Автор: Михайлова Светлана Олеговна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ- детский сад №8
Населённый пункт: город Татарск, Новосибирская область
Наименование материала: Презентация
Тема: "Педагогика оздоровления в системе коррекции у дошкольников с ОНР (с общим недоразвитием речи)"
Раздел: дошкольное образование
“ПЕДАГОГИКА
ОЗДОРОВЛЕНИЯ В
СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР (С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ)”
Михайлова Светлана Олеговна
учитель- логопед
1 квалификационной категории
ЗАДАЧИ :
Раскрыть мотив создания логопедического проекта;
Проанализировать тип и состав проекта;
Проанализировать цель и задачи проекта;
Описать условия работы команды специалистов и педагогов, участвующих
в реализации данного проекта;
Описать предметно-пространственную развивающую среду;
Описать основные здоровьесберегающие технологии логопедического
направления коррекционного воздействия педагогики;
Описать основные здоровьесберегающие технологии коррекционно-
педагогического направления;
Описать основную здоровьесберегающую технологию физкультурно-
оздоровительного направления;
Описать основную здоровьесберегающую технологию музыкального
направления;
Раскрыть специфику использования здоровьесберегающих технологий в
образовательной деятельности. Для плодотворной и качественной
работы.
МОТИВ СОЗДАНИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО
ПРОЕКТА
Здоровье детей - одна из главных ценностей семьи и государства.
Констатируется тот факт, что число детей с проблемами речи с
каждом годом увеличивается.
У дошкольников с ОНР в целом наблюдаются нарушения всех
компонентов речи (звукопроизношения, лексики, грамматики,
связной речи) как на уровне простой, так и на уровне
развёрнутой фразы. У некоторых детей вообще отсутствует
фразовая речь, у таких детей речь характеризуется крайне
ограниченными средствами общения. У дошкольников
отмечается недостаточная координация пальцев рук,
недоразвитие мелкой моторики, наблюдается неустойчивое
внимание, снижение вербальной памяти и продуктивности
запоминания, отставание в развитии словесно-логического
мышления.
Все эти особенности послужили мотивом к созданию данного
проекта.
ТИП И СОСТАВ ПРОЕКТА
Тип проекта: исследовательско – творческий.
Состав участников: учитель – логопед, педагог - психолог,
музыкальный руководитель, инструктор ФИЗО, воспитатели, дети с
ОНР и их родители.
По характеру контактов: внутрисадовые, контакты с семьѐй.
По времени: долгосрочный (продолжительность с 01.09.2018г. по
30.06.201г.)
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное
нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства,
при которых у детей нарушено формирование всех компонентов
речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при
нормальном слухе и интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б.,
Чиркина Г.В.).
Поэтому основной целью нашей работы с детьми данной категории
является формирование у них всех компонентов речевой системы еѐ
звуковой и смысловой сторон. Для достижения лучших результатов в
своей работе с такими детьми используем педагогику оздоровления
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Реализуя программу Н.В. Нищевой «Программа коррекционно -
развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с
общим недоразвитием речи (с 4до 7лет)», осуществляем комплексный
подход в коррекции данного нарушения речи. В своей коррекционной
работе мы, как участники этого проекта, реализовали
здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие интегрированные
связи между педагогами, работающими с детьми с нарушениями речи.
Поэтому целью проекта является раскрытие особенностей
использования педагогики оздоровления в совместной коррекционно-
развивающей работе с дошкольниками с ОНР (общим недоразвитием
речи). Для достижения поставленной цели данного проекта решали
следующие задачи:
Описать условия работы команды специалистов и педагогов,
участвующих в реализации данного проекта;
Раскрыть особенности организации предметно-пространственной
развивающей среды;
Описать основные здоровьесберегающие технологии логопедического
направления коррекционного воздействия педагогики
УСЛОВИЯ РАБОТЫ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ И ПЕДАГОГОВ, УЧАВСТВУЮЩИХ В
ПРОЕКТЕ
Для плодотворной и качественной работы в нашем дошкольном
образовательном учреждении каждый специалист имеет своѐ место
работы (логопедический кабинет, кабинет психолога, физкультурный
зал, музыкальный зал). У каждого специалиста там находится всѐ самое
необходимое для работы - корпусная мебель, специальное оборудование,
мебель для детей. В кабинете учителя логопеда находится большое
зеркало над столом, индивидуальные зеркала в достаточном количестве,
логопедические шпатели и зонды, игрушки и дидактические пособия для
развития мелкой моторики, дыхания, когнитивных функций.
