Автор: Литвинцева Нина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №15"
Населённый пункт: г. Березовский Кемеровской области
Наименование материала: Готовое сочинение в помощь школьникам и учителям
Тема: Уроки доброты по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №15
города Берёзовского Кемеровской области
Автор-составитель: Литвинцева Нина Александровна, учитель русского языка и литературы
Готовое сочинение предлагается в помощь школьникам и учителям.
Сочинение
Уроки доброты по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Л.Н.Толстой
План
1. Автобиографический характер рассказа.
2. Главный герой рассказа – пятиклассник.
3. Роль Лидии Михайловны в жизни мальчика.
4. Какие уроки доброты получил герой рассказа?
В.Г.Распутин написал множество книг, герои которых подают нам жизненный пример.
Одним из таких произведений является автобиографический рассказ «Уроки французского».
Это рассказ о том, какие трудности писателю пришлось пережить в детстве, с какими людьми
встретиться.
Главным героем рассказа является одиннадцатилетний мальчик, приехавший в райцентр из
деревни продолжать учение в пятом классе. Он сильно тосковал по дому, по семье, но понимал,
что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: Ведь он, по мнению
односельчан, «самой природой призван быть учёным человеком». Это мнение подтвердилось и
в новой школе. Но время было послевоенное и полуголодное. Мальчик сильно голодал,
продуктов из деревни не хватало, и он начал играть с мальчишками на деньги в «чику» только
для того, чтобы покупать на рынке баночку молока от «малокровия». Учительница
французского языка Лидия Михайловна заметила одиночество, постоянный голод в глазах
ребёнка и захотела ему помочь. Она искренне переживала за мальчика.
Первый урок доброты она преподнесла ему, когда не стала ругать за игру на деньги, а
захотела понять, зачем ему это. Она поговорила с ним по душам и стала приглашать домой на
дополнительные уроки, после которых приглашала за ужин. Но мальчик не принимал таких
предложений и убегал. Учительница не сдалась, она знала, что он голодный, но не жалуется.
Следующим уроком доброты стала анонимная посылка с макаронами, сахаром и
гематогеном. А дальше Лидия Михайловна хитростью заманила мальчика в игру на деньги.
Теперь у голодного ученика всегда был рубль на молоко. Зачем она так рисковала? Просто у
настоящей доброты нет границ. Испробовав все способы, она нашла самый действенный.
Учительница уехала из города, но не забыла о мальчике. Он снова получил посылку с
продуктами, с красными кубанскими яблоками, которые раньше видел только на картинках.
Своими поступками Лидия Михайловна заставила мальчика поверить в доброту и
бескорыстие. На всю жизнь запомнил мальчик уроки доброты, которые получил от своей
учительницы. И писатель с благодарностью вспоминает Лидию Михайловну, сумевщую своим
теплом и вниманием согреть его душу.