Напоминание

"Мнемотехника в развитии связной речи у детей ЗПР"


Автор: Шумилова Ирина Леонидовна
Должность: воспитетель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №443 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: Презентация
Тема: "Мнемотехника в развитии связной речи у детей ЗПР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МНЕМОТЕХНИКА

В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ ЗПР.

Выполнила воспитатель

1 квалификационной категории

Шумилова Ирина Леонидовна.

МБДОУ «Детский сад №443 г.

Челябинска»

К.Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите

двадцать таких слов с

картинками, и он их усвоит на

лету»

Проблемы речи детей

дошкольного возраста:

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически

правильно построить предложение.

- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос,

построить краткий или развёрнутый ответ.

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на

предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать

громкость голоса и темп речи и т. Д.

- Плохая дикция.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого –

« искусство запоминания»

Мнемотехника – это система методов и приёмов,

обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и

воспроизведение информации.

Мнемотехника – помогает развивать:

- ассоциативное мышление

- зрительную и слуховую память

- зрительное и слуховое внимание

- воображение

- связную речь

- мелкую моторику рук

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена

определённая информация.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово

или словосочетание придумывается картинка, таким

образом, весь текст зарисовывается схематично.Глядя на

эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую

информацию.

Последовательность работы с

мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней

изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е.

преобразованиеиз абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ

сказки, рассказа по заданной теме, или чтение стихотворения с

опорой на символы, т.е. происходит отработка метода

запоминания

Для чего нужна мнемотехника

дошкольникам?

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз

в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего

запоминание происходит непроизвольно, просто потому что какой-то

предмет или явление попали в поле зрения ребёнка. Если же он будет

пытаться выучить и запомнитьто, что не подкреплено наглядной картинкой,

нечто абстрактное, то на успех расчитывать не стоит. Мнемотехника для

дошкольников как раз помогает упростить процессзапоминания, развивать

ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более

того приёмы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя

приводят к обогащению словарногозапаса и формированию связной речи.

Структура мнемотехники

Как применять мнемотехнику в детском

саду?

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод

запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для

начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными

изображениями, которые обозначаютодно слово, словосочетание,

его характеристики или простое предложеие. Затемвоспитатель

усложняеи , демонстрируя мнемодорожки – это уже квадратиз

четырёх картинок, по которым можно составить небольшой

рассказ в 2-3 предложения. И, наконец самая сложная структура –

это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения

основных звеньев, в том числе схематические,по которымможно

запомнить и воспроизвестицелый рассказ или стихотворение.

Первоначально таблицы составляют воспитатели и родители,

потом к этому процессу можно подключить ребёнка, таким

образом , мнемотехника повлияет не толькона развитие памяти,

но и на фантазию, визуализацию образов ребёнком. Основные

приёмы запоминания мнемотехникиоснованы на ассоциациях,

логическом мышлении, наблюдательности.

Когда начинать заниматься

мнемотехникой?

Мнемотехникой можно начинать

заниматься с младшего возраста, но

рационально вводить её в занятия с 4 – 5

лет, когда у детей накоплен основной

словарный запас.

Где можно использовать мнемосхемы?

-

Обогащение словарого запаса

- Обучение пересказу

- Составление рассказов

- Разучивание стихотворений,

скороговорок, чистоговорок

- Отгадывание загадок

Обогащение словарного запаса.

Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы,

построенные на изображении последовательности процессов

умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола.

Детям с ЗПР сложно запомнить весь алгоритм действий,

придуманный взрослым, поэтому наглядные картинки ,

расшифрованные на занятиях и самостоятельно

пересказанные, позволяют ребёнку, каждый раз подходя к

умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизводить

этапы.

Для детей младшего и среднего дошкольного

возраста необходимо давать цветные

мнемотаблицы, т.к. в памяти у детей быстрее

остаются отдельные образы: лиса – рыжая,

мышка – серая, ёлочка – зелёная.

Дидактический материал в форме мнемотаблиц и

схем-моделей облегчает детям овладение

связной речью, делает рассказы, сказки, стихи

чёткими, связными и последовательными.

Для детей старшего возраста схемы желательно

рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать

внимание на яркость символических изображений

Составление рассказа о зиме.

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не

греет. В домах топят печки.Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных.

Детям нравятся зимние развлечения. Очень любят лепить снеговиков.

Пересказ сказки « Теремок»

Заучивание стихотворений.

В руки овощи берём,

Овощи на стол кладём.

Лук, морковка,кабачок,

Помидор,горох, лучок

.

Мнемотаблицы по стихотворениям и

загадкам.

Использование

моделирования

облегчает и ускояет

процесс запоминания и

усвоения текстов,

формирует

приёмыработы с

памятью. Дети легко

вспоминают, а потом

припоминают слова

Давай дружок, смелей

дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратился в толстый

ком,

И станет ком снеговиком,

Его улыбка так светла.

Два глаза,шляпа, нос,

метла.

Но солнце припечёт слегка –

Увы, и нет снеговика.

Мнемотаблица по стихотворениям и

загадкам.

Сидит дед в шубу одет,

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает… -Лук

На полянке возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он, а жильцов в

нём миллион… - Муравейник

Мнемотаблица на однокоренные слова.

Описательные рассказы по лексическим

темам.

Результаты.

У детей:

- расширяется круг знаний об окружающем мире,

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать

интересные истории,

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек,

скороговорок и загадок,

- словарный запас выходит на более высокий уровень,

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся

свободнодержаться перед аудиторией.

Считаю, что чем раньше учить детей рассказывать или

пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы –

модели, тем лучше подготовим их к школе, т.к. связная речь,

является важным показателем умственных способностей

ребёнка.

Таким образом:

постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя

к совместному творчеству ребёнка со взрослым.

Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию

связной речи у детей. Это прежде всего как начальная, наиболее

значимая и эффективная работа, т. к. использование

мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать

зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.



В раздел образования