Автор: Раньжева Галина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12 г. Ливны"
Населённый пункт: г. Ливны, Орловская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Экспериментирование в старшей группе "Воздух-невидимка"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия на тему экспериментирование
«Воздух-невидимка»
Воспитатель: Раньжева Г.А.
Задачи: Расширять представление детей о значении воздуха
в жизни человека. Познакомить детей с некоторыми
свойствами воздуха и способами его обнаружения.
Развивать познавательный интерес в процессе экспе
риментированной деятельности. Развивать умение
делать выводы. Воспитывать интерес к окружающей
жизни.
Оборудование: стаканчики с водой , веера на каждого ребён
ка, баночки с «запахом» и без «запаха», карточ
ки зелёного и красного цвета , воздушный
шарик на каждого ребёнка, весы, 2 воздушных
шарика.
В-ль: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
Скажите, что нас с вами окружает?
Дети: Дома, деревья, птицы, животные.
В-ль: Правильно! А что необходимо для жизни человеку, птицам,
животным , рас
тениям.
Дети: Пища, вода, воздух.
В-ль: А для чего нам нужен воздух?
Дети: Дышать.
В-ль : Сделайте глубокий вдох и выдох.
Ребята, а вы знаете сколько человек может прожить без еды?
Дети: Несколько дней.
В-ль: А без воздуха?
Дети : Не более 5 минут.
В-ль : Сегодня мы с вами будем настоящими учёными – исследователями.
А что мы будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
Что это?
Дети: Воздух.
В-ль: Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его
обнаружить и
какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете где учёные проводят опыты и исследования?
Дети: В лаборатории.
В-ль: В лаборатории нужно соблюдать определённые правила. Какие?
Давайте расскажем.
Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать работать,
работать тихо,
аккуратно, слушать взрослого и следовать инструкциям.
В-ль: Сегодня я для вас приготовила небольшую лабораторию.
Давайте закроем глаза и посчитаем до 5. Вот мы и очутились в самой
настоящей
лаборатории.
Присаживаемся за столы.
В-ль: Прежде чем приступить к проведению первого опыта, давайте
вдохнём глубоко,
а затем выдохнем. Как вы думаете, что вы вдохнули?
Дети: Воздух.
Опыт 1.
В-ль : Ребята, а вы знаете, как можно увидеть воздух?
У вас на столе лежат трубочки и стаканы.
Давайте возьмём трубочку и опустим один конец в воду, а в другой
подуем.
Что вы увидели?
Дети: Пузырьки воздуха.
В-ль: Почему появились пузырьки?
Дети: Воздух выходит из воды.
В-ль: А откуда берётся воздух?
Дети: Из нас.
В-ль: А теперь подуйте посильнее. Что вы увидели?
Дети: Пузырьков много.
В-ль: В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество?
Дети: Нет.
Делаем вывод: Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много,
когда выдыхаем поменьше воздуха, пузырьков мало.
С помощью трубочки и ёмкости мы увидели воздух.
Опыт 2.
На край стола кладу салфетку и взмахом книги привожу салфетку в
движение.
Салфетка падает со стола. Почему салфетка упала со стола, я до неё даже не
дотронулась.
Дети: Её сдул ветерок. Ветерок- это воздух, который движется.
В-ль: Хотите почувствовать, как движется воздух? У вас на столе лежат
веера, давайте ими помашем. Что вы почувствовали.
Дети: В лицо дует прохладный ветерок.
В-ль: А теперь поднесите ладошки ко рту и слегка подуйте на них.
Что вы почувствовали?
Дети: Тёплый ветерок.
В-ль: Как вы думаете, где бывает тёплый ветер?
Дети: Возле печки, около костра, если включить фен.
Делаем вывод: Воздух бывает тёплым, холодным и горячим.
Опыт 3.
В-ль: Ребята, а можно ли услышать воздух.
Если подуть в крышку от фломастера или сдуть шарик, как вы
думаете ,
что мы услышим.
