Автор: Астраханцева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР "Детский сад № 99"
Населённый пункт: Забайкальский край г.Чита
Наименование материала: Проект
Тема: "Осень-раскрасавица"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ « ЦРР - детский сад № 99 »
Проект
«Осень-раскрасавица»
Средняя группа №6
Воспитатель: Астраханцева О.Н.
г.Чита
Актуальность проекта
Ранняя осень- прекрасная пора! Лето позади, но стоят ещё теплые деньки, когда
можно ещё прогуляться не спеша по парку, поиграть в весёлые игры. Это время года
дарит нам урожай, неповторимость ярких красок, которые благоприятно влияют на
восприятие детьми окружающего мира. Дети с удовольствием шуршат ногами по сухой
листве, любуются золотой берёзкой на фоне голубого неба ит.д.
С точки зрения Л.С.Выготского «Дети проявляют высокий уровень познавательной
потребности, задают большое количество вопросов, интересуются всем, что их
окружает, активно включаются в доступную им деятельность, используя и раздвигая
свои возможности…» Дети среднего дошкольного возраста активно проявляют интерес
и любознательность к окружающему миру. Думаю, что работа с детьми в проекте,
позволит расширить и пополнить экологические знания о природе: растительном и
животном мире, сезонных изменениях в природе.
Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир
природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в
природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях
умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться".
В план проекта включила мероприятия, которые помогут создать эмоциональный
контакт ребёнка с родной природой Забайкалья, увидеть её красоту.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители
По количеству: групповое
По продолжительности: среднесрочный-1 месяц
По доминирующему виду проектной деятельности:
информационно – познавательный , практически-творческий
Цель проекта:
• пополнить и расширить знания о животном и растительном мире;
• заинтересовать детей к самостоятельному познанию, обследованию объектов и
явлений;
Задачи:
• расширить представления детей о сезонных изменениях в природе;
• развивать познавательный интерес к живым и неживым объектам природы;
• воспитывать заботливое отношение к животному и растительному миру.
Материально-техническое обеспечение:
наглядный демонстрационный материал, предметные картинки, художественная
литература, видеоматериалы для просмотра.
Этапы работы и мероприятия проекта.
I Подготовительный этап:
- определение темы ( проблемы проекта) ;
-вызвать интерес детей и родителей к теме проекта;
-обсуждение проекта на родительском собрании с родителями ;
- подбор и изучение литературы;
-сбор природного материала;
-уборка урожая овощей с огорода ДОУ;
-разучивание сюжетно-ролевых игр: «Магазин овощной», «Магазин фруктовый»;
- анализ анкет для родителей по приобщению детей к природе;
- анализ состояния ближайших объектов: территория детского сада, прогулочный
участок, парковая зона стадиона СибВо;
- подбор художественной литературы, наглядности.
II Практический этап
- разработка мероприятий, конспектов занятий, бесед, прогулок, экскурсий,
развлечений;
- проведение подвижных, дидактических игр;
- рассматривание иллюстраций, картин великих русских художников на осеннюю
тематику;
- занятия по художественно-творческой , изобразительной деятельности;
- оформление осенних выставок;
- заучивание стихов об осени.
III Заключительный этап
- выступление детей на родительском клубе «Содружество»;
- представление презентации «Осеннее настроение»;
- организация выставок: «Осенний букет», «Осень, осень, в гости просим!»;
-осенняя ярмарка с участием родителей;
-консультации для родителей « Одежда детей осенью», « Как не заболеть осенью»,
- оформление папки-передвижки «Осенняя пора»;
- организация итогового мероприятия «Праздник осени»
IV Аналитический этап
Проект «Осень –раскрасавица», помог расширить знания детей об осенних
изменениях в природе. Тема актуальна всегда, т.к. имеет огромное значение для
познавательного и интеллектуального развития детей. Дети познакомились с жизнью
животных осенью, узнали об изменениях растений, особенностями смены времён
года: лето-осень.