Информационное обеспечение деятельности учителя-логопеда
находится на достаточно высоком уровне. В детском саду собрана
большая библиотека по проблемам развития речи. Также имеется
подборка материала для развития лексико-грамматического строя речи
по всем лексическим темам. Регулярно знакомимся с материалами,
помещенными на специальных сайтах в Интернете. Дидактический
материал постоянно пополняется. Помимо готового материала
создаются и пополняются картотеки: «Автоматизация звуков»,
«Пальчиковая гимнастика», «Физминутки», «Игры на развитие
дыхания», «Игры на развитие лексико-грамматических категорий».
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Правильно организованная нами предметно-пространственная
развивающая среда способствует устранению речевого
дефекта, преодолению отставания в речевом развитии и
позволяет ребѐнку проявлять свои способности не только в
непосредственно образовательной деятельности (НОД), но и в
свободной деятельности; стимулирует развитие творческих
способностей, самостоятельности, инициативности, помогает
утвердиться в чувстве уверенности в себе. Специально
организованное жизненное пространство стимулирует
активность ребѐнка, делает творцом его предметного окружения
и, следовательно, творцом своей личности.
ОСНОВНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИКИ
Организуя деятельность по педагогике
оздоровления, используем следующие
основные здоровьесберегающие
технологии логопедического направления
коррекционного воздействия педагогики:
- кинезеологические упражнения
Сиротюк А.Л. «Коррекция развития
интеллекта дошкольников »; -
биоэнергопластика; - методика
логопедического массажа И.В.
Блыскиной;
ОСНОВНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
КОРРЕКЦИННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИКИ
1. Кинезеологические упражнения А.Л.Сиротюк, необходимые для
становления многих психических процессов.Под влиянием
кинезиологических тренировок в организме происходят положительные
структурные изменения. Данная методика позволяет мне выявить
скрытые способности ребѐнка, расширить границы возможностей его
мозга, развить межполушарное взаимодействие, которое является
основой развития интеллекта и, следовательно, речи. Здесь
используются такие упражнения, как «Лягушка», «Кулак-ребро-
ладонь», «Лезгинка» и другие. Детям очень нравится выполнять эти
упражнения, хотя в самом начале выполнение этих упражнений
представляет для некоторых детей определѐнную сложность
(Приложение 1). 2.Биоэнергопластика - содружественное взаимодействие
руки и языка. В литературе последних лет описаны приѐмы развития
мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития – Жукова Н.С.,
Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Авторы отмечают взаимозависимость
речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки
тонких движений пальцев и языка. Этот приѐм создаѐт условия
реабилитации детей с органическим поражением ЦНС, тяжѐлыми
речевыми нарушениями (дизартрия, алалия, заиканния.
ОСНОВНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИКИ
3.Логопедический массаж И.В. Блыскиной.. У детей с дизартрией
наблюдается нарушения тонуса и подвижности мышц артикуляционного
аппарата (губ, языка, голосовых складок, нижней челюсти). Данные
нарушения негативно сказываются на звукопроизношении этих детей. У
них наблюдаются искажения звуков. Поэтому проведение с ними
логопедического массажа так им необходима ( прошла курсы повышения
квалификации по теме «Логопедический массаж» в НИПКиПРО). При
спастике мышц артикуляционного аппарата выполняю расслабляющий
массаж, а при гипотонусе – стимулирующий массаж. Если наблюдается
сочетание гипер и гипотонуса выполняю комбинированный массаж.
Данная методика позволяет внести необходимую коррекцию в
искажѐнное произношение звуков детьми и добиться чистого
произношения этих звуков. Помимо логопедического массажа
использую в своей работе самомассаж. Дети сами себе массажируют
органы артикуляции (язык, кончик языка) по моему показу и
объяснению. В данной работе использую артикуляционные упражнения -
«Наказать непослушный язык», «Покусай кончик языка» и другие
упражнения.
ОСНОВНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИКИ
4.Методика изображения 33букв русского алфавита с помощью
пальцев рук, разработанная логопедом Рыжанковой Е.Н..