У вас на столе лежит крышка от фломастера и шарик. Давайте сначала
подуем
в крышку от фломастера. Что вы услышали? А теперь возьмите
шарик. Давайте
его надуем. Как вы думаете, что нужно сделать с этим шариком,
чтобы услышать
звук.
Дети: Нужно растянуть отверствие шарика и потихоньку спустить воздух.
В-ль: Что мы слышим?
Дети: Писк, воздух.
В-ль: С помощью чего мы услышали воздух?
Дети: Нам помогли крышка от фломастера и шарик.
Делаем вывод: Воздух можно услышать разными способами.
А ещё, когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные
звуки воздуха.
(свист, вой).
В-ль: А сейчас физкультминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь,
Ну-ка плечи распрямите
Поднимите, опустите
Влево, вправо повернулись
Рук коленями коснулись
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Опыт 4.
В-ль: Ребята, как вы думаете, имеет ли воздух запах?
Сейчас проверим.
У вас на столе в тарелочках лежат коробочки разного цвета. Возьмите
коробочку
жёлтого цвета и понюхайте. Чем пахнет? (чесноком). А теперь
возьмите коробочку
синего цвета. Понюхайте. Чем пахнет эта коробочка? (лимоном).
Возьмите оранже
вую коробочку. Чем она пахнет? (ничем). Какой вывод мы можем
сделать.
Воздух не имеет запаха, пахнут предметы. Воздух может переносить
запахи.
По запаху, перенесённому из кухни, мы догадываемся, какое блюдо
нам приго
товили.
Опыт 5.
В-ль: Показываю детям весы и 2 шарика.
Что это? Что на весах? Какой шарик тяжелее? Один шарик сдуваю.
Делаем вывод: Воздух имеет вес.
В-ль : Все опыты в нашей лаборатории закончились. Давайте подведём
итоги.
У вас на столе лежат карточки. Я предлагаю взять карточки – одна
красная,
другая зелёная. Я буду говорить утверждения. А вы вместо ответа
будете
показывать цветные карточки. Если вы со мной согласны будете
поднимать красную
карточку, а если не согласны зелёную карточку.
- Воздух окружает нас со всех сторон.
- Воздух имеет вкус.
- Воздух можно услышать.
-Воздух можно увидеть.
-Воздух имеет вес.
-Человек не может жить без воздуха.
В-ль: Молодцы! На этом наша лаборатория закрывается. И нам пора
возвращаться в группу.
Давайте встанем в круг, закроем глаза, и посчитаем от 5 до 1 чтоб
вернуться в группу.
В-ль: Вам понравилось быть молодыми учёными? Вы бы хотели побывать в
нашей лабора
тории ещё раз? Мне было приятно с вами работать.
«8 Марта с Шапокляк».
( старшая группа).
Вед: Все в радостном волнении,
Настал для всех весёлый час,
С хорошим настроением,
Здесь ожидает встреча вас!
Букеты из добра и света,
Охапки самых добрых, нежных слов!
Сегодня в день прекрасный, день весенний.
Ребёнок каждый подарить готов!
И пусть для каждой женщины прекрасной,
Сейчас звучат чудесные слова.
И сердце пусть забьётся чаще,
Встречайте, вас спешит поздравить, детвора!
(звучит музыка. Входят дети с сердечками в руках).
ТАНЕЦ С СЕРДЕЧКАМИ.
Выстраиваются полукругом.
1 р. Здравствуйте мамочки!
Здравствуйте , бабушки!
Вам говорим не тая!
Вы наши лучшие,
Самые добрые
Самые близкие в мире друзья!
2 р. Для вас дорогие мамы,
Милые, для вас,
Концерт весёлый, радостный
Устроим мы сейчас!
3 р. Мы сегодня нарядились,
Все готовы выступать,
День сегодня необычный
Мы вас будем поздравлять!
4 р.Мама дорогая, я тебя люблю!
Все цветы весенние я тебе дарю!
