Автор: Чеканов Арсений Леонидович
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДТСЗН Центр творчества «На Вадковском»
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: «Особенности танцевальной подготовки мальчиков к исполнению трюков в народно – сценическом танце»
Раздел: дополнительное образование
Особенности танцевальной подготовки мальчиков к исполнению
трюков в народно – сценическом танце
Чеканов А.Л.,
педагог дополнительного образования,
ГБУ ДО ЦТ «На Вадковском», Москва
Народный танец – вид искусства,
который отражает культуру, историю,
социальные условия конкретного общества. Танец от поколения к поколению, от танцора
к танцору, преображается и перевоплощается, впитывая в себя все изменения в культуре
определенного народа, создавая танцевальные традиции.
Народный танец – это отражение обычаев, характера народа, поэтому данный вид
танца является неотъемлемой частью мировой культуры и национального воспитания. Он
всегда неразрывно связан с музыкой, которая передаёт настроение и переживания народа.
А постановка рук танцовщиков и рисунок в целом передают смысл танца.
С каждым годом все меньше мальчиков желает заниматься народными танцами,
что, в свою очередь, приводит к регрессу данного вида искусства и утрате сложных
мужских танцевальных трюковых техник. Для популяризации народного танца, в том
числе среди мальчиков, необходимо повышать профессионализм педагогов и не только.
Поэтому данная статья раскрывает особенности работы педагога по обучению мальчиков
танцевальному искусству и является актуальной на сегодняшний день.
Чаще бывает так, что не только дети не хотят заниматься танцами, но и родители с
большим предпочтением выбирают для детей спортивные секции. И зря, ведь занятия
народно-сценическим танцем развивают не только чувство ритма и чувство понимания
музыки, но и развивают у ребёнка такие физические качества как: гибкость, ловкость,
силу, реакцию, а также способствует эстетическому и нравственному развитию.
Когда дети младшего возраста только приходят заниматься народными танцами, то
различие в физических возможностях между мальчиками и девочками едва заметно.
Великий педагог по классическому танцу Николай Иванович Тарасов считал, что
закладывать мужскую технику танца необходимо в младших классах, дабы не допустить
излишней женственности у юношей в последствии.
Мужской класс – это занятия для мужской части коллектива, которые направлены
на развитие физических качеств: укрепление мышц спины, пресса, ног, гибкость спины,
развитие связок и сухожилий.
Мужское исполнение народного танца отличается широтой и свободой. Девушки
же в танце двигаются грациозно и сдержанно. Поэтому при постановке танца необходимо
обозначить мужские и женские детали одинаковых элементов, такие как: амплитуды,
положение головы, корпуса, рук и другие. Например, шаги в русском медленном танце, в
женском варианте шаги плавные, скользящие, у юношей же допускаются легкие притопы,
которые передают мужскую силу. Мужские трюки –еще один характерный мужской
элемент русского народного танца.
Педагогу, обучающему мальчиков элементам народного танца, необходимо
учитывать их физические особенности: в младшем возрасте у них сложнее с
координацией и ловкостью, чем у девочек. Но, в то же время, их легче организовать,
используя прием «соревнования», например, кто лучше и правильнее выполнит
приседания у станка. В качестве поощрения можно использовать такой вариант –
победитель будет первым в выполнении элемента, требующего очередность.
Когда мальчики входят в подростковый возраст, появляются новые сложности,
например, застенчивость перед девочками, или, наоборот, мальчишки хотят обратить на
себя внимание и могут пытаться сделать слишком сложные трюки. В этом случае задача
педагога состоит в том, чтобы научить реально оценивать свои силы и правильно
подбирать нагрузку.
Обучение народно-сценическому танцу включает в себя работу у станка и этюдную
работу на середине зала, а для мальчиков это еще и элементы акробатики. В начале
занятий обучение начинают с минимальных нагрузок на мышцы и постепенно переходят к
более сложным упражнениям.
В народном танце мужскую технику отличает, в первую очередь, наличие сложных
элементов: хлопушек, присядок, а также верхних и нижних трюков («коза», «бочонок» и
другие). Подготовка к трюкам начинается на уроках классического танца. На них
происходит формирование мышечного корсета ребенка. На занятиях по народному танцу
идет развитие и укрепление не только мышц, но и связок, которые в дальнейшем будут
задействованы при исполнении сложных элементов.