Известно, что у детей с нарушениями речи слабо развита
слуховая и зрительная память, у некоторых детей мышечная
память сохранна, поэтому дети запоминают буквы алфавита с
помощью данной методики. Помимо этого «пальчиковая азбука»
направлена на развитие мелкой моторики, речи, внимания,
памяти, мышления, зрительно- пространственного восприятия и
конструктивного праксиса. «Пальчиковая азбука» является
одним из средств профилактики оптической дисграфии
(специфическое нарушение письма) и дислексии (специфическое
нарушение чтения). Еѐ использование способствовало
эффективной подготовке ребѐнка к успешному обучению в школе.
Интерес к выполнению заданий и процессу чтения в целом
значительно повышается при ознакомлении детей со стихами
Ракитиной В.А., посвященными каждой букве пальчиковой
азбуке.
КОРРЕКЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
В коррекционно-педагогическом направлении, которое
осуществляют воспитатели , важное место занимают:
1.Динамические паузы, развивающие
психоэмоциональную устойчивость,физическое здоровье
детей, повышающие функциональную деятельность мозга
и тонизирующие весь организм.
2.Арт - терапевтические техники, стимулирующие
развитие мелкой моторики влияют на психику ребѐнка,
так как успокаивают и расслабляют.
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
В физкультурно-оздоровительном направлении,
специалистом по физической культуре, применяются
элементы из программы «Старт» Юдина Р.А., Яковлева
Л.В.. Предлагаемый стиль работы оказывает на детей
положительное физическое, психическое и эмоциональное
воздействие. Так как физкультурные занятия у детей
этого возраста проходят после основных занятий, то
принимая горизонтальное положение, они могут
расслабиться, что в конечном итоге положительно влияет
на формирование мышечного корсета и эмоционального
состояния. Помимо этого во время проведения ОУ под
счѐт, у детей развивается чувство ритма, так необходимое
детям с нарушениями темпо - ритмической организации
речи (заикание, нарушение слоговой структуры слова).
МУЗЫКАЛЬНО- КОРРЕКЦИОННОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
В музыкальном направлении музыкальным
руководителем применяется арт - терапия разработанная
Кацер О.В. В данной арт- терапии заложена идея
использования музыкального искусства как средства
профилактики и коррекции отклонений здоровья и
развития детей. В образовательной деятельности
используется игровая здоровьесберегающая методика
«триединства» - музыки, движения и речи, троекратно
повышающая развивающее и коррекционное воздействие
на формирование восприятия музыки, танцевально-
двигательных навыков, речевых и певческих, а также
навыков игры на музыкальных инструментах.
СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Учебный год для детей с общим недоразвитием речи начинаем первого сентября, длится
он десять месяцев (до конца июня) и условно делится на три периода. Как правило,
первые две недели сентября отводится всеми нашими специалистами для углубленной
диагностики, сбора анамнестических данных. Для проведения логопедической
диагностики использую методику психолого- логопедического обследования детей с
нарушениями речи Волковой Г.А. В конце сентября специалисты, работающие с детьми с
общим недоразвитием речи, на психолого- педагогическом консилиуме обсуждают
результаты обследования детей и проведѐнной входящей диагностики и утверждают план
работы на первый период. Обсуждается план по включению всеми специалистами
здоровьесберегающих технологий в коррекционную работу с детьми с общим
недоразвитием речи. Затем составляю индивидуальные планы коррекционной работы
для каждого ребѐнка. Далее начинаются образовательная деятельность со всеми детьми,
в соответствии с утверждѐнным планом работы. Обсуждение темпов динамики развития
детей и составления плана работы на следующий период проходит в рабочем порядке, в
ходе моего собеседования со всеми специалистами, работающими с детьми с ОНР.
Следующее заседание психолого-педагогического консилиума проводится в конце
учебного года, с тем, чтобы обсудить результаты итоговой диагностики развития детей с
общим недоразвитием речи и определить эффективность работы всех специалистов. Все
специалисты, работающие с детьми ОНР, используют при проведении образовательной
деятельности в условиях инклюзивного обучения здоровьесберегающие технологии.
Помимо этого проводим комплексные коррекционные занятия с использованием
педагогики оздоровления с привлечением различных специалистов, так как взаимное
«пронизывание» различных видов предметности оказывается крайне эффективным.
СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Образовательную работу проводим не только в традиционной форме, но и в
форме логопедических досугов. Целью таких досугов является формирование
экологической культуры через содержание логопедических мероприятий, в
которые включаем здоровьесберегающие технологии . Такие комплексные
занятия носят коррекционно - развивающий характер и оказывают
специфическое воздействие на становление речи. На таких занятиях дети учатся
общаться друг с другом, что способствует закреплению навыков инициативной
речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса.
Для устранения речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих
технологий на занятиях стараюсь использовать основную деятельность детей –
игровую. Для родителей проводим открытую образовательную деятельность .
Привлекаем родителей к коррекционно - развивающей работе через систему
методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной
форме во время вечерних приѐмов. Анкетный опрос родителей показал рост
уровня удовлетворѐнности родителей работой педагогов. Наблюдается
позитивная динамика сформированности социальной компетентности у
родителей и детей с речевыми нарушениями. Данная динамика проявляется в
том, что дети принимают активное участие в различных конкурсах и
соревнованиях, проводимых как в нашем дошкольном образовательном
учреждении, так и вне его. Это участие в онлайн конкурсах, в инсценировках, в
различных праздниках и утренниках.
ДИНАМИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Наблюдается позитивная динамика сформированности социальной
компетентности у родителей и детей с речевыми нарушениями. Данная
динамика проявляется в том, что дети принимают активное участие в
различных конкурсах и соревнованиях, проводимых как в нашем
дошкольном образовательном учреждении, так и вне его. Это участие в
онлайн конкурсах, в инсценировках, в различных праздниках и утренниках.
Несмотря на возникающие определѐнные трудности, ежегодный мониторинг
развития речи детей с ОНР показывает положительную динамику от
использования педагогики оздоровления в коррекции речевых нарушений у
детей. Состав детей с ОНР, являющихся участниками этого проекта, в конце
каждого учебного года менялся. Это обусловлено тем, что у детей с ОНР (III
уровня) в конце каждого учебного года наблюдается значительное
улучшение речи. Этих детей переводим в подготовительную группу, или они
уходят из детского сада в школу, в которой успешно учатся. Вместо них
набираются другие дети с общим недоразвитием речи, которые также
становятся участниками проекта.
Таким образом, в результате реализации нашего проекта достигнуты
следующие результаты: за 2018 – 2019 учебный год у 81%- речь
сформирована, у 19%- речь формируется, за 2019 – 2020 у 90% речь
сформирована, у 10%- речь формируется.
МОНИТОРИНГ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
2020-2021 учебный год у 94%- речь сформирована, у 6%-речь формируется.
Применение нами системы методов педагогики оздоровления, сотрудничество
специалистов, воспитателей и родителей обеспечивает полноценное развитие
ребѐнка.
Благодаря комплексному подходу у детей развилась познавательная активность,
нормализовалась двигательная активность, просодическая, выразительная и
эмоциональная сторона речи, сохранилось физическое и психическое здоровье.
дошкольники успешно социализировались в обществе, у них исчезло чувство
неполноценности, сформировалась уверенность в умении реализовывать
намеченные цели, развился самоконтроль.
Дети, к моменту поступления в школу, овладели устной речью, научились
выражать свои мысли, чувства и желания, строить речевое высказывание в
ситуации общения, выделять звуки в словах, у них сформировались предпосылки
грамотности (согласно ФГОС ДО). А педагоги и родители стали лучше понимать
детей с речевыми нарушениями.
Значимость этого реализованного проекта заключается в том, что, благодаря
использованию педагогики оздоровления, у детей с ОНР сформировались все
компоненты речевой системы, касающиеся и звуковой, и смысловой еѐ сторон, при
нормальном слухе и интеллекте
.
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
РАЗВИВАЕМ ДЕТЯМ ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ И
ОСЯЗАНИЕ, ТАК НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ ПОСТАНОВКЕ И
АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
.
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ САМОМАССАЖ ЯЗЫКА
ИЗОБРАЖЕНИЕ БУКВ РУССКОГО
АЛФАВИТА С ПОМОЩЬЮ ПАЛЬЦЕВ РУК
ПРИНИМАЯ ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА У
ДЕТЕЙ РАССЛАБЛЯЕТСЯ МЫШЕЧНЫЙ КОРСЕТ
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ИГРОВАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ
МЕТОДИКА «ТРИЕДИНСТВА» - МУЗЫКИ, ДВИЖЕНИЯ
И РЕЧИ.