Автор: Хукасова Лилия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ДС№5"
Населённый пункт: г.Благодарный Ставропольский край
Наименование материала: конспект основной образовательной деятельности.
Тема: "Семейные обычаи на Руси".
Раздел: дошкольное образование
Конспект основной образовательной деятельности
в старшей группе №1
«Семейные обычаи на Руси».
Воспитатель: Хукасова Л.Н.
МДОУ «ДС № 5»
г. Благодарный, 2017 г.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная,
познавательно - исследовательская, художественно - эстетическая,
двигательная, чтение (восприятие).
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления у детей о народных традициях и обычаях.
- Активизировать словарный запас у детей.
- Прививать интерес к народному устному народному творчеству.
- Учить детей классифицировать малые фольклорные жанры.
-
Закреплять
приёмы
рисования
декоративно
–
прикладного
искусства.
росписи и лепки из солёного теста.
- Обогащать духовный мир детей.
Развивающие:
-Развивать словесно-логическое мышление, умение делать умозаключения.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к русской национальной культуре и народному
творчеству.
- Воспитывать чувство патриотизма.
- Воспитывать коммуникативные качества, чувство ответственности.
Материалы и оборудование:
Кукла,
старинные
предметы
быта,
плоскостная
посуда
для
рисования,
гусиные перья, краски, обереги из соленого теста.
Предварительная работа:
Совместная с детьми деятельность
Создание предметно-развивающей среды в группе, оформление интерьера
русской избы;
разучивание пословиц, загадок, примет, небылиц, народных игр;
экскурсия в музей;
чтение художественной литературы;
разучивание хоровода;
проведение бесед о русских традициях и народно декоративно – прикладном
искусстве.
Изготовление оберегов из соленого теста.
Ход:
Вос. По русскому старинному обычаю поприветствуем друг друга и наших
гостей.
(дети кланяются, прижав руку к сердцу)
Дети: Здравствуйте, люди добрые.
Вос. Я приглашаю вас на деревенские посиделки в русской избе.
Но как нам узнать, куда идти? Ой, ребята посмотрите какой-то камень. А
камень этот не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что
написано здесь?
Дети: Да!
Вос. Я прочту, а вы слушайте внимательно:
Налево пойдешь – далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь – в чужую группу попадешь.
Направо пойдешь – в русскую деревню попадешь.
Дети, куда же мы пойдем?
Дети: Направо!
Вос. А где правая сторона?
(дети показывают правую сторону).
Вос. Ну, что же, тогда в путь!
(Дети идут по группе, выполняя движения)
Мы шагаем по дорогам
По дорогам белолобым,
Подними повыше ногу
Покажи другим дорогу!
(Дети проходят в зону Изба)
Вос. Вот мы и пришли. Присаживайтесь на лавки. Посмотрите, сколько здесь
интересных вещей.
Назовите их?
Дети:
Это самовар из него пили чай.
Это чугунок в нем варили кашу.
Это печь ею топили избу.
Это лапти их обували на ноги.
(раздаётся, плачь ребенка)
Вос. Ой, кто-то плачет.
(достает из колыбельки куклу)
Дети посмотрите, какой малыш. Он только сегодня родился, и поэтому он
плачет. Давайте его успокоим.
- Таня покачай его.
С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя.
Давайте и мы придумаем имя нашему малышу, но только имя будет не
простое, а старинное.
- Какие вы знаете русские старинные имена?
(дети предлагают имена: Матвей, Потап, Кирилл, Егор, Иван, Захар)
Вос. А давайте назовем нашего малыша Егорушкой. Ребята, пока ребенок
маленький, его все будут ласково называть Егорушкой. А когда он вырастет,
то его уже будут звать Егором. Мы растем, и наше имя растет. А вы знаете,
как растет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Дети: Меня зовут Таня, а когда я вырасту, меня будут называть Татьяной. И
т.д.
Вос. Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой, назвали ему свои
имена.
- А вы знаете, что означает имя Егор?
Дети:
- Это имя означает «хозяин земли».
- Когда родители называли ребенка таким именем, они хотели, чтобы, когда
Егорушка вырос, у него было много-много земли, и чтобы он был богатым и
счастливым.
Вос. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?
Дети:
Имя Иван – означает милость божья.
Имя Дарья – означает сильная.
Имя Ольга – означает солнечная.
Имя Владислав – означает владеющий славой.
Имя Ярослав – означает сильный, или обладающий яркой славой.
Имя Татьяна – означает устроительница.
Имя Игорь – означает светящий.
Вос. Молодцы, какие у вас интересные имена.
- Ребята посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены какие-то предметы,
что же это?
Дети: уголек, зернышки, монетки.
Вос. А кто из вас знает для чего Егорушке эти предметы?
Ответы детей:
- Раньше на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и
прадедушек, эти предметы клали в таз с водой, когда первый раз купали
ребенка.
Вос. А что говорили, когда клали уголек?
- Привыкай к домашнему теплу. (кладет уголек в таз)
Вос. А что говорили, когда клали зернышко?
