Напоминание

"Семейные обычаи на Руси".


Автор: Хукасова Лилия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ДС№5"
Населённый пункт: г.Благодарный Ставропольский край
Наименование материала: конспект основной образовательной деятельности.
Тема: "Семейные обычаи на Руси".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект основной образовательной деятельности

в старшей группе №1

«Семейные обычаи на Руси».

Воспитатель: Хукасова Л.Н.

МДОУ «ДС № 5»

г. Благодарный, 2017 г.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная,

познавательно - исследовательская, художественно - эстетическая,

двигательная, чтение (восприятие).

Задачи:

Образовательные:

- Расширять представления у детей о народных традициях и обычаях.

- Активизировать словарный запас у детей.

- Прививать интерес к народному устному народному творчеству.

- Учить детей классифицировать малые фольклорные жанры.

-

Закреплять

приёмы

рисования

декоративно

прикладного

искусства.

росписи и лепки из солёного теста.

- Обогащать духовный мир детей.

Развивающие:

-Развивать словесно-логическое мышление, умение делать умозаключения.

- Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей интерес к русской национальной культуре и народному

творчеству.

- Воспитывать чувство патриотизма.

- Воспитывать коммуникативные качества, чувство ответственности.

Материалы и оборудование:

Кукла,

старинные

предметы

быта,

плоскостная

посуда

для

рисования,

гусиные перья, краски, обереги из соленого теста.

Предварительная работа:

Совместная с детьми деятельность

Создание предметно-развивающей среды в группе, оформление интерьера

русской избы;

разучивание пословиц, загадок, примет, небылиц, народных игр;

экскурсия в музей;

чтение художественной литературы;

разучивание хоровода;

проведение бесед о русских традициях и народно декоративно – прикладном

искусстве.

Изготовление оберегов из соленого теста.

Ход:

Вос. По русскому старинному обычаю поприветствуем друг друга и наших

гостей.

(дети кланяются, прижав руку к сердцу)

Дети: Здравствуйте, люди добрые.

Вос. Я приглашаю вас на деревенские посиделки в русской избе.

Но как нам узнать, куда идти? Ой, ребята посмотрите какой-то камень. А

камень этот не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что

написано здесь?

Дети: Да!

Вос. Я прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадешь.

Направо пойдешь – в русскую деревню попадешь.

Дети, куда же мы пойдем?

Дети: Направо!

Вос. А где правая сторона?

(дети показывают правую сторону).

Вос. Ну, что же, тогда в путь!

(Дети идут по группе, выполняя движения)

Мы шагаем по дорогам

По дорогам белолобым,

Подними повыше ногу

Покажи другим дорогу!

(Дети проходят в зону Изба)

Вос. Вот мы и пришли. Присаживайтесь на лавки. Посмотрите, сколько здесь

интересных вещей.

Назовите их?

Дети:

Это самовар из него пили чай.

Это чугунок в нем варили кашу.

Это печь ею топили избу.

Это лапти их обували на ноги.

(раздаётся, плачь ребенка)

Вос. Ой, кто-то плачет.

(достает из колыбельки куклу)

Дети посмотрите, какой малыш. Он только сегодня родился, и поэтому он

плачет. Давайте его успокоим.

- Таня покачай его.

С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя.

Давайте и мы придумаем имя нашему малышу, но только имя будет не

простое, а старинное.

- Какие вы знаете русские старинные имена?

(дети предлагают имена: Матвей, Потап, Кирилл, Егор, Иван, Захар)

Вос. А давайте назовем нашего малыша Егорушкой. Ребята, пока ребенок

маленький, его все будут ласково называть Егорушкой. А когда он вырастет,

то его уже будут звать Егором. Мы растем, и наше имя растет. А вы знаете,

как растет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Дети: Меня зовут Таня, а когда я вырасту, меня будут называть Татьяной. И

т.д.

Вос. Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой, назвали ему свои

имена.

- А вы знаете, что означает имя Егор?

Дети:

- Это имя означает «хозяин земли».

- Когда родители называли ребенка таким именем, они хотели, чтобы, когда

Егорушка вырос, у него было много-много земли, и чтобы он был богатым и

счастливым.

Вос. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?

Дети:

Имя Иван – означает милость божья.

Имя Дарья – означает сильная.

Имя Ольга – означает солнечная.

Имя Владислав – означает владеющий славой.

Имя Ярослав – означает сильный, или обладающий яркой славой.

Имя Татьяна – означает устроительница.

Имя Игорь – означает светящий.

Вос. Молодцы, какие у вас интересные имена.

- Ребята посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены какие-то предметы,

что же это?

Дети: уголек, зернышки, монетки.

Вос. А кто из вас знает для чего Егорушке эти предметы?

