Напоминание

Организация проектной деятельности в начальной школе


Автор: Хайруллина Сария Мударисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ лицей с. Булгаково
Населённый пункт: село Булгаково Уфимский район Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Организация проектной деятельности в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Организация проектной деятельности в начальной школе

Учитель начальных классов

Лицей с. Булгаково

Хайруллина С.М.

Поскольку для меня не только организация проектов было делом новым, работу над

этой темой я начала с изучения методической литературы. В этих книгах написано, что в

младшем школьном возрасте закладывается фундамент, без которого невозможно в

дальнейшем сформировать у учащихся умения самостоятельно приобретать знания.

Значение знаний, умений, навыков, способов действий, получаемых человеком в

начальной школе трудно переоценить. Установлено что более 80 % из того, что накоплено

в начальной школе, ученик будет помнить и использовать всю жизнь.

Как известно, метод проектов начал свое развитие в США в конце 19 века и понимался

как «обучение посредством делания». В советские годы он был принят нашими

педагогами и активно вводился вплоть до того, что школа из «школы учебы» начала

превращаться в «школу жизни». В 1931 году метод проектов из школ был благополучно

удален.

Новую актуальность метода проектов связывают с обновлением содержания образования.

Ученик получает не только готовые знания, а использует приобретенные ранее знания и

умения, из разных источников ищет новые знания, осваивает необходимые способы

деятельности, получает личный практический опыт.

Что такое проектная деятельность? Это специфическая деятельность (или совокупность

разных видов деятельности) субъектов от замысла до создания готового продукта и его

испытания. Субъекты детского проекта это педагог как организатор и генератор идей,

ученик или группа учащихся, как исполнители проекта, а так же родители как

помощники.

Цели проектной деятельности:

1.Формирование умения применять на практике полученные знания

2.Овладение общими алгоритмами решения поставленных задач.

3.Создание условий для приобретения социальной практики за пределами школы .

4.Развитие индивидуальных склонностей, способностей, самостоятельности и

инициативности.

5.Создание условий для ситуации успеха ребенка.

В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество

надпредметных умений УУД- универсальных учебных действий.

1. Проектировочные: Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей

деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

2. Исследовательские: выдвижение предположения. Установление причинно-следственных

связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

3. Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях,

в библиотеке, в интернете), поиск недостающей информации у взрослых, умение

структурировать информацию, выделять главное.

4. Кооперативные: Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в

группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

5. Коммуникативные: умение слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать

вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

6. Экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования,

подбор и приготовление материалов, наблюдение за ходом эксперимента, измерение

параметров, осмысление полученных результатов.

7. Рефлексивные: осмысливание собственной деятельности, осуществление самооценки.

8. Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор

различных видов наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на

незапланированные вопросы.

Проектную деятельность можно применять уже в младших классах в форме урочной и

внеурочной деятельности. Самая благоприятная база для проектной деятельности в

младших классах это уроки технологии. Учитель дает шаблон, а ученики сами

конструируют ту форму, какая им нравится. Это может быть индивидуальная или

коллективная работа. В учебных программах «Школа 2100» и «Планета знаний» темы

проектной работы включены непосредственно в учебники. В программах второго

поколения тоже есть рекомендации по организации проектной деятельности во

внеурочное время. Но в то же время на сегодняшний день отсутствует целесообразный,

методически грамотный и привлекательный для практиков опыт проектирования учебных

ситуаций. Надо сказать и о том, что зачастую проектная деятельность полностью ложится

на плечи взрослых: родителей или педагогов. Появилась в этой области и платная услуга.

Заучить готовый текст презентации и выступить на конференции ученику с хорошей

памятью не сложно, но много ли от этого пользы? Мы же перед собой ставим совсем

другие задачи. Мы должны работать в дружной команде: педагог, ученик, родитель.

Использование проектирования в процессе обучения дает возможность раскрытия

творческого потенциала всех субъектов проектирования. Нам педагогам нужно

остерегаться от формального отношения к такому важному виду творческой работы как

проектная деятельность.

С чего же начать эту работу? В своем классе эту работу мы начали только в этом году. В

классе 18 учащихся. Дети разные: есть с высоким, средним и низким уровнем развития

обучаемости. Есть в классе активные, лидеры , есть и тревожные, несамостоятельные, без

положительной мотивации к учебе. При выполнении творческих заданий половина

учащихся в классе нуждаются в помощи со стороны учителя, не всегда могут

самостоятельно поставить и выполнить учебную задачу, найти принцип ее решения.

