Автор: Литвинова Кристина Геннадьевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №45
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие самостоятельной деятельности обучающихся на уроках химии средствами активных методов обучения»
Раздел: среднее образование
«Развитие самостоятельной деятельности обучающихся на уроках химии средствами активных
методов обучения»
На современном этапе развития общества особую актуальность приобретает проблема подготовки
подрастающего поколения к трудовой социально значимой деятельности, направленной на развитие
общества. Вот почему одной из характерных черт молодого поколения должна стать самостоятельность,
качество, сформированное на основе уверенности в себе – своих знаниях и умениях.
Практика работы показывает, что в формировании навыков самостоятельности можно выделить
несколько этапов:
1.
первый этап включает формирование умений принимать и самостоятельно анализировать сообщение
преподавателя в рамках учебного материала;
2.
на втором этапе формируют умения и навыки самостоятельной работы;
3.
третий этап предполагает переработку материала и закрепление знаний, умений и навыков. На этом этапе
воспитанникам предлагают интерпретировать – передать изученный материал, используя приемы
самоконтроля, например, при повторении или текущей проверке знаний – ответить на контрольные вопросы
по содержанию материала или выполнить тестовые задания.
Активная модель обучения предполагает применение методов, стимулирующих познавательную активность
и самостоятельность обучающихся.
Остановимся кратко на характеристике отдельных активных методов, что, по нашему мнению,
являются эффективными в обучении химии.
1) Имитационные игры – это процедуры по выполнению определенных простых, известных действий,
которые воспроизводят, имитируют любые явления окружающей действительности. Результатом является
быстрое принятие решений и мгновенные реакции.
Имитационные игры развивают у обучающихся воображение, навыки критического мышления,
способствуют применению на практике умений, стимулируют проявления самостоятельности, их творческие
возможности.
2) Ролевая игра, цель которой – определить отношение обучающихся к конкретной жизненной ситуации,
помочь им приобрести опыт с помощью игры, учиться на основе опыта и чувств. Разыгрывание конкретной
жизненной ситуации по ролям способствует развитию воображения и навыков критического мышления,
формирует способность находить и рассматривать альтернативные варианты действий, помогает
представлять себя в той или иной социальной роли, сочувствовать другим и тому подобное.
В ходе ролевой игры участники разыгрывают в ролях определенную преподавателем проблему или
ситуацию. Ролевая игра требует тщательной подготовки. В частности, преподаватель совместно со
студентами должен провести распределение ролей, составить сценарий.
3) «Микрофон» – этот метод дает возможность каждому студенту быстро и лаконично, имитируя «говорение
в микрофон», выражать собственное мнение или позицию. Например, на этапе изучения нового материала
преподаватель может поставить вопрос «Обладают ли соединения алюминия основными свойствами и при
каких условиях?».
«Микрофон» является эффективным методом на заключительном этапе урока, когда студенты рефлектируют
по поводу того, что и как они делали на уроке.
4) Метод «Обучая – учусь» (или «Каждый учит каждого», «Броуновское движение») предоставляет
обучающимся возможность принять участие в обучении, то есть объяснении нового материала
одногруппникам.
5) Работа в малых группах помогает обучающимся приобрести навыки общения и сотрудничества. Это
один из самых эффективных методов, ведь при организации групповой работы происходит обмен мнениями,
результатом которого является оптимальное совместное решение поставленной проблемы.
6) «Круг идей» – эффективность этого метода заключается в решении спорных вопросов с созданием
возможности обучающимся высказать свою позицию. Например, при изучении темы «Соединения кремния»
студенты не понимают что, характеризуя оксид кремния как кислотный оксид, многие реакции для него не
осуществимы. Студенты высказывают свои мнения по очереди, пока не будут исчерпаны идеи; все
предложенные варианты ответов записываются на доске.
7) «Мозговой штурм» – это эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решений, который
побуждает обучающихся проявлять воображение и творчество, что достигается на основе свободного
выражения мнений всех участников и помогает находить несколько решений по конкретной теме.
8) «Займи позицию» – этот метод позволяет выявить различные позиции обучающихся по определенной
проблеме или спорному вопросу. Метод является эффективным с точки зрения демократичности по
разнообразию взглядов на проблему изучаемого / обсуждается, и предоставление возможности студентам
осознать наличие противоположных позиций по ее решению. В результате применения этого метода
студенты учатся слушать своего собеседника и приводить убедительные аргументы относительно
собственного утверждения.
В результате оптимального использования различных активных методов обучения меняются позиции
преподавателя и обучающихся в учебно-воспитательном процессе. С носителя готовых знаний преподаватель
превращается в организатора познавательной деятельности студентов, а последние становятся
равноправными субъектами в обучении. В то же время создается и реализуется модель личности, которая не
только обладает навыками общения, но и умеет самостоятельно работать над развитием собственного
интеллекта, культуры и морали, обнаруживает свой творческий потенциал, является основой успешного
дальнейшего профессионального становления личности.
Современная педагогическая наука приоритетным направлением развития определила гуманистическую
модель учебного процесса, в которой приоритеты направлены на развитие личности студента. Степень
развития студента измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и
использовать их в учебной и практической деятельности.
Самостоятельность проявляется в умениях целенаправленно работать по плану, выбирать самые
рациональные приемы учебного труда, корректно рассчитывать собственные силы и учитывать результаты
своей деятельности. Самостоятельность подразумевает сформированность навыков саморегуляции,
позволяющие оценить результаты собственных действий и корректировать их в случае необходимости.
Большое значение имеет умение распределить свои усилия в процессе достижения поставленной цели.