Автор: Вахмистрова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с №22 "Журавушка"
Населённый пункт: Ступино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ООД по духовно-нравственному воспитанию
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное
учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 22 «Журавушка»
Непосредственно-образовательная
деятельность по духовно –
нравственному воспитанию
дошкольников в старшей группе
«Ч У Д Е С Н А Я П Т И Ц А»
Воспитатель: Вахмистрова С.М.
Программное содержание:
- формировать у детей представления о традиционном образном строе
русского декоративно- прикладного искусства,
- развивать образное мышление,
- воспитывать стремление к доброй жизни, желание подражать добрым
образцам, учиться добродетелям у тех, кто ими обладает,
- развивать способности детей к созданию художественного образа с
помощью различных выразительных средств.
Материал к занятию:
1 Яркие реалистические иллюстрации с изображением разных птиц.
2. Птицы (глиняные и деревянные) – игрушки разных народных
промыслов.
3. Образцы аппликации «Чудесная птица» из осенних листьев.
4. Засушенные листья.
5. Листы цветного картона
6. Клей.
7. Салфетки
Ход занятия:
1.
Звучит медленная мелодия. Затем слышится пение птиц.
-Мы живем в прекрасном мире, созданном Господом. И сегодня мы
будем говорить о прекрасном, Божием созданием- о птицах.. Голоса
каких птиц Вы слышите?
- А как Вы думаете, что они хотят нам сказать? ( Наступила осень,
пора улетать в теплые края, стало холодно, вспоминают лето).
- А теперь скажите, чем отличаются птицы от животных? Правильно,
от всех других существ, птицы отличаются тем, что они крылатые
существа, умеющие летать. И тело и крылья покрыты перьями.
-Как вы думаете, можем ли мы , внимательно наблюдая за повадками
и жизнью птиц, научиться у них каким-нибудь добродетелям – добрым
поступкам?. Давайте поразмышляем..
-Как встречают птицы восходящее солнышко рано утром? (веселой и
звонкой песенкой_.
- А ведь мы тоже можем поучиться у птиц радоваться наступлению
каждого нового дня, радоваться красоте Божьего мира.
- Птицы не сидят без дела, выходит мы можем поучиться у них
активности, трудолюбию.
- А знаете ли Вы как птицы ухаживают за своими птенцами: носят им
корм, учат их летать? Получается и мы можем поучиться у них
заботливости о младших, ответственности за них.
- Слышали ли Вы как красиво поет соловушка? (Соловьиную песню
слышал наверное каждый, а вот соловушку вряд-ли кому приходилось
видеть. Выглядит он очень скромно и совсем незаметен среди ветвей
кустарника, в котором живет.)
Получается мы можем поучиться у них скромности, смирению.
-Можем поучиться преданности и верности птиц, бесстрашию и
мужеству, с которым мама-курочка защищает своих цыплят от
коршуна, а мама воробьиха своего птенца от хитрой кошки.
- А какие дальние перелеты совершают птицы чтобы улететь в теплые
края и снова возвратиться на Родину. Можем поучиться выносливости.
- Как многому можно научиться у такого Божьего создания, как птица!
Как интересно и полезно наблюдать за Божьим миром, быть
внимательным и стараться растить в своем сердце сад добродетелей.
2.
Звучит ярмочная музыка.
- Ребята, слышите, музыка играет. Давайте посмотрим что это там.
На столах выставлены расписные шкатулки, глиняные птицы, игрушки
народных мастеров.
- Если внимательно присмотреться к мотивам русских народных
вышивок, росписей, к образам народных игрушек, мы с Вами увидим, что
в орнаментах и сюжетах произведений декоративного искусства часто
встречаются изображения птиц. Смотрят на нас с расшитых полотенец
нарядные петухи. Среди русских народных игрушек есть глиняные уточки и
индюки, лошадки и медведи.
Народ раньше прославлял птиц, славил их песнями. Вот как раньше
на ярмарке пели песни перед прилетом птиц.
1. Наши ложки знает целый мир
Наши ложки русский сувенир
ПРИПЕВ: Хохломские, псковские,
Тульские, загорские,
Вятские, смоленские,
Ложки деревенские.
3.
Мы на них сейчас сыграем
Вас развеселим.
Всех гостей мы песней удивим.
-Посмотрите какая красивая шкатулка. Да здесь задание! Нужно
отгадать загадку.
- Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Все равно он будет мой. (дятел)
- А может из вас кто знает загадки?
Дети загадывают загадки.
Чик – чирик! Чик – чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто же это! (воробей)
На шесте дворец,
Во дворце -певец. ( скворец)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. ( грач)
- А какие из этих птиц перелетные? Почему они улетают в теплые края? А как
нужно заботиться об остальных птицах. Сейчас я вам прочитаю небольшой
рассказ «Добрая девочка».
(Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого
воробышкам. бедняжки нигде не могли найти корма. летали воробышки
вокруг дома и жалобно чирикали. Пожалела воробышков добрая девочка
Маша. она стала собирать хлебные крошки и каждый день сыпала их у
своего крылечка. воробышки прилетали на корм и скоро перестали бояться
Маши. так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.)
- Как девочка заботилась о птицах? Девочке жалко было птиц?
4.
– А теперь пройдем в мастерскую. Сегодня мы с вами сделаем
красивую аппликацию из листьев. Листья мы собирали с Вами на
прогулке. Аппликация будет называться «ЧУДЕСНАЯ ПТИЦА». Из
ярких засушенных листьев можно выложить разные композиции: кто-
то изобразит сказочную Жар-птицу, кто-то выложит петушка с пышным
хвостом
.
5.
Напомнить детям приемы выполнения аппликации. ( 2 салфетки,
кисточки, клей, клеенка)
6.
Пальчиковая гимнастика:
Шла кукушка через поле
Шесть грибов несла в подоле
Сыроежку, боровик, подосиновик, груздь, опенок, шампиньон,
Кто не видел-
Выйди вон.
7.
–Посмотрите какие красивые аппликации у нас с Вами получились.
Сегодня на занятии мы с Вами говорили о добродетелях, которым мы
могли поучиться у птиц:
Радость,
Трудолюбие,
Заботливость,
Скромность,
Выносливость,
Верность,
Мужество.
8. Итог.
- Ребята, о ком сегодня мы с вами говорили? Как нужно заботиться о
птицах?