"Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Автор: Токарева Анна Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4 "Малыш" Населённый пункт: г. Елизово, Камчатский край Наименование материала: Доклад Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ «
Детский сад №4 «Малыш»
ДОКЛАД
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста»
Подготовила воспитатель Токарева А. Ю.
Камчатский край
Г. Елизово
2017г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Введение …………………………………………………………………3
2.
Основная част.
2.1.
Патриотизм……………………………………………………………5
2.2.
Задачи нравственно-патриотичекого воспитания…………………6
2.3.
Работа нравственно-патриотического воспитания в рамках
проектной деятельности……………………………………………...7
3.
Заключение………………………………………………………………..9
4.
Список литературы ………………………………………………………10
1.
Введение
2
В настоящее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в
социально-экономической,
политической,
культурной
и
прочих
сферах
общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания
подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых
направлений
этой
деятельности,
связанное
с
созданием
условий
для
воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного
отстаивать
её
интересы.
В
связи
с
этим
проблема
патриотического
воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальных.
Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые
подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной
адаптации,
жизненного
самоопределения
и
становления
личности.
Патриотическое
воспитание
дошкольников
по
ФГОС
актуально
и
приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте
очень
активны,
инициативны,
любознательны,
имеют
удивительные
способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно
для развития патриотизма и духовности.
Исследовав методические рекомендации по патриотическому
воспитанию, следует отметить, что патриотизмом является чувство любви к
Родине, чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту
своей страны. Дом и семья – важнейший институт, оказывающий помощь
ребенку
в
привитии
теплых
чувств
к
Родине.
Многие
родители
не
задумываются о таком направлении в развитии ребенка, поэтому, просветить
и дать ценные советы по воспитанию патриотизма в дошкольниках призвано
и дошкольное образовательное учреждение.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого
эмоционально –практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в
наиболее значимых для
его развития сферах жизни. Руководствуясь педагогическими принципами,
воспитатели
формируют
у
воспитанников
такие
важные
для
русского
3
человека черты как любовь к родному краю, к Родине, Российской Армии,
истории,
уважение
к
людям
других
национальностей.
Знакомят
детей
с
символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к
русским традициям и промыслам. Любовь к Родине начинается с отношения
к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему
дому, улице, на которой ребенок живет, детскому
саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого
младшего возраста. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности
для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Происходит
формирование
духовной
основы
ребенка,
эмоций,
чувств,
мышления, процессов социальной адаптации в обществе,
начинается
процесс
осознания
себя
в
окружающем
мире.
Именно
этот
отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально
– психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и
сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь,
что очень важно в воспитании патриотизма.
2.1. Патриотизм
4
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,
стремление
служить
его
интере сам
и
готовно сть,
вплоть
д о
самопожертвования, к его защите. Патриотизм начинает формироваться уже в
дошкольном
возрасте.
Невозможно
воспитать
чувство
собственного
достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность,
без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной
символике.
Патриотиче ское
во спитание
–
систематиче ская
и
целенаправленная
деятельность
органов
государственной
власти
и
общественных
организаций
по
формированию
у
граждан
высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите
интересов Родины.
Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «объединение обучения и
воспитания
в
целостный
образовательный
процесс
на
основе
духовно-
нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил
и
норм
поведения
в
интересах
человека,
семьи,
общества».
Поэтому
нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев
системы воспитательной работы в ДОО.
2.2. Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
5
Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье,
детскому саду, города);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
-
толерантное
отношение
к
представителям
других
национальностей,
к
ровесникам, родителям, соседям, другим людям;
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной
деятельности и реализуется через такие формы как:
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших
людях,
чтение
детских
книг
на
патриотические
темы,
соответствующий
подбор
песен
и
стихов
для
разучивания,
просмотр
кинофильмов,
телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;
- взаимодействие с родителями;
-
взаимодействие
с
социумом
(экскурсии
по
городу,
району,
в
музей,
выставочный
зал).
6
2.3. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в рамках проектной
деятельности.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в нашем группе
проводится
ежегодно
в
рамках
проектной
деятельности.
