Напоминание

«Особенности танцевальной подготовки мальчиков к исполнению трюков в народно – сценическом танце»


Автор: Чеканов Арсений Леонидович
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДТСЗН Центр творчества «На Вадковском»
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: «Особенности танцевальной подготовки мальчиков к исполнению трюков в народно – сценическом танце»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности танцевальной подготовки мальчиков к исполнению

трюков в народно – сценическом танце

Чеканов А.Л.,

педагог дополнительного образования,

ГБУ ДО ЦТ «На Вадковском», Москва

Народный танец – вид искусства,

который отражает культуру, историю,

социальные условия конкретного общества. Танец от поколения к поколению, от танцора

к танцору, преображается и перевоплощается, впитывая в себя все изменения в культуре

определенного народа, создавая танцевальные традиции.

Народный танец – это отражение обычаев, характера народа, поэтому данный вид

танца является неотъемлемой частью мировой культуры и национального воспитания. Он

всегда неразрывно связан с музыкой, которая передаёт настроение и переживания народа.

А постановка рук танцовщиков и рисунок в целом передают смысл танца.

С каждым годом все меньше мальчиков желает заниматься народными танцами,

что, в свою очередь, приводит к регрессу данного вида искусства и утрате сложных

мужских танцевальных трюковых техник. Для популяризации народного танца, в том

числе среди мальчиков, необходимо повышать профессионализм педагогов и не только.

Поэтому данная статья раскрывает особенности работы педагога по обучению мальчиков

танцевальному искусству и является актуальной на сегодняшний день.

Чаще бывает так, что не только дети не хотят заниматься танцами, но и родители с

большим предпочтением выбирают для детей спортивные секции. И зря, ведь занятия

народно-сценическим танцем развивают не только чувство ритма и чувство понимания

музыки, но и развивают у ребёнка такие физические качества как: гибкость, ловкость,

силу, реакцию, а также способствует эстетическому и нравственному развитию.

Когда дети младшего возраста только приходят заниматься народными танцами, то

различие в физических возможностях между мальчиками и девочками едва заметно.

Великий педагог по классическому танцу Николай Иванович Тарасов считал, что

закладывать мужскую технику танца необходимо в младших классах, дабы не допустить

излишней женственности у юношей в последствии.

Мужской класс – это занятия для мужской части коллектива, которые направлены

на развитие физических качеств: укрепление мышц спины, пресса, ног, гибкость спины,

развитие связок и сухожилий.

Мужское исполнение народного танца отличается широтой и свободой. Девушки

же в танце двигаются грациозно и сдержанно. Поэтому при постановке танца необходимо

обозначить мужские и женские детали одинаковых элементов, такие как: амплитуды,

положение головы, корпуса, рук и другие. Например, шаги в русском медленном танце, в

женском варианте шаги плавные, скользящие, у юношей же допускаются легкие притопы,

которые передают мужскую силу. Мужские трюки –еще один характерный мужской

элемент русского народного танца.

Педагогу, обучающему мальчиков элементам народного танца, необходимо

учитывать их физические особенности: в младшем возрасте у них сложнее с

координацией и ловкостью, чем у девочек. Но, в то же время, их легче организовать,

используя прием «соревнования», например, кто лучше и правильнее выполнит

приседания у станка. В качестве поощрения можно использовать такой вариант –

победитель будет первым в выполнении элемента, требующего очередность.

Когда мальчики входят в подростковый возраст, появляются новые сложности,

например, застенчивость перед девочками, или, наоборот, мальчишки хотят обратить на

себя внимание и могут пытаться сделать слишком сложные трюки. В этом случае задача

педагога состоит в том, чтобы научить реально оценивать свои силы и правильно

подбирать нагрузку.

Обучение народно-сценическому танцу включает в себя работу у станка и этюдную

работу на середине зала, а для мальчиков это еще и элементы акробатики. В начале

занятий обучение начинают с минимальных нагрузок на мышцы и постепенно переходят к

более сложным упражнениям.

В народном танце мужскую технику отличает, в первую очередь, наличие сложных

элементов: хлопушек, присядок, а также верхних и нижних трюков («коза», «бочонок» и

другие). Подготовка к трюкам начинается на уроках классического танца. На них

происходит формирование мышечного корсета ребенка. На занятиях по народному танцу

идет развитие и укрепление не только мышц, но и связок, которые в дальнейшем будут

задействованы при исполнении сложных элементов.

