Напоминание

"Закрепление счета на абакусе".


Автор: Федосова Марина Олеговна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "НАДЕЖДА"
Населённый пункт: Саха-Якутия Мирнинский р-н п.Айхал
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Закрепление счета на абакусе".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема занятия: «Закрепление счета на абакусе»

Этап 1.

Этап 2.

Цель: познакомить с абакусом; научить правильно работать на счётах

и

закрепить эти навыки.

Задачи:

Образовательные: дать основы счёта на абакусе. Благодаря использованию

счётов (абакуса) на занятиях дети в дальнейшем выполняют вычисления в уме, создавая

мысленный образ абакуса.

Развивающие: развивать мелкую моторику; концентрацию внимания,

память зрительную, слуховую, фотографическую; пространственное мышление.

Воспитательные:

формировать позитивное отношение к учебному

труду, интерес к учёбе; мотивировать к саморазвитию познавательных

и творческих

способностей; воспитать положительную самооценку, усидчивость.

Начало занятия:

1.

Знакомство с детьми.

2.

Раздача

рабочего

материала,

подписываем

альбомы.

Если дети впервые пришли на занятие, начинаем со знакомства с абакусом,

даже если были на презентации, мы сначала вспоминаем про наш главный инструмент

— абакус.

— А теперь давайте познакомимся с абакусом. Он состоит из внешней рамки

(показываем),

разделительной

планки

с

метками,

спиц

(сколько их?) и косточек.

Давайте найдем среднюю или центральную спицу. Нашли? Молодцы! Это единицы.

Работаем мы правой рукой. Поднимите правую руку. Заметьте, у нас есть нижние

косточки, работа на них ведется двумя пальцами (показываем характерные движения:

поднимаем косточки большим пальцем, опускаем указательным). Давайте поднимем 1,

поднимем еще 2, опустим 3. Получается? Сбросили.

Сколько получилось? (Ноль).

Поднимем 3, опустим 2, поднимем 1. Сбросили.

Сколько получилось? (Ответ «2»).

Верхняя косточка — одна, можно назвать ее «волшебной» и работа с ней

ведется только указательным пальцем! Давайте потренируемся поднимать и опускать ее.

Подняли. Опустили. Не забывайте, что дей

ствия с этой косточкой совершаются только

указательным пальцем! Это у нас 5-ка (Пятерка).

Действия на абакусе

Первое, что мы всегда делаем в начале работы с абакусом — это приводим его

в рабочее состояние. Встряхнули абакус, провели указательным пальцем слева направо

(Показываем движение 2-3 раза).

Давайте теперь попробуем поработать и с верхними, и с нижними косточками.

Добавим 5, добавим 3, убавим 2, убавим 5. Сбросили, сколько получилось? (Ответ: «1»)

Правильно. Продолжаем. Добавим 5, добавим 4, убавим 3. У кого получилось? (Ответ:

«6») Как вы это сделали? Молодцы!

Решение примеров без зарисовок

Ускоряемся.

Беру

5,

беру

3,

убираю

6,

убираю

1.

Сбросили.

Сколько

получилось? (3). Далее в такой же форме еще 5 примеров:

Упражнение на всём абакусе («Круг»)

Пример 3 + 5 - 1. Проговариваем, сначала каждое действие на всех спицах

абакуса производим одной рукой. Затем то же самое другой рукой. И наконец, двумя

руками одновременно. Затем примеры на самостоятельную работу: после тренировки,

«Круг» дети делают на время (засекаем время на общую работу правой рукой + левой +

двумя руками).

2 - 2 + 5

1

+ 3

-

2

Считалочка № 1. (Такая распечатка должна быть у каждого ученика и на

доске. Файл «Цифровая пара»).

2

8

5

5

4

6

1

9

3

7

Объяснение

«дружественных

пар».

Повторяем

3

раза

хором.

Каждую

«дружественную пару» ученики закрашивают своим цветом, который задает педагог.

Далее ученики заполняют 2 столбика в тетради для практики.

Работа с учебником

Выполняем

задание

по

окулографии

на

3

стр.

в

зависимости

от

спо

собностей ребенка: читаем ряды цифр, если знает буквы, то ряд цифр

и ряд букв.

Делаем записи о чёткости произношения и примерной скорости чтения,

+ 3 - 2 + 5 (6)

+ 5 + 3 -

1

(7)

+ 2 + 2 - 3 (1)

+ 2 + 5 - 2 - 5 (0)

+ 3 + 5 - 5 +

1

(4)

характерных ошибках.

Выполняем задание на стр. 4 — «Бездирективное задание». Каждый ребенок

должен обосновать свой выбор буквы.

Решение примеров с зарисовками в тетради для практики

В тетради для практики открываем страницу со спицами. Сверху над спицами

пишем ответ, ниже зарисовываем косточки и закрашиваем жёлтым карандашом. Привели

абакус в рабочее состояние.

На центральной

спице правой рукой набираем:

+ 4 - 2 -

1

+ 3, сбросили, зарисовали ответ. (4) Проверили.

+ 5 + 3 - 2 - 5, сбросили, зарисовали ответ. (1) Проверили.

+

1

+ 3 - 4 + 5, сбросили, зарисовали ответ. (5) Проверили.

+ 2 + 2 - 3 + 1, сбросили, зарисовали ответ. (2) Проверили.

+ 3 - 2 +

1

+ 5, сбросили, зарисовали ответ. (7) Проверили.

+ 5 +

1

+ 2 - 3 - 5, сбросили, зарисовали ответ. (0) Проверили.

Работа на левой спице левой рукой.

Привели абакус в рабочее состояние. После зарисовки подводим де

тей к

мысли, что на левой спице находятся десятки.

+

1

+ 2 +

1,

сбросили, записали, зарисовали ответ. (40) Проверили.

+ 4 - 2 + 1, сбросили, записали, зарисовали ответ. (30) Проверили.

+ 3 -

1

+ 2, сбросили, записали, зарисовали ответ. (40) Проверили.

Решение примеров на абакусе из тетради для практики

Решаем первую строчку без отслеживания времени. В последующих строчках

засекаем время. Следим за правильностью работы пальцев и ответами, в конце проверяем,

ставим дату, подпись. На месте ошибок ставим метку, дату и подпись.

Ментальный счёт с зарисовками

Перед началом упражнения в рабочей тетради ставим букву «М» красной

пастой на спице, с которой будет начинаться ментальный счёт.

– А теперь я буду набирать мысленно в воздухе числа (показываем движения

пальцами рук), а вы должны угадать ответ. Договорились? Начали!

Диктуем чётко и с оптимальной скоростью для детей. В дальнейшем скорость

диктовки увеличиваем:

Пять, жёлтый, жёлтый (Дети должны назвать ответ: 7). Жёлтый,

жёлтый, 5; убираю один жёлтый (6).

Взяли 3, убрали 1, взяли 2 — Теперь с вами ответ зарисуем (4). Берем 5,

добавили 3, убрали 2 — (6). Жёлтый, жёлтый, жёлтый, 5 — (8). Берем

5,

прибавляем

1,

подумала,

добавляю

еще

2

(8).



В раздел образования