Автор: Гончарук Екатерина Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №27 "Петушок"
Населённый пункт: Иркутская область, город Саянск
Наименование материала: Методическая разработка (проект)
Тема: «Использование элементов Суд-жок терапии при коррекции речевых нарушений у дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Проект «Использование элементов Суд-жок терапии при коррекции речевых нарушений у
дошкольников»
Продолжительность проекта: краткосрочный
Тип проекта: исследовательско-творческий
Участники: воспитанники старшей группы
Проблема: недостаточно развита мелкая моторика рук и уровень развития речи
Актуальность: Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия,
счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и
экономического развития любой страны. Сохранение и укрепление здоровья детей важно для всего
общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные
знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Одна из важных
задач современной школы – воспитание активной личности, сочетающей в себе нравственность,
разум, психическое и физическое здоровье. Необходимое условие полноценной жизни человека в
современном мире – овладение родным языком. Помочь ребенку научиться правильно и красиво
говорить, читать и писать на русском языке – основная задача школьного учителя – логопеда.
Одним из направлений коррекционно-развивающей работы является укреплению мышц и
совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием элементов Су - Джок терапии в
процессе коррекции речи. О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано
немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон, освещающих проблему
функциональных возможностей кистей рук детей, связь между степенью сформированности тонких
движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития. Хорошо развитая речь –
важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у
ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании
окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и
взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время
наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития.
Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности,
предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от
общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и
обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение
которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал
можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому
развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные
логопедические технологии. В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с
детьми привлекают всё большее внимание. Одной из нетрадиционных логопедических технологий
является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Основанная на традиционной
акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для
лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и
стопах. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит
человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах
соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. О том, что ум ребенка находится на
кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто
красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и
движения пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем
соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом.
На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и
различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за
движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной
близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук
«тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
Поэтому Су-Джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с
целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
В настоящее время нетрадиционные приемы и средства работы с детьми привлекают всё большее
внимание. Су-Джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной
медицине, она считается одной из лучших систем самооздоровления. Для лечебного воздействия
здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах.
Цель проекта: коррекция речевых нарушения у детей с помощью использования Су – Джок
терапии.
Задачи:
- Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре
головного мозга.
- Использовать элементы Су-джок терапии на различных этапах работы и
этапах занятий по коррекции речи.
- Содействовать снижению двигательной и эмоциональной
расторможенности, нормализовать тонус.
- Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память,
внимание;
Продукт проектной деятельности:
-
Картотека
пальчиковых
игр
с
использованием
массажеров
Су-Джок;
- Картотека игр с использованием массажеров Су-Джок, направленных на развитие речи детей.
Ожидаемые результаты: Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике с использованием
Су-Джок; возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
Этапы реализации проекта:
1)
Подготовительный
- изучение научно-методической литературы по теме;
- подбор материала для внедрения данного приема;
- приобретение шариков «Су-Джок»
- знакомство детей с комплектом материалов Су-Джок;
2)
Деятельностный
Обучение детей в режимных моментах:
- массаж кистей рук шариком;
- массаж пальцев эластичным кольцом;
Использование упражнений и массажа:
- в непосредственно-образовательной деятельности, как пальчиковые гимнастики; как игры и
упражнения, направленные на развитие разных сторон речи;
Самостоятельная деятельность детей:
- ежедневный массаж шариками и колечками «Су-Джок»
3)
Завершающий
-
создание
картотеки
пальчиковых
игр
с
использованием
массажеров
Су-Джок;
- создание картотеки игр с использованием массажеров Су-Джок, направленных на развитие речи
детей;
- сбор фотоматериалов
Вывод:
После применения самомассажа шариками Су – Джок у детей повысилась речевая активность - это
проявилось в разучивании стихов, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких
сказок. Так же повысился интерес к дидактическим играм лексико – грамматического содержания.
Отмечается улучшение координации речи с движением, развивается мелкая моторика. Таким
образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих
сохранение и укрепление здоровья, развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка
и плодотворно воздействует на весь организм в целом.