Ученики с низким уровнем обучаемости медленно усваивают учебный материал, не

всегда успевают в темпе работать с классом. Поэтому мы взяли самую простую и

доступную всем тему «Домашние животные». После определения темы начался

подготовительный этап.. Начали мы свою деятельность на уроке окружающий мир, оттуда

плавно перешли к урокам литературы, технологии, изобразительного искусства. Мы

начали собирать материал : рисунки, фотографии, сочинения и рефераты. Учащиеся

определились как они будут работать: кто-то захотел в группах, а кто-то самостоятельно

Структура подготовки и проведения проектной деятельности

Название этапа

Содержание работ

Время

исполнения

Подготовительный

этап работы групп

учащихся

(индивидуальных) над

проектом

определение темы исследования;

- выделение предполагаемых направлений работ;

составление плана;

- определение консультаций с учителем;

- начало выполнения проекта.

За неделю до

проектного

дня

Подготовительный

этап работы групп

учащихся

(индивидуальных) над

проектом

- определение проблемы и задач исследования

(использование в ходе совместного поиска метода

“круглого стола”);

- выдвижение гипотез и способов решения;

- обсуждение методов исследования (эксперимента,

наблюдений и т.д.);

За два - три

дня до начала

проекта

зависимости

от темы)

- распределение работы между участниками группового

проекта;

- начало работы по сбору информации.

Основной этап

- продолжение работы по сбору информации;

- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая)

деятельность учащихся по реализации проекта;

- систематизация и анализ полученных данных;

- обсуждение способов оформления конечных

результатов;

- подведение итогов, оформление результатов.

В день

выполнения

проекта.

Заключительный

- презентация проекта;

- представление результатов выполненных проектов в

виде материального продукта (альбом, книга, газета,

доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и

т.п.);

- рефлексия.

В день

проекта или

на следующий

день (в

зависимости

от темы).

Первый этап – тренировочное занятие.

Для знакомства ребят с методикой проведения проектной деятельности понадобилось

три фронтальных занятия в течении одной недели. Это необходимо для того, чтобы

познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта.

Подготовка к занятиям.

Для проведения тренировочных занятий я приготовила карточки с символичными

изображениями этапов:

- выбрать тему

- подумать

- спросить у другого человека

- получить информацию из книг

- понаблюдать

- посмотреть по телевизору

- провести эксперимент

- обсудить в группе

- подведение итогов, оформление результатов

- представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта

(альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.);

- презентация проекта

Выбор темы проекта и разработка плана проекта.

Для тренировочного проекта я выбрала самый простой вид – информационный.

Класс я разделила на две группы. Каждая группа расположилась за общим столом,

где в центре располагались карточки с этапами и темами проекта. После того, как ребята

расположились, я объявила, что сегодня мы будем учиться выполнять очень интересную

научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа

должна выбрать тему своего научного исследования (карточка «выбери тему»). После

того, как в каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние

карточки с темами были убраны.

1 группа «Что ты знаешь о бабочках»

2 группа – «Кошки и собаки – лучшие друзья людей».

Дальше, я объяснила юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны

подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для

представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое

сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме,

обработать её и оформить. Как это можно сделать?

Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой

новое и очень сложное дело. При помощи вопросов я подводила детей к тому, что

существует много способов получения информации.

- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?

- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?

Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я

старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по

данной теме. После того как ребята поняли это, на стол легла карточка с символом

«подумать».

Следующий вопрос, который я задала детям:

- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?

Отвечая на него, дети постепенно выстроили линию и карточек: «подумать»,

«спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать»,

«посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе», «подведение

итогов», «оформление результатов», «представление результатов выполненных проектов в

виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема,

график, рисунок и т.п.)» и «презентация проекта».

Сбор информации.

Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора

информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде. Важно сообщить

ученикам сразу, что собираемые данные лучше сразу фиксировать, чтобы они не были

забыты.

1.подумать;

Например, подумав, школьники могут сделать такие заключения о местах обитания

попугаев, кошек и собак. Для этого чтобы зафиксировать, ученикам надо написать

несколько предложений или нарисовать на листочке схематически, так как умение

письменно фиксировать информацию у детей развито слабо.

