Напоминание

" Повторение по теме "Имя существительное", 6 класс


Автор: Кушнаренко Любовь Ивановна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ №18 имени Андрея Андреевича Мыльникова"
Населённый пункт: г. Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Повторение по теме "Имя существительное", 6 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: «Имя существительное. Повторение».

Класс 6

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное».

Задачи:

1.

Повторить орфографические правила, изученные по данной теме.

2.

Развивать чувство языка, языковой памяти, речевого слуха, развивать внимание. Обобщить и

расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально - выразительной

роли имен существительных в речи.

3.

Воспитывать любовь и интерес к языку, культуру поведения, формировать самостоятельность

мышления учащихся. Воспитывать любовь к природе и родному краю.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки индивидуальной работы, проектор, презентация.

1. Организационный момент:

- Доброе утро, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть вас на нашем уроке, прошу всех удобно

располагаться на своих рабочих местах, настроиться на серьёзную, но интересную работу.

2. Сообщение цели и правил урока:

Слайд №

Прочитайте слова.

Волшебный, зима, холодный.

Какое слово лишнее? Какие ассоциации вызывает у вас слово зима? К какой части речи относится слово

зима?

Слайд №

1)Работа с эпиграфом

Прочитаем эпиграф к уроку - «Имя существительное – это хлеб языка» (Лев Успенский).

- Как вы понимаете данные слова? Почему писатель назвал имя существительное «хлебом» языка?

( имя существительное – самая важная и богатая часть речи; как мы без хлеба не можем жить, так и без

имени существительного не можем общаться)

- Добавлю, что в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных, что имен

собственных в русском языке больше, чем нарицательных.

- Откройте тетради и запишите число, классная работа и тему нашего урока.

Повторение по теме «Имя существительное»

3.

Разминка.

Синтаксический разбор предложения (на доске)

(За)мел…кал в м...розном воздухе лё...кий сн...жок.

Прочитайте предложение.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Объясните орфограммы.

Назовите слово с безударной гласной, непроверяемой ударением. (Морозном.)

Подберите однокоренное имя существительное. (Мороз.)

4.

Повторение изученного по теме «Имя существительное»

. Фронтальный опрос.

1.

Перечислите постоянные морфологические признаки существительного.

2.

Чем отличаются друг от друга слова лес, гора, озеро и Обь, Новосибирск, Петровка?

3.

Что вы можете сказать о словах люди, человек, кукла и здание, цветок, народ?

4.

Какой род могут иметь существительные?

5.

Назовите мне существительные общего рода?

6.

Сколько склонений у существительного? А что нового о склонении существительных вы узнали в 6

классе? ( разносклоняемые и несклоняемые)

7.

Как изменяются существительные? ( по падежам и числам)

8.

Какова синтаксическая роль имени существительного в предложении?

-Ребята, на какие два больших разряда делятся имена существительные?

(Слайд)

-Имена существительные делятся на два больших разряда: одушевленные (отвечают на вопрос КТО?) и

неодушевленные (отвечают на вопрос ЧТО?). Но вот парадокс. Почему все слова, обозначающие растения,

отвечают на вопрос ЧТО? Ведь, с точки зрения биологии, это живая природа. Ответ следует искать в

глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, а растения

стоят на месте. В то время еще не было учения о живой природе, поэтому весь растительный мир с точки

зрения грамматики оказался неодушевленным.

-Прочитайте текст.

Выборочно-распределительное списывание (одушевлённые – неодушевлённые – в начальной форме).

Кошка осторожно выглянула на улицу, понюхала морозный воздух и с любопытством посмотрела на

Мишку. Мальчик стоял возле сугроба, в который блестел на солнце, слушал, как кричат воробьи на

берёзе, смотрел, как к нему через дорогу перебирается его старый приятель Колька. Наверное, возвращался

из школы на троллебусе.

-Ребята, нам встретилось в тексте словарное слово. Запомните написание в нем удвоенного л.

-В нашем городе ездят троллейбусы?

- А теперь выполним задание по тексту. Нам нужно из текста выписать существительные в два столбика,

разделив на два разряда. Первый вариант выписывает - одушевленные, второй – неодушевленные

2Слайда

Одушевлённые Неодушевлённые

Кошка Улица

Мишка Воздух

Воробьи Сугроб

Приятель Солнце

Колька Берёза

Дорога

Школа

Троллейбус

Взаимопроверка (меняются тетрадями) с доски / слайд презентации (правильный вариант)

- Какие из записанных слов являются собственными? А все остальные слова … (нарицательные).

- Как пишутся имена собственные? (С большой буквы) А названия чего-либо: книг, газет, журналов, кафе,

спектаклей, кинофильмов и т.д.? (В кавычках)

Ребята ходили в киноцентр «Луна» на фильм «История дельфина». (Назовите собственные и нарицательные

существительные; объясните написание).

(Слайд)

-Давайте вспомним склонение имен существительных.