Солнце улыбается глядя с высоты,
5 р.Мы желаем мамам счастья,
А бабулям долгих лет.
Для вас, дорогие наши,
Наш детский весенний привет!
ПЕСНЯ «ЗВЁЗДОЧКА МОЯ».
Остаётся 1 ребёнок.
Вед: Яркий лучик солнечный
Заглянул в окошко,
И оставил в комнате светлую дорожку!
6 р. Праздник радостный, весенний
Двери солнцу распахнул,
Пригласил сюда веселье,
Сколько шариков надул!
Смотри, у них на ниточках
Красивые открыточки.
(Вед берёт шарик, читает открытку 1.)
Вы- весёлые друзья, и без песни вам нельзя.
Звонче музыка играй, мамам песню запевай!
7 р.Дорогие наши мамы,
Мамочки любимые,
Поздравляем вас, родные.
И целуем, милые! ( делает воздушный поцелуй).
ПЕСНЯ «НАША МАМА СОЛНЫШКО».
(звучит музыка в зал вбегает Шапокляк).
Ш-к: До чего же музыка весело звучала,
Я, друзья на праздник к вам не опоздала?
Сколько мамочек красивых,
И нарядных и красивых,
Отвечай честной народ: Конкурс красоты идёт?
Мне ведь очень, очень надо
Выиграть титул: Мисс Детсада!
А почему так украшен детский сад?
Вед: Это мамин праздник у ребят.
Ш-к :Так-так-так!
Праздник женщин в этом зале?
А меня вы не позвали?
Я ведь тоже дама,
Вы невежи прямо!
Я обиделась на вас, крысу выпущу сейчас!
( пугает детей).
Вед: Что ж ты вредная такая?
Ш-к: Всех сегодня поздравляют,
Мам и бабушек своих, ну, а я, что хуже их?
Чтобы вам не скучно было ,
Я немного пошутида!
Вед: Праздник портить, наш не будешь?
Ш-к: Нет ,не буду!
Вед: И про вредности забудешь?
Ш-к: Да, забуду!
Вед: Что ж, смотри, кто к нам идёт!
И букет цветов несёт!
( под музыку идёт мальчик с цветами).
8 р. В день весенний Шапокляк,
Я тебя поздравить рад.
Не болей и не скучай,
Больше ты не вредничай! ( дарит цветы)
Ш-к: Спасибо, милые друзья.
Можно на празднике останусь я?
Что ж, шарик я возьму,
Что написано прочту!
(звучит музыка . берёт шарик с открыткой и читает).
За доброту, за нежность к нам,
Благодарим мы наших мам,
Вот потому вся детвора!
Желает мамам всем, добра!
Стихи читайте поскорей,
Для наших дорогих гостей!
(звучит музыка выходят дети)
9 р. Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее,
Не найдёшь теплее рук,
И нежнее маминых.
10 р. Не найдёшь на свете глаз
Ласковей и строже!
Мама каждому из нас
Всех людей дороже!
11 р. Сто путей, сто дорог
Обойди по свету,
Мама – самый лучший друг-
Лучше мамы нету!
ТАНЕЦ «ПО СИНЕМУ МОРЮ».
Ш-к: Что ж, будем праздник продолжать,
Предлагаю поиграть,
Кто же будет самым ловким,
Я хочу сейчас узнать.
Становитесь в две команды.
И скорей начнём играть.
Мамам будем помогать.
ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ РАЗВЕСИТ ПЛАТОЧКИ».
Ш-к: Замечательно играли
Мам своих поразвлекали!
Вед: Шарик третий мы возьмём,
Что написано прочтём!
Свяжет носочки и сварит обед,
Знает варенья старинный секрет,
Часто печёт пирожки и оладушки,
Наша хорошая. Добрая ……….
Дети: Бабушка.
12 р. Я бабулю поздравляю,
С женским праздником весны,
Я бабулю обожаю,
Людям бабушки нужны!