Дети стали с большим интересом наблюдать за живыми объектами: белкой,
птицами, которых можно встретить на прогулке.
Работая по проекту, у детей накопились новые знания, которые они отражали в
своих работах. Дети стали более уверенными, самостоятельными, у них расширился
кругозор. Работа над картинами, живыми пейзажами, всё это способствовало развитию
художественного вкуса. Цели проекта реализованы.
Литература
1. А.Е.Алябьева Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1.-
М.: ТЦ Сфера, 2006. – 224 с. – (Программа развития). – Ч.1.
2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: средняя группа. – М. : Мозаика-Синтез,
2016.
3. Н.Н.Гусарова Беседы по картинкае: Времена года / Худ. И.Ф. Дукк. – 2-е издание,
переработанное. - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2010.- 24 с.+ цв.вкладка 16 с. – (Сер.
«Библиотека программы «Детство»)
4. Т.Г.Кобзева, И.А.Холодова, Г.С. Александрова.- Организация деятельности детей на
прогулке. Старшая группа.- Изд. 3-е. – Волгоград: Учитель.- 287 с.5. Л.В. Кокуева –
Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие – М.:
АРКТИ, 2005.- 248 с. (Развитие и воспитание)
5. А.Никитина «Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром», изд-
во КАРО 2011 год.
6. Л.Ю.Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с
окружающим миром» Издательство «Мозаика-Синтез»
7. О.А. Скоролупова – Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме
«Осень». Часть I. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006.- 128 с.: ил.
8. В.А. Прогулки в природу: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. Образоват.
Учреждений / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. –
112с.: ил.
Наблюдения с детьми за сменой времён года осенью, в сравнении с летом.
• изменения окраски листвы на деревьях, листопад, сравнение листьев по цвету,
форме, величине;
• наблюдение обнажёнными за деревьями, гнёздами на деревьях;
• за изменением цвета травы, желтеет, сохнет;
• наблюдение за цветами на клумбах, появление семян;
• урожаем овощей на огороде, изменением цвета ботвы у растений;
• за перелётными птицами, поведением зимующих птиц;
• наблюдение за белками, за тем, как они старательно прячут корм (орешки и др.),
закапывают в листву.
Народные приметы осени
• Осенью птицы летят низко — к холодной, высоко — к теплой зиме.
• Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу
– поздняя.
• В сентябре низкие облака – будут затяжные дожди и холод.
• Если в сентябре гремит гром, то осень обещает быть долгой и теплой.
•Если белки торопятся сделать запасы орехов, то зима ожидается долгой и морозной.
Короткие стихи об осени.
Облетели листья с клена,
Клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит. Е. Авдиенко
***
За весной - красой природы
Лето красное пройдет -
И туман и непогоды
Осень поздняя несет. А.С.Пушкин
***
Осень, осень, не спеши
И с дождями подожди!
Дай ещё нам лета,
Солнышка и света. А. Тесленко
***
Дождь на улице идет, мокрая дорога,
Много капель на стекле, а тепла немного.
Как осенние грибы, зонтики мы носим,
Потому что на дворе наступила осень. В.Семерина
***
Следом за летом
Осень идёт.
Жёлтые песни
Ей ветер поёт,
Красную под ноги
Стелет листву,
Белой снежинкой
Летит в синеву. В. Степанов
***
Почему к зиме деревья
Раздеваются кругом?
-А деревья тоже нужно
Раздеваться перед сном! В. Орлов
***
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам. И. Винокуров
Загадки
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто… (листопад)
***
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
***
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли… (зонт)
***
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (сентябрь)
***
Слезки капают из тучи –
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник —
Хлюпает по лужам… (дождик)
***
С деревьев сыплются монетки.
От сильного дождя и ветра.
Я подниму десять монеток
И соберу большой букетик. (Осенние листья)
***
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду... (лужи)
***
Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (Осень)
***
Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться.
Кто собрался в стайки? ... (птицы)
***
Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это... (гриб)