Напоминание

"Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"


Автор: Токарева Анна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4 "Малыш"
Населённый пункт: г. Елизово, Камчатский край
Наименование материала: Доклад
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ « Детский сад №4 «Малыш» ДОКЛАД Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Подготовила воспитатель Токарева А. Ю. Камчатский край Г. Елизово 2017г. 1
СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение …………………………………………………………………3 2. Основная част. 2.1. Патриотизм……………………………………………………………5 2.2. Задачи нравственно-патриотичекого воспитания…………………6 2.3. Работа нравственно-патриотического воспитания в рамках проектной деятельности……………………………………………...7 3. Заключение………………………………………………………………..9 4. Список литературы ………………………………………………………10 1. Введение 2
В настоящее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности. Исследовав методические рекомендации по патриотическому воспитанию, следует отметить, что патриотизмом является чувство любви к Родине, чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей страны. Дом и семья – важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине. Многие родители не задумываются о таком направлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и дать ценные советы по воспитанию патриотизма в дошкольниках призвано и дошкольное образовательное учреждение. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально –практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководствуясь педагогическими принципами, воспитатели формируют у воспитанников такие важные для русского 3
человека черты как любовь к родному краю, к Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомят детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 2.1. Патриотизм 4
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интере сам и готовно сть, вплоть д о самопожертвования, к его защите. Патриотизм начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Патриотиче ское во спитание – систематиче ская и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. 2.2. Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. 5
Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников: - формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города); - формирование духовно-нравственных отношений; - формирование любви к культурному наследию своего народа; - воспитание любви уважения к своим национальным особенностям; - чувство собственного достоинства как представителя своего народа; - толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям; Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как: - создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию; - тематические занятия; -беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры; - взаимодействие с родителями; - взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал). 6
2.3. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в рамках проектной деятельности. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в нашем группе проводится ежегодно в рамках проектной деятельности. Для решения поставленных целей и задач в группе создана ПРС: оформлен уголок патриотического воспитания, где дети могут познакомиться с достопримечательностями родного города, его символикой, символикой своей страны, имеется разнообразная методическая литература и наглядно- дидактический материал по патриотическому воспитанию, оформлена картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию, устного народного творчества: сказок, пословиц, поговорок, игр, хороводов, знакомящая с историей, бытом и традициями нашей ст раны. С целью ознакомления детей с родным городом проводятся разнообразные мероприятия, способствующие воспитанию гордости за свою малую родину. Это беседы: «Моя малая Родина», «Город раньше», акции «Что в нашем городе создано для детей (парки, дом культуры, центр детского творчества, спорткомплекс)», «Родная природа», «Мои выходные дни». Проводятся семейные экскурсии в кукольный театр, тематические прогулки по городу (по желанию детей и родителей), на центральные улицы, парк, площадь в выходные и праздничные дни. Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания детей. Традиционно в детском саду проходят народные праздники, в ходе которых дети знакомятся русскими обычаями, традициями. Это "Осенняя ярмарка", «Масленица», «Рождество», «Праздник русской березки" и др. В рамках проекта проводятся социальные акции, которые оказывают большое влияние на формирование бережного отношения к природе и ко всему живому, развитие желания сохранять и приумножать богатства родного края, сплочение детского коллектива, а также укрепление детско-родительских отношений. Это акции: «Покормим птиц», «Аллея С и р е н и » . 7
В процессе ознакомления детей с Россией, большое внимание уделяется воспитанию гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны, в о с п и т а н и е у в а ж е н и я к з а щ и т н и к а м О т е ч е с т в а . В честь 70-летия Победы в рамках осуществления проекта: "Я часть России" проведен цикл мероприятий познавательного блока " «Никто не забыт, ничто не забыто», «Города-герои», «Подвиги на фронтах и в тылу». Используемый наглядный материал, собранный совместно с родителями, способствовал повышению степени осознанности предлагаемого материала. В рамках подготовки к празднованию Дня Победы оформлена фотовыставка и выставка детского творчества "Мы – за мир", "Георгиевская ленточка", «Праздничный салют». Сюжетно-ролевые игры «Пограничники», «Разведчики», «Военный госпиталь» вызвали большой интерес, как у девочек, так и мальчиков. А спортивное мероприятие «Мы – солдаты» посвященное Дню защитника Отечества, решало задачи воспитания у детей любви и уважения к защитникам Родины, желание им подражать. Для ветеранов ВОВ, к празднику «День Победы», в Районном доме культуры г. Елизово, состоялся праздничный концерт, где дети моей группы принимали активное участие. Итогом проектной деятельности стало проведение о т к р ы т о г о м е р о п р и я т и я « Я – ч а с т ь Р о с с и и » . Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране, более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми принимают участие в развлечениях, в досугах и праздниках, которые стали традициями ДОУ: "День защитника Отечества", "День защиты детей" и другие. Регулярно проводятся родительские собрания на темы: «Семья и родной дом», «Воспитание любви к своему Отечеству» и др. Также проводится анкетирование родителей по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей». 8
3.Заключение В заключении своего доклада хочется добавить, что воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная работа , ее необходимо вести планомерно и систематически. Поэтому мы – воспитатели будем стремиться сделать все, чтобы для воспитанников и для их родителей развитие нравственно-патриотических чувств стало одной из составляющих их жизни. Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско- патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России. 9
4. Список литературы 1. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г. 2. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», подготовительная группа, Москва, 2008 г. 3. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г. 4. И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва,2008 г. 10


В раздел образования