Автор: Брызгалова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ" ЦРР - детский сад №31 "Крепыш"
Населённый пункт: г. Инта, республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
« Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста»
( из опыта работы)
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей –
одна из основных задач дошкольного образования. В Уставе Всемирной
Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только
отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое,
психическое и социальное благополучие.
Поэтому так значимым и востребованным сегодня становится применение
разных форм, средств и методов повышения эффективности оздоровительной
работы в дошкольных образовательных учреждениях. Их комплекс получил
общее название «здоровьесберегающие технологии». Здоровьесберегающие
технологии в дошкольном образовании — это технологии, направленные на
решение приоритетной задачи современного образования – это сохранение и
укрепление здоровья воспитанников.
В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа ослабленных,
часто и длительно болеющих детей, особенно простудными заболеваниями и
заболеваниями органов дыхания, одной причиной
этого
может
являться
неправильное поверхностное дыхание. Научить ребенка правильно дышать
помогает
дыхательная
гимнастика,
одно
из
направлений
здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных
упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка.
Задачи дыхательной гимнастики:
обученить детей правильному дыханию;
профилактика заболеваний верхних дыхательных путей;
насыщения головного мозга кислородом
восстановление дыхания после физической нагрузки.
Основные навыки, развивающиеся при дыхательной гимнастике:
дыхание через нос.
координация ротового и носового дыхания.
дыхание с усилием.
дыхание на расслабление.
дыхание животом.
согласование движения и дыхания
согласование речи и дыхания.
Работу с детьми надо начинать с меньшей дозировки и с упрощённой формы
выполнения, с постепенным усложнением. Широко использовала игровой
метод, который предполагает использование различных игр, упражнений
игрового характера в сочетании с другими приемами: показом, пояснением,
указаниями. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает
у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и
способствует формированию практических умений. Упражнения выполняли в
исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и
речью.
I этап. На этом этапе работа была направлена на улучшение функции
внешнего дыхания ребенка. Особое внимание уделяла технике выполнения
упражнений:
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- следила, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно
придерживать руками).
На этом этапе проводила следующие упражнения и игры: "Бегемотик",
"Качели", "Ныряльщики за жемчугом".
II этап. На этом этапе детей учила навыку плавного и длительного выдоха
через рот, тренировали силу выдоха. Использовала игры и упражнения:
надувание воздушного шарика, игра на детских духовых инструментах
(дудочка, свистулька, губная гармошка), "Воздушный футбол", "Листопад",
"Снегопад",
"Кораблик",
"Лети,
перышко».
В
процессе
выполнения
дыхательных упражнений повышается общий уровень здоровья ребенка
-
клетки организма насыщаются кислородом, улучшаются обменные
процессы
- поскольку мозг получает полноценное кислородное питание, дети становятся
более работоспособными и активными
- укрепляется речевой аппарат
- упражнения учат управлять своим дыханием, формируется умение владеть
собой, контролировать собственные действия
-
медленный
вдох
способствует
расслаблению,
успокоению,
помогает
бороться с волнением, эмоциональной усталостью
III этап. На этом этапе знакомила детей со звуковыми дыхательными играми.
Для упражнений брала только те звуки, которые ребенок правильно
произносит. Звуковые дыхательные игры выполнялись ежедневно, как
элемент зарядки и включала их в занятия по формированию правильного
звукопроизношения: "Лесная азбука", "Дует ветерок", "Комар", "Жуки",
"Рычалка", "Мычалка", "Дирижер", "Варим кашу".
Дыхательную гимнастику используем в течение всего дня, а именно:
на физкультурных занятиях
во время утренней гимнастики
в подвижных играх
на физкультминутках
индивидуальной работе
Умение правильно дышать крайне важно для ребёнка. Ведь это не только
необходимый базис для крепкого здоровья, но и условие для полноценного
умственного развития.
Дыхательные упражнения и игры.
"Качели".
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы
дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области
диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Методические указания.
В играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос.
"Ныряльщики
за
жемчугом".
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных
мышц. Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина.
Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в
положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через
нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и
приседает до желания сделать выдох.
"Дыхание".
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.
Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.
Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:
Носиком дышу свободно,
Тише
—
громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет, Без
дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
(Вдохи всем телом после каждой строчки).
"Воздушный
футбол".
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование:
"мячи" из ваты, кубики. Из кусочков ваты скатать шарик
—
"мяч".
Ворота
—
2 кубика.
Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол"
—
вата должна оказаться между
кубиками.
"Листопад".
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование:
листочки из тонкой бумаги. Вырезать листочки из тонкой
цветной
бумаги и предложите ребенку "устроить листопад"
—
сдувать листочки с
ладони.
"Снегопад".
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование:
"снежки"
из ваты. Сделать
из ваты мелкие
шарики
"Лети, перышко!".
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: перышки небольшого размера.
Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно
полетело.
"Лети, перышко!".
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: перышки небольшого размера.
Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно
полетело.
«Мыльная шапочка»
Небольшие емкости наполнить мыльным раствором. Делаем глубокий вдох
через нос и продолжительный выдох через рот. Дуть нужно, как можно дольше,
чтобы мыльная шапочка была пышнее.
«Загони мяч в ворота».
Дети играют парами, поочерёдно дуют через соломинку на шарик.
Цель —
загнать его в ворота противника