Следующим предложение может быть предложение о размерах, внешних

особенностях и окраске животных, питании.

Следующий пункт плана:

2. спросить у другого;

Я нацелила ребят на то, что они могут расспрашивать о животных можно и взрослых

и других детей. На первых порах это вызвало затруднения. Дети в силу особенностей

возрастного развития эгоцентричны, поэтому им сложно сформулировать вопрос к

другому, нелегко воспринимать его ответ. Развитие навыков постановки вопроса и

восприятия ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения

игр - проектов с младшими школьниками, поскольку даже среди взрослых людей нередко

встречаются такие, которые не умеют спрашивать и слушать других людей.

3. получить информацию из книг;

Мною заранее была подобрана дополнительная литература по темам, которые

выбрали дети. Доступную информацию дети почерпнули из различных справочников и

детских энциклопедий. Детские справочники и энциклопедии являются хорошим

источником знаний для ребят в процессе работы над проектом.

Особенно ценны в проектной деятельности (если проект предусматривает

исследовательскую работу):

4. наблюдения и эксперименты;

Темы, выбранные детьми, допускают возможность их использования, поскольку во

многих домах есть данные животные. Ученики без труда могут пронаблюдать и

отметить особенности поведения и питания данных животных. Я предложила дома

выяснить: любят ли животные музыку, чем питаются, как спят, во что любят играть и с

кем.

Данное занятие, помня о том, что у младшего школьника способность концентрировать

внимание ещё недостаточно развита, я старалась не затягивать, поддерживая темп

работы над проектом «на одном дыхании».

Обобщение информации.

В каждой группе в течение нескольких дней шёл сбор информации, а я в

индивидуальном порядке работала с каждой по мере необходимости.

Но чтобы дети помнили про план работы, я прикрепила альбомные листы – карточки

на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть.

Работая с детьми на данном этапе, я выясняла, что нового и интересного узнали

ребята, помогала делать выводы по собранной информации, что они могут рассказать,

основываясь на своих исследованиях. Для ученика начальной школы это очень сложно.

Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и

мышление. Они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные. Эта работа по

своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного. Они

учатся высказываться свободно и смело.

Сообщение по результатам работы (презентация проекта).

Как только информация обобщена, мы вместе с каждой группой приступили к

подготовке сообщения по теме. Первые работы были очень короткими. Каждый участник

представил свою работу, в которой были и записи и рисунки.

Сообщения по результатам мною рассматривалось, как взаимное обучение детей. Каждый

докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, но и постараться передать эти

сведения одноклассникам. Хотя и материал, над которым работали дети, может показаться

простым, с точки зрения взрослого, в данном случае важнее то, что за внешне простым

делом формируется качество творческой личности.

Было решено объединить их и выпустить в каждой группе газету или маленькие

книжечки. После того как газеты были готовы, каждый участник группы рассказал о том

вкладе, который он внёс в процессе работы. До начала данного этапа работы, я

предупредила детей, что если у них возникнут вопросы к создателям проекта, то можно их

задавать после окончания защиты. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу,

особенно отметить, что у них хорошо получилось.

Первое занятие по обучению работы над проектом закончилось. Важнейшим

результатом его работы стало, как я считаю, знакомство с общей схемой – планом

проектной деятельности.

Теперь мне и моим ученикам предстоит пройти этот долгий, но увлекательный путь

совершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельной работы.

Отмечу положительные моменты работы над проектом.

Воспитание чувства патриотизма, уважения к людям живущим рядом.

Воспитание навыков самостоятельности, ответственности.

Выработка умений работать с литературой, выстраивать диалог с одноклассниками,

со взрослыми.

Расширение кругозора учащихся.

Изменения в отношениях между учащимися.

Наряду с положительными моментами работы в проектном режиме следует отметить и

отрицательные:

1.

пассивное участие некоторых учащихся в проектной деятельности, а

следовательно, их отдаление от жизни группы; переоценка некоторыми учащимися

собственных сил:

2.

не все дети, взявшиеся за проект, сумели довести дело до конца.

Впереди у нас следующий этап-самостоятельные исследования. Надеюсь учащиеся

смогут применить все приобретенные знания в своей проектной деятельности.



В раздел образования