Напоминание

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на уроках русского языка в начальной школе


Автор: Баркина Ирина Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Раздольская СОШ"
Населённый пункт: д. Раздолье Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на уроках русского языка в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие

фонематического

слуха

и

фонематического

восприятия на уроках русского языка в начальной школе

В течение последних лет в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в

школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего

букварного периода. Это

обусловлено тем, что у ученика недостаточно развит

фонематический

слух

(фонематическое

восприятие)

и

он

страдает

фонетико-

фонематическим недоразвитием речи (ФФН), вследствие чего ребенок не представляет

себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка.

Под фонематическим слухом принято понимать тонкий, систематизированный слух,

позволяющий

различать

и

узнавать

фонемы

родного

языка

(Т.Б. Филичева).

Фонематический слух отличается от физиологического слуха и является его составной

частью.

Фонематическое восприятие же представляет собой способность различать фонемы и

определять звуковой состав слова (Т.Б. Филичева).

Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки

орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с

необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции. При работе с детьми

необходимо проводить специальную коррекционную работу. На каждом занятии

необходимо включать элементы логопедической работы, направленные на обогащение,

уточнение словарного запаса, коррекцию грамматического строя языка, выработку

языкового чутья, тренировку артикуляционного аппарата, закрепление правильного

произношения, воспитания чистой речи.

Также в уроки надо включать задания, способствующие различению близких звуков, так

как фонематическое недоразвитие становится причиной многочисленных ошибок при

письме. Работа на фонетическом уровне включает два основных направления: развитие

звукового анализа слов; развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация

фонем.

Рассмотрим некоторые приёмы и упражнения:

1.

Задания, направленные на дифференциацию смешиваемых звуков.

• На что похожи эти звуки?

• Определение на слух пары звуков (работа с сигнальными карточками).

• Шутки - чистоговорки.

Ал-ал-ал-пенал на пол упал,

Ол-ол-ол-пенал упал на стол,

Ул-ул-ул-пенал упал на стул,

Ыл-ыл-ыл-Павел пенал забыл.

• Игра «Не торопись, подумай, что не так».

Серый вол (волк) в лесу ходит злой, голодный.

У Кати коса (коза) рогатая, красивая, косматая.

3. Задания, направленные на развитие языкового анализа и синтеза.

• Игра «Скажи дальше».

Заяц скакал.

Заяц белый скакал.

Заяц белый скакал за лыком.

Заяц белый скакал за лыком зимой.

Заяц белый скакал по лесу за лыком зимой.

• Выделите из текста предложение с определенным количеством слов.

Поднимите карточку с цифрой, которая соответствует количеству слов в

предложении.

• Составьте схему предложения.

• Слово.

Разложите картинки (луна, астра, каша, ручка, мука) под определенным сочетанием

гласных: А...А, У...А.

• Выделите из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов,

букв.

• Вставьте нужный слог (ма...на, ..шина).

• Изменяя один звук слова, составьте новое слово (сом-сок, суп-сук, точка-бочка,

балка-палка, макет-пакет).

• Составьте слова из букв одного слова (машина - шина, Маша, ниша).

• Добавьте звуки к слогу, чтобы получились новые слова: ли-(к), ли-(са), ли-(мон), ли-

(сица).

Составьте цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с

последнего звука предыдущего.

• Выделите из предложения, рассказа слова с заданным звуком.

4. Задания, направленные на корректировку грамматического оформления речи.

• Измените слова по образцу

Листья березы – березовые листья

Нора лисы – лисья нора

Шаль бабушки – бабушкина шаль

5. Задания, направленные на предупреждение и устранение ошибок при чтении.

• Найди неправильно написанную букву (о, а, р, э, q).

• Отгадайте, какое это слово? (верхняя или нижняя половина слова закрывается

листом бумаги).

• Чтение и составление слов отличающихся одной буквой

плач - плащ

зачищать - защищать

чёлка - щёлка.

• Наращивание слов

То - сто - стол - столб - столбик.

• «Эхо».

Ученики читают вслед за учителем.

• «Жужжащие чтение».

Чтение одновременно с учителем.

С помощью данных приемов и упражнений по развитию фонематического слуха ошибок

при письме становится намного меньше.



В раздел образования