(Слайд)

-Итак, к первому склонению относятся….?(м.р и ж.р с окончаниями –а,-я)

-ко второму…?(ср р. -о-е, м.р.с нулевым окончанием )

-к третьему…? (ж.р.с Ь)

(цифровой диктант)

-Я диктую вам слова , а вы в тетрадях пишите только цифру, через запятую, которая соответствует

склонению данного слова.

Осень, зима, весна, лето, март, апрель, ель, сосна, вьюга, метель, солнце, радость.

-3,1,1,2,2,2,3,1,1,3,2,3.(Слайд)

-Давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями и исправьте ошибки.

- Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы. У кого 2-3 ош? Хорошо. У остальных я проверю,

когда соберу тетради.-

ФИЗМИНУТКА

_ Физкультминутку проведём с пользой, вспомним суффиксы имён существительных. Если я назову слово с

суффиксом ИК – поднять руки, с суффиксом ЕК- присесть.

Ключик, кусочек, мячик, горошек, листочек, столик, грибочек.

-Послушайте внимательно стихотворение. (Слайд) Какую особенность вы заметите? Что это за

существительные?

-Правильно,

Что вы о них знаете? Как правильно должны звучать слова?

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашна и без пальты.(Слайд с выделенными словами)

(это несклоняемые существительные- метро, пальто, кашне, кенгуру,)

-Посмотрите на доску, выпишите себе в тетрадь только несклоняемые существительные

Слон, кенгуру, дорога, шимпанзе, театр, фламинго, пони, (Слайд)

5.

- Посмотрите на экран, самостоятельно определите род несклоняемых имён существительных.

Солнечн… Тбилиси

Огромн… Гоби

Глубок… Онтарио

Вкусн… салями

- Давайте прочитаем, что у нас получилось.

6.

По толкованию лексического значения, узнайте и запишите слова в два столбика.

Кто ремонтирует фонари?

Кто ходит в разведку?

Кто работает в забое?

Кто переписывает бумаги?

Кто делает доклад?

Кто кладет камни?

Кто работает на погрузке и выгрузке?

7. Итог урока

-Молодцы.

-Сегодня вы все достаточно хорошо поработали, вспомнили все категории имени существительного.

- Я благодарю всех ребят, за активное участие в нашей проверке знаний об имени существительном.

Надеюсь, что эти знания нам пригодятся в дальнейшем изучении русского языка.

- Дома подготовиться к диктанту, повторить морфологический разбор имени существительного.

-Урок окончен.

Определите род имён

существительных:

Неряха, конь, задира, пальто, тюль,

авеню, тетрадь, СГУ.

Определите род имён

существительных:

Автомобиль, мышь, картофель,

картошка, пустыня, окно, семья,

отечество.

Карточка № 2

1) Никогда не говори (не)правду.

2) Опять бушует (не)погода.

3) Друзья познаются в

(не)счастье.

4) Полил (не) дождь, а речной

поток.

5) (Не) девица, а в зеркало

глядится.

Определите род имён

существительных:

Неряха, конь, задира, пальто, тюль,

авеню, тетрадь, СГУ.

Выделите окончания в

существительных

Домов, столов, голов, ковров,

основ, городов, мостов

В данных словах подчеркните

имена существительные общего

рода:

Рейка, непоседа, спортсмен, семя,

академия, окно, спорт, депо,

автомобиль, путь, кофе, стремя,

нелепость, пальто, зазнайка,

такси.

Определите род имён

существительных:

Неряха, конь, задира, пальто, тюль,

авеню, тетрадь, СГУ.

В данных словах подчеркните

имена существительные

среднего рода:

Рейка, непоседа, спортсмен, семя,

академия, окно, спорт, депо,

автомобиль, путь, кофе, стремя,

нелепость, пальто, зазнайка,

такси.

Задание: раскрыть скобки

Дорожить (время).

Полковым (знамя)

Под (бремя) усталости.

В горячем (пламя)

Назвать по (имя)

Ярким ( пламя)

Стоял у (знамя)

Решите примеры.

1.

Морж…нок, пирож…к,

бельч…нок, крюч…к, свеч…

й.

? - ? = 4

2. Циркач…м, ключ…м, стриж…нок,

флаж…к, полотенц…м.

? -

? = 4

3. Пуч…к, светляч…к, камыш…м,

грач…м, прич…ска, сверч…к,

крыж…вник.

? - ? = 6

В данных словах подчеркните

имена существительные

женского рода:

Рейка, непоседа, спортсмен, семя,

академия, окно, спорт, депо,

автомобиль, путь, кофе, стремя,

нелепость, пальто, зазнайка,

такси.

В данных словах подчеркните

имена существительные

мужского рода:

Рейка, непоседа, спортсмен, семя,

академия, окно, спорт, депо,

автомобиль, путь, кофе, стремя,

нелепость, пальто, зазнайка,

такси.



В раздел образования