Именно у станка начинается работа по подготовки мальчиков к мужским

танцевальным элементам. Без «demi» и «grand plie» невозможно сделать даже присядку.

Для того чтобы правильно поставить корпус и закрепить мышцы «grand plie»

рекомендуют вводить с самых первых уроков у станка и желательно лицом к станку. В это

же время начинают изучать основы движений национальных танцев и выполнять

упражнения для развития необходимых навыков для трюков.

Все упражнения, как у станка, так и на середине зала начинают с введения

отдельных элементов. Постепенно из них складываются учебные комплексы. Необходимо

добиваться, чтобы упражнения выполнялись правильно. Упражнения комбинируют,

распределяя нагрузку на разные группы мышц, связки и суставы.

При планировании занятия педагогу необходимо учитывать массу факторов: время

занятия, температура в зале и другие. Урок должен быть спланирован от простых

упражнений к сложным, упражнения рекомендуют чередовать, например, от плавных к

быстрым. Так же должна развиваться техника исполнения и увеличиваться нагрузка, от

занятия к занятию – благодаря этому у ребят вырабатывается выносливость и сила.

Важно объяснить обучающимся, что, прежде чем выполнять какие-либо трюки, и

даже присядку или хлопушку, необходимо разогреваться, научиться себя контролировать,

точно понять технику исполнения конкретного элемента. Всё это необходимо для

минимизации возможности травмироваться. Педагог, безусловно, должен контролировать

весь процесс и при необходимости поправлять технику выполнения упражнений.

Рассмотрим технику выполнения некоторых упражнений у станка, ведь именно

такие упражнения закладывают основу для выполнения трюков в дальнейшем.

1. Схема выполнения «Demi» и «grand plie». Музыкальный размер 4/4:

1-2 такты – 2 demi, 1 grand plie, рукой работаем по 1-ой позиции;

3 такт – 2 demi plie, рукой работаем по 2-ой позиции;

4 такт - grand plie,

рукой работаем по 2-ой позиции с круговым port de bras;

5 такт – 2 отрывистых grand plie,

рукой

работаем по 4-ой позиции;

6 такт - grand plie,

рукой работаем по 4-ой

позиции и выполняем полуповорот к станку на

полном приседании. Заканчиваем рукой в 4-ой

позиции, колени вытянуты;

7 такт – 2 отрывистых demi plie,

рукой

работаем по 5-ой позиции,

после второго, на

последнюю 1/8 выбрасываем левую ногу в сторону

на 45º и поворачиваемся лицом к станку; Рис.1 Grand plie

8 такт – выполняем подготовку к присядке с подскоком на одной ноге.

Закончить, держась левой рукой за палку, ноги в 1-ой позиции.

2.

Схема выполнения Rond de jambe par terre и rond de pied. Музыкальный размер

3/4;

1-2 такты – 2 rond de jambe на опорной ноге работаем пяткой на demi plie;

3-4 такты – 2 rond de pied на опорной ноге работаем пяткой на demi plie, до

стороны;

5 такт – делаем выпад в сторону на правую ногу, опускаемся на колено левой ноги;

6 такт – возвращаемся к станку, правой ногой приходим к щиколотке левой ноги

сзади;

7 такт – 1 rond de jambe со скачком на 45º;

8 такт – открываем правую ногу назад носком в пол;

9 – 10 такты – выполняем опускание на подъём в положение epaulement к станку,

возвращаемся в исходное положение;

11-12 такты – выполняем опускание на подъём с шага на правую ногу вперёд со

сменой ног и возвращаемся в исходное положение;

13-14 такты – выполняем опускание на подъём с полным поворотом к станку,

возвращаемся в исходное положение и прижимаем правую ногу к щиколотке левой;

15-16 такты – выполняем «восьмёрку» на полу.

Таким образом, необходимо отметить, что существуют особенности танцевальной

подготовки мальчиков к исполнению трюков в народно – сценическом танце, поэтому

следует обращать особое внимание на специфические подходы при обучении и

воспитании юных танцоров.

Литература:

1.

Борзов А.А. «Грамматика русского танца» – Москва 2017

2.

Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка.– М.,

2002

3.

Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. «Основы характерного танца» СПб, М,

Краснодар, 2007

4.

Тарасов Н. Классический танец – М, «Искусство», 2001

5.

Ткаченко Т. «Народные танцы» – М, 2007



В раздел образования