться на 2/3.

Вот данные исследований:

Близких к исчезновению 4,29% популяций

Вымирающих

- 6,451%

Уязвимых -

10,5491 %

Давайте определим, какой процент представителей животного мира находится

под угрозой исчезновения?

Учитель: Для того чтобы решить задачу, нам нужно выполнить действие

сложения десятичных дробей, но как мы видим приведенные значения

отличаются количеством знаков в десятичной части. Как вы думаете, что для

этого нужно сделать?

Дети отвечают: уравнять десятичные части, приведенных дробей, с помощью

нулей, до равного числа знаков в десятичной части.

Задача решается на доске и в тетради.

Задание 5 – Решение уравнений

(Два ученика решают уравнения на обратной стороне доски, все остальные в

тетрадях с последующей проверкой). Находят соответствующие значения с

присвоенной буквой. На основной доске появляется слово Сайгак, на слайде

описание)

(с) Х- 3,8 = 8,04 Х=11,84

(а) Х- 6,5 = 12, 25 Х=18,75

(й) 9,71 – У = 3,031 Y=6.679

(г) Х + 1,2 = 11, 28 X=12.48

(а) 23,175 – Z= 15,02 Z=8.155

(к) Х+ 17,051=62,3 X=45.249

(Карточки с ответами и буквами, написанными на обратной стороне карточки,

разложены на столе. После решения уравнения они каждым учеником

прикрепляются к доске магнитами.)

Ребята, а кто знает, что обозначает данное слово? Это антилопа

(на доске – слайд с описанием САЙГАКа)

Задание 6 –Тренировочные упражнения из учебника

№246(ж,з,и), 250 (ж,з,и)

(7 слайд – Задачи урока)

Оставить на пункт №9 - 5 минут

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Урок подходит к концу, мы справились со всеми заданиям. Чтобы подвести

итог урока обратимся к вопросам - помощникам?

(8 слайд - Чем мы занимались?

Что нового узнали?

Что повторили? )

За работу на уроке я ставлю следующие оценки:

В качестве домашнего задания предлагаю сделать следующие номера, а тем,

кто проникся вопросом сохранения окружающей среды, предлагаю

поработать с дополнительным материалом и определить какие еще вопросы

сохранения окружающей среды стоят перед человеком (вывести на слайд д.з).

В завершении хочется сказать, что человеку дана возможность любоваться

красотой окружающей природы: горами, лесами, реками с их многочисленными

обитателями .

Сохранность природы во многом зависит от нас, и я предлагаю вам вырастить

прямо сейчас красивое дерево, а в каких красках оно предстанет перед нами,

зависит от вашего настроения после сегодняшнего урока. Те, кто трудился в

полную силу и находится в прекрасном настроении, прикрепите листочек

зеленого цвета, те, кто считает, что не все получилось на уроке, что было

запланировано, прикрепите листочек желтого цвета, ну а кто расстроен и

думает, что ничего не получилось, прикрепит листок коричневого цвета.



В раздел образования