Ответы детей:

- Раньше на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и

прадедушек, эти предметы клали в таз с водой, когда первый раз купали

ребенка.

Вос. А что говорили, когда клали уголек?

- Привыкай к домашнему теплу. (кладет уголек в таз)

Вос. А что говорили, когда клали зернышко?

- Будь всегда сыт. (кладет зернышко в таз)

Вос. А что говорили, когда клали монетку?

- Будь всегда богат. (кладет в таз монетку)

Вос. Таня искупай Егорку.

Таня: Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки –

Полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

Бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Вос. Ваня, подай полотенце.

Ваня: Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело.

Будет чистеньким малыш

Вырастит у нас крепыш.

Вос. Вот мы и помыли, вытерли Егорку, а что же потом делали с ребеночком?

Дети: - Одевали.

Вос. А во что одевали ребеночка?

Дети: - В отцову рубашку.

Вос. А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?

- Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.

Вос. Да, родители хотели, что бы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же

работящим и честным как они.

- Посмотрите, какая рубашка у нашего Егорки. Какая она?

Дети: - красивая, красная, праздничная.

Вос. Давайте, и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу:

- А что приговаривали, когда одевали, рубашку родителя?

– расти хорошо малыш.

Будь похож на отца с матерью.

Трудись, как они трудятся.

– Отдыхай, как им отдыхается.

Вос. Одели мы нашего Егорушку, а что дальше делали с ребеночком его

родные?

Дети: Укладывали спать.

Вос. А куда клали спать малыша?

Дети: В колыбельку.

Вос. Да есть у нас колыбелька. Посмотрите, какая она деревянная,

расписная. Ой, я, что то нашла в колыбельке.

(достает хлеб и соль)

Что это?

Дети: хлеб и соль.

- На Руси хлебом и солью встречали дорогих, долгожданных гостей. Поэтому

родители клали хлеб и соль в колыбельку и приговаривали: Наконец-то ты

родился Егорушка! Долго мы тебя ждали.

(берет хлеб и соль и кладет в колыбельку).

Вос. Дети, а давайте споем колыбельную для Егорушки?

Баю-баюшки баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит,

В небе звездочка горит:

Спи, сыночек говорит,

Баю –баю –баю- бай

Спи Егорка засыпай!

Вос. Вот и уснул наш Егорушка. А мы пока немного отдохнем. На днях

рождениях, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. Вот и мы

сейчас поиграем в самую настоящую старинную русскую игру «Ворон».

Становитесь в круг.

Ой ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движения ногами вперед)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная (хлопают в ладоши)

Труба ладная, песня складная. (хлопают в ладоши)

Да! (поднимают и опускают руки).

Вос. Молодцы ребята. Присаживайтесь. И пока в свой первый день рождения

ребенок спал, родные принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете,

что они готовили ему в подарок.

Дети: - шили рубашки, вязали носки, мастерили игрушки.

Вос. – Ребята, мы тоже с вами смастерили для нашего Егорки подарок, и не

простой подарок, а настоящий оберег. А что такое оберег, кто из вас знает?

Ответы детей:

Это предмет, который, защищал и охранял людей от бед.

Вос. Из чего мы с вами сделали наши обереги?

Дети: Из соленого теста.

Вос. А чем мы украсили его?

Дети: Лентами.

Вос. А сейчас мы с вами его распишем. Но так ка мы с вами находимся в

русской избе, то и расписывать будем по старинным обычаям. А вы знаете,

чем рисовали на Руси?

Дети: - Угольками, перышками.

Вос. Правильно, гусиными перышками. Возьмите гусиное перо и

приступаем к работе (воспитатель напоминает об осанке, помогает детям)

А теперь, давайте подарим Егорушке, наши подарки и пусть каждый

пожелает ему что-нибудь.

– Никогда не болей, будь здоров.

– Слушай отца-батюшку да родную матушку.

– Будь добр, и пусть тебе встречаются добрые люди.

– Расти сильным, крепким да удалым.

– Пусть живет, поживает, да добра наживает.

Вос. Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания да за слова добрые тоже

подарок – настоящий именинный пирог.

Спасибо за работу, за старание. А нам с вами уже пора в группу. Чай с

пирогом пить.

Готовы? В путь.

(Дети идут по группе, выполняя движения)

Мы шагаем по дорогам

По дорогам белолобым,

Подними повыше ногу

Покажи другим дорогу.

Ну, вот мы и пришли. Вам понравились деревенские посиделки.

Дети:

- Да!

-

Мы

русский

народ должны

придерживаться

своей

культуры,

своих

традиций и обычаев.

- С каким народом живёшь – его обычаи и бережёшь.

- Всё то, что узнали

Мы сохраним.

Традиции русские

Детям и внукам передадим!



В раздел образования