Напоминание

«Использование элементов Суд-жок терапии при коррекции речевых нарушений у дошкольников»


Автор: Гончарук Екатерина Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №27 "Петушок"
Населённый пункт: Иркутская область, город Саянск
Наименование материала: Методическая разработка (проект)
Тема: «Использование элементов Суд-жок терапии при коррекции речевых нарушений у дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Использование элементов Суд-жок терапии при коррекции речевых нарушений у

дошкольников»

Продолжительность проекта: краткосрочный

Тип проекта: исследовательско-творческий

Участники: воспитанники старшей группы

Проблема: недостаточно развита мелкая моторика рук и уровень развития речи

Актуальность: Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия,

счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и

экономического развития любой страны. Сохранение и укрепление здоровья детей важно для всего

общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные

знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Одна из важных

задач современной школы – воспитание активной личности, сочетающей в себе нравственность,

разум, психическое и физическое здоровье. Необходимое условие полноценной жизни человека в

современном мире – овладение родным языком. Помочь ребенку научиться правильно и красиво

говорить, читать и писать на русском языке – основная задача школьного учителя – логопеда.

Одним из направлений коррекционно-развивающей работы является укреплению мышц и

совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием элементов Су - Джок терапии в

процессе коррекции речи. О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано

немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон, освещающих проблему

функциональных возможностей кистей рук детей, связь между степенью сформированности тонких

движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития. Хорошо развитая речь –

важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у

ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании

окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и

взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время

наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития.

Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности,

предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от

общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и

обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение

которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал

можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому

развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные

логопедические технологии. В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с

детьми привлекают всё большее внимание. Одной из нетрадиционных логопедических технологий

является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Основанная на традиционной

акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для

лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и

стопах. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит

человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах

соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. О том, что ум ребенка находится на

кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто

красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и

движения пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем

соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.

Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом.

На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и

различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за

движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной

близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук

«тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Поэтому Су-Джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с

целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

В настоящее время нетрадиционные приемы и средства работы с детьми привлекают всё большее

внимание. Су-Джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной

медицине, она считается одной из лучших систем самооздоровления. Для лечебного воздействия

здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах.

Цель проекта: коррекция речевых нарушения у детей с помощью использования Су – Джок

терапии.

Задачи:

- Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре

головного мозга.

- Использовать элементы Су-джок терапии на различных этапах работы и

этапах занятий по коррекции речи.

- Содействовать снижению двигательной и эмоциональной

расторможенности, нормализовать тонус.

- Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память,

внимание;

Продукт проектной деятельности:

-

Картотека

пальчиковых

игр

с

использованием

массажеров

Су-Джок;

- Картотека игр с использованием массажеров Су-Джок, направленных на развитие речи детей.

Ожидаемые результаты: Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике с использованием

Су-Джок; возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

Этапы реализации проекта:

1)

Подготовительный

- изучение научно-методической литературы по теме;

- подбор материала для внедрения данного приема;

- приобретение шариков «Су-Джок»

- знакомство детей с комплектом материалов Су-Джок;

2)

Деятельностный

Обучение детей в режимных моментах:

- массаж кистей рук шариком;

- массаж пальцев эластичным кольцом;

Использование упражнений и массажа:

- в непосредственно-образовательной деятельности, как пальчиковые гимнастики; как игры и

упражнения, направленные на развитие разных сторон речи;

Самостоятельная деятельность детей:

- ежедневный массаж шариками и колечками «Су-Джок»

3)

Завершающий

-

создание

картотеки

пальчиковых

игр

с

использованием

массажеров

Су-Джок;

- создание картотеки игр с использованием массажеров Су-Джок, направленных на развитие речи

детей;

- сбор фотоматериалов

Вывод:

После применения самомассажа шариками Су – Джок у детей повысилась речевая активность - это

проявилось в разучивании стихов, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких

сказок. Так же повысился интерес к дидактическим играм лексико – грамматического содержания.

Отмечается улучшение координации речи с движением, развивается мелкая моторика. Таким

образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих

сохранение и укрепление здоровья, развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка

и плодотворно воздействует на весь организм в целом.



В раздел образования