Автор: Наталья Владимировна Островерхова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с №1 "Березка"
Населённый пункт: красноармейск московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Как разговорить молчуна"
Раздел: дошкольное образование
«Как помочь ребенку заговорить. Игры, способствующие запуску речи»
Речевые нарушения у детей - актуальная проблема нашего времени. "Неговорящих"
деток с каждым годом становится всё больше и больше. И конечно же всем
родителям, в связи с этим, необходимо владеть информацией о причинах отсутствия
речи и понимать как помочь ребенку быстрее заговорить.
К нарушениям речи могут привести многие факторы, ведь речь это самый сложный
психический процесс, которым овладевает человек. При воздействии повреждающих
факторов страдает речевое развитие в первую очередь. Можно выделить такие
причины речевых нарушений: ухудшение экологической обстановки; увеличение
числа патологий беременности; увеличение количества родовых травм; ослабление
здоровья детей и рост детской заболеваемости; различные социальные причины.
Воздействие на формирование речи могут оказать неправильная языковая среда, в
которой воспитывается ребенок, дефекты речи взрослого, ограниченное языковое
общение с ребенком.
Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются и
требуют коррекции. Неправильная речь и её отсутствие будут отражаться на
дальнейшем развитии ребенка, задерживая и искажая его, может затруднять обучение
в школе. Поэтому важно вовремя обратить внимание на молчуна и как можно раньше
начать коррекционную работу с ним. Конечно же зачастую без помощи специалиста
не обойтись! Но! Самый главный специалист для малыша это МАМА! И даже самый
лучший специалист не будет эффективен, если мама не подключиться к
коррекционной работе.
Итак, чем же мама может помочь ребенку в домашних условиях? Чтобы найти
ответ на этот вопрос надо разобраться, как у детей возникает потребность говорить.
-ребенок должен нуждался в общении с взрослым: он должен захотеть назвать
предмет, выразить чувства, попросить о чем-либо! В связи с этим выделяют три этапа
овладения словом неговорящими детьми.
1. Появление потребности в предмете
Это могут быть картинки, игрушки, кубики, книжки, одежда, лакомства и т. д.
Ребенок желает получить его, тянет руки, пытается привлечь внимание мамы мимикой
и жестами. Иногда безуспешные попытки приводят к плачу, гневу, но постепенно
ребенок понимает, что можно попросить о помощи взрослого.
2. Взрослый помощник
Для того чтобы обратиться к взрослому, ребенок часто используют лепетные слова
типа «дай-дай-дай» и указательные жесты. Задача взрослого – не поддаваться
на «провокации» и спокойно дожидаться момента, когда ребенок решит произнести
название предмета.
3. Появление слова
Когда ребенок смотрит на взрослого, он невольно обращает внимание на движения
его губ. При разговоре обязательно выговаривайте каждый звук как можно четче,
чтобы ребенок понимал, как он произносится.
Для появления речи, необходимо, чтобы:
-общение было содержательным: об игрушках, действиях, впечатлениях;
-взрослые разговаривали с ребенком не просто так, а именно о совместных
действиях, игре.
- приступая к домашним занятиям, не забывайте, что ребенку требуется некоторое
время, чтобы сориентироваться в новой для себя ситуации.
- все игры должны быть эмоционально насыщены и доставлять ребенку
удовольствие;
- следуйте вышеописанному порядку: потребность в предмете, потребность в
помощи взрослого, слово – и все получится.
Вашему вниманию предлагаю примеры игр и упражнений, которые помогут вашему
малышу заговорить. Игры распределены от простого к сложному, их можно
использовать по порядку, добавляю новые по мере овладения предыдущими.
(Пятница Т.В., Башинская Т.В.):
1.
Звук или голосовая реакция.
Упражнение «Дай» - учим выражать просьбу жестом
Показывая на желаемый объект ребенок произносит какой либо звук, взрослый
уточняет слово, подкрепляя его жестом.
Упражнение «Мяч» - упражняем в совмещении движения крупных суставов рук с
голосовой реакцией
Взрослый катит ребенку мяч, с резким и громким звуком «а», просит отдать мяч со
словом «дай»
Игра «Камешки»
Ребенок бросает мелкие камешки, крупные бусины в воду, произнося звук типа «буль»
Игра «Индейцы»
Используется в играх – догонялках. Ребенок протяжно произносит звук «а-а-а», хлопая
ладошкой по губам.
Упражнение «Бегемот»
- развиваем голос, учим издавать звуки в момент
чередующихся движений рук
Взрослый читает текст, ребенок произносит звуки, как бегемот, раскрывая рот,
выдвигая нижнюю челюсть вперед.
Раздается из болота «ааааа»!
Грозный голос бегемота «ааааа»!
Он болото стережет «ааааа»!
Грозным голосом поет «ааааа»!
Игра «Догонялки»
Взрослый догоняет ребенка со звуками МЯУ – МЯУ, ребенок убегает со звуками Пи-
Пи.
Тише, мыши, тише, мыши,
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись.
Упражнение «Мишка»
Взрослый превращает ребенка в медведя.
Взрослый: Мишка по лесу идет,
Ребенок: Топ, топ, топ, топ (шагая на каждый слог)
Мишка песенку поет,
Топ, топ, топ. топ.
Мишка шишки собирает,
Топ, топ, топ, топ.
И домой их забирает,
Топ, топ, топ, топ.
Упражнение «Моя семья» - упражняем в последовательной смене слов и движений.
Ребенок разгибает по одному пальцу из кулака от большого к мизинцу, произносит
доступные ему слоги, сохраняя слоговую структуру слов.
Это – дед,
Это – баба,
Это – папа,
Это – мама,
Это – я.
Ребенок отвечает на вопросы с опорой на пальцы:
- Кто самый большой в семье?
-Дед.
-Кто самый маленький?
-Я.
Упражнение «Гули»
Учим ребенка рисовать «птичку» на листе бумаги, большого формата, прикрепленного
вертикально со слогами:
Лю(линия вниз)
Ли (линия вверх)
Игры для з
акрепление отработанных слов в разных ситуациях.
Можно использовать такие игры как «Магазин» (Фраза: «Мама, дай мне…»),
«Больница» («Пришел…», «У него болит…»); различные стихотворения и песни, в
которых ребенок будет проговаривать знакомые слова, составляя из них короткие
фразы.
Помните: регулярность, терпение и позитивный настрой - обязательные условия
для достижения положительного результата. Не пренебрегайте помощью
специалистов, вовремя обращайтесь за помощью.
Успехов Вам и Вашему ребенку!