Именно у станка начинается работа по подготовки мальчиков к мужским
танцевальным элементам. Без «demi» и «grand plie» невозможно сделать даже присядку.
Для того чтобы правильно поставить корпус и закрепить мышцы «grand plie»
рекомендуют вводить с самых первых уроков у станка и желательно лицом к станку. В это
же время начинают изучать основы движений национальных танцев и выполнять
упражнения для развития необходимых навыков для трюков.
Все упражнения, как у станка, так и на середине зала начинают с введения
отдельных элементов. Постепенно из них складываются учебные комплексы. Необходимо
добиваться, чтобы упражнения выполнялись правильно. Упражнения комбинируют,
распределяя нагрузку на разные группы мышц, связки и суставы.
При планировании занятия педагогу необходимо учитывать массу факторов: время
занятия, температура в зале и другие. Урок должен быть спланирован от простых
упражнений к сложным, упражнения рекомендуют чередовать, например, от плавных к
быстрым. Так же должна развиваться техника исполнения и увеличиваться нагрузка, от
занятия к занятию – благодаря этому у ребят вырабатывается выносливость и сила.
Важно объяснить обучающимся, что, прежде чем выполнять какие-либо трюки, и
даже присядку или хлопушку, необходимо разогреваться, научиться себя контролировать,
точно понять технику исполнения конкретного элемента. Всё это необходимо для
минимизации возможности травмироваться. Педагог, безусловно, должен контролировать
весь процесс и при необходимости поправлять технику выполнения упражнений.
Рассмотрим технику выполнения некоторых упражнений у станка, ведь именно
такие упражнения закладывают основу для выполнения трюков в дальнейшем.
1. Схема выполнения «Demi» и «grand plie». Музыкальный размер 4/4:
1-2 такты – 2 demi, 1 grand plie, рукой работаем по 1-ой позиции;
3 такт – 2 demi plie, рукой работаем по 2-ой позиции;
4 такт - grand plie,
рукой работаем по 2-ой позиции с круговым port de bras;
5 такт – 2 отрывистых grand plie,
рукой
работаем по 4-ой позиции;
6 такт - grand plie,
рукой работаем по 4-ой
позиции и выполняем полуповорот к станку на
полном приседании. Заканчиваем рукой в 4-ой
позиции, колени вытянуты;
7 такт – 2 отрывистых demi plie,
рукой
работаем по 5-ой позиции,
после второго, на
последнюю 1/8 выбрасываем левую ногу в сторону
на 45º и поворачиваемся лицом к станку; Рис.1 Grand plie
8 такт – выполняем подготовку к присядке с подскоком на одной ноге.
Закончить, держась левой рукой за палку, ноги в 1-ой позиции.
2.
Схема выполнения Rond de jambe par terre и rond de pied. Музыкальный размер
3/4;
1-2 такты – 2 rond de jambe на опорной ноге работаем пяткой на demi plie;
3-4 такты – 2 rond de pied на опорной ноге работаем пяткой на demi plie, до
стороны;
5 такт – делаем выпад в сторону на правую ногу, опускаемся на колено левой ноги;
6 такт – возвращаемся к станку, правой ногой приходим к щиколотке левой ноги
сзади;
7 такт – 1 rond de jambe со скачком на 45º;
8 такт – открываем правую ногу назад носком в пол;
9 – 10 такты – выполняем опускание на подъём в положение epaulement к станку,
возвращаемся в исходное положение;
11-12 такты – выполняем опускание на подъём с шага на правую ногу вперёд со
сменой ног и возвращаемся в исходное положение;
13-14 такты – выполняем опускание на подъём с полным поворотом к станку,
возвращаемся в исходное положение и прижимаем правую ногу к щиколотке левой;
15-16 такты – выполняем «восьмёрку» на полу.
Таким образом, необходимо отметить, что существуют особенности танцевальной
подготовки мальчиков к исполнению трюков в народно – сценическом танце, поэтому
следует обращать особое внимание на специфические подходы при обучении и
воспитании юных танцоров.
Литература:
1.
Борзов А.А. «Грамматика русского танца» – Москва 2017
2.
Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка.– М.,
2002
3.
Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. «Основы характерного танца» СПб, М,
Краснодар, 2007
4.
Тарасов Н. Классический танец – М, «Искусство», 2001
5.
Ткаченко Т. «Народные танцы» – М, 2007