Автор: Афонин Юрий Владимирович
Должность: преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МКОУ "Майская СОШ"
Населённый пункт: п Майский Черепановского района Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: «Партнёрство учителей и школьников в обучении ОБЖ».
Раздел: полное образование
МКОУ «Майская СОШ»
Преподаватель-организатор ОБЖ
Афонин Юрий Влвдимирович.
«Партнёрство учителей и школьников в обучении ОБЖ».
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
С поступлением в школу ребенок начинает заниматься социально
значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Отношения
с внешним миром у ребенка определяются теперь его новой социальной
позицией- ролью ученика, школьника.
Современные дети совсем другие. Изменилась социальная ситуация
развития детей. А это значит: возросла информированность детей;
современные дети относительно мало читают, особенно классическую
художественную
литературу;
несформированность
произвольности
поведения,
мотивационной
сферы,
разных
типов
мышления;
ограниченность общения со сверстниками.
Именно поэтому меняются цели и содержание образования, появляются
новые средства и технологии обучения.
И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи
переосмысления своего педагогического опыта, он ищет ответ на вопрос
«Как обучать в новых условиях?»
Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики,
от
которых
не
всегда
знаешь,
чего
ожидать.
Поэтому современный урок – это познание, открытие, деятельность,
противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание,
самореализация,
мотивация.,
интерес,
профессионализм,
выбор,
инициативность, уверенность, потребность.
Ответственность учителя всегда была и остается очень высокой.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе
становится использование в обучении приемов и методов, которые
формируют
умения
самостоятельно
добывать
знания,
собирать
необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы
и
умозаключения. Признанным подходом в обучении выступает системно-
деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной
формы организации обучения, в котором важным является - применение
активных форм познания (наблюдение, опыты, учебный диалог и пр).;
создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и
оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат
деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и
др.
Такой подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и
непрерывному
образованию
учащегося,
а
также
построение
образовательного
процесса
с
учётом
индивидуальных
возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Основной результат – развитие личности ребёнка на основе
универсальных учебных действий.
Базовыми технологиями в обучении являются:
Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация –
общение). Научить коммуникации- это важно.
Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение
задач, практически значимых для изучения окружающего мира).
Только с помощью учебной ситуации можно приблизить общение к
реальности.
Технология, основанная на реализации проектной деятельности
Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
В течение нескольких лет мы с детьми творчески и плодотворно работаем
над различными проектами. Например, исследовательские - статья в газету
«Экологические проблемы нашей деревни». Ребята прошли по улицам деревни и
отметили, что улицы после зимы грязные, вдоль дороги есть мусор. Задумались,
чем мы можем помочь? Тогда пришла идея- провести опрос населения. Мы
задавали один вопрос «Что нужно сделать, чтобы наши улицы стали чище, а
деревня уютнее ?». Были интересные предложения. Например, провести конкурс
«Лучшая усадьба» ,«Образцовый дом» или очистить пруд, который от
загрязнения превратился в болото, а когда -то в нём купались жители деревни.
Практико-ориентированные проекты, это такие проекты, которые отличает чётко
обозначенный с самого начала результат деятельности, который ориентирован на
социальные интересы участников и имеет практическое значение. Мы делали
проект школьного парка. Но охотнее всего дети выполняют творческие и ролево-
игровые проекты. Здесь детской фантазии нет предела. Работая с проектами, мы
сотрудничаем с учащимися других школ, делаем совместные работы. Иногда
нашими партнёрами становятся родители. Они нам помогают в подготовке
презентаций, приобретении каких-либо материалов, призов.
Овладевая культурой выполнения проектных заданий, дети научились
творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия,
прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач,
реализовывать усвоенные ими средства и способы работы,
ориентироваться в нформационном пространстве (отбирать информацию
из разных источников), работать с различными типами текстов,
представлять результаты своей работы, научились вести дискуссию,
понятно и обстоятельно высказываться по широкому кругу вопросов в
рамках знакомых сфер общения.
Сегодня школа становится не столько источником информации, сколько
учит учиться. Учитель это личность, обучающая способом творческой
деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение
новых знаний.
Я работаю с детьми в тесном сотрудничестве. Мы все: родители,
учащиеся,
коллеги-
партнёры
в
этом
сложном,
многообразном,
противоречивом, но очень интересном процессе ОБРАЗОВАНИЕ.