Автор: Шабаева Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 15"
Населённый пункт: город Березовский, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности работы с текстом в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №15»
Особенности работы с текстом в начальной школе.
Автор – составитель:
Шабаева Елена Сергеевна
учитель начальных классов
(высшая квалификационная категория),
Кемеровская обл., г Берёзовский.
Берёзовский
2022
Основными задачами начального общего образования в условиях ФГОС
является формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться.
Для решения этой задачи необходимо формировать общеучебные умения и
навыки, основные предметные знания, умения и навыки.
Общеучебные умения и навыки условно можно разделить на три категории:
- в познавательной деятельности: наблюдение за объектами окружающего
мира, умение сравнивать, производить простейшие измерения, использовать
комбинирование при решении творческих задач;
-в организации деятельности: умение выполнять инструкцию, следовать
образцу и алгоритму, самостоятельно устанавливать последовательность
действий, вести контроль и оценку своих действий, находить ошибки и
исправлять их, устанавливать учебное сотрудничество;
-в области речевой деятельности и работы с информацией: работа с текстами
разных видов, владение диалоговой и монологовой речью.
Одним из основных умений является навык работы с текстом.
Работа с текстом в начальной школе проводится на уроках литературного
чтения, литературного чтения на родном языке, на уроках русского языка и
родного языка.
Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе
является формирование читательской компетентности.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения,
приёмами понимания прочитанного, умение применять полученные знания в
учебных и жизненных ситуациях.
Умение работать с текстом включает в себя следующие показатели:
1.Нахождение информации.
2.Интерпретация текста.
3.Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.
Данные показатели расшифровываются так:
1)прочтение текста, определение его основных частей, поиск необходимой
информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме, выделение
главного и второстепенного содержания;
2)сравнение и противопоставление информации, заключённой в тексте;
умение приводить доводы и делать выводы, определять главную мысль
текста;
3)умение связать информацию из текста со знаниями из других источников,
формулировать своё мнение.
«Виды читательской деятельности» включают в себя работу с разными
видами текста, учит воспринимать изобразительно – выразительные средства
языка художественного произведения, научно-популярного текста,
устанавливать причинно-следственные связи, понимать авторскую позицию.
В 1 классе упор делается на обучение чтению и пониманию прочитанного с
помощью учителя.
Во 2 классе – обучение детей работать с текстом: читать и понимать
прочитанное, пересказывать, делить на части и составлять план, выделять
опорные слова, определять героев, давать характеристику им и их поступкам.
В 3-4 классе – учить находить информацию, давать оценку прочитанному,
выделять основную мысль самостоятельно, находить информацию в тексте
на поставленные вопросы, выделять второстепенную информацию,
выделение разных жизненных позиций героев и их совпадение с
собственными убеждениями, прогнозирование содержания по заглавию,
иллюстрации, отрывку, самостоятельное формулирование вопросов к тексту,
сравнение текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.
Обязательно научить ставить детей перед собой вопросы:
-(вопросы к себе и к тексту перед чтением),
о чём ты мне расскажешь?
-(при чтении), я понимаю, что я читаю? Трудно мне читать или легко?
Почему? Зачем мне нужно прочитать этот текст? Что узнаю из текста
нового? О чём же всё-таки я прочитал? Зачем писатель именно так мне об
этом рассказал? Хочу ли я ещё что-нибудь узнать и рассказать об этом
другим детям или учителю? Как мне об этом интереснее и понятнее
рассказать другим? Для чего и в каких случаях мне поможет прочитанный
текст?
Для обучения работы с текстом нужно соблюдать некоторые условия:
1.Для умения находить информацию желательно использовать научно-
познавательные тексты (например, природоведческого характера).
2.Для интерпретации полученной информации надо подбирать тексты
разных стилей, но похожих по содержанию: например, «Стрекоза и муравей»
И.А. Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
3.Работа по развитию речи ( пересказы, создание собственных высказываний,
объяснение непонятных слов, отработка правильности, эмоциональности,
выразительности и точности речи).
4.Тексты должны соответствовать возрасту учащихся, необходимо учитывать
мотивацию учащихся и их способность быть читателем.
Тексты подбираются небольшие по объёму с познавательным и
воспитывающем содержанием. Чем старше ребенок, тем сложнее тексты.
Школьники сначала читают текст, затем отвечают на вопросы по тексту.
Затем проводят восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям,
записывают своими словами, учатся подбирать синонимы и антонимы. На
уроках развития речи ведётся обучение писать тексты ( изложения,
сочинения, сочинения по картине).
Примеры заданий, которые можно использовать во 2 классе.
Прочитай текст «До первого дождичка».
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад
вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда
девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а
Таня в одном платье. Девочки побежали.
—
Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу
Таня.
—
Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном,
ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
—
Как
странно,
у
Маши
платье
сухое,
а
у
тебя,
Таня,
совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
—
У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.
—
Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала
воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. — Видно,
ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки покраснели: Маша
за себя, а Таня за Машу.
(В.
Осеева)
Ответь на вопросы, выполни задания.
1.
Определи жанр произведения.
1)
рассказ 2) сказка 3) стихотворение
2.
Куда направлялись девочки?
1)
шли в магазин игрушек 2) шли на прогулку 3) шли в
детский сад
3.
Изменилась ли погода, пока девочки шли по дороге, и как?
1)
да, внезапно начался дождь
2)
да, внезапно началась гроза
3)
нет, весь день светило яркое солнышко
4.
У кого из героев был плащ?
1) у воспитательницы 2) у Тани 3) у Маши
5.
Что можно сказать о дружбе девочек?