Для
решения
поставленных
целей
и
задач
в
группе
создана
ПРС:
оформлен
уголок
патриотического
воспитания,
где
дети
могут
познакомиться
с
достопримечательностями
родного
города,
его
символикой,
символикой
своей страны, имеется разнообразная методическая литература и наглядно-
дидактический
материал
по
патриотическому
воспитанию,
оформлена
картотека
дидактических
игр
по
патриотическому
воспитанию,
устного
народного
творчества:
сказок,
пословиц,
поговорок,
игр,
хороводов,
знакомящая
с
историей,
бытом
и
традициями
нашей
ст раны.
С целью ознакомления детей с родным городом проводятся разнообразные
мероприятия, способствующие воспитанию гордости за свою малую родину.
Это беседы: «Моя малая Родина», «Город раньше», акции «Что в нашем
городе создано для детей (парки, дом культуры, центр детского творчества,
спорткомплекс)»,
«Родная
природа»,
«Мои
выходные
дни».
Проводятся
семейные экскурсии в кукольный театр, тематические прогулки по городу (по
желанию
детей
и
родителей),
на
центральные
улицы,
парк,
площадь
в
выходные
и
праздничные
дни.
Приобщение
к
народным
праздникам
и
традициям
-
важная
особенность
патриотического
воспитания
детей.
Традиционно в детском саду проходят народные праздники, в ходе которых
дети знакомятся русскими обычаями, традициями. Это "Осенняя ярмарка",
«Масленица», «Рождество», «Праздник русской березки" и др. В рамках
проекта проводятся социальные акции, которые оказывают большое влияние
на
формирование
бережного
отношения
к
природе
и
ко
всему
живому,
развитие
желания
сохранять
и
приумножать
богатства
родного
края,
сплочение
детского
коллектива,
а
также
укрепление
детско-родительских
отношений.
Это
акции:
«Покормим
птиц»,
«Аллея
С и р е н и » .
7
В процессе ознакомления детей с Россией, большое внимание уделяется
воспитанию гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны,
в о с п и т а н и е
у в а ж е н и я
к
з а щ и т н и к а м
О т е ч е с т в а .
В честь 70-летия Победы в рамках осуществления проекта: "Я часть
России" проведен цикл мероприятий познавательного блока " «Никто не
забыт, ничто не забыто», «Города-герои», «Подвиги на фронтах и в тылу».
Используемый
наглядный
материал,
собранный
совместно
с
родителями,
способствовал повышению степени осознанности предлагаемого материала.
В рамках подготовки к празднованию Дня Победы оформлена фотовыставка
и выставка детского творчества "Мы – за мир", "Георгиевская ленточка",
«Праздничный
салют».
Сюжетно-ролевые
игры
«Пограничники»,
«Разведчики»,
«Военный
госпиталь»
вызвали
большой
интерес,
как
у
девочек,
так
и
мальчиков.
А
спортивное
мероприятие
«Мы
–
солдаты»
посвященное Дню защитника Отечества, решало задачи воспитания у детей
любви
и
уважения
к
защитникам
Родины,
желание
им
подражать.
Для
ветеранов ВОВ, к празднику «День Победы», в Районном доме культуры г.
Елизово, состоялся праздничный концерт, где дети моей группы принимали
активное
участие.
Итогом
проектной
деятельности
стало
проведение
о т к р ы т о г о
м е р о п р и я т и я
« Я
–
ч а с т ь
Р о с с и и » .
Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране, более
эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не
только
большие
и
активные
помощники,
но
и
равноправные
участники
формирования
личности
ребенка.
Родители
вместе
с
детьми
принимают
участие в развлечениях, в досугах и праздниках, которые стали традициями
ДОУ: "День защитника Отечества", "День защиты детей" и другие. Регулярно
проводятся
родительские
собрания
на
темы:
«Семья
и
родной
дом»,
«Воспитание
любви
к
своему
Отечеству»
и
др.
Также
проводится
анкетирование родителей по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание
детей».
8
3.Заключение
В заключении своего доклада хочется добавить, что воспитать патриота
своей Родины - ответственная и сложная работа , ее необходимо вести
планомерно и систематически. Поэтому мы – воспитатели будем стремиться
сделать все, чтобы для воспитанников и для их родителей развитие
нравственно-патриотических чувств стало одной из составляющих их жизни.
Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому
воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего
поколения, обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско-
патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое
прошлое и настоящее России.
9
4. Список литературы
1. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г.
2. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», подготовительная
группа, Москва, 2008 г.
3. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»,
Сфера, Москва, 2009 г.
4. И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду»,
Мозаика-синтез, Москва,2008 г.
10