Автор: Шумилова Ирина Леонидовна
Должность: воспитетель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №443 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: Презентация
Тема: "Мнемотехника в развитии связной речи у детей ЗПР"
Раздел: дошкольное образование
МНЕМОТЕХНИКА
В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ ЗПР.
Выполнила воспитатель
1 квалификационной категории
Шумилова Ирина Леонидовна.
МБДОУ «Детский сад №443 г.
Челябинска»
К.Д. Ушинский писал:
•
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите
двадцать таких слов с
картинками, и он их усвоит на
лету»
Проблемы речи детей
дошкольного возраста:
•
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически
правильно построить предложение.
•
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
•
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос,
построить краткий или развёрнутый ответ.
•
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на
предложенную тему, пересказ текста своими словами.
•
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
•
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать
громкость голоса и темп речи и т. Д.
•
- Плохая дикция.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого –
« искусство запоминания»
Мнемотехника – это система методов и приёмов,
обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и
воспроизведение информации.
Мнемотехника – помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
- связную речь
- мелкую моторику рук
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена
определённая информация.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово
или словосочетание придумывается картинка, таким
образом, весь текст зарисовывается схематично.Глядя на
эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую
информацию.
Последовательность работы с
мнемотаблицами:
•
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней
изображено.
•
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е.
преобразованиеиз абстрактных символов слов в образы.
•
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ
сказки, рассказа по заданной теме, или чтение стихотворения с
опорой на символы, т.е. происходит отработка метода
запоминания
Для чего нужна мнемотехника
дошкольникам?
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз
в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего
запоминание происходит непроизвольно, просто потому что какой-то
предмет или явление попали в поле зрения ребёнка. Если же он будет
пытаться выучить и запомнитьто, что не подкреплено наглядной картинкой,
нечто абстрактное, то на успех расчитывать не стоит. Мнемотехника для
дошкольников как раз помогает упростить процессзапоминания, развивать
ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более
того приёмы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя
приводят к обогащению словарногозапаса и формированию связной речи.
Структура мнемотехники
Как применять мнемотехнику в детском
саду?
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод
запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для
начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными
изображениями, которые обозначаютодно слово, словосочетание,
его характеристики или простое предложеие. Затемвоспитатель
усложняеи , демонстрируя мнемодорожки – это уже квадратиз
четырёх картинок, по которым можно составить небольшой
рассказ в 2-3 предложения. И, наконец самая сложная структура –
это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения
основных звеньев, в том числе схематические,по которымможно
запомнить и воспроизвестицелый рассказ или стихотворение.
Первоначально таблицы составляют воспитатели и родители,
потом к этому процессу можно подключить ребёнка, таким
образом , мнемотехника повлияет не толькона развитие памяти,
но и на фантазию, визуализацию образов ребёнком. Основные
приёмы запоминания мнемотехникиоснованы на ассоциациях,
логическом мышлении, наблюдательности.
Когда начинать заниматься
мнемотехникой?
Мнемотехникой можно начинать
заниматься с младшего возраста, но
рационально вводить её в занятия с 4 – 5
лет, когда у детей накоплен основной
словарный запас.
Где можно использовать мнемосхемы?
-
Обогащение словарого запаса
- Обучение пересказу
- Составление рассказов
- Разучивание стихотворений,
скороговорок, чистоговорок
- Отгадывание загадок
Обогащение словарного запаса.
Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы,
построенные на изображении последовательности процессов
умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола.
Детям с ЗПР сложно запомнить весь алгоритм действий,
придуманный взрослым, поэтому наглядные картинки ,
расшифрованные на занятиях и самостоятельно
пересказанные, позволяют ребёнку, каждый раз подходя к
умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизводить
этапы.
Для детей младшего и среднего дошкольного
возраста необходимо давать цветные
мнемотаблицы, т.к. в памяти у детей быстрее
остаются отдельные образы: лиса – рыжая,
мышка – серая, ёлочка – зелёная.
Дидактический материал в форме мнемотаблиц и
схем-моделей облегчает детям овладение
связной речью, делает рассказы, сказки, стихи
чёткими, связными и последовательными.
Для детей старшего возраста схемы желательно
рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать
внимание на яркость символических изображений
Составление рассказа о зиме.
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не
греет. В домах топят печки.Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных.
Детям нравятся зимние развлечения. Очень любят лепить снеговиков.
Пересказ сказки « Теремок»
Заучивание стихотворений.
В руки овощи берём,
Овощи на стол кладём.
Лук, морковка,кабачок,
Помидор,горох, лучок
.
Мнемотаблицы по стихотворениям и
загадкам.
Использование
моделирования
облегчает и ускояет
процесс запоминания и
усвоения текстов,
формирует
приёмыработы с
памятью. Дети легко
вспоминают, а потом
припоминают слова
Давай дружок, смелей
дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратился в толстый
ком,
И станет ком снеговиком,
Его улыбка так светла.
Два глаза,шляпа, нос,
метла.
Но солнце припечёт слегка –
Увы, и нет снеговика.
Мнемотаблица по стихотворениям и
загадкам.
Сидит дед в шубу одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает… -Лук
На полянке возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он, а жильцов в
нём миллион… - Муравейник
Мнемотаблица на однокоренные слова.
Описательные рассказы по лексическим
темам.
Результаты.
У детей:
- расширяется круг знаний об окружающем мире,
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать
интересные истории,
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек,
скороговорок и загадок,
- словарный запас выходит на более высокий уровень,
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся
свободнодержаться перед аудиторией.
Считаю, что чем раньше учить детей рассказывать или
пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы –
модели, тем лучше подготовим их к школе, т.к. связная речь,
является важным показателем умственных способностей
ребёнка.
Таким образом:
постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя
к совместному творчеству ребёнка со взрослым.
Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию
связной речи у детей. Это прежде всего как начальная, наиболее
значимая и эффективная работа, т. к. использование
мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать
зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.