1)
девочек нельзя считать настоящими подругами
2)
девочки всегда во всём помогают друг другу
3)
между Таней и Машей — настоящая дружба
6.
Какая пословица или поговорка подходит к данному тексту?
1)
Семеро одного не ждут.
2)
Друг познаётся в беде.
3)
После дождичка в четверг.
7.
Чему удивилась воспитательница?
8.
Почему рассказ называется: «До первого дождичка»?
9.
Почему покраснела Маша?
10.
Выпиши из текста предложение, в котором говорится о том,
что предложила Таня своей подруге, когда начался дождь.
11.
Расположи фразы из текста в логической последовательности.
Пронумеруй предложения.
Обе девочки покраснели ...
Таня и Маша были очень дружны ...
В детском саду воспитательница сказала ...
12. Сформулируй и запиши главную мысль текста.
Прочитай произведение В. Осеевой «Что легче?»
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись
мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся:
— Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду
сказать?
– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается
отец и не будет браниться.
– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не
будет бранить меня.
– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому
что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про
волка.
– Нет, – говорит отец, – в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину наказал, а за ложь вдвое. Второй мальчик
про деда рассказал. А дед тут как тут в гости идёт. Узнала мать правду. За
первую вину наказала, а за ложь – вдвое. А третий мальчик как пришёл, так с
порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.
Ответь на вопросы, выполни задания.
№ 1. К какому литературному жанру относится текст?
1) рассказ 2) сказка 3) стихотворение
№ 2. Где гуляли мальчики? 1) во дворе 2) в лесу 3) на
улице
№ 3. Что видели мальчики в лесу? 1) грибы 2) цветы 3)
овощи
№ 4. Когда мальчики возвращались домой? 1) утром 2) в полдень
3) вечером
№ 5. Про кого рассказал отцу первый мальчик?
1)
про собаку 2) про тигра 3) про волка
№ 6. Про кого рассказал матери второй мальчик?
1)
про дедушку 2) про бабушку 3) про отца
№ 7. Как повёл себя третий мальчик? 1) соврал 2) сказал правду
3) повинился
№ 8. Как поступила тётка с третьим мальчиком?
1) поругала 2) наказала 3) простила
№ 9. Напиши, почему были наказаны два мальчика.
_______________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
№ 10. Почему тётка простила третьего мальчика?
_______________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
№ 11. Подумай и запиши главную мысль рассказа.
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
№ 12. Раздели текст на части. Озаглавь каждую часть. Составь и запиши
план.
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Прочитай произведение Валентины Осеевой «Обидчики», выполни
задания.
Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.
- Не жалуйся, - сказала однажды мать, - надо самому лучше относиться к
товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!
Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский
мальчик Саша, что-то искал.
- Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял её, - хмуро пояснил он. Не
ходи сюда, а то затопчешь!
Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:
- Давай поищем вместе!
Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в
самом уголке блеснула серебряная монетка.
- Вот она! - обрадовался Саша. – Испугалась нас и нашлась! Спасибо
тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом
сбегаю!
Он съехал по перилам вниз. Из тёмного пролёта лестницы весело
донеслось:
- Вы - хо - ди!..
№ 1. Укажи жанр произведения. 1) сказка; 2) стихотворение;
3) рассказ.
№ 2. На кого жаловался Толя своей матери?
1) на бабушку; 2) на Сашу; 3) на ребят.
№ 3. Где ребята обижали Толю? 1) в школе; 2) во дворе; 3) в
гостях.
№ 4. Какой совет дала мама сыну?
.........................................................................................................................................................................................................................................
........................................................................................................................................... .............................................................................................
..............................................................................
№ 5. Где произошла встреча Толи и Саши?
1) у Толи дома; 2) на лестничной площадке; 3) в школе.
№ 6. Что потерял Саша? 1) монетку; 2) игрушку;
3) ручку.
№ 7. Что нужно было купить Саше? 1) молоко; 2) картошку; 3)
хлеб.
№ 8. Кто нашёл потерянную монетку? 1) Толя; 2) Саша; 3)
мама. № 9. За
что Саша поблагодарил Толю?
.........................................................................................................................................................................................................................................
........................................................................................................................................ ................................................................................................
......................................................................... ...........
№ 10. Почему Саша сразу не позвал Толю на помощь?
.........................................................................................................................................................................................................................................
........................................................................................................................................ ................................................................................................
......................................................................... ...........
№ 11. Почему Толя решил помочь Саше?
.........................................................................................................................................................................................................................................
........................................................................................................................................ ................................................................................................
......................................................................... ...........
№ 12. Кто из ребят пользовался авторитетом у друзей?
1) Толя; 2)
Андрей; 3) Саша.
№ 13. Раздели рассказ на 3 части. Составь и запиши план к тексту.
.........................................................................................................................................................................................................................................
........................................................................................................................................ ................................................................................................
......................................................................... ..........
.........................................................................................................................................................................................................................................
........................................................................................................................................... .............................................................................................
.................................................................................... .
.........................................................................................................................................................................................................................................
........................................................................................................................................ ................................................................................................
......................................................................... ...........
.........................................................................................................................................................................................................................................
........................................................................................................................................... .............................................................................................
.................................................................................... .
№ 14. Подумай и подчеркни те слова в тексте, в которых заключена главная
мысль этого рассказа.
Целенаправленная работа с текстом позволяет выбирать ребёнку из большого
объёма информации нужную и полезную, приобретать социально-
нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающую
действительность.
Использованная литература.
1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе. М, Просвещение, 2008 г.
2.Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с
его осмыслением при обучении младших школьников чтению.//Начальная
школа 2015. №4.