Сказку добрую расскажет,
Колыбельную споёт,
Тёплый зимний шарфик свяжет,
И гулять со мной пойдёт!
Не накажет шалунишку,
И конфетку даст с собой,
И девчонка и мальчишка,
Любит бабушку любой!
Ближе бабушки чудесной,
Нет подружки у меняю
Мне с бабулей интересно
Не прожить нам врозь ни дня!
13 р. Мы с моею бабушкой – старые друзья,
До чего ж хорошая бабушка моя,
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькая есть.
А вот руки бабушки- это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят,
Золотые, ловкие, как люблю я их!
Нет, других. Наверное не найти таких!
Ш-к : Прежде чем варежки внукам связать
Надо в клубочек нитки смотать,
Я объявляю соревнования,
По скоростному ниткоматанию.
ИГРА»КТО БЫСТРЕЕСМОТАЕТ КЛУБОЧЕК»,
Вед: Шарик 4 –ый сейчас я возьму,
Кому поздравленья сейчас я прочту?
С праздником весёлым,
С праздником весны,
Наших милых девочек
Хотим поздравить мы.
От кого же эти поздравления?
Мальчишки, настал ваш час,
Поздравленья ждём от вас!
(звучит музыка . выходят мальчики).
14 р. Мы юные матросы,
Нас море вдаль зовёт,
Летим как альбатросы
На парусах вперёд!
15 р.Сегодня в женский праздник
Приплыли поздравлять,
Хотим мы вместе с девочками
Петь и танцевать!
ТАНЕЦ «ЯБЛОКО»
Ш-к: Ой, как весело плясали
Настроенье всем подняли!
А сейчас, детвора, поиграть пришла пора!
Маму за руку берите, поиграть пригласите!
(звучит музыка. Дети приглашают мам. Делают круг.)
Не волнуйтесь, игра моя простая, музы
кальная, и немного танцевальная,
Будем платочек по кругу передавать,
А на ком музыка закончится,
Тот с мамой выйдет танцевать.
ИГРА «ПЕРЕДАЙ ПЛАТОЧЕК».
Ш-к. Было весело мне с вами,
Вы чудесно танцевали,
Будем праздник продолжать,
Поздравленья принимать!
Вед: Шарик под номером 5 мы возьмём,
Что же в открытке, сейчас мы прочтём!
16 р. Мамуля, нежная моя,
Тебя люблю я, очень- очень,
Желаю счастья и добра,
Будь молодой всегда, всегда!
ТАНЕЦ С ПЛАТОЧКАМИ.
Вед:- Ну, что ж, последний шарик я беру,
И открыточку прочту!
«Солнца, улыбок, чистого неба,
Первых цветов на проталинках снега,
Счастья, здоровья, конечно любви
Всем вам желаем в праздник весны!
Ш-к: Подарков, конфет и цветов настоящих
Пусть в вашей жизни всё будет блестяще!
17 р. Поздравляем, поздравляем
Наших милых, добрых мам,
И за всё, за всё родные
Говорим ……..
Все дети хором- СПАСИБО вам!
Вед: Пора вам мамочку обънять,
Поздравить и поцеловать!
(дарят подарки).
Ш-к: Ну, а теперь всем танцевать!
Солнце улыбается!
Потому что всем ребятам
Мамин праздник нравится!
(Свободная пляска с мамой)
Ш-к: Было весело мне с вами,
Настроение мне подняли,
И за это детвора
Есть сюрприз и у меня!
(выносят угощения)
Вед: Для бабушек, мам, мы сегодня старались,
Мы пели, плясали, шутили, смеялись,
И в зале весна наступила у нас,
От света, сияния маминых глаз!
Ш-к: Так пусть же весна принесет навсегда,
Здоровье и молодость в ваши дома,
Пусть мира весна принесет всей планете,
Пусть будут всегда ваши счастливы дети!
Вед: И каждый ребенок пусть будет здоров,
А вам дорогие всем море цветов!
Ш-к: Ну, а мне спешить пора,
До свиданья, детвора!