- Будь всегда сыт. (кладет зернышко в таз)
Вос. А что говорили, когда клали монетку?
- Будь всегда богат. (кладет в таз монетку)
Вос. Таня искупай Егорку.
Таня: Тили-тили-тили-тили
Мы по воду ходили.
Воды для Егорки –
Полное ведерко.
Мыли-мыли-мыли-мыли
Бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным-черна!
Вос. Ваня, подай полотенце.
Ваня: Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело.
Будет чистеньким малыш
Вырастит у нас крепыш.
Вос. Вот мы и помыли, вытерли Егорку, а что же потом делали с ребеночком?
Дети: - Одевали.
Вос. А во что одевали ребеночка?
Дети: - В отцову рубашку.
Вос. А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?
- Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.
Вос. Да, родители хотели, что бы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же
работящим и честным как они.
- Посмотрите, какая рубашка у нашего Егорки. Какая она?
Дети: - красивая, красная, праздничная.
Вос. Давайте, и мы оденем Егорушку.
Дети одевают куклу:
- А что приговаривали, когда одевали, рубашку родителя?
– расти хорошо малыш.
– Будь похож на отца с матерью.
– Трудись, как они трудятся.
– Отдыхай, как им отдыхается.
Вос. Одели мы нашего Егорушку, а что дальше делали с ребеночком его
родные?
Дети: Укладывали спать.
Вос. А куда клали спать малыша?
Дети: В колыбельку.
Вос. Да есть у нас колыбелька. Посмотрите, какая она деревянная,
расписная. Ой, я, что то нашла в колыбельке.
(достает хлеб и соль)
Что это?
Дети: хлеб и соль.
- На Руси хлебом и солью встречали дорогих, долгожданных гостей. Поэтому
родители клали хлеб и соль в колыбельку и приговаривали: Наконец-то ты
родился Егорушка! Долго мы тебя ждали.
(берет хлеб и соль и кладет в колыбельку).
Вос. Дети, а давайте споем колыбельную для Егорушки?
Баю-баюшки баю
Я тебе покой дарю.
Ветер в окна к нам свистит,
Снег по улице кружит,
В небе звездочка горит:
Спи, сыночек говорит,
Баю –баю –баю- бай
Спи Егорка засыпай!
Вос. Вот и уснул наш Егорушка. А мы пока немного отдохнем. На днях
рождениях, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. Вот и мы
сейчас поиграем в самую настоящую старинную русскую игру «Ворон».
Становитесь в круг.
Ой ребята, та-ра-ра
На горе стоит гора
А на той горе дубок
А на дубе воронок
Ворон в красных сапогах (движения ногами вперед)
В позолоченных серьгах (показывают серьги)
Черный ворон на дубу (показывают крылья)
Он играет во трубу (показывают игру на трубе)
Труба точеная, позолоченная (хлопают в ладоши)
Труба ладная, песня складная. (хлопают в ладоши)
Да! (поднимают и опускают руки).
Вос. Молодцы ребята. Присаживайтесь. И пока в свой первый день рождения
ребенок спал, родные принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете,
что они готовили ему в подарок.
Дети: - шили рубашки, вязали носки, мастерили игрушки.
Вос. – Ребята, мы тоже с вами смастерили для нашего Егорки подарок, и не
простой подарок, а настоящий оберег. А что такое оберег, кто из вас знает?
Ответы детей:
– Это предмет, который, защищал и охранял людей от бед.
Вос. Из чего мы с вами сделали наши обереги?
Дети: Из соленого теста.
Вос. А чем мы украсили его?
Дети: Лентами.
Вос. А сейчас мы с вами его распишем. Но так ка мы с вами находимся в
русской избе, то и расписывать будем по старинным обычаям. А вы знаете,
чем рисовали на Руси?
Дети: - Угольками, перышками.
Вос. Правильно, гусиными перышками. Возьмите гусиное перо и
приступаем к работе (воспитатель напоминает об осанке, помогает детям)
А теперь, давайте подарим Егорушке, наши подарки и пусть каждый
пожелает ему что-нибудь.
– Никогда не болей, будь здоров.
– Слушай отца-батюшку да родную матушку.
– Будь добр, и пусть тебе встречаются добрые люди.
– Расти сильным, крепким да удалым.
– Пусть живет, поживает, да добра наживает.
Вос. Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания да за слова добрые тоже
подарок – настоящий именинный пирог.
Спасибо за работу, за старание. А нам с вами уже пора в группу. Чай с
пирогом пить.
Готовы? В путь.
(Дети идут по группе, выполняя движения)
Мы шагаем по дорогам
По дорогам белолобым,
Подними повыше ногу
Покажи другим дорогу.
Ну, вот мы и пришли. Вам понравились деревенские посиделки.
Дети:
- Да!
-
Мы
–
русский
народ должны
придерживаться
своей
культуры,
своих
традиций и обычаев.
- С каким народом живёшь – его обычаи и бережёшь.
- Всё то, что узнали
Мы сохраним.
Традиции русские
Детям и внукам передадим!